Семинар - практикум для родителей «В мире звуков»
консультация

Различение звуков речи является основой для понимания смысла сказанного. Поэтому работе по развитию фонематического слуха и специалисты, и родители должны уделять достаточно времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_v_mire_zvukov.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Поныровский детский сад «Ромашка»





Семинар - практикум для родителей

«В мире звуков»






                                                                                                              Учитель - логопед:

              Калужских Н. П.






п. Поныри

2019-2020 уч. г.

Семинар - практикум

«В мире звуков»

Цель семинара : активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным.

Задачи:

- привлечь родителей к участию в педагогическом процессе;

- пополнить наглядно-информационный материал для родителей;

-повышать заинтересованность родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми;

- активизировать педагогический потенциал родителей;

- формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.

Ход семинара:

1.Теоретическая часть

-Здравствуйте, уважаемые родители!

-Сегодня мы поговорим о фонематическом слухе ребенка.

-Так важно ли иметь развитый фонематический слух?

-Из чего же складывается развитый фонематический слух?

Вот его компоненты.

Звуковысотный слух - это умение узнавать звуки разной высоты и тембра и самому изменять голос.

Слуховым вниманием называют способность определять на слух то или иное звучание и его направление.

Восприятие темпа и ритма речи - это способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, особенности его звукового строения, зависящие от количества слогов и места ударного слога. Ребенок может воспроизвести слоговую структуру слова, еще не умея правильно оформить его фонетически: например вместо слова "кирпичи" произносит "титити". Ритмический рисунок слова здесь сохранен.

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!

Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения выделять и различать речевые звуки. Для того чтобы писать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.

Поэтому важно развить у ребенка в дошкольном возрасте фонематический слух!

2.Практическаячасть
Приступим!
 Занятия по развитию фонематического слуха должны быть не скучными, а интересной игрой. Ведь игра, являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, позволяет сделать процесс обучения доступным и интересным. В игровой форме будет проходить и наше занятие.

Мы рассмотрим игры,способствующие развитию фонематического слуха, в которые вы можете поиграть со своими детьми дома.

"Правильно-неправильно".

Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т.д.

"Слушай и выбирай".

Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак

коза, коса

сок, сук

лужи, лыжи

дом, ком, лом, сом

мишка, мышка, миска

Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

« Какое слово длинное, а какое короткое?»

Цель: развитие фонематического слуха, умение делить слова на слоги.

Задание: Взрослый произносит любые слова, ребенок должен хлопками определить, какое слово длинное, а какое короткое.

( Например, «мама» – короткое, «милиционер» – длинное).

« Отхлопай, прошагай…..»

Цель: развитие фонематического слуха, умение делить слова на слоги.

Задание: Ребенку дается слово, которое можно прошагать, отхлопать и т.д., чтобы определить, сколько слогов в этом слове (например, «молоко» – мо – ло – ко – 3 слога, « танк» – 1 слог).

“ Повторялки ”

Ребенку нужно за взрослым повторить слоги:

Па – та – ка; га – ба – да; ка – ва – ха, ба – да; да – та и т.д.

« Поймай звук »

Произносится любой заданный звук; затем взрослый называет ряд звуков, а ребенок должен хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит этот звук.

«Бери игрушку»

Перед ребенком стоят игрушки. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок должен взять игрушку на определенный звук.

«Займи стул»

Играющих двое. Перед вами стоит стул, на определенный звук вы должны занять стул, опередив соперника.

«Кто больше?

Цель: развитие фонематического слуха, учить называть пять и более слов на заданный звук.

Задание: Кто больше придумает слов на заданный звук.

( Например, звук « п » - папа, помидор, пол, потолок…)

«Мяч бросай, слова со звуком…называй»

Цель: развитие фонематического слуха, учить называть пять и более слов на заданный звук.

Задание: Кто больше придумает слов на заданный звук.

« Найди первый и последний звук »

Ребенку предлагается любое слово, и он должен назвать, какой 1-й звук, какой – последний (например:« стол» – 1й звук – «с», последний – «л»).

«Назови одинаковый звук в словах»

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.

Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, суп, нос – ребенок должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

«Назови первый звук в слове»

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Взрослый показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове»)

«Подними сигнал»

Перед ребенком три круга: красный, синий, зеленый. Взрослый называет звук, а ребенок поднимает сигнал(на гласные звуки - красный сигнал, твердые согласные - синий сигнал, мягкие согласные - зеленый сигнал).

"Сколько звуков?".

На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.

«Поймай слово.»

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Взрослый: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

3. Заключительная часть.

Развитый фонематический слух позволяет:

  • правильно произносить звуки;
  • четко произносить слова;
  • владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);
  • овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
  • успешно освоить письмо и чтение.

Играйте ежедневно по 10 минут, таким образом, можно не только сформировать фонематический слух, но и повысить интерес к логопедическим занятиям.

Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. “Игла” превращается в “мглу”, “лес” в “лист” или в “лису”, “Мишина машина” в “мыши на машине”. Ребенок как будто становится немного иностранцем. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха и специалисты, и родители дожны уделять достаточно времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей На тему: « Ура! Звук родился» Как закрепить правильное произношение поставленных звуков в домашних условиях.

Конспект семинара-практикума для родителей, целью которого является оказание помощи родителям в овладении основными приёмами автоматизации поставленных звуков....

Семинар-практикум для родителей «Нарушения речи у детей дошкольного возраста. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков».

Семинар-практикум предназначен для родителей воспитанников, посещающих  дошкольное образовательное учреждение. Так же может быть использован воспитателями и логопедами. В данном материале освещен...

"Играем-поставленный звук закрепляем"-семинар-практикум для родителей.

Эффективность коррекционно-развивающих занятий во многом зависит от родителей. Ведь именно, родители, на этапе автоматизации и дифференциации должны помочь своим детям закрепить правильное звукопроизн...

Семинар-практикум для родителей "Автоматизируем звук в словах, играя с игрушками"

в данной статье представлены игры с игрушками. играя в которые родители будут автоматизировать поставленный звук у ребенка в домашних условиях....

Семинар - практикум для родителей «В мире эмоций»

Цель: дать родителям практические упражнения на восполнение эмоционального ресурса детей и родителей, которые они могли бы использовать в повседневной жизни с детьми....

Семинар-практикум для родителей по теме «Звуко-буквенный анализ слов. Учимся играя»

Данная методическая разработка представляет собой конспект семинара- практикума для родителей, чьи дети посещают подготовительную к школе группу компенсирующей направленности для детей с ТНР, по теме ...