Консультация для родителей с элементами тренинга “Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи”
консультация по развитию речи по теме

Томилова Юлия Александровна

 

Консультация для родителей

с элементами тренинга

по реализации образовательной области "Коммуникация"

(связная речь)

для детей с общим недоразвитием речи

Тема “Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи”

 

 

                                        

  Составители:

                                       Учитель-логопед    Горницына Т.В.

                                                     Воспитатель     Томилова Ю.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 21»

Консультация для родителей

с элементами тренинга

по реализации образовательной области "Коммуникация"

(связная речь)

для детей с общим недоразвитием речи

Тема “Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи”

                                         

  Составители:

                                           Горницына Т.В.

                                                       Томилова Ю.А.

Снежинск

2009 г

Содержание

1. Формирование словаря детей в дошкольном возрасте

2. Диагностика.

3. Особенности формирования словаря у детей с ОНР.

4. Использование игр в развитии словаря

        Уважаемые родители! Мы сегодня поговорим с вами о развитии словаря у детей с ОНР. Как вы понимаете слово лексика (словарь)? Какое значение он имеет?

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. Проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем современной логопедии. Выделяют два этапа формирования грамматического строя речи: первым является этап практического овладения лексико-грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье; на втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.

У детей с ОНР при обследовании выявлено следующее:

  • 39 – 48%
  • Ограниченность словарного запаса.
  • Резкое расхождение объема активного и пассивного словаря.
  • Неточное употребление слов.
  • Трудности актуализации словаря.

Особенности формирования словаря детей в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.

Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. В 1 год малыш активно владеет 10–12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3–3,5 тысяч.

Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.

В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает прежде всего названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

Этим же объясняется или отсутствие в словаре дошкольников таких слов, которые обозначают более абстрактные понятия или искажение их смысла.

Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. Так как понятийное мышление у ребенка-дошкольника еще не сложилось, то и смысл слова, которым он овладевает, не может быть на определенном возрастном этапе понятийным. Поначалу ребенок относит слово лишь к конкретному предмету или явлению. Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы (например, для ребенка слово часы обозначает только те часы, которые висят на этой стене).

По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность – предметы, явления (особенности, свойства, качества), он начинает их обобщать по тем или иным признакам. Часто обобщения делаются по признакам несущественным, но эмоционально значимым для ребенка. В этом случае слово обозначает обобщение, но его содержание часто расходится с социально закрепленным, являясь либо чрезмерно узким, либо чрезмерно широким. Типичен пример, когда малыш «кисой» называет не только кошку, но и другие меховые, пушистые предметы, чрезмерно расширяя смысл этого слова. В другом случае слово мама он относит только к своей маме, братом называет только своего брата, сужая смысл слова до чрезвычайно конкретного.

Это же явление на другом содержании прослеживается у более старших детей. Так, овощами они часто считают только морковь, лук, свеклу, не включая сюда, например, капусту, огурец, помидор. В другом случае, расширяя значение слова, дети включают в понятие «овощи» некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем, что «все это растет» или «все это едят». И лишь постепенно, по мере развития мышления, они овладевают объективным понятийным содержанием слова. Таким образом, значение слова на протяжении дошкольного детства изменяется по мере развития познавательных возможностей ребенка.

Еще одна особенность словаря дошкольника – это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как опыт познания ребенка и, следовательно, объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.

Таким принципом прежде всего является опора при формировании словаря у детей на активное и действенное познание ими окружающей действительности. В структуре программы этот принцип реализуется таким образом, что содержание словарной работы включено в разделы, посвященные разным видам деятельности (труд, игра, занятия, бытовая деятельность).

Следующим принципом является связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира. Таким образом, содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.

Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:

  1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
  2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
  3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д.

Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.

По мере развития познавательных возможностей детей все большее место в словарной работе занимает содержание, связанное с ознакомлением с жизнью людей, их трудом и отношениями.

С младшего возраста дошкольников начинают знакомить с трудом взрослых, и на этой основе вводится соответствующий словарь, обозначающий названия профессий, трудовых действий и операций, результатов труда.

С возрастом углубляется содержание знаний о труде, в соответствие с этим словарь пополняется названиями трудовых действий (повар режет, жарит, готовит обед, парикмахер стрижет, причесывает) и, что особенно важно, названиями результатов труда (постриг, вылечил, приготовил обед и т.п.).

В слове для детей объективируется и направленность труда – для кого предназначен результат труда, чем он ценен.

На четвертом году расширение словаря детей обеспечивается ознакомлением с новыми профессиями людей (воспитатель, музыкальный работник, заведующая детским садом, продавец, строитель) и их трудовыми операциями (воспитатель занимается с детьми, играет, читает им).

Кроме того, дошкольникам показывают отношения людей к технике, к труду и в труде, вводят соответствующий словарь: старательно, слаженно, дружно, умело, бережно и т.п.

В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками и т.д.).

Для ребенка игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир. Приучите ребенка и себя к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, длительностью 10-15 минут. Предлагаем следующие игры:

  • Прогулки на даче и в огороде можно использовать для игр и бесед с ребенком: покажите ребенку, где и как растут репка, морковка, капуста и другие овощи. Во время прогулки, показывайте на тот или иной овощ, называя его и просите ребенка повторять за вами название несколько раз. Возвратившись домой, разложите овощи на столе и попросите ребенка назвать их самостоятельно.
  • Если вы гуляете в лесу или парке, максимально точно называйте цвета листьев, стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится существенная разница. Вот тут-то и могут появится такие слова, как “светло-зеленый”, “темно-зеленый”, “желто-зеленый”.
  • По дороге домой из детского сада, можно поиграть с ребенком в игру “Что на что похоже и почему?” Вы обращаете внимание на тот или иной предмет и задаете ребенку вопросы: “на что похоже?”, “Почему?”
  • Также рекомендуем для обогащений словаря использовать пословицы, обязательно объясняя их значение. Например: если ребенок отказывается выполнить поручения, следует сказать: “Без труда не вытянешь и рыбку из пруда”, Что посеешь, то и пожнешь”. Если вы находитесь на прогулке с ребенком, можно обогатить словарь такими пословицами, как: “Много снега – много хлеба”, “Зимой солнце светит, да не греет”.
  • Также очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, например: “Круглое, румяное, с дерева упало, ко мне в рот попало”.
  • Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, можно порекомендовать такие игры, в которые возможно играть на кухне.
  • Поиграем вместе с вами. Игра “Ищем слова” с фишками. Какие слова можно вынуть из кухонного шкафа? За один ответ – фишка. Кто больше фишек соберет, тот выиграл.
  • Игра “Для чего нужен предмет?” (с мячом):
  • Для чего нужна кастрюля?
  • Стул? Зонт? Клей? Краски? Мыло? Шампунь?

Можно с ребенком поиграть в игру “Что лежит в холодильнике?” Открываете холодильник и предлагаете ребенку назвать “вкусные” слова, “кислые”, “горькие” слова.

        На примере этих развивающих упражнений вы можете сами придумать аналогичные игры для обогащения и активизации словарного запаса.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игр и игровых упражнений по обогащению и систематизации словаря у детей с общим недоразвитием речи

Поскольку ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, мной была подобрана система игр и игровых упражнений по обогащению и активизации словаря детей.Все дидактические иг...

Формирование предметного словаря у детей с общим недоразвитием речи.

Формирование предметного словаря у детей с общим недоразвитием речи.Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активно...

Особенности формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи.

В настоящее время формированию лексики у детей с общим недоразвитием речи придается большое значение. Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения его гр...

Формирование словообразования у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста

Актуальность исследования.Работа посвящена одной из важнейших и до сих пор практически не изученных проблем логопедии – формированию процессов словообразования у детей дошкольного возраста с общ...

Консультация для родителей «Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»

Актуальность профилактики дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста обусловлена высокой распространенностью этих нарушений у  младших школьников. В наше время  от ребенка, идущ...

Реферат " Использование дидактических игр для формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи."

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игров...

Современное состояние проблемы изучения активного словаря у детей с общим недоразвитием речи

Каждому уровню речевого развития соответствует своя градация, однако есть существенные признаки сформированности словаря, которые проявляются в бедности его проявления. Дошкольники с ОНР понимают знач...