"Играем-поставленный звук закрепляем"-семинар-практикум для родителей.
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Михеева Наталья Анатольевна

Эффективность коррекционно-развивающих занятий во многом зависит от родителей. Ведь именно, родители, на этапе автоматизации и дифференциации должны помочь своим детям закрепить правильное звукопроизношение. Поэтому задача учителя-логопеда привлечь родителей к совместной работе.  Семинар сопровождается  презентацией. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Играем –поставленный звук закрепляем».

Развитие речи – сложный коррекционно-педагогический процесс. Чем раньше мы научим ребенка говорить чисто, внятно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе, так как ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. Поэтому большое значение для ребенка и его родителей имеет во время оказанная помощь логопедов.  

        Даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку, оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом.

        Например, нарушенное звукопроизношение затрудняет у ребенка-первоклассника обучение русскому языку. Ребенок с трудом обучается читать и писать, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество на первый взгляд совершенно ничем необъяснимых  и немотивированных ошибок. Уже в первом классе на этом фоне у ребенка очень быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, а это приводит к снижению успеваемости и по другим школьным предметам, а иногда и к нервным расстройствам. Нарушение чтения и письма также приводит к неуспеваемости ребенка и по математике. Как он прочитает задачу?

        Когда у ребенка нарушено произношение большего числа звуков он выглядит инфантильным, кажется младше своих лет. С таким ребенком взрослые часто излишне «сюсюкают». Вообще «сюсюканье» недопустимо, с первых дней ребенок должен слышать грамотную, правильную речь, а уж более недопустимо разговаривать с ребенком на «его» языке. Это задерживает его развитие и делает его дисгармоничным. К школе такой ребенок внутренне не готов. Ребенка, неправильно выговаривающего звуки, в детском коллективе часто передразнивают, что создает дополнительные психологические проблемы, которых можно избежать, вовремя поставив ему правильное произношение. Нужно отметить, что недостатки произношения звуков провоцируют возникновение такого тяжелого, сложно поддающегося коррекции речевого дефекта, как заикание.

        Итак, формирование правильного звукопроизношения проходит несколько этапов:

  1. Подготовительный – важный этап. На данном этапе готовим речевые органы к правильному произношению, выполняя артикуляционную, дыхательную гимнастику, логопедический массаж, пальчиковую гимнастику.
  2. Постановка звука.
  3. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Так вот здесь, на этом этапе,  как раз и нужна помощь родителей – автоматизировать звук и ввести его в речь. Как это делать? Представим ситуацию: Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. Насколько постановка звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество ребенка и его родителей. Помните, что эффективность коррекционно-развивающих занятий во многом будет зависеть от того, насколько вы, родители, поможете своему ребенку. Если вы заинтересованы в том, что бы речь ребенка значительно улучшилась с ним необходимо заниматься ежедневно.  Как только исправленный звук мы закрепим в словах и перейдем к фразе, необходимо постоянно напоминать ребенку: «Ты умеешь говорить правильно!», поправлять его речь, чтобы исключить неправильный стереотип произнесения, ввести чистый звук в речь.

        Известно, что ребенок сможет свободно употреблять поставленный звук в слове, повторив это слово от 70 до 90 раз, но механическое многократное повторение одного и того же слова утомляет, не стимулирует к самостоятельному употреблению слов с автоматизируемым звуком. Для эффективной работы по закреплению звука представляем вам следующие игры и упражнения.

Предлагаемые вам игровые задания и упражнения не требуют подготовки дидактического материала (хотя использование наглядности желательно), направлены на развитие у ребёнка навыка контроля за своей речью и могут выполняться не только в домашних условиях, но и на прогулке.

Планируя занятия, помните, что:

-Занятия  должны быть систематическими, так как у ребёнка- дошкольника навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия; в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время;

-Правильно выбирайте время для занятий – ребёнок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия (игры, просмотра передачи), иначе у него ещё до начала занятия с вами сложится негативное отношение к нему;

-Старайтесь закончить игру(занятие) до того, как ребёнок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 минут;

-Ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности; избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь невнимательно», лучшие варианты - «Давай подумаем вместе», либо помощь-подсказка «Я назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай ещё раз»;

-Главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка, доброжелательность; если вы никак не можете добиться от малыша желаемого ответа или действия, значит вы не сумели объяснить, чего вы хотите; инструкция должна быть простой, чёткой, короткой, содержать понятные ребёнку слова; желательно показать, как это делаете вы, прежде чем малыш вступит в игру сам; резкий тон, раздражение недопустимы, ребёнок должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны. Главное – поверить в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!».

- Обязательно начинайте с простых, посильных даже для ребёнка заданий, усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать. Если ребёнок чего-то не знает, можно дать правильный ответ, но лучше, если вы ему предоставите выбор, например: «яблоко, фрукт или овощ?»

Игры и упражнения для автоматизации поставленных звуков:

Предлагаемые игры и игровые упражнения помогут автоматизировать (закрепить) звук, который ваш ребёнок научился правильно произносить, а так же будут способствовать расширению его словарного запаса, подготовят к усвоению грамоты, предупредят ошибки чтения и письма, научат правильно строить предложения, разовьют связную речь.

 «Звук потерялся». Называя слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросите ребёнка вернуть его на место, чтобы слово стало понятным. Например, для звука «Р»: _ак, _оза, _учка, _ыба, _олики, _оща; кома_, кефи_, севе_, бисе_, мухомо_. Для звука «Ж»: _ук, _ара, _асмин, _ареный. Для звука «Ч»: _ай, _ашка, _улан, _инить, _айка; клю_, кала_, скрипа_, пе_ь, бере_ь, полно_ ь и др.

 «Назови ласково». Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его: лодка – лодочка, полка - … , угол - … , лошадь - … , лужа - … (для звука «Л»); шар - … , кошка - … , шкаф - … , шарф - … , ухо - … , карандаш - … , шуба - … , мешок - … и др. (для звука «Ш»). Для звука «Р»: рука - … , сестра - … , брат - … , игрушка - … , курица - … , рябина - … . берёза - … ; для звука «Щ» - щенок - … , щётка - … , вещь - … , плащ - … , угощенье - … и др.

 Аналогично предыдущим проводятся игровые упражнения «Один – много» и «Скажи, чего много». В первом случае ребёнок учится изменять слова по числам одновременно с закреплением звука : роза – розы, друг - … , сестра - … , ковёр - … , муравей - … , рот - …  Во втором случае предложите назвать много предметов, употребляя слово «много»: друг – много друзей, игрушка – много … , карандаш – много … , грузовик – много …(звук «Р»). В этих играх детям необходим образец. Не забывайте поощрять правильное произношение. В случае ошибки пусть ребёнок попробует выбрать правильный вариант, например: «Как правильно – много братов или много братьев?». Можно обыграть ситуацию: «Представь, что у тебя есть волшебная палочка. Она может превратить один предмет в несколько. Я назову один предмет, а ты преврати их во множество. Не забудь красиво говорить звук …».

 «Доскажи словечко». «Угадай, какое слово я задумал: ра… (кета, дио, кушка, стение и т.д.), чу… (до, жой, кча, лан). В начале загадывайте хорошо знакомые ребёнку слова, после чего подумайте вместе, какие ещё слова начинаются с данного слога, объясните значение незнакомых, например: ру… (рубанок, рукав, русый, руно, рудник и др.).  Если слово не понятно из-за пропусков и перестановок звуков, значит необходима тщательная работа в этом направлении.

 Предложите ребёнку назвать как можно больше предметов со звуком. Который он научился правильно произносить. Это может быть игра «Магазин»: «Представь. Что ты пришёл в волшебный магазин. Там можно купить только предметы, у которых в названиях есть звук «Р» (или другой). Зайди в разные отделы («продуктовый», «игрушки», «одежда», «мебель» и др.) и купи как можно больше. Можно поиграть в игру «Слово – шаг», когда разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад. Полезна игра-соревнование «Что вокруг», в которой вы с ребёнком по очереди называете предметы с закрепляемым звуком, которые есть вокруг. Это могут быть и части предметов ( крышка, карман, рама, ручка), а так же признаки предметов: деревянный, шершавый, красивое, полированный или действия, которые можно совершать с предметами или с их помощью: резать, рисовать, красить, сверлить, вытирать и др. Выигрывает назвавший слово последним. Другие варианты игры: назвать как можно больше (или не меньше 5) слов со звуком «Р» («Л», «С», «Ж» и др.), относящихся к обобщающим понятиям: овощи, фрукты, цветы, деревья, животные, птицы, насекомые, одежда, инструменты, обувь, мебель, геометрические фигуры, цвета. Кроме того, рассматривая иллюстрации в детских книгах или журналах, предложите ребёнку назвать предметы, героев и т.д. с нужным звуком. Предложите ему подумать, есть ли этот звук в именах, фамилиях, отчествах родственников или знакомых, придумать клички животным, имена куклам.

При закреплении звука в речи важно, чтобы ребёнок не столько повторял за вами слова и предложения (хотя это тоже нужно на начальном этапе), сколько  самостоятельно употреблял то или иное слово. Для этой цели хорошо подходят загадки, которые позволяют развить мыслительные процессы. Как вы уже догадались, отгадка должна содержать закрепляемый звук. Желательно, чтобы и сам текст загадки был насыщен нужным звуком. Например:

Я землю копала, ничуть не устала,

А кто мной копал, тот и устал.

Тогда ребёнок, выучив загадку, сам сможет загадать её кому-то, правильно проговаривая звук.

Часто родители бывают огорчены тем, что их сын или дочь, научившись правильно произносить звук, пропускают или искажают его даже после продолжительных занятий. Чисто проговорив загадку, стихотворение, скороговорку, малыш возвращается к неправильному произношению, когда его речь не отработана заранее. Объяснение просто: звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребёнку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие того самого звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Надо не забывать и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребёнку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймёте, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому никогда не торопите ребёнка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса, а лучше – поиграйте в фанты. Правила просты: договорившись, что сейчас вы будете беседовать с ребёнком, задайте ему вопросы или попросите пересказать сказку, мультфильм (помогайте наводящими вопросами), но при этом вы будете внимательно следить за речью малыша. Как только он ошибётся (неправильно произнесёт звук), он должен отдать вам фант (фишку, игрушку и т.п.). Сосчитав фанты вместе, вы узнаете, сколько ошибок сделал ребёнок. Дальше предложите ему «отработать» фанты. Чтобы получить их назад, надо выполнить задание: назвать слова со звуком (например, по 3 за каждый фант). Придумать предложение из 2-3 слов, чтобы в каждом был звук (Вера рисует. Рекс рычит. Барсук роет нору.) Последнее задание сложное, предлагать его можно, если ребёнок знаком с понятием «предложение». Можно каждый фант «обменять» на небольшое стихотворение или чистоговорку. Обратите внимание: на этапе автоматизации звуков отрабатывать надо именно чистоговорку, а не скороговорку. Разница между ними только в темпе произнесения. Главное – не быстрота, а правильность.

 Предлагаемые чистоговорки помогут закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребёнка к речевым упражнениям. Если произношение отдельных слов вызовет затруднение, проговорите их несколько раз медленно по слогам и не забудьте выяснить, правильно ли понял их значение малыш. Проговаривание должно быть осознанным. После тренировок вы можете устроить соревнование, кто больше вспомнит чистоговорок. Не требуйте произнесения в быстром темпе. Можно попросить ребёнка сосчитать, сколько всего слов в чистоговорке, сколько слов с определённым звуком, какая чистоговорка самая длинная, предложите вспомнить всё предложение по подсказке, например: «Расскажи чистоговорку про жука, мышат и т.д.

Звуки «Р», «Р`»

На дворе трава, на траве дрова, у дров детвора.

 Раз дрова, два дрова, три дрова.

У Кондрата куртка коротковата.

Повтори без запинки: на осинке росинки

 Засверкали утром перламутром.

Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

 Шёл Егорка по пригорку и учил скороговорку.

Звук «Л»

 У ёлки иголки колки.

 Дятел дуб долбил да не додолбил.

Мила искала булавку, а булавка упала под лавку.

 Кот молоко лакал, а Слава булку в молоко макал.

Звуки «С», «С`»        

 Я несу суп-суп. А кому? Псу-псу.

 У Сени и Сани в сетях сом с усами.

 Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

 Ест киска суп из миски, сыта киска – пуста миска.

Снег засыпал стайку сосен, это вовсе вам не осень.

Звуки «З», «З`»

 У зайки Бубы заболели зубы

 Зимним утром от мороза

 На заре звенят березы

 На березе стрекоза – изумрудные глаза

Звуки «Ш», «Ж»

 Жужжит над жимолостью жук,

 Тяжелый на жуке кожух.

 У ежа – ежата, а у ужа – ужата.

 Ежата с ежами на ужин бежали.

 Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка.

 Шесть мышат в шалаше шуршат.

Звуки «Щ»

 Щипцы и клещи – вот наши вещи.

 Усищи, глазищи, когтищи, хвостище,

А моется всех чище. Это кот – котище.

Три щенка щека к щеке, щиплют щетку в уголке.

 В березовой роще, в чернеющей чаще

 и спрятаться проще и ягоды слаще.

Звуки «Ч»

Кузнечик стрекочет – молчать не хочет.

 Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

 Речка течет, а печка печет.

 Шубка овечки теплей любой печки.

Чтобы спустя какое–то время ребенок не потерял интерес к уже выученной чистоговорке, нарисуйте схематически щенка, кошку, жука, булавку и т.д. и попросите малыша вспомнить, из какой они чистоговорки. Поменяйтесь ролями.

Речевые игры на развитие творческих способностей могут быть для вас не менее интересны, чем для вашего ребенка. Например, назвав два слова с заданным звуком, предложите объяснить, как они связаны между собой: лопата и молоток, река и рак, весна и солнце и т.д. Для этого нужно составить предложение, причем варианты могут быть самые разные. Производя мыслительные операции, ребенок совершенствует свою речь и закрепляет правильное произношение.

 Игра «Закончи предложение» поможет развить творческие начала и у ребенка, и у взрослого. Предложите закончить ваше высказывание, добавив слово (или несколько) с закрепляемым звуком: На ветку села … . Рома рисует … . В зоопарке мы видели… . Утром я … (что делал?).

 Игра «Узнай по описанию», потребует от вас активизировать словарный запас, а ребенок сможет узнать и научится употреблять в речи новые слова. Скажите, что вы, задумали предмет, но не назовете его, а расскажите о нем. В загаданном слове должен быть закрепляемый звук: Она маленькая, рыжая, пушистая, шустрая. Живет в лесу, умеет прыгать по деревьям. Или: Он зеленый, длинный, растет на грядке. Его солят в банках и едят свежим.  Когда ребенок отгадает, о чем или о ком идет речь, попросите его повторить вашу загадку. Затем он может попробовать с вашей помощью выступать в роли ведущего. Объясните ему, что нужно рассказать о предмете: размеры, форма, цвет, вкус (если это продукт); если это предмет неживой – что им можно делать, на что он похож.

Если у вас есть желание и фантазия можно самим придумать игровые упражнения, которые будут результативны и  интересны вашему ребенку.

Работая дома с детьми, родителям следует помнить:

1. Принуждать ребенка нельзя. Занятия будут результативны, если они проводятся в форме игры.

2. К последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.

По всем возникающим вопросам обязательно консультироваться с логопедом, воспитателем.

Вопросы.

Всего доброго!!!

  1. Работа по постановке звука начинается с артикуляционной гимнастики, цель которой – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика состоит из пяти комплексов: общий, комплекс для свистящих звуков, комплекс для шипящих звуков, и два комплекса для сонорных звуков. Подробно мы не будем останавливаться, потому что все вы знаете эти упражнения. Лишь замечу о необходимости правильно выполнять гимнастику, только тогда она даст положительный и необходимый результат.
  2. Правильное дыхание очень важно для развития речи. Поскольку речь осуществляется на выдохе, то от силы, направления, длительности воздушной струи зависят правильность произношения многих звуков, плавность речевого потока. Регулярные занятия дыхательными упражнениями способствуют воспитанию правильного ротового дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков (предложений). Следует помнить: дыхательная гимнастика выполняется в чистом, хорошо проветренном помещении; не рекомендуется проводить ДГ после плотного ужина или обеда, лучше проводить натощак; упражнения проводить в одежде, которая не стесняет движения; дыхательные упражнения быстро утомляют детей, могут вызвать головокружение, поэтому их необходимо контролировать по времени, длительность постепенно увеличивать с 1-2 до 5-7 мин; воздух набирать через нос. Вдыхать мягко и коротко, но при этом достаточно глубоко, выдыхать – длительно и плавно, следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди, не поднимались плечи и не надувались щеки.

Упражнения:

«Кораблики» -наполните таз с водой , на его стенки можно приклеить картинки, в названии которых должен быть закрепляемый звук. Опустите в таз легкий предмет –кораблик, на который нужно дуть , он приплывет к одной из картинок, ребенок должен назвать картинку. Можно составить предложение с данной картинкой. Мы сразу решим несколько задач: развитие речевого дыхания, автоматизация звука, развитие связной речи.

«Футбол» - соорудите из конструктора ворота, возьмите шарик от пинг-понга или ватный и поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен длительно и плавно дуть на широко распластанный передний край языка, лежащего на нижней губе, не надувая щек и не поднимая плеч.

«Волшебная тарелочка» - на середину тарелочки наклейте картинку, в названии которой имеется автоматизируемый звук, и насыпьте крупу. Ребенок дует на крупу так, чтобы увидеть картинку, затем называет ее. Можно предложить придумать предложение.

Совершенствование мелкой моторики помогает развитию речи. Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Пальчиковые игры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИГРАЕМ – ПОСТАВЛЕННЫЙ ЗВУК ЗАКРЕПЛЯЕМ

Слайд 2

Л Р Ш С З

Слайд 3

Нарушенное звукопроизношение затрудняет обучение в школе.

Слайд 4

Формирование правильного Звукопроизношения: Подготовительный этап – пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастики, логопедический массаж . Постановка звука. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Слайд 6

Помните :

Слайд 7

«Р»:_ ак , _ ыба , кефи _, кома_. «Ж»:_ ук , _ ареный , _ара. « Ч»:_ай , клю _, пе_ь , кала_. «Звук потерялся» «Назови ласково» Для звука «Л»: лодка-лодочка, полка-... и др. Для звука «Ш»: шар…, мешок-… и др. Для звука «Р»: рука-…, игрушка -… и др. Для звука «Щ»: щенок-…, угощенье-… и др.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Один-много» Роза-розы, друг-…, ковёр-…, сестра-… и др. «Скажи, чего много» Друг-много друзей, игрушка-много … и др.

Слайд 2

«Доскажи словечко» Ра…(кета, дио , кушка , стение и т.д ) Чу…(до, жой , кча , лан и т.д ) Ру …(банок, кав , сый , дник и т.д ) «Магазин»

Слайд 3

«Слово-шаг» «Что вокруг» На каждый шаг ребенок подбирает слова с заданным звуком. Взрослый и ребенок по очереди называют предметы с закрепляемым звуком, которые есть вокруг.

Слайд 4

Звуки «Р», «Р`» На дворе трава, на траве дрова, у дров детвора. Раз дрова, два дрова, три дрова. У Кондрата куртка коротковата. Повтори без запинки: на осинке росинки Засверкали утром перламутром. Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят. Шёл Егорка по пригорку и учил скороговорку

Слайд 5

Звук «Л» У ёлки иголки колки. Дятел дуб долбил да не додолбил . Мила искала булавку, а булавка упала под лавку. Кот молоко лакал, а Слава булку в молоко макал. Звуки «С», «С`» Я несу суп-суп. А кому? Псу-псу. У Сени и Сани в сетях сом с усами. Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня. Ест киска суп из миски, сыта киска – пуста миска. Снег засыпал стайку сосен, это вовсе вам не осень.

Слайд 6

На ветку села… (ворона) Рома рисует… (ракету) В зоопарке мы видели… «Она маленькая, рыжая , пушистая, умеет прыгать по деревьям…» «Он зеленый, длинный, растет на грядке. Его солят в банках и едят свежим…»

Слайд 7

Спасибо за внимание, Успехов Вам!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Школа заботливых родителей».

Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ....

Семинар практикум совместно с родителями по теме гендерного воспитания

В конспекте описываются совместные формы и методы детского сада и семьи по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста...

Семинар - практикум "Школа для родителей "Метод проектной деятельности в образовательном процессе"

В течении 2014 - 2015 учебного года в нашем детском саду проводятся семинары-практикумы «Школа для родителей».— Целью этих мероприятий является непосредственное вовлечение родителей в образовательный ...

Презентация семинара практикума "Школа для родителей".

В презентации представлен опыт работы по ознакомлению родителей с проектным методом в детском саду....

Семинар-практикум "Воспитатель и родитель: диалог или монолог"

Цель мероприятия: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями...

семинар Практикум «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель семинара-практикума: развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями....