ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
картотека

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе является  сформированность у него навыка звукового анализа.   «Первоочередная задача обучения грамоте состоит в том, чтобы открыть ребенку звуковую форму слова, ознакомить его со звуковым строением слов…со звуковой материей языка – его звуками». (Д.Б.Эльконин)

Звуковой анализ может быть простым, когда звук выделяется на фоне слова, и сложным, заключающимся в вычленении первого и последнего звука, определении его места в слове (начало, середина, конец), последовательности звуков в слове, их количества, места каждого звука по отношению к другим звукам.  Необходимо также услышать в слове ударение, мягкость и твердость согласных звуков, их звонкость и глухость.

  По данным В.К. Орфинской, выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально. А.Н.Гвоздев отмечает, что "хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится". И действительно, самостоятельно выделить согласный или гласный звук в слове, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно дошкольнику. И очень важно, чтоб эта помощь была квалифицированной, целостной, поэтапной.

Вначале детей только подготавливают к звуковому анализу слов. В это время внимание дошкольников привлекается к отдельным звукам и звукам в составе слова. Постепенно от умения услышать отдельный звук в составе слова дети подводятся к полному звуковому анализу  простейших слов.

Подготовка к анализу слова имеет следующие ступени:

  1. Выделение гласного звука из начала слова. На материале этих же звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности – дети произносят указанные звуки, четко артикулируя, а затем определяют их количество и последовательность (АУ, УА).
  2. Анализ и синтез обратных слогов типа АП, УТ, ОК. В это же время дети учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак).
  3. Выделение начального согласного и слогообразующего ударного гласного из положения после согласного (дом, танк).
  4. Анализ и синтез прямого слога типа СА.
  5. Полный звуковой анализ односложных слов типа СУП.

Одновременно дети учатся составлять звуковые схемы слов. Для этого используются фишки: красный квадрат для обозначения гласных; синий квадрат для обозначения твердых согласных; зеленый – для обозначения мягких согласных звуков.

После подготовки к анализу дети переходят к полному звуковому анализу слов.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ ЭТАПАМ:

- Рассматривание картинки и произнесение ее названия;

- Медленное произнесение этого слова педагогом с интонационным выделением каждого звука;

- Аналогичное произнесение слова детьми;

- Фиксация внимания на том, что слово состоит из звуков;

- Определение количества звуков в слове, интонационное выделение первого звука, выкладывание первой фишки-звука;

- Аналогичная работа со вторым и третьим звуками;

- Подчеркнутое произнесение звуков в слове, сопровождаемое движением указки;

- Обобщение: в слове столько то звуков, они произносятся друг за другом. Первый звук такой то, второй, третий, четвертый.

Постепенно осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схем.

В это же время детей знакомят с обозначением звуков буквами.

Готовность к звуковому анализу у дошкольников-логопатов находится на очень низком уровне, так как у них имеются трудности в звукопроизношении и фонематическом восприятии.  Слово для детей с нарушениями речи лишь средство общения, а отдельные звуки в слове они не слышат. С трудом им удается выделить гласный или согласный звук в начале слова, а гласный в конце слова и в положении после согласного они вовсе не слышат. Звуковой анализ для таких детей недоступен. Поэтому дети с общим недоразвитием речи без целенаправленной коррекционной работы оказываются ни в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы.

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи отводится формированию фонематического восприятия, без его достаточной сформированности невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. Таким образом, процесс обучения звуковому анализу детей с речевыми нарушениями осуществляется в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения и фонематического восприятия.

        Так же полноценная коррекционная работа по обучению грамоте невозможна без участия в ней воспитателей и узких специалистов (музыкальных работников, физ. руководителя). Их взаимодействие осуществляется следующими способами:

- систематическое проведение занятий с детьми воспитателями по программе;

-  консультации логопеда и семинары-практикумы;

- внедрение элементов обучения грамоте с использованием динамических пауз с речевым материалом, попевок гласных звуков, звукоподражаний, речевых игр в занятия узких специалистов;

- создание условий для самостоятельной деятельности детей вне занятий: игры, развивающие фонематические представления и навыки звукового анализа;

- подготовка детей к звуковому анализу в повседневной жизни: во время утреннего приема детей и на прогулках.

Вне занятий, благодаря многочисленным упражнениям, у дошкольников закрепляются умения и вырабатываются навыки звукового анализа.

  Так как у детей с общим недоразвитием речи с одной стороны неустойчивая психика, а с другой – у них наблюдается пониженная работоспособность и быстрая утомляемость, необходимо в работе с ними использовать дидактические игры и упражнения. Это поддержит положительное эмоциональное состояние детей, интерес и внимание, а значит, улучшит результативность в формировании навыков звукового анализа.

На этапе подготовки детей к звуковому анализу необходимо применять дидактические игры и упражнения на развитие слухового внимания. Для этого используются следующие игры:  «Угадай, на чем играл Петрушка», «Где позвонили?», «Близко или далеко?», «Угадай, кто позвал», «Угадай, что звучало», «Угадай, чей голос», «Что ты услышал?», «О чем говорит комната, улица?». Эти и аналогичные упражнения и игры проводят воспитатели во время приема детей утром, в часы игр, между занятиями; они могут быть частью занятий по ознакомлению с окружающим и развитию речи, их можно включать в музыкальные занятия.

Фонематический слух развивают следующие словесные игры: «Угадай, чей голос»,  «Поймай звук», «Чудесный мешочек» (ребенок ищет игрушку на заданный звук), «Назови слово», «Сплетем венок из слов», «Придумай слово с заданным звуком», «Назови первый звук в слове»; «Назови последний звук в слове»; «Посмотри вокруг» (дети должны внимательно посмотреть вокруг себя и найти в группе предметы, в названиях которых есть заданный звук).

Для достижения этой же цели я изготовила следующие настольные игры:

 «Звуковая мозаика»

Цель: развивать умение детей определять наличие заданного звука в слове.

Ход игры: Перед каждым ребенком квадрат, разделенный на 9 частей и несколько фишек. Логопед произносит слова. Если в слове есть заданный звук, дети накрывают клеточку фишкой, если нет – пропускают.

«Выбери картинку»

Цель: развивать умение определять наличие звука в слове.

Ход игры: Среди множества картинок нужно отобрать только те, в названии которых есть заданный звук.

«Собери картинки в цепочку»

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в названии картинок.

Ход игры: У детей карточки с изображениями различных предметов. Из этих картинок дети должны выложить цепочку. Название последующей картинки начинается на звук, которым заканчивается название предыдущей  картинки.

Для обучения детей нахождению места звука в слове: начало, середина, конец можно использовать игры:

«Звуковые вагончики»

Цель: развивать умение определять позицию заданного звука в слове (начало, середина, конец)

Ход игры: У каждого ребенка карточка, на которой наклеены три вагончика и фишка. Логопед называет слово и просит детей определить место заданного звука в данном слове. Дети помещают фишку в первый, средний или конечный вагон, в зависимости от того, где слышится заданный звук в слове.

       «Поезд»

Цель: развивать умение определять позицию заданного звука в слове.

Ход игры: Детям раздаются картинки, где заданный звук находится в разных позициях. Нужно распределить картинки по вагончикам: В первый – где заданный звук в начале слова, во второй – в середине, в третий – в конце слова.

«Отгадай имя»

Цель: учить выделять первые звуки в словах и составлять из них слова.

Ход игры: Перед детьми лежат большие карточки с изображениями различных предметов, которые дети должны внимательно рассмотреть и назвать. Ведущий предлагает детям составить имя по первым звукам маленьких слов-картинок.

В свободное от занятий время воспитатель может поиграть с детьми в игры с мячом:

«Мяч передавай, слово называй»

Ход игры: Играющие выстраиваются в колонну. Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой. Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

«Звуковая цепочка»

Ход игры: Воспитатель называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова – начало следующего.

Формированию и закреплению навыка звукового анализа способствуют следующие дидактические игры и упражнения.

Для упражнения детей в  определении количества звуков в слове можно использовать игры:

 «Веселый поезд»

Цель: упражнять в определении количества звуков в словах.

Ход игры: Логопед вставляет в прорези на крышах вагонов таблички с кружками и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в словах.

Вызывает ребенка, дает ему картинку с изображением животного. Ребенок отчетливо называет его, так чтобы был слышен каждый звук в слове, затем говорит, сколько звуков в данном слове, и вставляет картинку в кармашек соответствующего вагона: «Конь должен ехать в первом вагоне, потому что в слове конь три звука: К, О, Нь» и т.п.

«Магазин»

Цель: Учить определять количество звуков в слове.

Ход игры: На доске размещены картинки одежды или продуктов. У каждого ребенка «деньги» - фишки круглой формы. Ребенок выбирает  – «покупает» картинку. При этом ему необходимо сосчитать звуки в названии картинки и отдать логопеду такое же количество фишек.

«Куда сядет насекомое»

Цель: упражнять в определении количества звуков в словах.

Ход игры: На доске цветы, в сердцевинах которых закреплены предметные картинки и божьи коровки. Нужно посадить каждую божью коровку на свой цветок с картинкой, соблюдая условие: количество кружочков на спине насекомого должно соответствовать количеству звуков в названии картинки.

«Соберем пирамиду»

Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.

Ход игры на занятии: Логопед демонстрирует пирамиду и поясняет: «Эту пирамиду мы будем строить из картинок. В самом верху у нас должны быть картинки с короткими названиями, состоящими всего из трех звуков, ниже - из четырех, еще ниже – из пяти звуков.

Ребенок выходит к доске, берет картинку, отчетливо произносит слово и определяет в нем количество звуков. НАПРИМЕР: «В слове ЖУК три звука. Я поставлю эту картинку в первый ряд (от верха)». Или в слове КОШКА пять звуков, я поставлю картинку в нижний ряд».

2-й вариант. Настольная игра вне занятия «Соберу пирамиду»:        

Ход игры: У ребенка рисунок пирамиды, основание которой состоит из пяти квадратов, выше – четыре квадрата, затем – три.

Необходимо заполнить пирамиду. Среди множества картинок ребенку  надо найти сначала те, в названии которых пять звуков, затем четыре и три.

«Саночки»

Цель: учить определять количество звуков в слове.

Ход игры: Логопед говорит детям, что каждая картинка находилась в своих саночках. Сколько в названии предмета, нарисованного на картинке, звуков, такая цифра написана и на санках. Но санки поехали с горки и перевернулись. Нужно найти каждой картинке ее санки. Дети по очереди выходят к доске, берут картинку, произносят ее название, определяют количество звуков в слове и помещают картинку на нужные саночки.

«Разложи продукты по местам»

Цель: закреплять умение определять количество звуков в слове.

Ход игры: Ведущий говорит, что хозяйка принесла из магазина много продуктов. Нужно ей помочь разложить эти продукты по местам. На верхнюю полку необходимо положить продукты, в названии которых три звука, на среднюю полку – продукты, в названии которых четыре звука и на нижнюю полку – продукты, в названии которых пять звуков.

 Дети выходят к доске, берут картинку, называют ее, определяют, сколько в ней звуков и помещают на нужную полку.

«Звуковая линейка»

Цель: Учить определять порядковый номер звука или звук по порядковому номеру.

Ход игры: У каждого ребенка на столе лежит «звуковая линейка», где каждая клеточка – домик для звука, а вся линейка – слово. Перед детьми лежат фигурки животных, которые «ходят в гости» либо к какому – то конкретному звуку, либо в какой-то конкретный домик.

НАПРИМЕР: слово КОРОВА:

- в каком домике живет звук Р? (дети определяют «номер домика» и отправляют свои игрушки в гости в домик + устный ответ: «Звук Р живет в 3-м домике»);

- какой звук живет в домике номер 5? (дети идут в этот домик, определяя по клеточкам звук, «живущий в этом домике» + устный ответ: «В этом домике живет звук В»).

Для формирования умения составлять звуковую схему я применяю такие игры:

«Найди предмет»

Цель: развивать умение последовательно выделять звуки в слове и строить звуковую схему.

Ход игры: У каждого ребенка карточка, на которой изображены различные предметы. Нужно выбрать картинку, название которой соответствует предложенной схеме.

«Подбери схему»

Цель: закреплять умение составлять звуковые схемы слов.

Ход игры: У детей карточки, на которых изображены один предмет и несколько звуковых схем. Нужно выбрать схему, которая соответствует звуковому составу слова-названия предмета.

«Разложи фрукты и ягоды по тарелкам»

Цель: закреплять умение последовательно выделять звуки в слове и подбирать звуковую схему.

Ход игры: На доске тарелочки со звуковыми схемами. Из множества картинок фруктов и ягод нужно выбрать те, название которых соответствует звуковой схеме.

«Веселая карусель»

Цель: Закреплять умение выполнять звуковой анализ и составлять звуковые схемы.

Ход игры: Дети рассаживают животных в кабинки карусели, выполняя условие звуковой состав названия животного должен соответствовать звуковой схеме на кабинке.

В своей работе по усвоению навыков звукового анализа я использую дидактическое пособие «Звуковое дерево». На фруктовом дереве помещаются плоды: красные вишни, обозначающие гласные звуки, синие сливы, обозначающие твердые согласные звуки и зеленые груши, которые обозначают мягкие согласные звуки. Дети составляют из этих фруктов звуковые схемы слов.

 «Звуковые бусы»

Цель: закреплять умение выполнять звуковой анализ слов.

Ход игры: Логопед дает ребенку картинку. Он должен ее назвать и собрать соответствующую звуковую схему из «бусинок».

«Телеграфисты»

Цель: воспитание навыков звукового анализа, обучение звуковому синтезу слов.

Ход игры: играют двое детей, они – телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задается ведущим, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен «передать содержание телеграммы»: произнести слова – название картинки по звукам. Второй играющий «принимает телеграмму» - называет слово слитно, то есть осуществляет операцию звукового синтеза. Затем играющие меняются ролями и игра продолжается.

Навыки звукового анализа могут закрепляться в свободное от занятий время: на прогулке, в самостоятельной деятельности, а также на физкультурных занятиях. Для этого можно использовать игры:

«Звуки считай – приседай»

Физкультурный руководитель просит детей присесть столько раз, сколько звуков в названном им слове.

«Кто быстрее?»

Ход игры: Дети делятся на команды по 4-5 человек. Командам дается задание – «собрать слово». Каждому члену команды присваивается звук из состава этого слова. Дети должны быстро построиться в такой последовательности, которая соответствует последовательности звуков заданного слова. Побеждает команда, которая быстрее «соберет» слово и при этом не ошибется.

Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков – называй»

Взрослый, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

 «Чье слово длиннее?»

Игра – соревнование «Первый, второй, третий, четвертый»

Ход игры: Играющие делятся на две команды. В команде по 2-4 человека (в зависимости от звукового состава слов для анализа). Каждый из соревнующихся получает порядковый номер, обозначающий порядковое место звука в слове. Ведущий произносит слово из двух-трех-четырех звуков. Играющие мысленно проводят звуковой анализ услышанного слова, затем ведущий произносит отдельные звуки, из которых состоит это слово, а представители команд, кому «принадлежит» этот звук, делают шаг вперед или поднимают руку. Выигрывает та подгруппа соревнующихся, в которой все дети правильно выполнили здание и без больших пауз. Команда – победительница определяется по результатам соревнований подгрупп.

 Использование данных дидактических игр и упражнений в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи облегчает процесс формирования у них навыков звукового анализа.  Это не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике дислексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков социальной перцепции у дошкольников с общим недоразвитием речи"

В последнее время появились исследования, отмечающие затруднения в формировании коммуникативных навыков и умений, произвольной регуляции поведения у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Они связаны...

Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ».

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...

Дидактические и игровые упражнения для совершенствования навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи.

Описание дидактических и игровых упражнений, способствующих развитию фонематического слуха, определению позиции и количеству звуков в речи, обогащению словарного запаса слов. Дидактические игры предст...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Дидактические игры и упражнения – средство формирования навыков звукового анализа.У дидактической игры две цели: обучающая и игровая.Необходимо, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивал...

Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи.

(Дефектология №6 за 1985 г. стр. 68 – 70)Т.А.Ткаченко в своей многолетней практической деятельности неоднократно убеждалась в том, что у детей 4-5 летнего возраста, имеющих общее недоразвитие ре...

Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Фонематический слух - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.Фонематический слух - способность человека к распознаванию речев...