Главные вкладки

    Консультация для родителей «Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»
    консультация по логопедии (подготовительная группа)

    Киселёва Элла Анатольевна

    Актуальность профилактики дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста обусловлена высокой распространенностью этих нарушений у  младших школьников. В наше время  от ребенка, идущего в первый класс требуются первоначальные  навыки чтения, т.к. программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребенок, не умеющий читать, испытывает трудности в усвоении учебного материала. Дети с общим недоразвитием речи - это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению и письму. Поэтому большое значение приобретает профилактика дисграфии и дислексии.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    Тема: «Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей  с общим недоразвитием речи»

    Подготовил:

    учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14

    г. Кропоткин Киселева Э.А.

             В процессе овладения письменной речью, у ребёнка могут возникнуть трудности. Такие как: оптическая, фонематическая дисграфии.

            Самой распространенной дисграфической ошибкой детей, является оптическая (зеркальное написание букв и смешение близких по графическому начертанию букв), таких как И-У, О-А, Б-Д, П-Т,Ш- Щ-Ц и фонематическая (пропуски гласных и согласных, замена букв, близких по артикуляции) в сильных позициях.

           Необходимо уже в дошкольном возрасте проводить  профилактическую работу по преодолению оптической фонематической дисграфии .

         Существует множество упражнений по преодолению этой проблемы.

    Оптическая  дисграфия.

        Для предупреждения ошибок оптического характера можно использовать упражнения   на закрепление графических образов букв:

    -нахождение букв среди ряда других;

     -в данном тексте найдите и зачеркните все буквы А;

    -сравнение букв написанных разными шрифтами(Печатные, рукописные, различные стили);

    -название букв подчеркнутых дополнительными линиями;

    -определение буквы, данной в неправильном положении;

    -написание контурных изображения букв, дописывание элементов до полной образа буквы;

    -узнавание правильно и неправильно начертанных букв;

    -конструирование букв из различных подручных средств

    -реконструирование букв путем добавления, уменьшение количества элементов.

      Фонематическая дисграфия.

         Фонематическая дисграфия  выражается в нарушении проведения анализа предложений на слова, синтеза слов предложения.

       Для предупреждения ошибок фонематического  характера можно использовать различные  упражнения  на разных этапах.

     

            1 Этап. На этапе работы над текстом следующие задания:

     -определить границы предложений в тексте;

    -определить количество предложений в тексте.

            2 Этап. На этапе работы над предложением используется следующие задания:

    -придумать предложения с определенным количествам условий;

    -распределение предложения и определения количества слов;

    -составить предложения из слов, данных в беспорядке;

    -составление схемы предложений;

    -составление предложений по схеме.

            Все задания направлены на анализ состава предложения (слова- самостоятельная единица речи).

             3 Этап. На данном  этапе работы над словом используются задания на:

    -определение количества слогов;

    -последовательность слогов;

    -составление слов из слогов;

    -определение пропущенного слога в названии картинки;

    -определение слова, произнесенного по слогам.

            4 этап. На  4 этапе работы со звуком используются следующие задания:

     -определение позиции определенного звука (в начале, конце);

    -определения количества звуков в слове;

    -нахождение заданного звука на фоне слова.

      Существуют  настольно - печатные игры, которые решают сразу несколько задач. Например:

    -  «Маленькие слова» -  эта игра помогает детям научиться понимать пространственное значение предлогов, сформировать представление о предлоге как об отдельном слове, научиться составлять предложения по картинке, а потом без неё, способствует развитию связной речи.

    - «Маруся» - это многофункциональное пособие  способствует развитию у детей лексико-грамматических навыков по темам САД, ОГОРОД, ОВОЩИ, ФРУКТЫ. Помогает формировать навыки словообразования:  образование им. существительных с уменьшительно-ласкательными  суффиксами; притяжательных прилагательных (Машино ведро); образование относительных прилагательных (сок из яблок – яблочный); образование приставочных глаголов (сажает – пересаживает); образование глаголов совершенного вида (копает- выкопала). Совершенствует навыки словоизменения: употребление им. существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; употребление существительных в родительном падеже множественного числа; согласования прилагательных с существительными в роде и числе. Развивать связную речь, укреплять мелкую моторику.

     Все эти упражнения можно использовать для занятий в домашних условия для предупреждения появления у ваших детей дисграфических ошибок. Таким образом, систематически проводимая работа по профилактике дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи, позволяет надеяться, что дети при обучении в первом классе   да не будут испытывать серьёзных трудностей  в овладении школьной программой и отставать от сверстников имеющих нормальное речевое развития.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подвижные игры с речевым сопровождением для детей с общим недоразвитием речи.

    Дети с тяжелыми нарушения речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Специальные исследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них ос...

    Компьютерные игры – новый вид деятельности для дошкольников с общим недоразвитием речи

    Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам ...

    Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников с общим недоразвитием речи

    Материал адресован учителям-логопедам ДОУ, воспитателям и родителям...

    Игры с прищепками в развитии детей с общим недоразвитием речи.

    Многофункциональное пособие для коррекции речевых нарушений и развития мелкой моторики рук «Волшебные прищепки» ...

    Консультация для родителей и воспитателей "Нарушения лексики у детей с общим недоразвитием речи"

    В консультации  представлен материал о нарушении формирования лексики у детей дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи...

    Тема: «Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.»

    В процессе овладения письменной речью, у ребёнка могут возникнуть трудности. Такие как: оптическая, фонематическая дисграфии....