Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии

Спивакова Е.В.

(Дефектология №6 за 1985 г. стр. 68 – 70)

Т.А.Ткаченко в своей многолетней практической деятельности неоднократно убеждалась в том, что у детей 4-5 летнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи, овладение звуковым анализом и синтезом на уровне даже гласных звуков сопряжено с целым рядом трудностей. Можно полагать, что эти затруднения усугубляются недостатками внимания и памяти, ограниченными возможностями переноса и обобщения, повышенной утомляемостью, которые в той или иной степени отмечаются у детей с общим недоразвитием речи.

Указанные особенности приводят к тому, что дети с данной речевой патологией с трудом овладевают следующими навыками:

  1. Анализом и синтезом сочетаний из трёх гласных звуков.
  2. Выделением гласного из начала слова (особенно в безударной позиции).
  3. Выделением гласного звука в середине односложных слов типа сок, мак
  4. Выделением в слове одновременно двух гласных звуков.
  5. Определением последнего гласного звука в словах типа сижу, окно, сова.

Причем, последние три навыка, если упражнения проходят с опорой только на слуховое восприятие, вообще не усваиваются детьми данного возраста.

Подобной опорой являются зрительные символы – геометрические формы, внешний вид которых напоминает очертания губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Например, звук «У» - обозначается маленьким кружочком, звук «А» - большим кругом, «О» - овалом, вытянутым по вертикали, звук «И» - прямоугольником, расположенным горизонтально, звук «Ы» - нижней половинкой круга, звук «Э» - овалом, расположенным горизонтально  (звук «э» не включён в программу первого года обучения, так как слов с этим звуком в русском языке не более 10-ти, а это недостаточно для формирования звукового обобщения).

Т. А. Ткаченко предложила зрительные символы сделать из плотного картона одного цвета, чтобы внимание детей было направлено только на их форму.

Я сшила Все зрительные символы из плотного фетра одного цвета.

Необходимо отметить, что указанные заменители предлагаются детям последовательно, в общепринятом порядке (У, А, И, О), по мере прохождения соответствующего гласного звука на занятиях и только после твёрдого усвоения его артикуляции.

Таким образом, при знакомстве с каждым гласным звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, причем такую зрительную, которая в отличии от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом.

Далее я привожу примеры ирг, которые мне очень нравятся.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОМ ЗРИТЕЛЬНЫХ СИМВОЛОВ (ЗНАКОВ):

  • улучшает восприятие звуков речи;
  • способствует нормализации произношения;
  • обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и
    синтеза;
  • совершенствует внимание и память;
  • повышает готовность к чтению и письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tkachenko_simvoly_zvukov_v_moey_state.docx1.01 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические и игровые упражнения для совершенствования навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи.

Описание дидактических и игровых упражнений, способствующих развитию фонематического слуха, определению позиции и количеству звуков в речи, обогащению словарного запаса слов. Дидактические игры предст...

Формирование навыка падежного управления у детей с общим недоразвитием речи

Яркое разнообразие аномальной речи проявляется при усвоении ребенком предложных конструкций. При патологии речевого развития этот процесс имеет специфические особенности.В русском языке значения, выра...

ПОДГОТОВКА К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Среди умений и навыков, которые очень понадобятся выпускнику логопедической группы в начальной школе, особенного внимания заслуживают навыки связной речи. При спонтанном развитии  умения и навыки...

«Формирование навыков межличностного общения у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности»

опыт работы по формированию навыков межличностного общения у детей с ОНР будет полезен воспитателям логопедических групп ДОУ...

"Особенности организации работы по формированию навыка творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста".

К числу важнейших задач работы с дошкольниками относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Но особое значение это и...

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...