Семинар-практикум для воспитателей "Играем со звуками"
материал по логопедии по теме

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников «Играем со звуками»

 Организационный момент

  Распределение педагогов на три группы.

Каждый педагог берёт одну картинку, и определяет место звука [т]  в начале,   конце или середине), занимает место за столом с соответствующей схеме.

  1. Артикуляционная гимнастика

   Введение в тему (выступление учителя-логопеда)

   Мы правильно произносим различные звуки кА изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

    Точность  сила дифференцированности этих движений развивается у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности.

  Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики -  выработка полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

  Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребёнка.

  Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка.

   На одном занятии не следует давать больше двух-трёх упражнений, а к последующим упражнениям надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.

  Некоторые упражнения выполняются под счёт, который ведёт взрослый (показ примера: упр. «Качели»).Это необходимо для того . чтобы у ребёнка выработалось устойчивость наиболее важных положений губ, языка.

  Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук ненапряженны и не двигаются).

   При затруднениях  в выполнении упражнений надо вернуться к более простому, уже отработанному материалу.

     Инструкции следует давать подробно, например: «Улыбнись; покажи зубки; приоткрой рот; подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами; постучи в бугорки кончиком языка со звуком (д-д-д). Проверять выполнение ребёнком упражнения следует так же поэтапно. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка, и отработать с ним данное движение.

     Если звук поставлен. Надо постепенно вводить в речь, т. е. учить правильно, употреблять звук в слогах, словах, а затем во фразовой речи.

    Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, что бы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её проводить в начале занятия, в течение трёх-пяти минут.

    При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать   определённую последовательностью идти от более простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.

    Ежедневно выполняются 2-3 упражнения, причём новым может быть только одно, второе дается для повторения и закрепления.

     

Артикуляционную гимнастику можно проводить, только видя, как выполняет каждый ребёнок.

                      Организация работы воспитателем:

 - рассказывать о новом упражнении используя игровые приёмы;

      - показывать его выполнение;

      - упражнение выполняют все дети;

      - воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более 5

      человек)

   Показ проведения артикуляционной гимнастики. (логопед)

 

   Задание для воспитателей :

- подобрать правильно артикуляционные е упражнения для звуков.(артикуляционные упражнения на столах)

 1 стол  - звук [с]  

 2 стол – звук [ш]

 3 стол – звук  [р]

Логопед проверяет результаты.

2. Развитие фонематической функции речи. Правильно произношение.

  Фонематический слух и фонематическое восприятие- это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталоном, которые хранятся в памяти человека упорядоченно – в «решетке фонем».

  Фонематическое восприятие  - это способность различать фонемы и звуковой состав слова. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

 

 Развитие фонематической функции во время Физминутки.

Физминутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий.

Цель проведения Физминутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей  на занятиях ( по математике, развитию речи …)

Физминутка может использоваться, как часть занятия по развитию речи. (закрепить название животных, растений, птиц и т. д.)

По математике – закрепить счёт

     Звуковой культуре речи – автоматизация, дифференциация звуков, введение в свободную речь.

 

   Игра проводиться с педагогами.

  1. Игра «Большой Ух» Различение звуков в произношении.

       И.п. – встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук [б],

    Хлопнуть в ладоши над головой а остальные слова руки к плечам. (барабан, ворона,    

         булка, кабан…)

  1. И. п. -  основная стойка. На слово со звуком [з] наклон вперёд, со звуком [c] наклон назад (зайка, сайка, насос, зонт, коза,  сосулька …)
  2. Сядет на место тот , кто назовёт слово со звуком [ш] ( в начале, середине, конце слова)

  1. Физминутка для закрепления произношения звука [х]

                                    «Хомка»

Хомка, Хомка хомячок             (Показывают толстые щёки хомяка)

Полосатенький бачок.              ( Указательными пальцами проводят по бокам у себя)

Хомка раненько встаёт,            (Потягивание, руки вверх)

Щёчки моет, лапки трёт.          (Имитируют движения)

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку               (Шагают по кругу)

Раз, два, три, четыре, пять        (Поднимают и опускают руки к  плечам)

Хомка сильным хочет стать.    (Подпрыгивают вверх)

Проведена тренировка, всех сторон фонематической функции: фонематический слух, дифференциация, фонематическое представление.

Развитие фонематической функции на занятиях по математике.

Я расскажу вам сказку. Когда услышите слово  со звуком [р], положите фишку  перед собой.

 У мальчика Ромы именины. Он пригласил в гости друзей Раю, Леонида, Катю.

Рома  украсил комнату разноцветными надувными шарами. На столе стояло угощение: торт, фрукты, конфеты, грушевый сок. «Прошу к столу». - сказал Рома. А потом все играли в разные игры.

Педагог. Сколько слов со звуком [р] вы услышали? (считают фишки)

Ответы ….

Педагог. Какие?

Какое слово было самое короткое?

Сколько в нём звуков?

Педагог. В каком слове  на один больше звуков, чем в слове «Рома» (даются пары слов из текста). На 2 звука больше.

 Составьте задачи с одним из этих слов.

3 Занятия по развитию речи. (Игра проводится с воспитателями)

Задание по подгруппам. ( на обсуждение 5 мин).

Выбор скороговорок (раздаются скороговорки на каждый стол)

1. группа. Для разучивания в средней группе.

2. группа. Для разучивания в старшей группе, где многие дети заменяют ш на с,

Ш на с.

3. группа. Для разучивания в подготовительной группе, где многие дети говорят не внятно и искажают слова.

         Выбор стихотворения. (Раздаются стихи на каждый стол)

  1. группа. Для детей подготовительной группы недостатками в произношении звуков [р], [р’]/
  2. группа. Для детей подготовительной группы с недостатками в произношении звука [л].
  3. группа. Для детей подготовительной группы с недостатками в произношении звука [ш].

4 Игротека.

 На каждый стол  раздается  по 2 игры. ( С описанием игры) команды  готовятся 5 мин) затем по очереди показывают свои игры.

Д\И «Собери слова-друзья»

Цель: Научить детей выделять начальный (в середине, конце) в слове.

Оборудование: Взрослый  раскладывает на стол игрушки (картинки), называет их, затем даёт инструкцию ребёнку, что он должен объединить игрушки

( картинки) в несколько команд-друзей  по начальному звуку.

Например;

[л] – Лось, лошадь, лук, луна, лампа и т. д.

[к] -  Кот, конь, конфета, кукла и т. д.

Ира с мячом «Съедобное не съедобное»

Дети становятся в круг. Водящий сообщает условия игры: «Съедобные те слова, в которых есть звук [ж], остальные не съедобные. (мяч ловить нельзя)».

 Водящий поочерёдно бросает мяч каждому игроку, произнося слова: жук, шуба, ножи, шум, шут, ежи, ложечка, лыжи, мыши, уши, ежевика.

Игра «У кого больше слов?»

Цель: научить детей находить по картинке или придумывать слова с заданным звуком.

Оборудование:

1вариант – картинка, на которой собранно множество предметов с заданным звуком.

2 вариант – предметные картинки со словами, в которых есть заданный звук; фишки.

Описание. Играть, можно с одним ребёнком или с группой детей.

1вариант – Взрослый показывает сюжетную картинку (например, «Лес») и предлагает ребёнку найти на ней как можно больше слов с заданным звуком.

 За каждое слово ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто больше собрал фишек.

2вариант- Взрослый называет детям звук и показывает картинки со словами, в которых есть этот звук.

Затем картинки убираются, а дети должны назвать как можно больше слов по памяти. За каждое слово ребёнок получает фишку. По мере тренировки играть можно и без картинок, перебрасывая мяч между играющими и называя слова с условленным звуком.

Подведение итогов.

Мониторинг по группам. Оцените насколько полезным был представленный материал. Как относитесь к групповой форме организации работы? Какая помощь нужна?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум для молодых специалистов "«Постановка звуков у детей дошкольного возраста»

семинар-практикум для молодых учителей- логопедов по постановке свистящих звуков....

Семинар-практикум "Как научить ребенка слышать звуки?"

данный материал будет полезен воспитателям средних-старших групп ДОУ...

Семинар-практикум для воспитателей "Играем со звуками"

1. Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи?2. Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка.3. С помощью, каких упражнений можно р...

Логопедическая гостиная Семинар - практикум "Артикуляционная гимнастика - основа постановки звуков"

Логопедическая гостиная Семинар - практикум "Артикуляционная гимнастика - основа постановки звуков"...

Семинар - практикум для родителей «В мире звуков»

Различение звуков речи является основой для понимания смысла сказанного. Поэтому работе по развитию фонематического слуха и специалисты, и родители должны уделять достаточно времени....