Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Исследование звуков природы и музыкальных инструментов"
методическая разработка

Тельнова Вера Анатольевна

Семинар-практикум для педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_zvukov.docx47.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ ПРИРОДЫ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Ты откуда, музыка в песенку попала?

Я в горах по камешкам весело скакала.

С горки как по лесенке прыгала с волною,

Вот и стала песенкой, песенкой простою,

А кому подаришь ты песенку простую?

Подарю я клавишам, подарю я струнам.

Подарю рассветам я, подарю закатам.

Подарю, конечно, я песенку ребятам.

Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека (В.А. Сухомлинский).

В раннем возрасте ребёнок чувственным путём познаёт окружающий его мир. Одним из объектов познания являются звуки, в том числе и музыкальные. Необходимым становится создание условий для активного экспериментирования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Именно манипулирование и игра с музыкальными звуками позволят ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах. Происходит развитие мелкой моторики рук в процессе игры на инструментах, развитие артикуляционного аппарата.

Данный вид деятельности расширяет кругозор детей, развивает мелкую моторику рук, творческую фантазию и воображение. Необходимость в этом существует, так как малоактивные дети, благодаря такой игре, раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более общительными, активными. Дети иначе воспринимают окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в творческий процесс.

Цель исследовательской деятельности в музыкальном воспитании дошкольников - стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала дошкольника через развитие и совершенствование исследовательских способностей (изучение звуковых возможностей различных предметов и музыкальных инструментов) и навыков исследовательского поведения (поиск различных вариантов звукоизвлечения). Творческое освоение звуковой картины окружающего мира обогащает память ребёнка, активизирует мыслительные процессы, даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, формирует интеллект, развивает речь, становится стимулом личностного развития ребенка. Такая деятельность позволяет привлечь внимание детей к богатству и красоте звуков окружающей природы; развивать тонкость и остроту тембрового слуха, слуховое воображение.

Смысл исследовательской деятельности – дать представление детям о причине возникновения и усиления звука, причине возникновения эха, подводить к осознанию связи между колебаниями предмета и возникновением звука, размером предмета и высотой звука; развивать умение различать звуки природы, улицы, дома, умение слушать музыкальные произведения, выделяя средства музыкальной выразительности, на основе восприятия звуков мира; воспитывать интерес к музыкальным и немузыкальным звукам, желание экспериментировать со звуком.

Виды инструментов:

В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания, детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды.

1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.

2. Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,— свирели, дудки, рожки.

3. Игрушки с фиксированной мелодией: музыкальные шкатулки, музыкальные ящики. Во время игры на них действия детей носят только механический характер.

4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, домры, балалайки и др. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих: играя на них, особенно на тех, которые имеют хроматический звукоряд, можно воспроизводить разнообразные мелодии.

Беседа.

Что такое звук? Звук – это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет. Почти всё, что нас окружает – звучит. Звуков много и они все такие разные: тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья, визжит тормозами машина, трещит отломившийся сучок, сильно шумит за окном ветер

Полезно поиграть с детьми в игру «Угадай на слух звуки» Звучат бытовые шумы: громко тикают часы, звенит стеклянный стакан, гремит железная кастрюля с крышкой, стучат деревянные кубики, шуршит бумага, скрипит механическая игрушка (если её заводить ключом), журчит вода (когда её переливают из сосуда в сосуд).

В этой игре использованы бытовые предметы, в которых детям проще всего разглядеть причину возникновения звука и понять, от чего зависит его громкость и тембр. Детям даётся возможность почувствовать и интуитивно понять, что весь мир звучит, и только от человека зависит, слышит он её или нет. Надо прислушаться – и тогда в постукивании карандашом по столу можно услышать песенку дятла, в бумажном шелесте – целую сказку.

Музыкальные игрушки помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки. Посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки и свистульки, бумага, связки ключей, расчёски, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и слушать чудесный шорох – всё это мир детской музыки! Такая музыка есть древнейшая, первичная музыкальная стихия, элементарная по своей природе. Она понятна детям, как игра в кубики. Она – залог будущего музыкального развития ребёнка.

Использование самодельных инструментов и бытовых предметов в педагогической практике не только вносит столь необходимую детям увлекательность, оно важно и с методической точки зрения. Они развивают изобретательность, ассоциативность и вариативность мышления, способствуют обогащению музыкального слуха, особенно его темброво-ритмического компонента.

Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами и звучащими предметами. Цель этой инструментальной игры − познакомить детей с принципами образования и улавливания звука, развивать наблюдательность, воспитывать импровизационное звукоподражание, интерес к звучащему миру.

Беседа.

- Как же образуется звук? (на столе линейка, гитара, расческа, медиатор)

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы линейка начала издавать звук?

(Линейку одним концом прижимают к столу и дёргают за свободный конец – раздаётся звук).

- Что происходит с линейкой? (она дрожит)

- Заставьте зазвучать гитару. Что вы для этого сделали?

- Что происходит со струной, когда она звучит? (она дрожит)

- Попробуйте извлечь звук из расчёски. (можно использовать медиатор)

Вывод: если предмет дрожит – значит звучит.

В любом музыкальном инструменте что-нибудь дрожит (вибрирует), поэтому он звучит! (Послушать с детьми голоса инструментов.)

Для иллюстрации звучания инструментов проведём игру. На столах лежат баночки из-под йогурта и резиночки. Как из этих предметов сделать музыкальный инструмент? Сыграем на этих Волшебных коробочках «Музыкальное приветствие» под музыку Л.Делиба «Пиццикато».

Прислушаемся к звукам деревянных предметов. Слуховое внимание активизируется, обостряется чувствительность к оттенкам звучания дерева. Дети активно исследуют звуковые свойства стульев, столов, шкафов, пианино, дверей и пр. Педагог может предложить найти другие источники деревянных звуков в групповой или домашней обстановке.

После изучения звуковых свойств предметов из дерева можно начать исследование особенностей звучания деревянных музыкальных инструментов: деревянных ложек, молоточков, ксилофонов, клавес, кастаньет, трещоток, деревянных коробочек, кубиков, палочек (карандашей) маракасов и т. д., используя игровые приемы.

Цель: знакомство с разнообразием звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными инструментами; развитие изобретательности в звукотворчестве, умения пользоваться в игре контрастной динамикой.

В игре «Здравствуйте!» каждый деревянный инструмент в руках ребенка приветствует остальных. При этом развивается не только тембровый, но и ритмический слух, а также фантазия и воображение. Также можно изобразить разговор ложек и деревянных кубиков.

Содержательно это выглядит просто и даже примитивно (дети стучат деревянным палочками по дощечке, но внешне простое занятие формирует качества творческой личности.

Надо понимать, что качество исполнения необязательно будет высоким, глубина выводов будет соответствовать возрасту детей, но само исследование мира звуков проходит в положительной эмоциональной атмосфере и много значит для детей.

Таким образом, дети получают представления о различных музыкальных инструментах, запоминают звуки, издаваемые ими, обогащают багаж музыкальных впечатлений, развивают коммуникативные и исполнительские навыки.

Исследование одних звуков переходит в исследование других. Звуки металла, стекла, глины, бумаги, пластика и т. д. Знакомство со звуками природы, узнавание их в инструментальной музыке формирует и расширяет представления об изобразительных свойствах музыки (голос кукушки в вальсе И. Штрауса, звук грома в «Грозе» Г. Бургмюллера, звук текущей воды в «Лесном ручье» А. Аренского и пр.).

Металлические звуки живут в металлических предметах и инструментах. Это очень шумные «особы», они не любят «разговаривать» тихо: их яркий, призывный голос разносится по всему дому. Если взять две крышки от кастрюль (лучше использовать не эмалированную посуду) и стукнуть ими друг о друга, слышно будет очень далеко. Но можно и с металлическими предметами и инструментами научиться разговаривать вполголоса и даже шепотом. Поэкспериментировать со всеми предметами. Играть можно разными способами: стучать разными палочками, ладонью итд.

Вывод: разное качество звучания зависит от способа прикосновения к инструменту, от звукоизвлечения!

Можно создать «Посудный оркестр». Для этого хорошо разделиться на подгруппы, самостоятельно придумать варианты сопровождения стихов с помощью посуды и других металлических предметов и инструментов. Юмористический характер такого музицирования, его игровая форма зажигают фантазию детей и их желание придумывать все новые варианты озвучивания стихов.

Металлические звуки из бытовых вещей (связка ключей, посуда, стиральная доска, металлические инструменты) переселились в очень многие музыкальные инструменты. (Показать и назвать металлофоны, бубны, треугольники, колокольчики, музыкальные тарелки, бубенцы).

Большой интерес представляет сравнение звуков природы со звучанием музыкальных инструментов и бытовых предметов. Использование имитационных звуков природы в озвучивании сказок, стихов, инструментальное сопровождение музыкальных произведений – прекрасный материал для экспериментальной деятельности с детьми.

Весенняя история. Весной природа просыпается: весело звенит капель (металлофон, треугольник), начинают звонче и громче петь птицы (дудочки, свирели, свистульки), чаще слышно стук дятла (молоточек ксилофон, трещотка, ложки, карандаш по столу – деревянные звуки), идёт первый весенний дождь.

Музыка дождя. Продекламировать стихи, ритмично озвучивая их игрой на инструментах. Капли дождя изобразим игрой на треугольнике, шейкере, металлофоне, колокольчиках, пальчиковых тарелочках (металлические звуки). Поиграть и послушать разные варианты звучания. Ребята здесь знакомятся с ускорением и замедлением темпа, импровизируют.

Дождь пошёл, потом сильней

И закапал веселей.

Кап, кап, кап, кап, кап, кап, кап…

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять:

Кап, кап, кап, кап, кап, кап, кап…

М.Новикова

Декламируя стихи, дети точно исполняют ритм восьмыми хлопками и шлепками. Гром, ливень можно изобразить на более звучных инструментах – металлических тарелках, большом бубне, барабане. Естественным завершением этой небольшой ритмической композиции будет изображение окончания дождя: капли падают всё реже и медленней, музыка звучит всё тише. Вот упала последняя капля (треугольник), дождь закончился.

Лесная летняя фантазия. Здесь большой простор для вашей и детской фантазии.

Например, солнечные лучи – треугольник или в медленном темпе несколько пластин металлофона.

Мышка, ёжик, травинки – шорох, шелест, шуршание (целлофан, маракасы, султанчики).

Белочка грызёт орешки – постукивать двумя орешками или погреметь мешочком с орехами.

Бежит зайчик – трещотка (в том числе круговая), частые удары по ксилофону.

Лягушка квакает – похожий звук издаёт деревянный тон−блок или рубель.

Взлетела птица, захлопали крылья – похлопайте тканевым платочком.

Кукушка – ксилофон (малая терция вниз).

Звуки осени. Хорошо вспомнить с детьми, как приятно шуршат опавшие разноцветные листья. Кажется, что этот шорох витает в самом осеннем воздухе. Вспомним эти тихие звуки осени и представим, как их можно изобразить с помощью различных предметов.

Можно исполнить «Осеннюю песню», аккомпанируя на маракасах, шейкере, баночках и коробочках с крупами или ореховой скорлупой, на бумаге, целлофане итд.

Зимняя сказка. Для изображения хруста снега – подойдёт скомканный целлофановый пакет. Иногда пакеты изготавливают из такого материала, который просто сводит с ума при каждом движении и сгибе (если у кого-то в автобусе такой есть, все соседи обращают внимание). Вот такой нам и нужен! Можно просто комкать в такт, уже весело. Внимание детей зимой часто привлекают сосульки, озвучить их можно звоном металлофона или треугольника. 

Проиллюстрировать Зимний пейзаж можно на примере произведения Зима II из «Времён года» А.Вивальди. Взошло солнце (звенит треугольник), проснулись и спели свою песенку первые птички (свистульки или металлофон). По заснеженной дороге бежит лошадка. Хорошо если есть деревянные «копытца», но их легко можно заменить на цокающий звук пластиковых стаканчиков. И, конечно, на саночках звенят настоящие бубенцы.

Предлагаю игру «Едем на лошадке»

Педагоги разбирают инструменты и шумовые предметы, озвучивают стихотворение.

А.Усачёв «Звуки»

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеёмся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину…

Как гуляет кот по крыше,

Как шуршат за стенкой мыши,

Волки воют на луну.

Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и «невкусный»!

Список литературы:

1.        Окружающий мир и музыка: учебно−игровые занятия и мероприятия для детей 4−6 лет / авт. – сост. И.Н. Головачева, О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2009, − 143 с.

2.        Тютюнникова Т.Э. Доноткино: Учеб.−метод. пособие для начального музыкального воспитания и развития. − Спб.: Изд−во «Музыкальная палитра», 2011. − 80 с.

3.        Тютюнникова Т. Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1. Игры звуками: Учебн. -метод. пособие / Т. Э. Тютюнникова. - СПб.: ЛОИРО, 2003. – 100 с.

4.        Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М.: «Педагогическое общество России». - 2003. –79 с.

5.        Емельянова И. Е. Особенности организации исследовательской деятельности детей дошколь−

ного возраста [Электронный ресурс].

http:// www.school2100.com/upload/iblock/8d1/Emelyanova.pdf

6.        Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Метод. рекомендации / Л. Н. Прохорова. – М.:«АРКТИ». –2003. –64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум для воспитателей "Ладование как одна из форм музыкального экспериментирования" (в рамках проекта "Муз.экспериментирование: голос, звук, движение")

ЦЕЛЬ: попытка погрузить педагогов к «прислушиванию» к себе методом «прогуживания».ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:Загадка про человеческий голос.Значение голоса в жизни человека и педагога.Лечебные методы работы над ...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....

Выступление на семинаре-практикуме «Применение ИКТ в образовательном процессе» Тема «Телеграмм – как инструмент взаимодействия с родителями воспитанников»

Выступление на семинаре-практикуме «Применение ИКТ в образовательном процессе» Тема «Телеграмм – как инструмент взаимодействия с родителями воспитанников»...

Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»

Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...

Семинар -практикум для молодых педагогов "Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальных способностей дошкольников"

Семинар -практикум для молодых педагогов "Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальных способностей дошкольников"...