Дидактические и игровые упражнения для совершенствования навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Шурыгина Ирина Васильевна

Описание дидактических и игровых упражнений, способствующих развитию фонематического слуха, определению позиции и количеству звуков в речи, обогащению словарного запаса слов. Дидактические игры представлены для работы с детьми, имеющих диагноз :"Тяжёлое нарушение речи.Общее недоразвитие речи".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические и игровые упражнения для совершенствования навыков звукового анализа у детей с ОНР.

«Два берега»

Цели: развивать фонематический слух, учить определять наличие звука, развивать умение выделять первый звук в слове.

Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, фишки.

Ход игры: Педагог рассказывает детям, что на корабликах (изображения выставлены на доске) «плывут» слова-предметы. Кораблики со  словами, названия которых начинаются со звука «с» должны причалить к одному берегу,  а все остальные к другому. Дети достают картинки, называют их, определяют наличие звука и первый звук в слове и укрепляют их магнитами к нужному берегу.  Каждый ребёнок за правильный ответ получает фишку.

«Мы на саночках катались, наши санки потерялись»

Цели: учить  определять количество звуков в слове, пополнение словарного запаса детей, их речевое развитие.

Оборудование: игровое поле (карман, куда вставляются карточки с изображением) и набор картинок  и фишек.

Ход игры: Педагог объясняет детям, что каждая предметная картинка «катится» с горочки в своих саночках. Сколько в названии предмета, нарисованного на картинке звуков, такая цифра написана и на санках. Но санки перевернулись, и все картинки выпали и перемешались.  Нужно найти каждой картинке свои санки. Дети по очереди берут картинку, произносят её название, определяют количество звуков в слове и кладут картинку в нужный кармашек.  За правильный ответ ребёнок получает фишку и выкладывает их в свой ряд на игровом поле.

«Помоги проводнику»

Цели: развивать фонематический слух, уметь определять количество звуков и называть их последовательность в слове.

Оборудование:  магнитная доска, изображения вагончиков, картинки для игры ( лев, лось, кот, тигр, лиса, волк, жираф, кабан, лошадь), набор магнитов.

Ход игры: Педагог объясняет, что каждый из зверей едет в своём  вагончике. В первом едут те звери, в названии которых 3 звука, во втором – 4, в третьем – 5. Проводник не знает, как правильно рассадить животных. Играющие должны ему помочь.  Дети определяют количество звуков в названии предметных картинок и укрепляют магнитом в окно нужного вагона.

«Волшебные бусинки»

Цели: совершенствовать навык выделения первого и последнего звука в слове, обогащение словарного запаса детей.

Оборудование:  магнитная доска, набор бусинок с предметными картинками.

Ход игры: Ведущий раздаёт  бусинки, которые потеряла Принцесса. Каждый ребёнок раскладывает их на столе и обнаруживает, что эти бусинки волшебные.  Педагог объясняет, что на «бусинке каждой, как раз в серединке наклеены разные чудо-картинки». По очереди все играющие называют картинку, выделяют и определяют последний звук, после чего находят картинку, где этот звук стоит в начале слова, и прикрепляют  следующую бусинку, и так до тех пор, пока все бусинки не будут «нанизаны»( выставляются на магнитной доске). Дети проговаривают слова ещё раз, чётко выделяя первый и последний звук в слове.

«Букет из звуков»

Цели:  закреплять умение подбирать звуковые схемы к картинкам и картинки к схемам, проводить полный звуковой анализ слов.

Оборудование: фланелеграф, картинки, изображения ваз с цветами, схемы 3-х и 4-х звуковых слов.

Ход игры: Ребёнок показывает картинку и называет последовательно звуки в слове, сопровождая показом  изображения звуков на схеме. Если картинка подходит к данной схеме, то цветок ставят в вазу, если нет – подбор необходимой вазы продолжается. После того как будут расставлены цветы, дети повторяют названия картинок.

Лото «Необычные цветы»

Цели: развивать фонематический слух, закреплять умение определять начальный звук и наличие заданного звука в слове.

Оборудование: панно, лепестки с предметными картинками, контуры цветов с карманом, фишки.

Ход игры: На панно прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков и лепестки с изображением различных предметов. Из предложенных лепестков ребёнок выбирает только те предметные изображения, названия которых начинаются с заданного звука и прикрепляют к контуру только те лепестки, в названии которых слышится заданный звук. В течение игры педагог оценивает речь детей, выдавая фишки за правильный ответ.