ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация

Андрианова Мария Игоревна

Аннотация: Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это одна из самых новых и актуальных тенденций в отечественной дошкольной педагогике. Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит в том, что компьютеры сначала используются в семье, далее в детском саду - в условиях коллективного воспитания. Использования компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл andrianova-statya.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это одна из самых новых и актуальных тенденций в отечественной дошкольной педагогике. Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит в том, что компьютеры сначала используются в семье, далее в детском саду - в условиях коллективного воспитания. Использования компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.

Актуальность использования ИКТ как средства для обучения детей возрастает в связи с тем, что современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Всеобщая компьютеризация определяет возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Вхождение детей в мир компьютерных знаний начинается в дошкольном возрасте: они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами, учатся рисовать, получают новые знания об окружающем мире, и ИКТ здесь значительно повышают эффективность этого познания.

Занятия по рисованию в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его [2].

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет педагогам создавать для детей мультимедийные презентации, электронные детские книги, энциклопедии и др.

Использование компьютеров на занятиях по рисованию в детском саду выглядит очень естественным с точки зрения ребенка, и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона [1].

Использование технологии мультимедиа базируется на подходах, в основе которых лежат естественное детское любопытство, и средства для удовлетворения этого любопытства. В отличие от обычных средств обучения, медиатехнологии значительно расширяют возможности в сфере раннего детского художественного развития, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и, что очень актуально в раннем детстве - учат самостоятельно приобретать новые знания.

Процесс обучения дошкольников рисованию может быть более эффективным, если на занятиях будут использованы ИКТ, так как:
- их  использование оптимизирует деятельность педагога и детей;
- применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации, развивая при этом творческие и познавательные способности детей;

- использование ИКТ  усиливает  мотивацию и творческую активность детей;

- ИКТ помогают педагогу более эмоционально и образно подать материал, усилить его наглядность;

- с помощью компьютерных программных средств педагог может познакомить детей с творчеством великих художников (показать репродукции знаменитых картин и т.п.).

Одним из наиболее очевидных достоинств мультимедийного сопровождения занятия по обучению рисованию является усиление наглядности. Напомним известную фразу К.Д.Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности». И здесь ИКТ просто незаменимы, они помогают педагогу эту наглядность максимизировать.

Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению такой наглядности:

- узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации со стороны педагога;

- динамика предъявления наглядности (время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации, очень важно не переусердствовать с эффектами);

- продуманный алгоритм видеоряда изображений (средства мультимедиа представляют педагогу возможность представить необходимое изображение с точностью до мгновения;                                            

- детально продуманная последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим;

- оптимальный размер наглядности (причем это касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые тоже могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости детей);

- оптимальное количество предъявляемых изображений на экране (не следует увлекаться большим количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают детей, не дают сосредоточиться на главном в теме занятия);

- различное восприятие информации у детей на занятиях с использованием мультимедийного оборудования позволяет сочетать различного типа информацию: голосовую, графическую, видео- и аудиоинформацию через технические средства.

Благодаря комплексу мультимедийных возможностей компьютера и образовательных дисков, работа по созданию занятий по рисованию с применением ИКТ становиться увлекательной для самого педагога. Собирая нужную информацию к каждому занятию  по рисованию, можно использовать их для самостоятельного составления компьютерного сценария занятия с использованием презентации.

Необходимые иллюстрации, аудио и видео фрагменты можно, например, собрать для занятий в программе создания презентаций Power Point.

Презентация - это обучающий мини-мультик, с яркими запоминающимися картинками. Это отличное пособие для ребенка об окружающем мире так, как он сам его видит  и рисует, не выходя из детского сада и не летая в дальние страны.

Программа Power Point позволяет полностью собрать все необходимые материала для занятия, а затем продемонстрировать их в нужной последовательности на мониторе компьютера. В ней предусмотрены различные виды слайдов, содержащие разные формы подачи материалов, и программы для работы с ними, «Текстовый редактор» позволяет включить информацию в виде сообщения или вопросов.

Использование на занятиях по обучению рисованию программы Power Point приводит к целому ряду положительных эффектов:

- обогащает занятие эмоциональной окрашенностью,

- психологически облегчает процесс усвоения учебной информации,

- возбуждает живой интерес к предмету познания (изображаемому объекту),

- расширяет общий кругозор ребенка, обогащает его художественный опыт, создается основа познаний изобразительно – графического мира,

- возрастает уровень использования наглядных пособий на занятиях,

- повышает производительность труда ребенка и воспитателя на занятиях.

Дидактическим достоинством программы презентаций является создание при просмотре «эффекта присутствия» («это я видел!»), возникает ощущение подлинности, появляется заинтересованность в обучении, желание изобразить на рисунке данный объект творчески, по-своему.

По сравнению с традиционными формами обучения  дошкольников рисованию, мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:

- презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно-образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, и оценить действие объекта, прежде чем его нарисовать;

- мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти детей;

- возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала, в следствии чего повышается уровень познавательных возможностей и интерес детей к заданиям.

Использование новых, непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей на уроках рисования.

Внедрение ИКТ помогает оптимизировать образовательный процесс, видоизменять традиционные формы подачи информации, обеспечивает лёгкость и удобство для обучения рисованию. Фото и видеоматериалы создают базу для разработки презентаций. Компьютерные образовательные программы в игровой форме предлагают виртуальное посещение музеев, картинных галерей, дают возможность проникнуть в тонкости творчества живописцев.

Изучая жанры живописи, знакомя детей с названием того или иного технического приема, с новым художественным материалом, термином, логично использовать компьютер. Это вызывает большой интерес у детей к изучаемому понятию или технике рисования, повышает внимание и в то же время является повторением известных ранее названий материалов и инструментов, терминов, используемых художником.

Занятия по рисованию заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития личности ребёнка, посредством использования ИКТ. Для воспитателя компьютер - это инструмент, с помощью которого он может сделать обучение детей рисованию более интересным и простым, а получаемые знания  более глубокими, навыки рисования более стойкими [3].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афанасьева, О.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе. – URL: www. pedsovet.org  (дата обращения: 25.02.2022).
  2. Ласкина, Е.Н. Использование ИКТ на занятиях по изобразительной деятельности в дошкольном учреждении. - URL: https://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-ikt-na-zanjatijah-po-izobrazitelnoi-dejatelnosti-v-doshkolnom-uchrezhdeni.html (дата обращения: 25.02.2022).
  3. Овсяницкая, Е.  Использование ИКТ на занятиях рисования в ДОУ, как средство повышения интереса к занятию. - URL: https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-ikt-na-zanjatijah-risovanija-v-dou-kak-sredstvo-povyshenija-interesa-k-zanjatiyu.html (дата обращения: 25.02. 2022).

Андрианова Мария Игоревна, воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» города Балашова Саратовской области».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование коррекционно-развивающих занятий в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста социальных умений и навыков

       В дошкольном возрасте закладываются основы социальности – умения гармонично взаимодействовать с собой, с людьми, с окружающим миром.      ...

Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам!» - заявляет ребёнок, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста заним...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема сиротства приобрела национальные масштабы. К ее решению подключились специалисты различных ведомств (медики, педагоги, социологи, правоохранительные органы, политики), что перевело ее в разря...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗОЖ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данный материал раскрывает  сущность здоровьесберегающих технологий и их значение в процессе развития физических качеств...

Роль дидактических игр в процессе формирования навыков грамматически правильной речи у детей среднего дошкольного возраста

Одним из оптимальных методов развития грамматически правильной и выразительной речи у детей, безусловно, является игра, игровые упражнения в повседневном общении. Они позволяют повысить самооценку реб...