«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ СИМВОЛОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ С ОНР»
материал (старшая группа) на тему

Анищенко Лилия Константиновна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vosp.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

              КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ СИМВОЛОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

У ДЕТЕЙ С ОНР»

Как известно, при обучении детей с общим недоразвитием речи важное место отводится работе по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа, что положительно сказывается на всех компонентов речевой системы.

В своей многолетней практической деятельности я неоднократно убеждалась в том, что у детей 5-6 летнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи даже  3 уровня, овладение звуковым анализом и синтезом на уровне даже гласных звуков сопряжено с целым рядом трудностей. Можно полагать, что эти затруднения усугубляются недостатками внимания и памяти, ограниченными возможностями переноса и обобщения, повышенной утомляемостью, которые в той или иной степени отмечаются у детей с общим недоразвитием  речи.

Указанные особенности приводят к тому, что дети с данной речевой патологией с трудом  овладевают следующими навыками:

      1.Анализом и синтезом сочетаний из трёх гласных звуков.

      2.Выделением гласного из начала слова ( особенно в безударной позиции).

      3.Выделением гласного звука в середине односложных слов типа сок, мак

      4.Выделением в слове одновременно двух гласных звуков.

      5.Определением последнего гласного звука в словах типа  сижу, окно, сова. Причем, последние два навыка, если упражнения  проходят с опорой только на слуховое восприятие, вообще не усваиваются детьми данного возраста.

В связи с отмеченными трудностями, я искала пути, позволяющие максимально облегчить детям, страдающим ОНР, понимание и усвоение учебного  материала по формированию навыков звукового анализа. Такой путь состоит в следующем: я предлагаю детям дополнительную к слуховой зрительную опору при восприятии изучаемых  гласных звуков. Такой опорой являются зрительные символы – геометрические формы, внешний вид которых напоминает очертания губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Например, звук «у»  -  обозначается маленьким кружочком, звук «а» - большим кругом, «о» - овалом, вытянутым по вертикали, звук «и» - прямоугольником, расположенным горизонтально, звук «ы» - нижней половинкой круга (звук «э» не включён в программу первого года обучения). Все зрительные символы делаются из плотного картона одного цвета, чтобы внимание детей было направлено только на их форму.

Необходимо отметить, что указанные заменители предлагаются детям последовательно, в общепринятом порядке (у,а,и,о), по мере прохождения соответствующего гласного звука на занятиях и только после твёрдого усвоения его артикуляции.

Таким образом, при знакомстве с каждым гласным звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, причем такую зрительную, которая в отличии от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом.

После прохождения на занятиях звуков  у,а,и  и усвоения зрительных образов соответствующих символов можно проводить игры на анализ сочетаний из двух и трёх указанных звуков.

        Игра «Прочитай, не ошибись»

Цель: научить анализировать сочетания из двух и трёх гласных звуков. Перед детьми на наборном полотне выкладывается по два, а затем по три символа в ряд. Дети произносят ( хором и по одному) сочетания звуков с опорой на их заменители: уи, ау, ауо, оуи  и т.д.

Детей спрашивают: Сколько звуков ты сказал? Какой первый звук? Второй? Третий?

       Игра   «Сосчитай и отложи»

Цель: научить анализировать и воспроизводить в заданном порядке звукосочетания

(т. е. синтезировать задаваемые звуки)

У каждого ребёнка на столе по 4 символа. Эти  изображения звуков  а, у, и, о.

Воспитатель произносит сочетания из двух, трёх, затем четырёх указанных звуков. Например, ао, аоу, ауои  и т.д. Дети должны на слух определить количество и последовательность произнесённых звуков и выложить на столах в ряд соответствующие символы. Затем спрашивают детей.Сколько звуков я сказала? Повтори их. Какой 1-й звук? 2-й? 3-й? Какой последний звук? Что получится, если соединить звуки  «а» и «у»?  «О» и «а»? (дети, глядя на символы произносят сочетания). Первый звук «и», второй «а», третий «у». -  Что получится? Выложите на столах и  «прочитайте». И т.л.

   

     Игра «Подними фигурку»

Цель: упражнять детей в выделении трёх гласных звуков из потока гласных и согласных звуков; развивать внимание и память.

У детей на столах заменители звуков а,у,и. Воспитатель медленно произносит гласные и согласные звуки: и-о-а-к-п-и-о-р-у-и-о-м-и и т.д. Дети поднимают соответствующие фигуры, услышав какой-либо из трёх, представленных заменителями звуков. Следует отметить, что без опоры  на символы дети в этих условиях не могут выделять даже два звука.

   

   Игра «Разложи картинки»

Цель: научить детей дифференцировать звуки «а» и «у» в начале слова.

На столе картинки с изображением предметов, названия которых начинаются со звуков «а», «у» (аист, утка, утюг  и т.д.) Звуки в словах стоят в ударной и безударной позиции. На наборном  полотне выставляются слева заменитель звука «а», справа – звука «у» (большой и маленький кружки).Дети берут картинку, произносят соответствующее слово и ставят картинку на полотно справа или слева, в завис имости от начального звука в слове. Подобным образом происходит обучение дифференциации и звуков «а-и», «и-у»,»у-о», находящихся в начале слов. Впоследствии можно упражнять в различении трёх звуков, например «а-у-и»,что без зрительных символов детям удаётся с большим трудом.

      Игра «Выбери картинки»

Цель: развивать память и внимание, научить выделять гласный звук из начала слов.

На наборном полотне выставляются картинки (10-15 штук) с изображением предметов, в названии которых начальные звуки «а, у, и, о». Даётся задание: выбрать с полотна картинки с предметами, названия которых начинаются на «а» и «у».А затем вызываются двое детей и им даются в руки зрительные символы названных звуков: одному большой круг, другому маленький. Дети, постоянно контролируя своё слуховое восприятие с помощью зрительной опоры, выполняют задание. После того, как картинки отобраны, каждый из отвечающих ставит на полотно звуковой символ, имеющийся у него, и называет все картинки, выделяя голосом первый звук в словах. Остальные дети контролируют правильность ответов. Отметим, что подобное задание без заменителей звуков дети выполнять не в состоянии, так как быстро забывают, какой звук они должны искать в начале слова.

       Игра «Повтори за мной»

Цель: развивать  слуховое  внимание и фонематическое восприятие, упражнять в воспроизведении слоговых рядов, состоящих из трёх и четырёх слогов.

Произносится слоговой ряд  с легко произносимыми согласными звуками, например: то-ту-та. Одновременно выставляются на полотне в ряд символы произнесённых слогообразующих гласных  «о-у-а». Затем просят повторить детей слоговой ряд.

Воспроизведение слоговых рядов при помощи заменителей позволяет детям удерживать в памяти и воспроизводить до 4-5 слогов. Причём у детей это не вызывает трудностей, а занятия проходят живо, интересно и дают большой обучающий эффект.

     Игра «Что я пропустила?»

Цель: упражнять в анализе звукового состава  слова.

У детей на столах заменители звуков «у,и,а,о». Воспитатель обращается к детям: «Ребята, послушайте, как говорит Незнайка. Он пропускает первый звук в своих словах. Давайте перехитрим его и отгадаем этот звук». Четко, сохраняя ударение, произносятся примерно такие сочетания звуков: -тка, -голка, -слик, -грушки и т.д. Дети поднимают соответствующие символы и произносят каждое слово целиком, называя первый звук.

После того, как дети овладели умением выделять первый и последний звук в словах, научились анализировать обратный слог типа ак, ут, можно переходить к выделению гласного звука из положения после согласного в односложных словах типа мак, сок.

Вот вариант одной из игр на эту тему.

    Игра «Что в середине слова?»

Цель: учить детей выделять гласный звук в середине  односложных слов.

На наборном полотне выставляются картинки, на которых изображены сыр,мак, кот, кит и т.д. Здесь же на нижней полоске наборного полотна выставлены символы звуков «а, у, и, о,» (по три штуки на каждый звук).  Вызванный ребёнок громко произносит каждое слово, выделяя голосом каждый звук, затем находит нужный символ и ставит его под картинкой. Далее картинки меняются, и работа продолжается до тех пор,пока самые слабые дети не научатся справляться с заданием.

  Игра  «Какой звук спрятался в слове?»

Цель: учить детей находить гласный звук в середине односложных слов.

У детей на столах символы звуков «а, у, и, о». Даётся задание: внимательно слушать слова и искать, какой звук «спрятался» в середине слова. Затем медленно, выделяя голосом гласный звук, произноси т слова: сок, мир, кот и т.д. Дети поднимают соответствующий символ  после каждого слов.

Опыт позволяет утверждать, что данные приёмы при обучении звуковому анализу детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи дают возможность добиться прочного усвоения полученных знаний.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В СТАРШЕМ  ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

Восприятие звуков речи тесно связано с их произношением.

В старшей группе большинство детей правильно произносят звуки  родного языка. Но всё же встречаются дети с недостатками произношения. Шипящие произносятся недостаточно четко, часто встречается смешение оппозиционных звуков; у отдельных детей неправильное произношение звуков  «р», «л».

В начале учебного года  повторяются гласные звуки  а,о,у,и  и детей знакомят с графическим обозначением гласных. В этой группе детей  учат определять место звука в слове. Дидактическим материалом для этого служит полоска-слово из картона, разделённая линиями на три части. В зависимости от того, слышится ли звук в начале, в конце или в середине слова, фишка или цветовой сигнал ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Сначала дети определяют место звука только в начале и в конце слова, и лишь тогда, когда они это усвоили, переходят к определению места звука в середине слова. Повторяя гласные, дети определяют место гласной в слове. Для этого упражнения подбираются слова, в которых ударение падает на  гласную  в начале и в конце слова, например, аист, река, а уж потом даются слова с гласной в середине, например, мак.

Главное внимание в этой группе уделяется артикуляции и различению оппозиционных звуков. Недостатки произношения могут быть одной из причин нечеткой дифференциации звуков на слух, и наоборот, нечеткая дифференциация определённых групп звуков на слух  может быть причиной нечеткого их произношения. Поэтому работа по различению звуков на слух должна вестись одновременно с укреплением артикуляционного аппарата, с закреплением правильного произношения отдельных звуков.

Эта работа может быть организована в несколько этапов:

 1 - дифференциация изолированных звуков;

 2- дифференциация звуков в словах;

 3- дифференциация звуков в речи.

Умение четко дифференцировать определённые группы звуков в произношении отрабатываются в специальных играх и упражнениях, как с отдельными звуками, так и с дифференцируемой парой, при помощи более усиленной их артикуляции, а также в процессе заучивания и воспроизведения чисто- и скороговорок, произнесения фраз, небольших стихотворений, насыщенных данными звуками. Например, для дифференциации  с и ц  детям предлагают произносить слова с усиленной артикуляцией этих звуков: «сссанки», «цццветок»; воспроизводя фразы, чистоговорки, четко выделять голосом эти звуки: «Из соседнего колодца целый день водица льётся» Оснавная задача таких упражнений заключается в том, чтобы учить детей сосредоточить своё внимание нп звуковом оформлении слов.

Умение четко различать звуки независимо от их акустико-артикуляционной близости имеет важное  значение не только для воспитания звуковой культуры речи, но и для овладения навыками проведения звукового анализа слов, что в свою очередь важно для овладения навыками чтения, письма.

В старшей группе даются задания на дифференциацию свистящих звуков (с-з,с-ц), свистящих и шипящих (с-ш,з-ж), шипящих (ш-ж,ч-щ), а также л-р.

Но прежде чем предлагать детям упражнения на различение определённых пар звуков, проводится определённая работа. Вначале детей учат слышать и вычленять из фраз слова с одним из дифференцируемых звуков, затем предлагают поочерёдно вычленять слова с несколькими звуками.

Например, при дифференциации с-з воспитатель упражняет детей сначала в выделении из фраз слов, в которых есть звук «с» ( с постепенным усложнением речевого материала: в начале слова, в конце и середине): «Люда подарила Соне  куклу», «По дороге едет автобус»,»Петя чинит колесо»; потом со звуком «з»: «Зоя читает книгу», «Папа купил маме вазу»; и наконец, выделять слова, включающие оба звукав определённой последовательности: сначала те. В которых есть звук «с», затем те, в которых есть звук «з»: « Зоя купает маленькую  Свету в ванне».

Примерные игры, рекомендуемые для работы с детьми по развитию фонематического восприятия.

-      Найди и назови нужное слово

Выделять и называть слова, в которых есть заданный звук «с».

Папа купил Лене санки.

По дороге едет автобус.

Весной оживает природа.

                К нам весна шагает

                Быстрыми шагами

                И сугробы тают

                Под её ногами         (аналогично на другие звуки)

-      Выдели из фраз нужные слова

Выделить и назвать сначала слова, в которых есть звук «с», потом слова, в которых есть звук «з».

Зое подарили маленького слонёнка.

У Лены звонкий голос.

Мама заплетает Тане косы.

 - Кто лучше слушает?

Хлопаем в ладоши, если слышим звук «ш», топаем ногами, если слышим звук «ж».

Воспитатель не торопясь, четко произносит 15 слов (5 – со звуком «ш», 5- «ж», пять, в которых нет этих звуков.

Например: шапка, дом, жук, лиса, ёжик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

- Магазин игрушек

В магазине нужно купить игрушки только со звуком «с», только со звуком «ц».

Работа над артикуляцией звуков в подготовительной группе ставит задачу полностью устранить дефекты произношения у детей, чтобы они поступили в школу с правильной речью.

Повторяется артикуляция гласных и определение их места в слове.

 Основная работа в этой группе идёт на дифференциацию :

- свистящих- шипящих;

- звонких-глухих;

- твёрдых-мягких.

Прежде чем начать работу по дифференциации твёрдых и мягких согласных нужно повторить упражнения на дифференциацию звуков р- рь, л-ль в словах. Затем можно перейти к опознаванию твёрдых и мягких согласных: на- ня, та- тя, да-дя ит.д.

Примерные упражнения на дифференциацию твёрдых-мягких согласных:

- Повтори за мной только те слова, в которых услышишь мягкий звук «к»: буква, букет,  пакет, пока, накат, накидка, макет,  макароны, парк, паркет.

- Нарисуем бусы

Воспитатель называет слова с твердыми и мягкими согласными, дети рисуют бусинки соответственно синего или зелёного цвета.

- Посмотрите на картинки. Закончите предложение соответствующим словом со звуком «к» или «кь»:

На голове у клоуна клетчатая … (кепка)

Цыплёнок убежал от … (курицы)

Никита мячом опрокинул все …(кегли) и т.д.

- В каких словах твёрдый звук ,  в каких мягкий?

  Я называю один предмет, а вы много таких же предметов.  

  Мак-маки                       рак- рака

  Жук- жуки                     бык- быки

- Замените в слове звук «т» на «ть»-получится новое слово!

 Шест –шесть                   брат- брать

 Пуст- пусть                      надут- надуть  и т.д.

Только после этого можно переходить к основному разделу развития фонематического восприятия: опознавание звонких и глухих согласных б- п, д- т, г- к, с- з, ш-ж в словах и слогах.

Опознавание парных согласных в словах представляет большие трудности. Легче всего выделить эти звуки, если в слове после них стоят согласные «р» или «л». Например, брат- правда, блузка- платье, дрова- трава и т.д.

В начале занятия повторяется артикуляция оппозиционных звуков, например , б-л. Подчеркивается, что звуки произносятся губами, через губы проходит тёплый выдох, который ощущается на руке. Звук «б» произносится звонко, с голосом, а звук «п» - тихо, без голоса. Внимание детей фиксируется на вибрации голосовых связок при артикуляции «б». (Дети прикладывают тыльную сторону руки к гортани и попеременно произносят б- п). Затем воспитатель произносит слова на звуки  б- п

(б-луза, п-латье) выделяя артикуляцию этих звуков, и предлагает детям узнать, какой звук слышится в данном слове. После этого выставляется соответствующий цветовой сигнал звонких и глухих согласных: синий кружок с колокольчиком и без, или фигурки звуковичков в соответствующих платьицах.

В подготовительной группе переходят к более сложному чередованию слогов со звонкими и глухими согласными. Предлагается провести упражнения в следующем порядке: 1. п –б, б-п;

                2.Па,па,па- ба,ба,ба

                3.Па,па – ба                   4. Ба,ба- па       5. Ба- па- ба         6. Па- ба- па

Такие же упражнения проводятся в сочетании с другими гласными: о,у,и,я.

С цветовыми сигналами прорабатываются также слова, отличающиеся одним звуком, например: Тома – дома; кости-гости; бочки-почки и т.д.

Умение различать в словах и слогах звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные поможет детям в школе избежать специфических ошибок на письме, приводящих к дисграфии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам!» - заявляет ребёнок, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста заним...

Использование специальных символов в играх по формированию навыка звукового анализа и синтеза.

Презентация: "Использование специальных символов в играх по формированию навыка звукового анализа и синтеза"...

Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста

Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста...

Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи.

(Дефектология №6 за 1985 г. стр. 68 – 70)Т.А.Ткаченко в своей многолетней практической деятельности неоднократно убеждалась в том, что у детей 4-5 летнего возраста, имеющих общее недоразвитие ре...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это одна из самых новых и актуальных тенденций в отечественной дошкольной педагогике. Специфика ...