Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Меркульева Валентина Александровна

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.

        В работе представлена методика комплексного изучения  общефункциональных  механизмов  речевой деятельности в структуре формирования навыка счета у детей с теми или иными проблемами в развитии. Предложенная методика позволит своевременно выявить факторы риска возникновения дискалькулии у дошкольников. В работе описаны направления, содержание и приемы работы по профилактике данного нарушения, приведены конкретные результаты использования данной методики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx77.34 КБ

Предварительный просмотр:

                               

                             

               Коррекционная работа по профилактике дискалькулии

у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 посредством развития психических процессов

                                                                             Меркульева Валентина Александровна

Воспитатель логопедической группы

                                                                     

                                                                      г. Алейск

                                                              -2013 -

        Введение.

        Дискалькулия ( дис- + лат. calculo считать) – частичное нарушение способности производить арифметические действия.

                Нарушения в овладении счетными операциями (эволюционная дискалькулия) часто обнаруживаются в группе  детей с трудностями в усвоении обучающей программы: у детей с нарушениями интеллекта, с сенсорными и моторными нарушениями, у детей с тяжелыми нарушениями речи. Дискалькулия у детей проявляется в целом комплексе симптомов, важнейшими из которых являются:

- недостаточное овладение математическим словарем;

- неправильное называние чисел;

- неточное представление о графической структуре;

- механическое воспроизведение порядка следования чисел;

- трудности определения места числа в ряду натуральных чисел;

- недостаточное знание состава числа;

- трудности усвоения правил образования числа;

- трудности усвоения отношения числа к его соседям;

- несформированностью количественных отношений чисел;

- элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а на внешние действия, используют «ручной» способ счета);

- мыслительные операции носят преимущественно конкретный характер (А. Гермаковска, Ю.Г. Демьянов, М.В. Ипполитова и др.).

        Таким образом, затруднения у детей с дискалькулией носят комплексный характер и проявляются практически во всех аспектах математических знаний, умений и навыков у дошкольников и младших школьников. Дискалькулия у детей не является избирательным, изолированным расстройством. Во многих случаях оно сопровождается  нарушениями  чтения (дислексией), письма (дисграфией, дизорфографией). В настоящее время стало очевидным, что для успешного овладения даже элементарными математическими операциями необходим целый комплекс психологических предпосылок. В связи с этим методика коррекции дискалькулии носит комплексный характер и включает следующие направления:

  • Формирование восприятия и представлений различной модальности (зрительно-пространственных, временных представлений, слухового восприятия).
  • Развитие ручной моторики, пальцевого гнозопраксиса.
  • Формирование зрительной моторики.
  • Формирование зрительно – моторной, слухомоторной координации и ритма.
  • Коррекция нарушений симультанного (одновременного) и сукцессивного (последовательного) анализа и синтеза, мыслительных операций сравнения, обобщения.
  • Формирование способности к символизации.
  • Развитие логических операций сериации, классификации, способности к умозаключениям.
  • Формирование речевых предпосылок овладения математическими знаниями, умениями и навыками.
  • Интеграция речевых и неречевых функций в процессе выполнения математических заданий.

Актуальность и перспективность.

          Столкнувшись с проблемой дискалькулии, автор обнаружил, что эта тема очень узко освещена. Лишь несколько современных  ученых и педагогов в российском образовании публикуют свои исследования в данной области.

          Автор, работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, с уверенностью может сказать, что математические представления у таких детей отличаются своеобразием. Эти дети имеют практические навыки счета, могут выполнить сравнение численности групп предметов, действия сложения и вычитания. Однако, их знания о множестве, числе и счете неустойчивы, требуют постоянной зрительной опоры. Недостаточно обобщенный сенсорный опыт затрудняет расширение и углубление знаний о зависимостях и отношениях между величинами. Отсутствие комментирования математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения действий.

          Словесное сопровождение хода выполнения задания значительно снижает темп работы. Трудности в речевом регулировании деятельности препятствуют самостоятельному исправлению ошибок, формированию самоконтроля. Дети не могут проконтролировать одновременно речевую и практическую деятельность. Так, сосредоточившись на припоминании следующего числа, они забывают, какие предметы уже пересчитали.

          Дошкольники испытывают трудности в понимании инструкции к заданию, смысла математических терминов, не могут включить в речевое высказывание известные им математические фразы.

          Несмотря на то, что дети умеют создавать сериационный ряд по величине, различают длину, ширину и высоту предмета, им тяжело оперировать имеющимися знаниями, включать их в более сложную деятельность. Знания о величине предполагают обозначение полученных результатов сравнения по протяженности. Поскольку для этого необходимо использовать в речи различные формы имен прилагательных, что для дошкольников с нарушениями речи крайне трудно, они не могут назвать величину предмета.

             Представления о форме у данной категории детей сформировано недостаточно. Наблюдаются трудности в речевом оформлении имеющихся знаний и включении их в понятийный аппарат. Дети ошибочно дифференцируют сходные геометрические фигуры, так как обобщение идет не на основе существенных признаков выделения свойств и анализа частей, а с опорой на зрительное восприятие.

          Наблюдается отставание в восприятии пространственных отношений между предметами. Так, сравнительно близко расположенные друг к другу предметы воспринимаются ими как непрерывность. При распознавании пространственных отношений дети старшего дошкольного возраста с нарушением в развитии речи часто пользуются приемом контактной близости, то есть отражаемое пространство для них еще диффузно. Испытывают трудности в определении местоположения предмета и его отношение к себе и другим предметам.

               Они понимают значение основных, наиболее часто употребляемых предлогов и наречий. Однако затруднено активное использование этих частей речи в произвольном высказывании, что осложняет осмысление и оценивание расположения объектов и отношений между ними. Эти дети не осваивают словесную систему отчета по основным пространственным направлениям.

         Характеризуя восприятие времени дошкольниками, можно сказать, что в целом они понимают смену событий, их периодичность, определяют основные признаки временного интервала. Несмотря на это, представление о времени у них бедное, поверхностное, поскольку не сформировано умение строить связные высказывания о содержании деятельности в определенный отрезок времени, нет способов оценки разных сторон времени, необходимых для регулирования своей собственной деятельности. Они не объясняют причинно – следственные временные связи, не понимают смысла слов, обозначающих относительные временные отношения (вчера, сегодня, завтра).

         При выполнении знакомых математических заданий детям требуется не только организующая и направляющая помощь, но и частичный разбор выполняемых действий, упрощение задания и часто полный совместный разбор, а также совместное выполнение всего задания. Они не умеют пользоваться словесными образцами, не опираются на них при построении фразы, затрудняются осуществить перенос на аналогичное задание. Большинство детей не могут запомнить инструкцию, удержать в памяти вербальную организацию практического задания. Это осложняет не только обучение математике, но и формирование навыков учебной деятельности.

        Таким образом, детей  с ОНР смело можно отнести в «группу риска», нуждающейся в профилактике дискалькулии, во избежание возможных отклонений в формировании счетной деятельности, нарушений в овладении математической терминологией, в понимании математической символики и т. п.

Классификация дискалькулии.

Kosc L. выделяет несколько форм дискалькулии:

  1. Вербальная дискалькулия, которая проявляется в нарушении словесного обозначения математических понятий.

          Как показывают исследования, для профилактики вербальной дискалькулии значимыми являются: формирование математических представлений и закрепление этих представлений в речи; формирование понимания слов, обозначающих математические понятия; умение пользоваться математической терминологией. Работа по предупреждению дискалькулии включает также формирование пространственного восприятия; развитие зрительной и слуховой памяти; овладение лексико-грамматическим строем речи; развитие слухового восприятия; формирование восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений.

  1. Практогностическая дискалькулия, при которой имеется расстройство системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов.

          Для профилактики практогностической дискалькулии значимыми являются: формирование представлений об образе предмета и его символическом изображении; формирование счетных навыков; словесное обозначение системы счисления; понимание последовательности счета; называние итога счета и соотнесение его с количеством пальцев; развитие зрительно-пространственного восприятия; развитие моторики и зрительно-двигательной координации; развитие зрительной и слуховой памяти и лексико-грамматического строя речи.

  1. Дислексическая дискалькулия, в основе которой лежит нарушение чтения математических знаков.

       Для профилактики дислексической дискалькулии значимым является: формирование зрительного образа математических знаков, геометрических фигур; развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений, представлений об образе цифр и математических знаков и отражение понимания в речевой деятельности; развитие зрительной и слуховой памяти; развитие аналитико-синтетической деятельности; понимание математической терминологии.

  1. Графическая дискалькулия, которая проявляется в нарушении записи математических знаков и правильного воспроизведения геометрических фигур.

          Для профилактики графической дискалькулии значимым является: развитие ручной моторики; ориентировка в пространстве и на плоскости; развитие слухо-зрительно - двигательной координации; формирование представлений об образе предмета и его символического изображения; развитие зрительного восприятия; понимание математической терминологии; формирование аналитико-синтетической деятельности; развитие зрительной и слуховой памяти.

  1. Операциональная дискалькулия, которая связана с неумением выполнять математические операции.

          Для профилактики операциональной дискалькулии значимым является: формирование счетной деятельности; умение выполнять действия сложения и вычитания; понимание математической терминологии; развитие слухового и зрительного восприятия; умение пользоваться символикой; развитие аналитико-синтетической деятельности; развитие лексико-грамматического строя речи; развитие зрительной и слуховой памяти.

          Автор заметил, если дети не понимают и не используют в практической деятельности математический словарь, то коррекционная работа с ними будет направлена на профилактику всех видов дискалькулии. Если они не могут классифицировать геометрические фигуры по цвету, форме, величине, то это может привести к вербальной, дислексической, графической дискалькулии. Непонимание детьми способов увеличения или уменьшения чисел – фактор риска возникновения операциональной дискалькулии. Непонимание состава числа из двух меньших, незнание цифр детьми старшего дошкольного возраста, неумение найти место числа среди других натуральных чисел, назвать последующее или предыдущее число является фактором риска появления графической, дислексической и операциональной дискалькулии. Если дети недостаточно хорошо ориентируются в пространстве, на плоскости стола или тетради, можно предположить возникновение  у них в будущем  практогностической, вербальной, графической дискалькулии. Неумение оперировать математическими знаками может привести к операциональной, дислексической и графической дискалькулии.

Формирование речевых предпосылок овладения математическими знаниями, умениями и навыками.

         Одна из главных целей этого направления коррекции – овладение детьми речевыми средствами, способствующими усвоению математических умений и навыков. В связи с этим определяются следующие задачи профилактики дискалькулии:

  1. Стимулирование экспрессивной речи ребенка, актуализация потенциальных речевых возможностей, формирование положительной мотивации речевого общения, речевой активности, желания вербализовать свои наблюдения и впечатления.
  2. Расширение и уточнение словарного запаса, необходимого для формирования математических знаний, умений, навыков, математических понятий:
  • Уточнение понимания глаголов и умения использовать их в математических операциях (например: объединить, прибавить, отнять, измерить, разделить и д.).
  • Существительных, используемых как в повседневной жизни, так и в математике (например: размер, форма, длина, действие, результат, целое, часть, сравнение и т.д.).
  • Специфической элементарной математической терминологии, т.е. вербальных обозначений таких элементарных математических понятий как сумма, слагаемое, вычитаемое, разность, уменьшаемое.
  1. Развитие представлений об антонимии: дифференциация качественных прилагательных по противопоставлениям (большой – маленький, длинный – короткий, широкий – узкий, равный – неравный, высокий – низкий, тяжелый – легкий и др.); дифференциация глаголов противоположного значения (соединить – разъединить, прибавить – отнять, купить – продать, давать – брать и др.).
  2. Развитие представлений о синонимии.
  3. Формирование понятийного компонента значения таких слов, как форма, плоскость, размер, цвет и др.
  4. Дифференциация речевых обозначений временных, пространственных отношений с помощью следующих предлогов и наречий места, времени, количества: там, здесь, туда, куда, сначала, потом, раньше, позже, тогда, вчера, сегодня, завтра, много, мал, больше, меньше, одинаково, столько же и др.
  5. Правильное использование речи при описании  действий, которые осуществляют дети при манипуляции с конкретными предметами в процессе математической деятельности.
  6. Коррекция нарушений понимания и употребление сложных логико-грамматических конструкций и сложноподчиненных предложений.
  7. Развитие связной речи.

Комплексный подход  в работе по профилактике счетной деятельности (дискалькулии) у дошкольников с ОНР.

          Как было отмечено ранее, дискалькулия обнаруживает себя на начальной стадии обучения счету. Интерес к проблеме предупреждения специфических нарушений счета у детей обусловлен тем, что счет как деятельность,  имеет большое значение в жизни любого ребенка.

             При создании технологии профилактики дискалькулии у дошкольников с ОНР автор строит свою работу, основываясь на комплексном подходе. Математическое развитие проводится:

- в повседневной жизни: создание ситуаций заинтересованности детей друг другом, необходимая помощь при этом, организация коллективной деятельности с математическим содержанием;

- в специальных играх и упражнениях, направленных на развитие представлений о себе, об окружающих взрослых и сверстниках, о системе социальных отношений;  на овладение средствами взаимодействия (кооперации и пр.);

- в обучении сюжетно-дидактическим и театрализованным играм (режиссерским и играм-драматизациям), где выявление, осознание и воссоздание количественных, величинных, пространственно-временных отношений становится целью и средством деятельности;

- на занятиях рисованием, лепкой, конструированием, ручным и хозяйственно-бытовым трудом за счет усиления их элементарным математическим содержанием;

- на специальных занятиях по математическому развитию детей;

- на комплексных игровых занятиях, где одновременно используются вербальные, графические и образно-двигательные знаки для выражения одного математического содержания;

- в работе по развитию речи (обучение словесному отчету о выполненных действиях, составлению рассказов «из личного опыта», рассказыванию текстов арифметических задач, сочинению текстов с элементарным математическим содержанием при выполнении ролей в сюжетно-дидактических и театрализованных играх);

- во время индивидуальной работы с детьми из группы риска по дискалькулии, которая строится по специально созданной для каждого ребенка индивидуальной программе математического развития. При этом основное внимание обращается на восполнение «пробелов» в формировании количественных, временных, пространственных, величинных и геометрических представлений в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей. На основе восприятия, протекания наглядно-образных операций, о наличии дефектов целенаправленности поведения и организации счетной деятельности и т. д. проводится индивидуальная работа с детьми по профилактике дискалькулии.

        Таким образом, процесс математического развития имеет игровую основу. Игры – занятия – ведущее средство математического развития детей дошкольного возраста. При организации игр-занятий с математическим содержанием необходимо соблюдать ряд требований, значимых, по мнению автора, для их результативности:

- планировать каждое занятие необходимо в единстве развивающих, воспитательных и коррекционных задач;

- планировать занятия по времени в целом и отдельных его частей следует в соответствии с логикой формируемых математических представлений;

- содержание занятия должно включать разные виды детской деятельности;

- методы и приемы обучения отбираются таким образом, чтобы обеспечивать смену видов деятельности детей в процессе игры-занятия;

- каждое групповое и индивилуальное игровое занятие должно обладать структурной четкостью и завершенностью;

- на занятии следует использовать наглядности в соответствии с педагогическим замыслом, содержанием и индивидуальными психофизическими особенностями развития детей;

- эмоциональная насыщенность – одна из основных характеристик любого игрового занятия;

- в процессе занятия требуется соблюдать санитарно - гигиенические нормы.

           Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что    логопедическая            работа по профилактике дискалькулии у дошкольников с ОНР основывается на комплексном подходе. Такой подход предполагает интеграцию счетной деятельности во взаимосвязи с коррекционно-логопедической работой по различным направлениям: развитие и коррекция речи, игровая деятельность, изобразительная, конструктивная, трудовая, музыкальная, учебная и др.

Организация коррекционной работы по профилактики дискалькулии у детей с нарушениями речи.

              Исследование данной проблемы проведено в условиях логопедической группы для детей с нарушениями речи дошкольного образовательного учреждения №18 г. Алейска.

          Для организации работы по профилактике дискалькулии автор предлагает технологии взаимодействия, основанные на игровой и предметно – практической деятельности, направленные на профилактику определенного вида дискалькулии, с учетом этапов математического развития. Переход с одного этапа работы на другой зависит от результатов обследования ребенка.

Первичное обследование математических знаний и умений детей при поступлении в логопедическую группу.

  • Проведение диагностики.

            Автор предложил каждому ребенку выполнить задания  и по результатам выполнения проставил баллы:

0 – не приступил  к выполнению задания или действовал случайным образом; ребенок не воспринимал помощи со стороны, не понимал смысла задания.

1 – сделана правильная попытка выполнения задания; ребенок воспринимал помощь со стороны, мог использовать ее для выполнения задания.

2 – задание правильно выполнено самостоятельно.

Затем был определён   уровень успешности по формуле:

УУ= (n × 100%): n max 

Где УУ – уровень успешности;

n – общее количество баллов, набранных ребенком по данному тесту;

n max – максимальное количества баллов: в нашем случае для входного и итогового  тестов оно составляло по 20 баллов.

УУ от 80 до 100% - высокий уровень;

УУ от 65 до 79 %– нормальный уровень;

УУ от 50 до 64,9% – ниже среднего;

УУ от 49,9% и ниже – низкий уровень.

Фамилия,

имя ребенка

Номер задания теста

Уровень успешности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Вова Л.

1

1

1

1

0

1

0

1

0

0

30%

2

Альбина К.

1

1

0

0

0

0

0

0

1

0

15%

3

Алина Л.

2

1

0

0

1

0

1

0

1

0

30%

4

Владик Ж.

2

2

1

1

0

2

1

1

1

1

60%

5

Андрей П.

1

0

1

1

0

1

0

0

0

0

20%

6

Валера А.

2

1

0

0

1

0

1

0

1

0

30%

7

Маша Б.

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

35%

8

Кирилл М.

2

1

1

1

1

1

0

0

0

1

40%

9

Ваня У.

1

0

0

0

1

0

0

0

0

0

10%

10

Даниил Г.

2

1

2

1

1

2

2

1

1

2

75%

11

Марина М.

0

1

0

0

0

1

0

0

0

0

10%

12

Ирина М.

1

1

1

1

0

0

0

1

0

0

25%

% выполнения задания

66,6%

45,8%

33,3%

29.1%

25%

37,5%

25%

16,6%

20,5%

16,6%

               Составленная по результатам таблица, позволила автору не только определить успешность (уровень математического развития) детей, но и получить информацию  качественного характера, т. е информацию о том,  какие виды заданий в группе усвоены в меньшей мере успешно и требуют дополнительной работы, а какие  - в большей мере успешно.

             Анализируя результаты, автор уверенно может сказать, что у всех тестируемых детей, кроме двух, имеются серьезные предпосылки развития разных видов дискалькулии.

Направления и содержание первого этапа логопедической работы  по профилактике дискалькулии у дошкольников.

          Учить детей понимать речевые конструкции и обобщающие слова, употребляемые взрослым в процессе показа действий математического содержания, в соответствии с возрастными нормами и программными требованиями.

   Развивать диалогическую речь детей в процессе выполнения ими математических заданий, умение задавать вопросы и отвечать на них, понимать вопросы типа: «Чего больше (меньше)?», осознанно использовать в ответах слова больше, меньше, поровну.

           Учить детей презентовать результаты практической деятельности в речевой форме; развивать коммуникативную функцию речи, связную речь детей.

                  Развивать словарный запас детей, вводя в их лексический оборот слова много - мало, один – ни одного – по одному; поровну, меньше – больше; сколько, столько же; круг, квадрат, треугольник, шар, куб; вперед – назад, вверх – вниз, справа – слева, а также обобщающие понятия по родовидовому и качественному признакам (форма, цвет, величина).

          Развивать лексико – грамматический строй речи детей: учить образовывать множественное число существительных (гриб – грибы); согласовывать числительное с существительным (один гриб, одна морковь, одно яблоко); согласовывать прилагательное с существительным в роде (красный дом, красная лента, красное платье); в числе (большой кубик – большие кубики); добиваться активного овладения детьми грамматическими формами единственного и множественного числа разных частей речи.

          Учить детей сравнивать количество предметов в двух группах, используя приемы наложения и приложения.

      Учить детей уравнивать количество предметов в двух группах двумя способами: добавляя предметы в меньшую или убирая их из большей.

          Учить сравнивать предметы по размеру и выражать результат сравнения словами.

         Распознавать и называть круг, квадрат, треугольник.

         Осуществлять простейшую ориентировку в пространстве.

         Развивать слуховое внимание, зрительную память и чувство ритма.

         Развивать ручную моторику (пальчиковая гимнастика).

Коррекционная работа на втором этапе.

Фамилия,

имя ребенка

Номер задания теста

Уровень успешности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Вова Л.

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

60%

2

Альбина К.

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

55%

3

Алина Л.

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

55%

4

Владик Ж.

2

2

2

1

1

2

2

2

1

1

80%

5

Андрей П.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

50%

6

Валера А.

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

55%

7

Маша Б.

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

60%

8

Кирилл М.

2

2

1

2

1

1

1

2

1

1

70%

9

Ваня У.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

50%

10

Даниил Г.

2

1

2

1

2

2

2

2

1

2

85%

11

Марина М.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

50%

12

Ирина М.

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

55%

% выполнения

задания

87,5%

62,4%

58,3%

58,3%

54,1%

58,3%

58,3%

62,5%

50%

54,1%

Вывод: исходя из результатов обследования, автор отмечает, что коррекционная работа по устранению предпосылок развития дискалькулии на первом этапе имела положительный результат. Но, тем не менее, дети еще нуждаются в комплексном воздействии и развитии всех психических процессов, отвечающих за  математические представления и навыки.

Направления и содержание второго этапа логопедической работы по профилактике дискалькулии у дошкольников.

   Продолжать развивать диалогическую речь детей в процессе выполнения математических заданий, умение задавать вопросы и отвечать на них: «Сколько у тебя? У тебя больше, чем у меня. У тебя три». Учить употреблять в речи числительные.

      Расширять словарный запас детей: числительные до пяти; больше (меньше) на один; больше (меньше), чем…; высокий – низкий и т.д.; овал,

прямоугольник,  трапеция, цилиндр; направления движения. Расширять их     антонимический словарь.

      Развивать коммуникативную функцию речи детей, связную речь.

             Продолжать развивать лексико-грамматический строй речи детей: образование множественного числа существительного (гриб – грибы); согласование существительного с числительным в роде, числе и падеже (одна машина – нет одной машины, один мяч – нет одного мяча).

          Учить детей обозначать количество цифрой и записывать число.

          Развивать слуховое восприятие детей, учить их считать звуки и движения.

               Добиваться усвоения детьми количественного и порядкового счета в пределах пяти с опорой на наглядный материал.

           Учить детей сравнивать числа на основе сопоставления соответствующих групп предметов (четыре больше, чем три).

      Учить детей сравнивать предметы по размеру, упорядочивать группы предметов по размеру.

          Учить детей распознавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и уметь изображать их.

           Развивать у детей конструктивный праксис.

    Развивать ручную моторику детей (пальчиковая гимнастика, массаж с использованием природного материала), их зрительно – двигательную координацию.

            Продолжать учить детей дифференцировать пространственные представления.

          Развивать зрительную и слуховую память детей.

            Учить детей воспринимать и воспроизводить ритмические рисунки.

Коррекционная работа на третьем этапе.

Направления и содержание третьего этапа логопедической работы по профилактике дискалькулии у дошкольников.

      Знакомить детей с арифметически выражениями, продолжать учить их оформлять результаты практической деятельности в речевой форме.

        Учить детей понимать условие задачи и ее вопрос. Учить их сравнивать содержание задачи с рассказом, находить отличия. Учить составлять задачи.

        Продолжать расширять словарный запас детей: числительные до десяти, количественный и порядковый счет в пределах десяти; целая часть – половина; предыдущее число – последующее число, …по счету; многоугольник; названия дней недели, месяцев, частей суток, времен года; математические знаки плюс, минус, равно. Расширять антонимический словарь детей за счет понятий высокий – низкий, мокрый – сухой, пришел – ушел, вверх – вниз и т.д.

                Учить детей использовать грамматические конструкции: широкая, шире, еще шире и самая широкая и т. п.

            Развивать активный и пассивный словарь детей.

    Продолжать развивать лексико – грамматический строй речи: учить согласовывать порядковые числительные с существительными в роде, числе и падеже (пятое яблоко, пятая конфета, нет пятого автобуса).

    Развивать слуховое восприятие: считать звуки, движения, определять направление звука, различать детей по голосу и т.д.

        Учить детей использовать количественный  порядковый счет в пределах десяти (в прямом и обратном порядке), а также начинать счет с любого числа числового ряда и заканчивать любым числом.

     Учить детей сравнивать рядом стоящие числа в пределах десяти (на наглядной основе), понимать отношение между соседними числами и знать состав чисел (из  двух меньших и отдельных единиц в пределах десяти).

        Учить детей измерять и сравнивать размеры предметов (длину, ширину, высоту) с помощью условной мерки.

           Учить детей способам математической записи.

       Учить детей делить простейшие геометрические фигуры на две и четыре равные части, понимать отношения между целым и частью.

       Учить детей разбивать геометрические фигуры на части и составлять из нескольких фигур одну большую.

            Учить детей узнавать в предметах форму геометрических фигур.

        Учить детей ориентироваться в пространстве и на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, над, под), а также употреблять предлоги.

    Учить детей правильно использовать и называть цифры от 0 до 10, математические знаки (+), (-).

           Учить детей распознавать основные геотермические фигуры (круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, многоугольник) и изображать их.

                  Развивать у детей конструктивный праксис.

    Развивать ручную моторику детей (пальчиковая гимнастика, массаж с использованием природного материала, игры для развития мелкой моторики и т. п.).

          Развивать у детей слуховую и зрительную память.

          Учить их воспринимать и воспроизводить ритмические рисунки.

Практические упражнения коррекционной работы.

Направление, содержание и приемы логопедической работы по профилактике вербальной  дискалькулии .

  • Развитие умения словесно обозначать математические понятия, развитие лексико-грамматического строя языка.

«Скажи наоборот» (употребление слов – антонимов).

«Узнай и назови времена года» (зима, лето, весна, осень). 

«Нелепицы» (по временам года).

«Времена суток» (назови и разложи последовательно; составь рассказ по серии сюжетных картин).

«Расскажи, что где находится» (робота с предлогами по схемам).

  • Обучение математической терминологии.

«Пары по величине» (работа с тетрадью «Математическая мозаика»)

«Найди по описанию» (ориентировка на 2-3 признака предмета).

«Глаголы, стройся!» (уточнение понимания глаголов, их употребление).

«Поручения» (с использованием математической терминологии).

  • Развитие пространственного восприятия,  зрительной и слуховой памяти.

«Послушай и назови лишнее слово».

«Выложи коврик из геометрических фигур или цифр» (по памяти).

«Выполни движения» (по рисунку – схеме). 

«Послушай и повтори цифры в обратном порядке».

«Что изменилось?» (действия с геометрическими фигурами и цифрами).

«Дырявый ковер» («ставим заплатки» из  цифр или геометрических фигур).

  • Развитие восприятия цвета, формы величины, количественных представлений.

«Чем похожи, чем различаются две фигуры».

«Мишутка и родители».

«Разложи по коробкам» (геометрические фигуры разного цвета и размера).

Раскладывание и называние предметов в порядке возрастания или убывания по длине, ширине, толщине и высоте.

Счет предметов, звуков, движений.

  • Развитие понимания связи цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением.

«Чем похожи и чем различаются две цифры?».

«Назови соседей числа».

Работа с пособиями «Математическая мозаика».

«Игры и логические упражнения с цифрами».

«Поручения» (с использованием цифр).

«Соедини картинки с одинаковым количеством предметов».

«Раскрась определенное число предметов».

Направление, содержание и приемы логопедической работы по профилактике практогностической дискалькулии .

  • Развитие системы счисления конкретных предметов и их символов.

Работа с пособиями «Математическая мозаика», « Игры и логические упражнения с цифрами».

«Запомни и нарисуй»,

«Обведи кружком».

«Четвертый лишний».

  • Развитие зрительно-пространственного восприятия.

«Назови, что где находится» (на картине, на схеме).

«Сделай зарядку» (с использованием схем упражнений).

«Наша квартира».

«Цыплята в домике».

  • Развитие зрительно-двигательной координации, моторных навыков, чувства ритма.

«Нарисуй нужное количество геометрических фигур».

«Посчитай и напиши под каждой картинкой нужную цифру».

Работа по книге «Скоро стану первоклашкой» (серия заданий)

«Хлопай, как я»; «Хлопай так, как на рисунке».

«Составь рисунок ритма и отхлопай его».

  • Развитие зрительной и слуховой памяти.

«Назови число от указанного числа в прямом и обратном порядке».

«Назови пропущенное число среди названных чисел».

«Найди по описанию» (ориентировка на 2-3 признака предмета).

  • Развитие логических операций.

Сериация, классификация, сравнение.

          Сериация проводится в речевой форме с одновременным закреплением сравнительной лексики: «Кто самый высокий?», «Покажи детей по очереди», «Назови детей в последовательности», ранжирование объектов по разным критериям.

Серия упражнений на числовом материале (закрепление порядкового значения числа): «Раскрась числа разным цветом», «Определи кто и какой по счету в очереди», «На какой жердочке птичка».

          Классификация:

«Как можно объединить животных», «Четвертый лишний» (лишняя картинка)

Классификация на основе двух признаков: «Покажи те игрушки, на которых можно кататься», «Покажи фрукты, но не круглые», «Покажи животных, которые живут в зоопарке».

Классификация на основе функциональных признаков: «Покажи, что самое легкое», «Покажи, что может летать», «Во что играют зимой».

Классификация слов по разным признакам.

Формирование умозаключения (на основе аналогии): «Дорисуй третье изображение», «Определи место кофточки с узором», «Найди подходящий квадрат для каждой игрушки», «Разложи предметы по аналогии», «Лабиринт» и т. д.

Направление, содержание и приемы логопедической работы по профилактике дислексической  дискалькулии .

  • Развитие умения читать математические знаки, словесно обозначать математические понятия.

Игры с песком и водой математического содержания.

Счет предметов, звуков, движений.

«Назови соседей числа».

«Положи цифру на свое место в ряду других цифр, объясни свой выбор».

Работа с пособиями «Математическая мозаика», «Игры и логические упражнения с цифрами».

Игры с «Дидактической черепашкой» (чехол «Математический»)

  • Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений.

«Определи, чей силуэт».

Классификация геометрических фигур по наличию или отсутствию признака;

«Разложи сумочки по своим местам».

«Поручения» (с использованием математических понятий).

«Найди по описанию» (ориентировка на три признака предмета).

  • Развитие пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти.

«Узнавание зашумленных изображений».

«Покажи, назови и сравни изображения, наложенные друг на друга»

«Найди место карточке по звуку».

«Повтори ритм» (выкладывания узора по памяти)

  • Развитие аналитико-синтетической деятельности.

«Четвертый – лишний» (цифры и геометрические фигуры, цифры и буквы).

«Чем похожи и чем различаются цифры?».

«Нелепицы».

Реконструирование цифр.

  • Развитие представлений об образе цифр и математических знаков.

«Найди цифру среди других графических знаков (букв)».

«Напиши цифру» (перевод слухового образа в графический).

«Чем похожи  и чем различаются цифры».

Напиши соседей числа.

Различение правильно написанных цифр при зеркальном расположении элементов.

Работа с пособиями «Математическая мозаика», «Игры и логические упражнения с цифрами»

«Нарисуй нужное количество цифр и назови их»

Направление, содержание и приемы логопедической работы по профилактике графической  дискалькулии.

  • Развитие ручной моторики, зрительно-двигательной координации.

Работа с пособиями «Математическая мозаика», «Игры и логические упражнения с цифрами».

Работа в тетрадях в крупную клетку по словесной инструкции, (изображение предметных рисунков, геометрических фигур и цифр).

  • Развитие представлений о форме, величине, цифровой и математической символике.

«Найди нужную цифру среди графически сходных».

«Найди правильно написанную цифру»;

«Найди , нарисуй и раскрась аналогичную цифру».

Обводка и штриховка цифр, математических знаков.

Лепка, аппликация и вырезание цифр.

«Напиши соседей числа».

«Сколько раз прокуковала кукушка? Найди (напиши) цифру на одну меньше (больше)».

  • Развитие зрительного и слухового гнозиса.

«Воспроизведи ряд геометрических фигур, цифр».

«Запомни цифру и найди ее среди других» (усложнение – увеличение количества цифр, усиление оптической сложности, например, сначала надо найти цифру 1 среди цифр 5,6,8, а потом ее же среди цифр 4,7).

«Воспроизведи ритм»; «Повтори ряд цифр в обратном порядке».

  • Развитие пространственного восприятия.

Ориентировка и называние правой и левой стороны, сидящего напротив человека.

Конструирование и реконструирование цифр.

«Сравни цифры».

Работа с предлогами на предметной основе, по рисункам, по схемам; придумывание предложений с предлогами; работа с разрезными картинками.

  • Развитие зрительного анализа и синтеза.

«Узнай недорисованные предметы».

«Узнай предметы, наложенные друг на друга».

«Определи, чей силуэт».

«Дорисуй предмет, чтобы он получился целым».

  • Развитие умения выполнять математические операции.

«Как может получиться число…».

«Веселые человечки»;

«Составь задачу и реши ее» (по наглядной ситуации, по картине, по модели).

  • Развитие понимания математической терминологии, текстов задач.

«Понимание текста со скрытым смыслом»;

«Чем отличается задача от рассказа?».

«Какой месяц лишний?».

Игры во времена года.

«Вчера, сегодня, завтра».

  • Развитие аналитико-синтетической деятельности.

Графический диктант в тетрадях в клетку.

Работа с пособиями «Математическая мозаика», «Игры и логические упражнения с цифрами»

  • Развитие логического мышления.

«Четвертый - лишний».

Упражнения на провоцирующее соответствие.

«Чем различаются картинки»;

«Что забыл нарисовать художник»;

«Лабиринт».

  • Развитие зрительной и слуховой памяти.

«Узнай  недорисованные предметы».

«Узнай предметы, наложенные друг на друга».

«Определи, чей силуэт».

«Дорисуй предмет, чтобы он получился целым».

«Какие предметы могут получиться из круга?».

Конструирование из спичек с постепенным усложнением изображения.

Профилактика дискалькулии в разнообразных видах деятельности.

По мнению автора, огромное значение для формирования реальных представлений дошкольников об окружающем мире и элементарных математических знаний имеет опыт детей, который они получают во время экскурсий и наблюдений. При этом они знакомятся с трехмерным пространством окружающего мира (формой и величиной реальных объектов), с количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений, на участке детского сада, с временными ориентировками в естественных условиях, соответствующих тому или иному времени года, части суток и т.п.

          На экскурсиях автор организовывает наблюдения за покупателями, которые приобретают продукты и платят деньги (количественные представления); за школьниками, идущими в школу (временные представления); за пешеходами, которые переходят улицу (пространственные представления); за строителями, строящими дом, и за работающими кранами различной высоты (представления о величине) и т.п. В ходе экскурсий автор обращает внимание детей на особенности жизни людей, животных и растений в разное время года и суток, формирует количественные представления.

         В процессе экскурсий автор делает аудиозаписи, фото или видеосъемку, которые потом позволяют детям оживить впечатления, полученные на экскурсии .

Если внимательно прочитать художественные произведения, написанные для детей, то можно заметить, что практически каждое из них с помощью образного слова передает определенное математическое содержание.  Для чтения и занятий  автор использует такие художественные тексты, которые формируют представления детей о временах года, времени суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках, количественные представления. Это, прежде всего,  произведения народного творчества (потешки, песенки, сказки). Например: «Травка – муравка», «Баю – бай, ты собаченька, не лай…», «Репка» и др. Очень часто автор прибегает к стихотворениям «Часы» (Г.Сангир), «Машенька» (А.Барто), «Пастушонок» (Г.Демченко), «Зазвонил будильник» (Г.Ладонщиков), «Все спят» (С.Капутикян), «Птичка» (К.Ушинский), «Новая столовая» (З.Александрова) и др. Настольной книгой в работе является цикл стихов «Круглый год» С.Маршака, «Веселый счет». Все эти произведения помогают в математическом образовании дошкольников

Известный ученый – психолог П.Я.Гальперин сказал: «Пальцы – это ведь великолепный счетный материал, что, собственно, русские счеты: имеется десяток, в нем четко отличается одна пятерка от другой. На пальцах очень хорошо считать…» (Гальперин, 2000,77).

    На начальном этапе формирования представлений о количестве автор использует игры с пальчиками, пробуждающие у детей интерес к действиям, имеющим математическое содержание. Он учит детей наблюдать за различными движениями рук взрослого, куклы, за движениями своих рук, за совместными движениями своих рук и рук педагога. При этом автор осуществляет счетные действия или называет различные геометрические фигуры, игрушки, указывая на них пальчиком ребенка. Эти действия сопровождаются проговариванием потешек, стихов, прозаических текстов, которые отражают содержание действий. Цель таких игровых занятий - привлечение внимания детей к движениям пальцев рук, что способствует развитию координации «глаз – рука», дает возможность обеспечить постепенное усвоение ими необходимых произвольных движений.

          В дальнейшем «пальцевый счет» с опорой на наглядный материал позволяет детям выделять определенное количество предметов из множества, соотносить это количество с количеством пальцев, называть его после пересчета и итогового обводящего движения рукой, формировать действия сложения и вычитания, временные представления .

  • Для формирования элементарных математических представлений и коррекции нарушений счетной деятельности у дошкольников автор использует картинный материал: предметные картины, картины типа «объект в действии», серии сюжетных картин, настольно- печатные игры, иллюстрации, художественные картины (жанровые, натюрморты, пейзажи). Практически во всех видах данного материала можно найти то или иное математическое содержание, что позволяет знакомить детей с величиной, формой, количественными отношениями предметов, изображенных на картинах. Особую роль картины и картинки играют при обучении дошкольников решению арифметических задач. Они позволяют детям решать задачи, наглядно представленные на одной картинке (ситуационные картинки), а также данные последовательно в виде серии картинок, отражающих условие задачи и ее решение.          

       Игры с природным материалом (водой, снегом, песком, плодами и т.п.) включаются в общий комплекс образовательной работы с детьми, в том числе и математической. Кроме того, они направлены  на профилактику практически всех видов  дискалькулии.

               Для дошкольников, воспитывающихся в депривационных условиях и имеющих нарушения счетной деятельности, автор использует ряд игр с бытовыми предметами – орудиями. Эти игры-упражнения включаются в хозяйственно – бытовой труд, сюжетно-ролевые игры детей. Они способствуют формированию элементарных «житейских» (по Л.С. Выготскому) представлений, являются основой для экспериментирования, играющего важную роль в математическом развитии дошкольников.

        При овладении детьми сложной структурой понятия числа и цифры автор использует методическое пособие Л.Б. Баряевой «Игры и логические упражнения с цифрами», учитывая следующую последовательность в работе:

- ощупывание объемного изображения цифры (деревянного, пластмассового, картонного, из наждачной бумаги);

- развитие умения находить цифру среди геометрических фигур, букв, среди других цифр;

- обводка и штриховка изображения цифры;

- выкладывание цифры из семян, гороха, фасоли на песке;

- лепка цифры из теста, пластилина, глины, конструирование цифры из проволоки и счетных палочек;

- конструирование цифр из частей (использование конструктора «Цифры», его можно выполнить из картона, дерева, а также для этого можно разрезать на части цифры из пенополистерола и т.п.);

- конструирование цифры с помощью кубиков «Цифры»;

- написание цифры в тетради в крупную клетку по точкам;

- соотнесение цифры с количеством пальцев;

- соотнесение цифры с количеством предметов.

Игры и задания по овладению детьми понятия числа и цифры.

 

          На занятиях по изобразительной деятельности тоже проводится активная работа по профилактике дискалькулии.

Итоговая диагностика.

Фамилия,

имя ребенка

Номер задания теста

Уровень успешности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Вова Л.

2

2

2

2

2

2

1

2

2

1

90%

2

Альбина К.

2

2

2

2

1

2

1

2

2

1

85%

3

Алина Л.

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

95%

4

Владик Ж.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

100%

5

Андрей П.

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

95%

6

Валера А.

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

95%

7

Маша Б.

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

80%

8

Кирилл М.

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

95%

9

Ваня У.

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

85%

10

Даниил Г.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

100%

11

Марина М.

2

2

2

2

1

1

2

2

2

2

90%

12

Ирина М.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

95%

% выполнения

задания

100%

100%

100%

100%

87%

91%

63%

91%

87%

79%

Заключение.

      Исследование показало, что разработанная автором система работы по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с проблемами в развитие речи способствовала повышению уровня развития психических процессов, которые обеспечили овладение математическими знаниями, умениями и навыками. Важнейшими из этих функций являются: сукцессивный анализ и синтез, перцептивномоторные функции, слухомоторная координация, временные, количественные представления, логические операции, а также речевые функции.

               Целенаправленное, поэтапное формирование комплекса этих функций в дошкольном возрасте будет способствовавать преодолению трудностей в овладении математикой в период школьного обучения.

         Следует отметить, что процессы овладения математикой, чтением и письмом имеют в своей основе общие функциональные механизмы. В связи с этим профилактика дискалькулии одновременно  способствовала и предупреждению нарушений чтения и письма (дислексии и дисграфии).

Адресность

        Опыт работы расчитан на занятия с детьми в младших и старших группах детского сада. А так же предлагаемый материал может быть полезен для родителей этих детей.

Список литературы.

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет форма количество. – М., 1986.

2. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у

      дошкольников (с проблемами в развитии). – СПб, 2002

  1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей

дошкольников – М, 2003.

  1. Гальперин П.Я. Георгиев Л. С. Формирование начальных математических

     понятий – М., 1961.

  1. Гурина С.Л. Основные направления в истории изучения дискалькулий //

     Принципы и методы логопедической работы. – Л., 1990.

  1. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. – М., 1992.
  2. Ипполитова М.В. Особенности усвоения состава числа детьми с задержкой психического развития // Дефектология. – 1972. - № 5.
  3. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Методика изучения дискалькулии у школьников с тяжелыми нарушениями речи. – СПб., 1991.
  4. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии у младших школьников). – СПб., 2005.
  5. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Предупреждение нарушений в овладении математикой. – СПб, 2007.
  6. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М., 1984.
  7. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М., 1996.
  8. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение в восстановление. – М., 1997
  9.  Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. – М., 1998
  10.  Шапиро С.Л. К истории вопроса о дискалькулиях у школьников – Л., 1978
  11. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Академия, 1998.
  12. Энциклопедия элементарной математики. – Ч. 1: Арифметика. – М., 1987

               Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов

        В работе представлена методика комплексного изучения  общефункциональных  механизмов  речевой деятельности в структуре формирования навыка счета у детей с теми или иными проблемами в развитии. Предложенная методика позволит своевременно выявить факторы риска возникновения дискалькулии у дошкольников. В работе описаны направления, содержание и приемы работы по профилактике данного нарушения, приведены конкретные результаты использования данной методики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словаря признаков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и словесных упражнений.

В данной статье предлагается систематизация конкретных методических приёмов, которые могут быть использованы учителем - логопедом на занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с О...

опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....

Обобщение опыта по теме: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии Дьенеша»

Обобщение опыта по развитию логического мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии Дьенеша....

Консультация для родителей " РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ"

Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени ока...

Обобщение опыта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования театрально-игровых макетов»

Обобщение опыта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования театрально-игровых макетов»...

Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством театрализованных игр

Рекомендации по проведению занятий по развитию связной речи посредством театрализации содержат цель и задачи развития диалогической речи, направления и содержание работы по развитию диалогической речи...

«Развитие памяти и речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством заучивания стихов»

Стихотворения в дошкольном возрасте являются основным средством развития памяти. Заучивание стихотворений детьми приводит к развитию памяти...