Главные вкладки

    Система игр и игровых упражнений по обогащению и систематизации словаря у детей с общим недоразвитием речи
    методическая разработка по логопедии по теме

     

    Поскольку ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, мной была подобрана система игр и игровых упражнений по обогащению и активизации словаря детей.

    Все дидактические игры по обогащению и активизации словаря проводились как составные части подгрупповых занятий или как самостоятельные подгрупповые занятия, индивидуальные. На первом этапе работы в основном использовались игрушки, конкретные предметы. Часто к детям «приходили», куклы, Веселые человечки, сказочные герои, приносящие с собой занимательный материал. Они помогали приковывать неустойчивое внимание, заставляли напряженно мыслить. Каждая дидактическая игра или игровое упражнение были направлены на решение разных речевых задач. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения развивали у детей внимание к слову, к его точному и правильному употреблению в устной речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sistema_igr_i_igrovyh_uprazhneniy.doc110.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Игры, способствующие количественному накоплению слов, пониманию их смыслового значения и точного соотнесения к объектам окружающего мира.

    1. «Чудесный мешочек» — дети вместе с логопедом рассматривали небольшие игрушки, изображающие различные предметы, затем складывают их в мешочек. Дети по очереди на ощупь отгадывали предмет и называли его.

    2. «Живые картинки» (для закрепления названий частей суток, дней недели, времен года). Например, один ребенок изображал утро, другой — день, третий — вечер, четвертый — ночь. Дети разбегались и вставали по порядку. Логопед  задавал вопросы: «Ты кто? Почему ты встал первым?» и т.п..

    3. «Когда это бывает?» — взрослый называл один или несколько признаков какого-нибудь времени года, части суток, а ребенок должен был определить, о чем идет речь.

    4. «Лото» - различные виды «Лото», где использовались как разнообразные картинки об окружающем мире, так и картинки, объединенные  одной лексической темой.

    5.  «Что  за  предмет»,   «Подарки»,   «Угадай  игрушку»

    Проводилась по типу «Чудесный мешочек».

    Взрослый показывал детям предмет, вместе с детьми предмет рассматривался, выделялись существенные признаки.

    6.«Отгадай и назови»

    Игра, подводящая детей к пониманию смыслового значения слов:

    Например: Место, где приготавливают и продают лекарство. Аптека.

    Место, где люди покупают продукты.

    Место, где люди лечатся. И т.д.

    7.«Объясни, что это?»

    Например: Карандаш. Предмет, которым можно рисовать и писать.

    8.Игра-шутка «Выбери правильный ответ»

    Например: Лопата - это стройное красивое дерево;

    продукт, который можно кушать; инструмент, которым можно копать.

    9.«Что забыл нарисовать художник?»

    На доске помещалось изображение предмета с недостающими деталями. Дети должны были назвать эти детали.

    10. «Назови части предмета»

    Ребенку назывался предмет, и он должен был сказать, из каких частей данный предмет состоит.

    Например: Что есть у кота?

    11. «Отгадай, что это?»

    Взрослый называл части предмета, ребенок должен был назвать предмет, состоящий из этих частей.

    Например: кабина, руль, колеса, кузов. Что это?

    12. «Кто где живет»

    На доске картинки. Слева – картинки, изображающие жилища животных (птиц), справа – изображения животных или птиц ( не у своих жилищ).

    Взрослый объяснял, что Незнайка перепутал домики животных (птиц). Надо им помочь найти свои домики. Дети переставляли изображения животных (птиц), помещая их около своих жилищ, а затем называли, чьи это жилища.

    13. «Что где растет?»

    Игра проводилась аналогично предыдущей игре. Размещались картинки с изображением поля, сада, огорода, леса. И соответственно ромашка, гриб, яблоко, огурец и т.д. ребенок должен был подобрать парные картинки.

    14. «Кто что любит?»

    Игра проводилась аналогично. Закрепление пищи, которую употребляют животные или птицы.

    15. «У кого кто?»

    Закрепление детенышей животных и птиц.

    16. «У кого что»

    Закрепление частей предметов.

    17. «Как назвать того, кто...»

    Закрепление профессий людей. Взрослый показывал картинку и говорил: « кто работает на кране?» Дети отвечали.

    18. «Сложи картинку»

    Ребенку предлагались разрезные картинки по временам года. Он должен был правильно сложить картинку и объяснить.

    19. «Что когда бывает»

    1. Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, Когда это бывает? (Весной)
    2. Прилетела пава, села на траву, Распустила перья для всякого зелья. (Весна)
    3. Зазвенели ручьи, прилетели грачи, В дом свой—улей, пчела первый мед принесла. На ветках плотные комочки - в них дремлют клейкие листочки. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)
    4. Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, Когда это бывает? (Летом)
    5. Дни стали короче, длинней стали ночи. Урожай собирают, когда это бывает? (Осенью)
    6. Всех наградила, все загубила. Пусты поля, мокнет земля, Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
    7. Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, Когда это бывает? (Зимой        )

    1. «Найди ошибки художника»

    Ребенку показывались картинки с изображением времен года, на которых художник допустил ошибки. Дети должны были найти ошибки художника и объяснить свои ответы.

    В этом разделе можно выделить группу игр, способствующих  усвоению   обобщающего   значения   слов   на   основе выделения существенных признаков предметов и явлений.

    21.  «Объясните, что общее у предметов»

    У двух предметов:

    огурец, помидор (овощи);

    ромашка, тюльпан (цветы);

    слоя, собака (животные).

    У трех предметов:

    мяч, солнце, шар —...

    тарелка, ваза, чашка — ...

    лист, трава, крокодил — ...

    22. « Разложите картинки по сходству»

    На доске выставлялся ряд картинок: овца (или баран), дерево, корова, колос.

    Детям раздавались картинки: свитер (или кофта), шапка» шерстяные варежки (или перчатки), шарф (к картинке «овца»); стол, деревянные грабли, забор, стул (к картинке «дерево»); бутылка молока» масло, сыр, мороженое (к картинке «корова»); хлеб, батон, бублик, рогалик (к картинке «колос»). У каждого ребенка по одной- две картинки.

    Взрослый предлагал детям положить свою картинку к одной из четырех картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.

    23. «Подбери словечко»

    Назвать одним словом серию картинок. После воспроизведения обобщающего слова предлагалось назвать и другие предметы, которые относились к той же тематической группе.

    24. Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии).

    Взрослый предлагал слова так, чтобы получились похожие лары слов, а затем просил объяснить, чем похожи эти пары.

    Огурец   овощ, ромашка(земля, цветок, клумба).

    Помидор — огород, яблоко (забор, сад, груша).

    Часы — время, градусник (кровать, температура, окно).

    Машина — мотор, лодка (парус, вода, палуба).

     Стол — скатерть, пол (мебель, доски, ковер).

    Молоток — гвоздь, нож (доска, хлеб, ящик).

    Костюм — ткань, дом (забор, кирпичи, лестница).

    Стул — дерево, булка (стол, зерно, нож).

    Окно — дом, глаз (рот, очки, лицо).

    Телефон — ухо, телевизор (радио, антенна, глаз).

    Шапка— голова, сапог (щетка, мальчик, нога).

     Шерсть — овца, молоко (сыр, корова, кот).

    Гвоздь — молоток, шуруп (отвертка, клещи, доска).

    Ручка — пенал, тетрадь (книга, парта, портфель).

    Кошка — котенок, курица (утка, петух, цыпленок).

     Трамвай — троллейбус, стол (книга, кресло, дерево).

    Курица — петух, кошка (котенок, кот, молоко).

    Машина — шофер, самолет (машинист, летчик, небо).

    Чтение — буква, счет (задача, число, вопрос).

    25.  «Назови овощ»

    Послушайте слова, какие из них обозначают овощи?

    Лук, репа, подорожник, укроп. Чеснок, редис, роза, брюква. Смородина, кабачки, петрушка, огурцы. Помидор, щавель, свекла, капуста. Картофель, яблоко, клубника, ромашка.

    26. Послушайте слова и назовите только те из них, которые обозначают домашних животных

    Лиса, волк, собака, заяц. Лошадь, теленок, лось, медведь. Белка, кошка, петух. Осел, косуля, рысь, тигр. Сарай, корова, коза, овца. Кролик, выдра, щенок, попугай.

    27. Послушайте слова. Какие из них обозначают транспорт?

    Грузовик, метро, самолет, скамейка. Автобус, дорога, вертолет, пассажир. Поезд, купе, пароход, якорь. Трамвай, водитель, троллейбус.

    28. «Угадай-ка»

    Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

    Например:

    Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

    Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы.


    1.   Игры, способствующие формированию у детей глагольного словаря.

    1. «Кто как кричит?» — взрослый показывал изображение животного, а дети говорили, как оно кричит (лает, кукарекает, мычит, кудахчет...).

    2. «Что пропало? Кто исчез?» — взрослый на столе раскладывал три-четыре предмета (игрушки). Ребенок называл и запоминал их и закрывал глаза. Взрослый убирал один из предметов, а ребенок называл, что пропало или кто исчез.

    3. «Угадай, что я делаю?» — дети отворачивались и закрывали глаза. Взрослый шуршал газетой, наливал в чашку воду, заводил часы, стучал по столу... Дети называли действие взрослого.

    4. «Что делает?» — взрослый показывал предмет, а дети подбирали к нему слова-действия (огурец — растет, зеленеет, поспевает, хрустит...)

    5. К названиям животных подобрать слова, которые отвечают на вопросы: «Кто голос подает?», «Как двигается?», «Как ест?»

    Например: кошка мяукает, мурлычет, крадется, прыгает, лазает, лакает.

    Собака лает, рычит, бежит, прыгает, кусает, бросается, грызет.

        6. Подобрать как можно больше слов, которые отвечают на вопрос «что делает?», к названиям животных.

    Курица кудахчет, квохчет, клюет, кормит, созывает, несется.

    Собака лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит, охраняет, спасает, грызет.

    Кошка царапается, мурлычет, трётся, мяукает, ловит, царапается, играет, облизывается, крадется.        

          7. Игра «Отгадай, что это за животные?»

    Логопед называл действия, которые свойственны данному животному. Дети должны отгадать, о каком животном идет речь.

    Сторожит, грызет, лает — кто это? Мяукает, лакает, царапается — ... Хрюкает, роет—... Ржет, бегает, скачет — ... Блеет, бодается—... Мычит, жует, ходит — ... Летает, жужжит, жалит — ...

        8. Игра в лото «Кто что делает?»

    На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Логопед называл действие, дети находили соответствующую картинку и называли предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывалась фишкой.

    Например, логопед называл слово «скачет», дети находили изображение данного действия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывали картинки фишками после воспроизведения предложений.

    Предлагались карточки на глаголы: идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползет, качается и др.

    Примерные карточки лото смотреть Приложение 1

         9. Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).

    Бежит: кто? (человек, собака...); что? (река, ручей, молоко, время...).

    Идет: кто? (девочка, кошка...); что? (время, дождь, снег, град...).

    Растет; кто? (ребенок, щенок...)'; что? (дерево, цветок...).

    Можно также дать задание подобрать картинки, названия к которым употребляются с данным словом (глаголом).

        10. Игра «Кто как передвигается?»

    Логопед показывал картинки, изображающие животных, дети определяли их и называли, как они передвигаются.

    Лошадь — скачет, змея — ползает, птица летает, рыба — плавает, лягушка    прыгает.  

         11. «Кто как ест?»

    Детям предлагались карточки с изображением животных, птиц, к которым нужно подобрать действие.

    Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно.

     12. «Кто как голос подает?»

    Игра проводится аналогично предыдущей.

    Голубь воркует, ворона каркает, кошка мяукает, воробей чирикает, сорока стрекочет, свинья хрюкает, петух кукарекает, сова ухает, овца блеет, курица кудахчет, лягушка квакает, корова мычит, гусь гогочет, волк воет, лошадь ржет, утка крякает, медведь рычит, собака лает.

     13. «Когда человек ест?»

    Логопед спрашивал детей, что делает человек, если он ест утром? (Завтракает). А если он ест днем? (Обедает). А если он ест вечером? (Ужинает).

      14. «Что что умеет делать?»

    Логопед предлагал детям картинки с изображением людей различных профессий. Дети называли, кто что делает.

    Учитель учит, доктор лечит, повар варят (готовит), уборщица убирает, дворник подметает, маляр красит, художник рисует, парикмахер стрижет, чертежник чертит, плотник рубит топором (пилит, строгает), строитель строит дома, шофер водит машину, продавец продает, покупатель покупает; портной шьет.

        15. «Что какие звуки издает?»        

    Дверь — скрипит, ветер — свистит, машина— гудит, дождь — шумит, листья — шелестят, ручеек —журчит, гром — грохочет, бумага — шуршит, град — стучит.

        16. «Кто или что может это делать?»

    Бегать — ... скакать — ... летать —... плавать —... ползать — ... катиться — ... стоять — ...

         17. «Что происходит в природе?» Человек легко находит, Что в природе происходит.

    Логопед, бросая мяч ребенку, задал вопрос, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» Логопед: Дети Солнце — что делает? Светит, греет Ручьи — что делают? Бегут, журчат Снег — что делает? Темнеет, тает Птицы — что делают? Прилетают, вьют гнезда поют песни Капель— что делает? Звенит Медведь — что делает? Просыпается, выходит из берлоги.

          18. «Кто как передвигается?» Кто летает, кто плывет, Кто ползет, а кто идет.

    Логопед, бросая мяч ребенку, задал вопрос, ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводилась с перебрасыванием мяча различными способами. Логопед: Дети: Летают Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки Плавают Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы Ползают Змеи, гусеницы, черви Прыгают Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.

          19. «Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?» Что животные умеют — Птицы, рыбы, кошки, змеи?

    Логопед, разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называл какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, произносили глагол, который можно отнести к названному животному. Логопед: Собака – Дети: стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит; Кошка (Мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается); Мышка (Шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает); Утка (Летает, плавает, ныряет, крякает); Ворона (Летает, ходит, каркает, клюет); Змея (Ползет, шипит, извивается, жалит, нападает).

           20. «Кто чем занимается?» Никогда мы не забудем, Что умеют делать люди.

    Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, логопед называл профессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен  был назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Логопед: строитель - Дети: строит; повар (варит (готовит); носильщик (носит); чертежник (чертит); рабочий (работает); уборщица (убирает) художник (рисует) и т.д.

    Вариант 2. Логопед называл глагол, а ребенок профессию (продает — продавец).

           21. «Кто может совершать эти движения?» Кто и что — летит, бежит, Ходит, плавает, лежит?

    Логопед, бросая мяч ребенку, называл глагол, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называл существительное, подходящее к названному глаголу.

    Логопед: Идет - Дети  Человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; Бежит (Человек, животное, ручей, время); Летит (Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма); Плывет (Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).


    1. Игры по обогащению словаря словами-признаками.

         1. « Отгадать загадку» (по К. Д. Ушинскому «Лиса»)

    а) Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее галстук.

    б) Ходит тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.

        2. «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»

    Уточнение связи прилагательных с существительными.

    Например: трава (какая она?) — зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная...

    Побеждал тот, кто последним называл слово-прилагательное.

         3. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»

    Взошло (какое?) солнце...

    Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?» (Солнце — яркое, блестящее, красное, багровое, большое, веселое, улыбающееся, радостное, весеннее).

          4. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопрос «Как?»

    Например: Черепаха ползет (как?) медленно. Солнце светит (как?) ярко.

          5. Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?», по теме «Осень» (ранняя, поздняя).

    Солнце (какое?)...   дождь...   земля...   небо...    ветер...        трава...

    облака...    листья...      день...

       6. «Скажи, какой?»

    Взрослый показывал предмет, а дети подбирали к нему слова-признаки (кот — пушистый, большой, смелый, сердитый, ловкий...)

           7. «Лови да бросай — цвета называй» Что у нас какого цвета — Мы расскажем вам об этом.

    Логопед, бросая мяч ребенку, называл прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называл существительное, подходящее к данному прилагательному. Логопед: красный - Дети:  мак, огонь, флаг (оранжевый - апельсин, морковь, заря; желтый - цыпленок, солнце, репа; зеленый - огурец, трава, лес; голубой - небо, лед, незабудки; синий - колокольчик, море, чернила;  фиолетовый - слива, сирень, сумерки.

            8. «Чья голова?» Чья у зверя голова? Подскажи скорей слов

    Логопед, бросая мяч кому-либо из детей, говорил: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно логопеду, заканчивал: «...воронья». Примеры: у рыси голова рысья у рыбы — рыбья у кошки — кошачья у сороки — сорочья у зайца — заячья у кролика — кроличья у верблюда — верблюжья у лошади — лошадиная у утки — утиная у лебедя — лебединая у оленя — оленья у лисы — лисья у собаки — собачья у птицы — птичья у овцы — овечья у белки — беличья у медведя — медвежья у тигра — тигриная у курицы — куриная у голубя — голубиная у орла — орлиная Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.

              10. Игра «Что бывает круглым?» Тут, конечно, каждый знает, Что каким у нас бывает.

    •        1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)

    •        2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)

    •        3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф...)

    •        4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)

    •        5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)

    •        6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)

    •        7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)

    •        8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)

    •        9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)

    •        10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)

    •        11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

    •        12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)


    1. Игры по ознакомлению с антонимами и синонимами.

          1. «Найди слова-неприятели»

    Белый, длинный, черный.

    Давать, продавать, брать.

    Тяжелый, длинный, легкий.

    Покупать, продавать, отдавать.

    Короткий, маленький, длинный.

    Говорить, идти, молчать.

    Хороший, светлый, плохой.

         2. «Найди слово-наоборот»

    а) Выбрать из трех или четырех слое одно, противоположное по смыслу.

    Холодильник (мороженое, электроплитка, лампа, альбом).

    Карандаш (тетрадь, ручка, резинка, альбом).

    Клей (ножницы, кисточка, бумага, карандаш).

    Душ (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой).

    Сахар (чай, арбуз, лимон, чайник).

    Микрофон (утюг, наушники, гитара, магнитофон).

    Молоток (топор, клещи, рубанок, гвоздь). Обогреватель (сумка, пылесос, вентилятор, утюг). Спички (свечка, сковородка, огнетушитель, плита).

    б) Закончить предложение и назвать слова-«неприятели».

    Слон большой, а комар...

    Камень тяжелый, а пушинка ...

    Золушка добрая, а мачеха...

    Зимой погода холодная, а летом…

     Сахар сладкий, а горчица ...

    Дерево высокое, а куст ...

    Дедушка старый, а внук ...

     Суп горячий, а компот ...

    Сажа черная, а снег...

    Лев смелый, а заяц

    Молоко жидкое, а сметана…

     Река широкая, а ручеек ...

    Работать трудно, а отдыхать...

    Днем светло, а ночью...

    Сегодня мне весело, а вчера было...

    Заяц скачет быстро, а черепаха ползает...

    Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом ...

    Кричат громко, а шепчут ...

    Я больна, но скоро буду...

    Я живу близко от реки, а мой друг...

    Продавец продает, а покупатель...

    Друзья иногда ссорятся, но легко...

    Легко заболеть, но трудно...

    Воспитатель спрашивает, а дети ...

    Утром дети приходят в детский сад, а вечером...

    Сначала гостей встречают, а потом...

    При встрече здороваютсяю, а при расставании ...

    Вечером ложатся в кровать, а утром ...

        3. «Сравни!»

    По вкусу: горчицу и мед.

    По цвету: снег и сажу.

    По высоте: дерево и цветок.

    По толщине: канат и нитку.

    По ширине: дорогу и тропинку.

    По возрасту: юношу и старика.

    По весу: гирю и пушинку.

    По размеру: дом и шалаш.

          4. «Придумай слова-«неприятели»

    1)День—

    утро —

    восход —

    весна —

    зима —

    добро —

    друг—  

    грязь —

    жара —

     мир —

    правда —

    радость  —

    вдох—

    выдох —

    юг —

    польза —

     грязь —

    великан—

    богач —

    трусость —

    2) Большой —

    белый —

    высокий —

    веселый —

    темный —

    горький —

    добрый —

    здоровый —

    новый —

    молодой —

    острый —

    толстый —

    широкий —

    сухой —

    смелый —

    твердый —

    3) говорить—

    взял—

    нашел —

    забыл —

    уронил —

    насорил —

    ложиться—

    одеваться—

     мириться—

     опускать—

    помогать —

    смеяться—

    залетать —

    закрывать—

     включать—

     входить—

    хвалить —

    заснуть —

    разрешать—

    4) Близко —

    редко —

    медленно—

    рано —

    темно —

    низко —

    легко —

    можно —

    трудно —

    радостно —

     много —

    плохо —

     сухо —

    широко —

    ярко —

         5. Игра «Сравни наоборот»

    Использовались слова: больше — меньше, тяжелее — легче, выше — ниже, быстрее — медленнее и др.

    Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?

    Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?

    Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?  

    Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

          6. «Объясни»

    Объясни, чем отличаются слова, подбери картинки, придумай предложения с этими словами.

    Шить — вязать,

    класть — ставить,

    строить — чинить,

    мыть — стирать,

    чистить — подметать,

    нести — везти, -

    лежать — спать,

    лежать — стоять,

    рисовать — раскрашивать.

         7. Игра с мячом «Скажи наоборот»

    Логопед называл слово и бросал мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен был придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.

    Одеть — (раздеть),  

    поднять — (опустить),

    бросить — (поймать),

    спрятать — (найти),

    положить — (убрать),

    дать — (взять),

    купить — (продать),

    налить — (вылить)

         8. Выбери из трех слов два слова- «приятеля»

    Дом, солдат, маршал.

    Конь, собака, лошадь.

    Дом, улица, здание.

    Грустный, печальный, глубокий.

    Храбрый, звонкий, смелый.

    Веселый, крепкий, прочный.

    Слабый, неловкий, неуклюжий.

    Большой, красивый, огромный.

    Взять, схватить, идти.

    Думать, ехать, соображать.

    Торопиться, спешить, ползти.

    Радоваться, веселиться, наряжаться.


         9. «Придумай слова-«приятели» к данным словам»

    здание    (дом),       идти — (шагать),   хворостина — (прут), льется — (течет), печаль — (грусть),   глядеть — (смотреть), конь — (лошадь),     торопиться — (спешить), солдат — (боец),      крошечный — (маленький) Отчизна — (Родина), смелый — (храбрый), приятель — (друг),   прежде — (раньше).

         10. «Придумай предложение с каждым из слов «приятелей»

    Пища — корм — еда; груз — ноша — багаж человек — незнакомец— гость; большой — громадный — огромный; быстрый — скорый — стремительный; недавний — неуклюжий — нескладный.

           11. «Горячий — холодный» Мы сейчас откроем рот, Чтоб сказать наоборот.

    Логопед, бросая мяч ребенку, произносил одно прилагательное, а ребенок, возвращая логопеду мяч, называл другое — с противоположным значением. Логопед: Горячий - Дети:  Холодный (Хороший - Плохой; Умный - Глупый ; Веселый - Грустный; Острый - Тупой; Гладкий - Шероховатый; Легкий - Тяжелый; Глубокий - Мелкий; Светлый - Темный; Добрый - Злой; Радостный - печальный; Быстрый-Медленный; Частый- Редкий; Мягкий - твердый; Ясный- пасмурный; Высокий-низкий)

    Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро.


    1. Игры по обогащению словаря родственными словами и отгадывание предмета по описанию.

    1. «Придумай    слова-родственники».  

     Используя    картинный материал, схемы, задавая вопросы, выделяя голосом общую часть слова, подводили детей к понятию слова-родственники.

    Какое время года? (Зима)

    Как сказать ласково? (Зимушка)

    Как можно назвать одним словом этих птиц? (Зимующие)

    Какая это одежда? (Зимняя)

    2. Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

    Например:

    Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

    Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы.

    3. «Угадай – кА»

    Отгадать название предмета по описанию его признаков.

    Например: «Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный».

    Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно снять.

    Это дерево с толстым крепким стволом; на нем растут желуди.

    Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.

    5. «Скажи ласково» Мячик маленький поймай, Да словечком приласкай.

    Логопед, бросая мяч ребенку, называл первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч логопед; называл второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний. Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики, трусы — трусики.

    6. «Расскажи…»

    Логопед называет слово и просил детей рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его функция, т. е. как используется).

    Например: лопата — чтобы копать землю; она тяжелая, ручка деревянная, а сама из металла...

    Детям предлагалось вспомнить случаи из жизни, когда они пользовались этим предметом.

    Предлагались картинки.

    7.  «Отгадай загадку»

    Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов. Предлагалось несколько картинок, из которых нужно выбрать нужную.

    а) Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами.

    Он на севере живет, вместо сена мох жует.

    б) Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки,

    Разрисованы лошадки от копыт до головы.

    в) Маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки.

    г) Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

    д) Зверь я горбатый, я нравлюсь ребятам.

    е) Он большой, серый и злой.

    8. « Отгадай»

    Отгадывание загадок об овощах, фрукт домашних и диких животных, о посуде, мебели транспорте и т. д. с объяснением того, как дети догадались.  

    Например, логопед предлагал прослушать стихотворение и отгадать, какие овощи были в корзине

    Мы сами сажали весной огород.

    Мы сами сажали, пололи и вот...

    Расселся, разлегся в большущей корзине

    И красный, и желтый, и чёрный, и синий,

     Здоровый такой разноцветный народ.

    Что же это за «народ»? (Овощи: помидоры, репа, редька, баклажаны.)

    Логопед спрашивал, как дети догадались, что именно эти овощи лежат в корзине. (Помидор красный, редька черная, репа желтая, баклажан синий)

    9. «Составь загадку»

    Составление детьми загадок-описаний определенному плану.

    Например, детям предлагалось составить загадку про одежду, используя описание цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана времени года, когда ее носят.

    Полосатый, длинный, теплый, шерстяной, но осенью, зимой. Что это? (Шарф.)

    10. «Придумай, о чем может идти речь»

    Логопед предлагал детям сказать, о чем мо идти речь, если в тексте, например, есть слова кот и лист. Дети могут ответить:

    а) о том, как кот играл с листом;

    б) о том, как лист упал на кота;

    в) о том, как кота засыпали листьями;

    г) о том, как кота щекотали листом;

    д) о том, как игрушечного кота завернули в лист бумаги;

    е) о том, как на листе бумаги мальчик нарисовал кота и т. д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование предметного словаря у детей с общим недоразвитием речи.

    Формирование предметного словаря у детей с общим недоразвитием речи.Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активно...

    Комплекс игр и игровых упражнений для развития пространственного гнозиса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией /авторская разработка/

    Коррекционно-педагогический процесс строится с учетом закономерностей психического и речевого развития здоровых детей и направлен на формирование психических процессов (пространственного гнозиса) и на...

    Консультация для родителей с элементами тренинга “Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи”

    Консультация для родителей с элементами тренингапо реализации образовательной области "Коммуникация"(связная речь)для детей с общим недоразвитием речиТема “Формирование словаря у детей с общим н...

    Дидактические и игровые упражнения для совершенствования навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи.

    Описание дидактических и игровых упражнений, способствующих развитию фонематического слуха, определению позиции и количеству звуков в речи, обогащению словарного запаса слов. Дидактические игры предст...

    Игры и игровые упражнения для формирования словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи

    Игры и игровые упражнения помогают формировать словарь прилагательных у детей с общим недоразвитием речи...

    Игры и упражнения для отработки падежных окончаний существительных у детей с общим недоразвитием речи

    Изменение по падежам является  одним из наиболее важных дефектов у детей с общим недоразвитием речи, в  устранении которого могут помочь следующие игры и упражнения...

    Обогащение и активизация словаря детей с общим недоразвитием речи

    Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе. Пед...