Система коррекционной работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста
статья по логопедии по теме

Степанова Светлана Анатольевна

     Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое речевое расстройство отражается на деятельности и поведении ребёнка. Недостатки речи обнаруживаются при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости. Особенно важное значение имеет чистое произношение звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной речи.

   Письменная речь в отличие от устной  формируется только в условиях целенаправленного обучения. Начальный период обучения грамоте представляет собой воспитание сложного единства, включающего представление об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинестетическом образе слова.

   Работая в детском саду, особое внимание уделяется пропедевтике дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon disgrafiya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нём принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня её развития.

     В последнее время дисграфия стала довольно распространённой проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характера, например: пропуски букв и слогов, недописывание окончаний слов, внесение лишних букв или слогов в слова, перестановка букв или слогов, смешение букв или элементов букв и т.д.

     Нередко учителя объясняют наличие подобных ошибок неумением или нежеланием ребёнка сосредоточиться, недостаточным вниманием, небрежным отношением к работе. Отмечая рассеянность и невнимание этой группы детей, учитель оказывается формально прав, но вывод он делает неверный.

В основе возникновения стойких и повторяющихся «нелепых» ошибок лежат не личностные особенности ребёнка, а серьёзные объективные причины: несформированность психических и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи и пр. Это не вина ребёнка («может, но не хочет»), а его беда («хочет, старается, но не может»).

     У таких детей часто отмечаются нарушения слухового и/или зрительного внимания, восприятия и памяти, затруднения переключения с одного вида деятельности на другой.

При несформированности слухового внимания и памяти дети с трудом удерживают в памяти ряд из 4 – 5 слов, затрудняются в воспроизведении предложения из 4 – 5 слов. Они плохо воспринимают речь учителя, обращённую ко всему классу.

     Несформированность зрительного внимания, восприятия и памяти препятствует правильному чтению. Дети допускают большое количество ошибок при списывании, не умеют пользоваться образцами, данными на доске или в учебнике.

     При несформированности фонематического восприятия дети затрудняются в овладении слоговым и звукобуквенным анализом.                  

      Они делают большое количество специфических ошибок: пропуски, недописывание букв и слогов («огромый горд» - вместо огромный город, «пили» - вместо пилили и т.д.); наращивание слов  лишними буквами и слогами («голобокая» - вместо глубокая); перестановки букв или слогов внутри слова (иногда – «игонда»); грубое искажение слов (на охоте – «на отух», вместо храбрый – «хабаб»); слитное написание слов и т.д.

     При несформированности фонематического слуха дети затрудняются в различении фонем родного языка. Это проявляется в виде смешения букв по звонкости и глухости (прыгает – «прыкает»), по акустико-артикуляционному сходству (пахучий – «пакучий») и др.

     При несформированности пространственного восприятия в письменных работах учеников довольно часто встречаются ошибки на смешение элементов некоторых букв, например, т – п, б – д, и – у и т.д.

     При несформированности слухового восприятия дети заучивают правило, но не могут использовать его не письме. Они не слышат ударную и тем более безударную гласные, поэтому затрудняются в подборе проверочных слов. Следовательно, знание правил этим детям не помогает.

 Лексический запас этой группы детей отличается бедностью и неточностью.

     В настоящее время педагоги пришли к выводу, что профилактику дисграфии нужно проводить как можно раньше, с того момента, когда ребёнок только начинает знакомиться с графическим изображением букв.

     Буквы (графемы) являются графическим обозначением обобщённых звуков (фонем) нашей речи, поэтому ознакомление с ними возможно только после предварительной тренировки в выделении звука, уточнении его произношения и различения его в сочетаниях с другими звуками, т. е. когда учащиеся начнут осознавать не отдельные звуки речи, а обобщённые – фонемы.

Каждая буква должна быть тщательно и всесторонне изучена, что предполагает:

восприятие общей формы буквы;

изучение состава буквы (её элементов и их расположения);

сравнение буквы с другими уже знакомыми детям графемами.

Основное занятие ребёнка дошкольного возраста – игра. В логопедическую коррекцию включается множество занимательных заданий и игр, которые развивают речь и мышление у детей и помогают лучше запомнить начертание букв. В логопедическую коррекцию включаются задания разных уровней.

Работа с буквами.

 Игра с пластилином.

Слепите вместе с детьми буквы из пластилина, а затем прикрепите их на гладкие дощечки, которые можно позже использовать для тактильного исследования. Попросите ребёнка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква. Дома ребёнок может вместе с мамой вылепить буквы из теста, а потом испечь из них печенье.

Игра со счётными палочками или мозаикой.

Дети с удовольствием выкладывают буквы из счётных палочек или мозаики.

Ниткография.

С помощью толстой шерстяной ниткой или верёвочки можно изобразить букву на кусочке фланели. Этот метод называется «ниткография».

Буквы из проволоки.

Взрослый может научить малыша делать буквы, изгибая тонкую проволоку в разных направлениях. Буквы из проволоки сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с ребёнком можно сочинять забавные истории из жизни букв.

Играя в эту сказочную игру, ребёнок будет с интересом учиться читать, складывая свои первые буквы в слоги.

Лучше подбирать сочетания букв, которые имеют определённое значение, - короткие слова или звукоподражания.

Например:

АУ – кричат в лесу, когда заблудились;

УА – плачет малыш;

ИА – кричит ослик;

АХ – говорят, когда удивляются;

ОХ – говорят, когда что-то болит;

УХ – говорят, когда тяжело что-то нести и т. д.

Рисование букв по ассоциации.

«На что похожа буква?»

Например, «П» - ворота, перекладина, «Г» - вешалка, «Ч» - стул, «О» - похожа на обруч, «Ж» на жука и т.д. Букву М можно соотнести с буквой, изображённой на станции метрополитена, А и Т соответственно – на остановках автобуса и троллейбуса.

Может быть изготовлена своеобразная азбука в картинках, где буквы можно изобразить похожими на предметы.

Занятия на прогулке.

На прогулке нарисуйте палочкой на земле буквы и слоги или выложите их из шишек, камешков, желудей или прутиков. Нарисованные на земле буквы можно читать, одновременно шагая по ним.

Игра с красками, водой и крупой.

Предложить ребёнку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы (можно в виде бордюра). Можно вместо краски, смочив указательный палец в воде, нарисовать буквы на поверхности стола. Или насыпать манку на поднос и написать букву. Не забывайте также о цветных мелках, которыми можно рисовать на доске или асфальте. Большое удовольствие доставляет детям рисование на запотевшем окне.

Развиваем тактильные ощущения.

Для того чтобы ребёнок лучше запомнил графический образ букв, полезно научить его узнавать буквы тактильным способом.

Для этого взрослый указательным пальцем «рисует» букву на руке, щеке или спине малыша. Если ребёнок уже немного читает, он может тактильно «прочитать» короткое слово из двух-трёх букв.

Рисуем буквы в воздухе.

Интересно и полезно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя. Причём в одном варианте рисует взрослый, а ребёнок отгадывает букву, а в другом, наоборот, рисует ребёнок, а отгадывает взрослый. Также можно встать перед большим зеркалом и «читать» с ребёнком буквы, глядя в своё отражение, иначе все ассиметричные буквы будут «смотреть» не в ту сторону. Если у вас нет подходящего зеркала, загадайте ребёнку начертательные загадки, используя лишь симметричные буквы, а именно: А, О, Д, Ж, Л, М, Н, П, Т, Ф, Х, Ш.

Найди  букву.

Можно предложить детям выбрать нужную букву среди других, разного цвета и размера. Или найти букву на картинке. К буквам, выставленным на наборном полотне, подобрать такие же у себя на столе и т.д.

Сложи букву.

Предложить детям собрать букву из двух частей (четырёх частей).

Узнай и дорисуй букву.

Зачеркни неправильную букву и т.д.

Работа со слогами.

  1. Придумывание слов, содержащих заданный слог в определённой позиции (начало, середина, конец слова).
  2. Составление слоговых схем.
  3. Составление слога по картинкам (например, при изображении мака и одуванчика слог образуется из первых звуков этих слов «мо»).
  4. Составление слогов их разрезной азбуки.
  5. Изменение порядка звуков в слоге (назвать получившийся слог).
  6. Выбор из слогового ряда только тех слогов, которые начинаются на гласный звук.
  7. Выбор из предложенного ряда только слогов, заканчивающихся гласным звуком.

Работа со словами.

  1. Отгадывание ребусов.
  2. Деление слов на слоги с выделением ударного слога.
  3. Подбор слов к звукослоговым схемам.
  4. Составление слова по начальным (по последним) звукам. «Цепочки слов».
  5. Составление из двух слов одного («пар и воз – паровоз») и т.д.

Работа со словосочетаниями.

  1. Подбор прилагательных (признаков предмета) к заданному слову.
  2. Подбор предметов к прилагательному.
  3. Сочетания предметов и действий предметов: подбор глаголов к заданному существительному («Что можно сделать с морковью?» - «Съесть, посадить, выкопать, порезать, потереть и т.д.»).
  4. Сочетание существительного с числительным.

Работа с предложением.

  1. Составление схем предложений.
  2. Составление предложений по схемам.
  3. Составление предложений с заданным количеством слов.
  4. Распространение предложений.
  5. Работа с деформированным предложением.

Работа с текстом.

  1. Составление рассказа по сюжетной картине, по серии картин, по началу или концу текста, по опорным словам.
  2. Работа с деформированным текстом.
  3. Пересказ текста.
  4. Сочинение сказок, рассказов.

Помимо традиционных методов и приёмов коррекции и профилактики дисграфии здесь полезны занятия по фонетической ритмике.

Это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Занятия по фонетической ритмике помогают не только исправить недостатки звукопроизношения и нормализовать речевое дыхание, ритм, темп и слитность речи, голос, интонацию, но и обогатить словарный запас, расширить кругозор ребёнка, развить межанализаторные связи, что в совокупности способствует преодолению и профилактике возможных затруднений в чтении и письме.

Таким образом, своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, выбор оптимальной стратегии коррекционного процесса, проведение специально организованного обучения в условиях детского сада позволяет не только исправить речевое нарушение, но и полностью подготовить их к обучению в школе.

Используемая литература:

1. Каше Г. А. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). М.: «Просвещение» 1978

2. Садовникова И. Н.  «Нарушения письменной речи у младших школьников. М.: Просвещение, 1989

3. Правдина О. В. Логопедия. Учебное пособие для дефектологов. М.: Просвещение, 1969

4. Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. М.: Изд. Книголюб, 2003

5. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М. : «Гном – Пресс», 1999

6. Новиковская О. А. Программа развития и обучения дошкольника. Найди букву. Профилактика дисграфии. СПб.: Изд. Дом «Нева», 2003

7. Новиковская О. А. Программа развития и обучения дошкольника. Сложи букву. СПб.: Изд. Дом «Нева», 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста".

quot;Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста".Примерные виды игр совместной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.        В работе...

Презентация "Игры и упражнения по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста"

         Одним из нарушений речевого развития является дисграфия. Дисграфия представляет собой нарушение письменной речи. Письменная речь – это графически оформленная у...

Статья. Кинезиологические упражнения как средство профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста.

Этот материал рассчитан на родителей детей старшего дошкольного возраста. О пользе простых упражнений для развития ребенка....

Система работы по профилактике заикания у детей дошкольного возраста

Материал содержит систему работы по предупреждению появления заикания у детей дошкольного возраста, которая опирается на технологии здоровьесбережения. Представлены анкеты для выявления факторов риска...

Основные направления работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

Основные направления работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста...

Система консультативной работы с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Методическая разработка посвящена организации и проведению системной консультативной работы с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста по профилактике  детского дорожно-т...