Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Весенняя звуковая полянка"
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Савенкова Юлия Владимировна

     

         Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Весенняя звуковая полянка"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vesennyaya_polyana.doc55 КБ

    Предварительный просмотр:

         Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Весенняя звуковая полянка"

    “Весенняя звуковая полянка”

    Цели: 

    1. Закреплять знания детей по лексической теме “Весна”.
    2. Развивать мышцы артикуляционного аппарата и мышцы мелкой моторики.
    3. Закреплять знания о произношении звуков: Р, Л, Ш, Ж, С, З.
    4. Упражнять в чётком произношении слогов, слов со звуками: Р, Л, Ш, Ж, С, З.
    5. Развивать фонематический слух.
    6. Развивать лексико-грамматический строй речи: упражнять в словообразовании.
    7. Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память.
    8. Учить произвольно изменять силу голоса: говорить тихо, громко, говорить выразительно.

    Ход занятия

    Организационный момент

     Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

    Минута релаксации (Звучит запись “Звуки весны”)

    Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг-другу.       Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.                                                            (Дети делают вдох и выдох три раза)

    Закрепление лексической темы “Весна”                                                                             Солнце ярче светит,
    Дует тёплый ветер.
    Вот и кончилась зима,
    К нам опять пришла… ВЕСНА!

    (На экране  изображение весёлого лучистого солнышка, вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года)                                                                              - Весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён   года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы.

    Я ещё раз назову их, а вы по взмаху моей руки повторяйте за мной последний звук или словечко: Упражнение фонетической ритмики

    Звонко капают капели: кап (логопед) … КАП (дети)!                                                           Птицы весело поют: чирик…ЧИРИК!                                                                                       Тает снег: ах…АХ!

    Бегут ручьи: блл…БЛЛ                                                                                                                Мать – и – мачехи цветок качает жёлтой головой: ффф…ФФФ!                                          Его гладит лучик солнца золотой: ааа…ААА!

    - А теперь, взявшись за руки, отправимся на весеннюю полянку.                                               На этой полянке совсем нет цветов. Ребята вы хотите, чтобы на этой поляне  распустились красивые цветы, тогда нам надо выполнить ряд заданий и вся поляна зацветет красивыми цветами.

    Первое задание ( изображение радуги)

    - Что появилось на экране

    - Какой 1-й звук в слове «радуга»                                                                                                       - Какой это трудный звук! Что вы знаете о звуке Р? (Если дети затрудняются, предлагать вопросы: он гласный или согласный… твёрдый или мягкий…звонкий или глухой…)

    -Чтобы этот трудный звук хорошо получался – надо подготовиться. Предлагаю детям выполнить самомассаж и артикуляционную гимнастику.

    “Не циркач и не артист, сам себе я массажист 

    1. Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки) 
    2. И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз) 
    3. Грабельками сгребаем все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам) 
    4. Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз) 
    5. Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей) 
    6. А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки) 
    7. Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями) 
    8. А потом от носа мы к губам стекам (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам) 
    9. И губами вправо-влево двигать начинаем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу) 
    10. Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам) 
    11. А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами) 

    Артикуляционная гимнастика “Сказка о язычке”

    (Детям раздаются зеркала) 

    1. Жил-был Язычок в домике-ротике. Зимой Язычок очень подолгу лежал в своей постельке, покажите, как он это делал (“Постелька”).
    2. А весенним, солнечным деньком Язычок просыпается, моет круглое окошко-губы (“Кружок”). 
    3. После этого Язычок выглядывает из окошка и прячется, уж очень ярко светит весеннее солнышко! (“Змейка”). 
    4. Язычок надевает солнечные очки, смело смотрит вверх на солнышко, вниз - на землю (“Качели”).
    5. Мимо скачет лошадка, и язычок цокает вместе с ней (“Лошадка”). 
    6. После этого Язычок играет с любимой игрушкой-клоуном, показывает, как дует весенний ветерок (дыхательное упражнение “Весёлые клоуны”) 

    - А теперь попробуем “порычать” (Дети “рычат” по взмаху руки логопеда):

    РРР!- ракета рвётся ввысь!                                                                                                        РРР!- рычит сердито рысь!                                                                                                         РРР! – раскатистый и громкий                                                                                                   РРР! - рокочущий и звонкий! Р-Р-Р!

    (Первый цветок распускается на весенней поляне.)

    Второе задание  (на экране появляется ландыш)

    - Что вы видите на экране.                                                                                                                   - Какой 1 звук в слове “ландыши”? Как правильно произносить звук Л?

    (Если дети затрудняются: губы тянуться вперёд или улыбаются?…зубки открыты или закрыты?…язычок вверху, или внизу?)

    Тонкий кончик язычка
    Вверх, в зубы упирается.
    По бокам от языка
    Воздух пробирается.
    И получится певучий,
    Плавный, ласковый и звучный: ЛЛЛ…

     Задание:   сказать на один слог больше: ЛА, ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ-ЛУ                                        сказать на один слог меньше: ЛЭ-ЛЭ, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, ЛА-ЛА-ЛА-ЛА

    (Второй цветок распускается на поляне).)

    Третье задание (на экране  шмель)

    - Какой первый звук в слове “шмель”?                                                                                                - В каких ещё словах встречается этот звук?                                                                                     -  Отгадаете загадки и увидите их:

    Не галстук он не воротник,
    А шею обнимать привык,
    Но не всегда, а лишь тогда,
    Когда бывают холода
    . (ШАРФ) 

    Его держу за поводок,
    Хотя он вовсе не щенок.
    А он сорвался с поводка,
    И улетел под облака.
    (ШАРИК)

    Пьёт бензин как молоко,
    Может ездить далеко.
    Возит грузы и людей,
    Ты знаком, конечно, с ней.
    (МАШИНА)

    Мягкие лапки,
    А в лапках царапки.
    (КОШКА)

    Если ты его подточишь,
    Нарисуешь всё, что хочешь.
    Солнце, море, горы, пляж,
    Что же это?
    (КАРАНДАШ) 

    Кто-то утром спозаранку
    Потянувшись, вот крепыш!
    Взял свою большую ложку,
    Ну, конечно, наш
    …(МАЛЫШ)

      На поляне распускается третий цветок.

    На экране  появляется  сосулька.                                                                                                        - Какой 1-ый звук в слове “сосулька”?                                                                                               - А как правильно произносить этот звук?

    Язык горочкой пошире
    Вниз, в зубы упирается.
    По середине языка
    Воздух пробирается.
    Струйку воздуха пусти.
    Улыбнись и посвисти: ССС !

    - А почему весной так много сосулек? (Солнышко лучистое ярко светит и пригревает.)

    Детям даётся задание на развитие мышц мелкой моторики: сделать своё солнышко лучистым, надев на него разноцветные лучики-скрепки:                                                  - Возьмите 10 скрепок-лучиков и сделаете своё СССолнышко таким же лучиСССтым как у меня. (Задание выполняется за столами).                                                                                     - Мы сделали солнышко каким? ЛУЧИСТЫМ. А ещё оно КАКОЕ? (яркое, весёлое, весеннее, тёплое, ласковое, красивое)

    - Подружите своё слово – признак со словом СОЛНЫШКО, в слове солнышко выделите голосом звук С (яркое СССолнышко, весёлое СССолнышко…).                                                    - А я знаю про солнышко игру.

    Игра-упражнение “Солнышко                                                                                                        (На развитие общей моторики, проводится под музыку)

    Маленькое солнышко
    Я держу в ладошках
     (дети показывают руками маленькое солнышко)
    А большое солнце
    Вижу из окошка
     (показывают руками большое солнце)
    Маленькое солнышко я беру руками (показывают руками маленькое солнышко)
    А большое солнце
    Высоко над облаками
     (поднимают руки над головой и смотрят вверх)
    Маленькое солнышко
    Мне в ладошки светит
     (показывает руками маленькое солнышко)
    А большое солнце
    Светит всей планете!
    (поднимают руки над головой и разводят в стороны)

    -На экране появляется …Зайчик ( зайчик - Повторяйчик)                                                            - Этого зайчика зовут Повторяйчик. Значит, что он любит делать?                                  (Повторять)

    - Зайчик просит вас повторит чистоговорку со своими любимыми звуками.                              А вы догадались, как у него любимый звук? (Зззайчик – звук З).                                                 А какой у звука З парный мягкий звук? (Зь-зь-зь…)                                                               Будьте внимательны: повторять нужно громко, если появится изображение БАРАБАНА, и - тихо, если увидите ЮЛУ.

    ЗА-ЗА-ЗА – закрывай глаза. (юла)
    ЗО-ЗО-ЗО – видел золотой узор? (юла)

    ЗУ-ЗУ-З - зуб болит внизу! (барабан)
    ЗЮ-ЗЮ-ЗЮ - ели мы изюм. (юла)

    ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ - не показывай язык! (барабан)
    ЗЯ-ЗЯ-ЗЯ – нам болеть нельзя! (барабан)

    Вот и все цветы распустились на нашей  поляне, прилетели  бабочки, солнце светит ярко, нам  весело и радостно, у всех хорошее настроение.

    Картинки на них опять напомнили нам, что наступила…ВЕСНА.

    Итог

    Когда в детский сад ребята пришли,
    То многие звуки сказать не могли,
    Свистеть и шипеть ещё не умели,
    Рычать и трещать они не хотели.
    Но вот логопеды на помощь пришли
    И трудные звуки сказать помогли.
    Дети: Теперь говорим мы красиво,
    Больше за это спасибо!

    - Вы такие молодцы, теперь вы умеете говорить все трудные звуки!

    И на память о нашем занятии я хочу подарить вам воздушные шары, на которых картинки – символы этих звуков: Р - тигр, Л- самолёт, Ш - змея, Ж - жук, С - насос, З – комар и их буквы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по развитию речи на тему "Путешествие в Электроград"

    Конспект разработан для детей подготовительной группы , имеющих ОНР. Форма занятия – игра-путешествие – увлекает необычным сюжетом, создает эмоционально-комфортную среду, способствует развитию творчес...

    Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по развитию речи на тему "Путешествие в Электроград»

    Цели:Обобщить знания по теме «Электробытовые приборы».Развивать образное мышление.Развивать диалогическую речь.Корректировать слоговую структуру, темпо-ритмический рисунок слов.Развивать пространствен...

    Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР «Проделки Снежной королевы»

    Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР «Проделки Снежной королевы»...

    Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Возвращение свиристеля»

    Крнспект логопедического занятия с использованием ИКТ по лексической теме "Зимующие птицы" для детей подготовительной группы с ОНР....

    Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы на тему: "Школа Мудрой Совы" ( ОНР III уровня р.р.).

    Логопедическое занятие с детьми подготовительной группы. (ОНР III уровня р.р.) Цель занятия - развитие фонематических процессов, связной речи. Занятие с использованием игровой технологии, ИКТ....

    Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы на тему: "Весёлый КВН."

    Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. Используются игровая технология, Воскобовича....

    Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы. Тема "Детский сад и школа"

    Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по развитию речи детей подготовительной группы....