Неврологические основы патологии речи: афазия, алалия, дислекия, дисграфия, дизартрия.
статья (логопедия) по теме

Демидова Екатерина Алексеевна

 

  Различные формы нарушений речи возникают нередко на фоне тех или иных нарушений деятельности нервной системы, являющейся материальным субстратом мышления, сознания и речи. Без учета состояния нервной системы затруднено правильное понимание речевого дефекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nevrologicheskie_osnovy_patologii_rechi.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Неврологические основы патологии речи: афазия, алалия, дислекия, дисграфия, дизартрия.

АФАЗИЯ – расстройство речи, последствие повреждения участков мозга, отвечающих за речь. У большинства людей такие участки расположены в левом полушарии мозга. Афазия обычно возникает внезапно, зачастую в результате инсульта или травмы головы, однако в некоторых случаях – например, на фоне опухоли мозга, инфекции, деменции (приобретенного слабоумия) – может развиваться постепенно.
Афазия приводит к утрате способности говорить и понимать чужую речь, а также к способности читать и писать. Афазия может сопровождаться другими речевыми расстройствами – например, дизартрией (расстройством артикуляции) или апраксией речи, которые и сами по себе являются последствием повреждения мозга. От афазии может пострадать кто угодно, в том числе и дети, однако чаще всего это расстройство наблюдается у людей пожилого возраста вне зависимости от пола.
Афазия – результат повреждения одного или нескольких участков мозга, отвечающих за речь. Чаще всего афазия становится последствием инсульта – острого нарушения кровообращения, в результате которого кровь не поступает в мозг, и клетки мозга, лишаясь кислорода и питательных веществ, отмирают. Кроме того, причиной афазии могут быть тяжелые травмы головы, инфекции головного мозга, опухоли и другие заболевания, влияющие на мозг.
 Признаки и симптомы
В зависимости от типа заболевания симптомы афазии разнятся: так, например, при экспрессивной афазии человек испытывает трудности с произношением слов и предложений, а при сенсорной афазии – трудности с пониманием речи. При глобальной афазии человек не способен ни говорить, ни воспринимать чужую речь.
В зависимости от расположения и размера поврежденного участка мозга симптомы афазии также могут быть различными; потеря речи может быть как частичной, так и полной.
Виды афазии
•    Сенсорная афазия
Повреждение височной доли головного мозга может вызвать сенсорную афазию, или так называемую афазию Вернике. В большинстве случаев такой вид афазии вызван повреждением левой височной доли головного мозга. Люди с афазией Вернике могут произносить длинные предложения, не имеющие никакого значения, добавлять в предложения ненужные слова и конструировать новые слова самостоятельно, из-за чего речь таких больных очень сложно или почти невозможно понять. Афазия Вернике вызывает затруднения при понимании чужой речи. При этом никаких других видимых нарушений у человека нет – поскольку повреждена та часть мозга, которая расположена вдали от участков мозга, контролирующих движения, человек в целом ведет себя и двигается совершенно нормально.
•    Моторная афазия
Эфферентная моторная афазия, или так называемая афазия Брока – расстройство речи, вызванное повреждением лобной доли головного мозга. Люди с афазией Брока способны выговаривать только короткие, простые предложения, часто опуская предлоги, поскольку произнесение слов дается им с трудом. К примеру, от человека с моторной афазией можно услышать «гулять собака» вместо «я пойду гулять с собакой». При этом чужую речь люди с афазией Брока воспринимают хорошо. Поскольку лобная доля головного мозга частично отвечает за моторику, часто афазия Брока сопровождается параличом или слабостью правых конечностей – руки и ноги.
Еще один вид афазии – так называемая тотальная, или глобальная афазия, последствие повреждения значительной части речевых центров головного мозга. Тотальная афазия приводит к неспособности выговаривать слова и воспринимать чужую речь.
Кроме того, принято выделять еще несколько видов афазии, каждый из которых является результатом повреждения различных речевых центров головного мозга. В некоторых случаях люди с афазией, будучи способными говорить и понимать значения слов и предложений, затрудняются повторять отдельные слова или предложения. В других случаях афазия приводит к неспособности правильно назвать предмет, даже если человек знает, что это за предмет и понимает, как им пользоваться.
Диагностика
Часто первые признаки афазии замечает лечащий врач в процессе лечения травмы головы или других повреждений мозга – в большинстве случаев это невролог. Врач может провести несколько тестов, требующих от пациента выполнять определенные команды, отвечать на вопросы, называть предметы, поддерживать беседу. Если существует подозрение на афазию, проводится более масштабное исследование речевых функций человека для подтверждения диагноза.
Лечение.
В некоторых случаях даже без лечения наблюдается полное восстановление человека и исчезновение признаков афазии – обычно после кратковременного нарушения притока крови к мозгу, так называемой транзиторной ишемической атаки, или микроинсульта. В таких случаях речевые способности человека могут полностью восстановиться через несколько часов или дней.
В большинстве случаев, однако, восстановление речевых функций далеко не такое быстрое или полное. Хотя у многих людей с афазией наблюдается спонтанное частичное восстановление речевых функций в течение нескольких недель или месяцев после травмы мозга, некоторые признаки афазии обычно сохраняются. В таких случаях зачастую очень полезны логопедические методики. Восстановление речевой функции человека обычно требует длительного времени – свыше двух лет, и чем раньше начинается лечение, тем эффективнее процесс восстановления. На успешность восстановления речевых функций влияет множество факторов – в том числе причина, вызвавшая повреждение мозга, расположение поврежденного участка мозга, степень тяжести повреждения, возраст и состояние здоровья человека.
Участие членов семьи в лечении афазии у пациента считается очень важным компонентом терапии, поэтому родственникам пациента рекомендуется придерживаться следующих правил:
•    Упрощать речь, строя простые, короткие предложения
•    При необходимости повторять ключевые слова предложения
•    Сохранять нормальный стиль общения (то есть не пытаться разговаривать с больным, как с маленьким ребенком или слабоумным)
•    Привлекать больного к участию в беседе
•    Поддерживать все виды коммуникации, будь то речь или язык жестов
•    Как можно реже поправлять человека с афазией
•    Предоставлять человеку необходимое время на построение и выговаривание предложений
Сегодня существуют и другие подходы к восстановительной терапии, включающие, в том числе, использование компьютеров для улучшения речевых способностей человека, страдающего от афазии. При помощи компьютеров терапия помогает пациентам быстрее восстановить определенные элементы речевых функций. Кроме того, компьютер помогает людям, испытывающим трудности с восприятием отдельных звуков, предоставляя специальные упражнения для понимания фонем.
Очень часто ребенок, раньше говорящий, вдруг замолкает в результате стресса, либо тяжело перенесенной инфекции. Родители и, часто, неврологи списывают такое состояние ребенка на невроз, реже на аутизм (если поражение речи произошло давно). В действительности же состояние отсутствия речи называют одним словом - алалия.
АЛАЛИЯ возникает, когда поражаются речевые зоны головного мозга. Речевые зоны мозга как раз и могут поражаться вследствие  отоинфекции или сильнейшего стресса.
Моторная алалия - это нарушение двигательной способности говорить, при полном сохранении понимания речи. Ребенок понимает обращенную к нему речь но не может говорить совсем. Или ребенок может говорить отдельными слогами, не имея возможности сложить слоги в слова, а слова в фразы. Яркий пример моторной алалии описан Вениамином Кавериным в его книге "Два капитана", когда Санька Григорьев - главный герой романа не говорил вплоть до 9 лет, пока в его жизни случайно не появился врач, который и провел с ним логопедическую работу. Впоследствии Санька прекрасно говорил и не испытывал никаких затруднений с речью.
Сенсорная алалия - это отсутствие понимания речи при наличии возможности говорить. Ребенка с сенсорной алалией видно сразу - он говорит порой много, но непонятно. При этом он также не может хорошо повторить отдельные звуки или слоги за взрослым. Или же меняет местами звуки. Например, вместо "мо", ребенок может сказать "ом".  Однако ребенок при этом имеет достаточно хороший слух.
Сенсорную алалию стоит отличать от синдрома Ландау-Клеффнера, при котором нарушение понимания речи связано с эпиактивностью головного мозга. Сам же синдром Ландау-Клеффнера в свою очередь стоит отличать от аутизма.
Дети с алалией обучаются по специальным методикам и достигают хороших результатов, занимаясь с логопедом. Логопед проводит специальный артикуляционный массаж, достигая тонуса мышц артикуляционного аппарата, его подвижности, что необходимо и детям с моторной алалией, и детям с сенсорной алалией.
Деление на сенсорную и моторную алалию условно, поскольку на практике часто встречаются случаи смешанной алалии. Однако для всех форм алалии характерно наличие диссонанса между вербальной и невербальной деятельностью: ребенок может прекрасно выполнять все задания, при которых не требуется говорить, например, рисовать, складывать пазлы, раскладывать картинки в строгом соответствии с сюжетом, но становиться совершенно беспомощным, когда нужно составить рассказ по разложенным картинкам или когда взрослый просит объяснить что делает на картинке тот или иной персонаж.
Клиническая картина алалии варьируется достаточно широко. Есть случаи, когда речь была нарушена частично и есть случаи полного отсутствия речи у ребенка до 10 и даже 15 лет. Однако, практикой установлено, что работа с логопедом, неврологом делают чудеса: ребенок начинает говорить. Кроме того, на активизацию работы речевых зон мозга оказывает огромное влияние музыка. А как установил врач-отоларинголог Альфред Томатис - частотное звучание музыки, проведенное через кость маленького пациента возвращает возможность говорить практически любому человеку. Отфильтрованные частоты подбираются индивидуально после проведения специальных тестов.
Практика показывает, что аудиовокальные тренировки помогают даже абсолютно не говорящим детям - заговорить.
ДИСЛЕКСИЯ (от dis — нарушение и греч. lexsikos — касающийся слова, речи) — комплексное нарушение чтения и письма (письменной речи) у детей с нормальным интеллектом при нормальных социокультурных условиях развития. Существует несколько классификаций типов Д., в основе которых лежат либо характер ошибок (нарушений) чтения и письменной речи, либо характер дефицитов в развитии функций, обеспечивающих эти виды деятельности. Каждая из классификаций имеет свои основания и различные диагностические схемы. Методы коррекции, как правило, связаны с методами диагностики и подходом к оценке причин.
Существует представление о наследственной природе Д. Самые высокие показатели наследуемости получены для правописания и способности различать фонемы (> 70%).
ДИСГРАФИЯ
(от греч. dys – приставка, означающая расстройство, grapho – пишу) – нарушение письма, при котором наблюдаются замены букв, пропуски и перестановки букв и слогов, а также слияние слов. Дисграфия обусловлена нарушением речевой системы в целом и является симптомом алалии, разных форм афазий или недоразвития речи. В основе дисграфии обычно лежат неполноценность фонематического слуха (слуха на речевые звуки) и недостатки произношения, препятствующие овладению фонематическим (звуковым) составом слова. Для исправления дисграфии проводятся занятия по коррекции недостатков устной речи, а также специальные упражнения в чтении и письме.
ДИЗАРТРИЯ (из др.-греч. δυσ- — приставка, означающая затруднённость, расстройство + ρθρόω — «сочленяю, соединяю») — нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга. При дизартрии в отличие от афазии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нарушения восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при дизартрии могут быть исправлены с помощью логопедических занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование игр в развитии детей, имеющих патологию речи"

lt;iframe src="https://docs.google.com/presentation/d/1RCpPNkNYVAv8mvyEz0cSflEfpR5-BI3U49r3weMR2uo/embed?start=false&loop=false&delayms=3000" frameborder="0" width="960" height="749" allowful...

«Патология речи у детей с детским церебральным параличом»

Нарушения речевого развития у детей с церебральным параличом...

Дифференциальная диагностика детей с моторной алалией и стертой дизартрией

Учитывая достоинства и недостатки предложенных ими методик мы составили дифференциальную диагностическую   программу для диагностики моторной алалии и стертой дизартрии. Она составлена с уче...

"Раннее выявление детей с патологией речи"

Консультация для педагогов...

Патологии речи ребенка

Быть сегодня родителями труднее , чем кода - либо прежде . Обстановка , в которой живет , растет и формируется ребенок в наши дни , существенно отличается от той , что была несколько десятилетий назад...

Неврологические нормы развития речи

Неврологические нормы-на чем они основаны, и почему нельзя ждать, если у ребёнка в 2 года нет речи ...

Дисграфия на основе нарушенного фонемного распознавания — иначе акустическая дисграфия.

 Дисграфия на основе нарушенного фонемного распознавания — иначе она называется  акустическая дисграфия — является проявлением небольшого органического поражения в центре ...


 

Комментарии

Демидова Екатерина Алексеевна

лечение неврологического дефекта, лежащего в основе нарушения речевой деятельности – обязательное условие нормализации речевой функции.