Главные вкладки

    Семинар-практикум для родителей "Автоматизируем звук в словах, играя с игрушками"
    статья (подготовительная группа) на тему

    Абрамова Елена Николаевна

    в данной статье представлены игры с игрушками. играя в которые родители будут автоматизировать поставленный звук у ребенка в домашних условиях.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №12 «Колокольчик»

    Играем с игрушками, автоматизируем звук в словах.

    ( семинар-практикум с родителями старшей и подготовительной групп)

    Учитель-логопед

    высшей

    квалификационной

    категории

    Абрамова Е.Н.

                                                                   

    г.  Киров 2015

                 «Игра» - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев.). В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Игра - путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов, является средством самовыражения и самореализации ребенка. Уже поэтому игры - важное средство самовоспитания.

                   Уважаемые родители, при отработке у ребенка звука в словах в домашних условиях играйте с игрушками: большими, маленькими, киндер-сюрпризами. Выберете игрушки на изучаемый звук и положите их в коробочку для игры. Сегодня я вам покажу игры с игрушками, в которые я играю с вашими  детьми на подгрупповых и индивидуальных занятиях. В некоторые игры мы с вами тоже сегодня поиграем. Сюрпризные моменты в игре поможет обыгрывать любимая игрушка малыша, или какой-нибудь клоун, гном, сказочный герой, которые должны выполнять фокусы и превращения. Моя любимая игрушка на занятии клоун Васенька - великий фокусник, волшебник, маг и чародей. Васенька пока маленький, но очень хочет стать настоящим волшебником, поэтому будет играть с тобой и твоими игрушками и выполнять с игрушками различные превращения.

    В зависимости от возраста играем н-р:

    С детьми 3-х лет  - 4 игрушки

    С 4-х лет - 5-ть игрушек

    С 5-ти лет - 6-ть игрушек

    С 6-ти лет – 7-мь игрушек

    (начинаем развивать пространственную и логическую ориентацию у детей 3 лет с 3-х игрушек)

    Достаем игрушки из коробочки и расставляем их на столе в линию.

    Игра  «Называй-ка и запоминай-ка»

    В начале игры Васенька предупреждает об исправлении неправильно произносимого звука. Васенька:- «Мой друг, ты хочешь увидеть мои знаменитые фокусы? Старайся быть внимательным. Произноси правильно звук в названии игрушек, иначе, мои фокусы не будут получаться, и ты не увидишь их».

    Ребенок старается произносить правильно названия игрушек. Далее в этой игре можно и нужно закреплять обобщающие понятия, задавая ребенку такие вопросы, как:

    (слова-предметы)

    - кто из игрушек домашние животные (дикие наших лесов, жарких стран, холодных стран, сказочный герой)?

    - что здесь посуда (мебель, транспорт и т.д.)?

    (слова-признаки)

    - какая  из игрушек пушистая (мягкая, яркая, нарядная, большая, маленькая и т.д.). Если бы игрушки стали  живыми, кто из них хитрый (зубастый, косолапый, ловкий, самый красивый, самый большой и т.д.)?

    (слова-действия)

    - кто может скакать (царапаться, скакать, бодаться, лазить по деревьям и т.д.)?

    В данной игре ребенок должен отвечать не только словами, но и словосочетаниями, а также и предложениями. ( Н-р: Пушистая кошка. Кошка царапается. Кошка может лазить по деревьям.) Дальше Васенька напоминает ребенку, все ли игрушки он запомнил. Затем,

    в этой же игре с ребенком развиваем пространственную ориентировку, задавая такие вопросы, как:

    - какая игрушка первая (последняя, предпоследняя)?

    - какая игрушка 4-я по счету (5-я и т.д.)?

    - какая игрушка находиться  между…и…(за, перед)?

    После этого начинаем играть в игру: «Что пропало?»

    Васенька просит ребенка закрыть глаза и прячет игрушку, приговаривая волшебные звуки…(изучаемый звук, слоги с этим звуком, волшебные слова и чистоговорки  с изучаемым звуком) Н-р: ла-ла-ла убрал и спрятал я игрушку со стола. С ребенком можно повторять  волшебное заклинание Васеньки. Вопросы Васеньки:

    • Какой игрушки нет на столе?
    • Какая игрушка пропала?
    • Какая игрушка исчезла?
    • Ребенок вначале  отвечает одним словом,  потом Васенька просит его отвечать на вопросы предложением. Н-Р: Пропала игрушка…На столе нет …(Васенька  постоянно подбадривает  ребенка, в том что он  не сможет угадать какая игрушка пропала). Васенька опять задает вопросы:
    • Куда нужно поставить игрушку?
    • Между какими игрушками была…?
    • Игрушка… была перед…или сзади..?

    Игра:  «Что пропало? Что появилось?»

    Васенька прячет игрушку, а на ее места ставит другую игрушку. Спрашивает ребенка Что пропало? Что появилось?

    Ребенок должен отвечать  полным ответом.  ( Н-р: Пропала  машинка, а появился мишка.)

    Очень любят дети играть с игрушками, но не любят убирать их.

    Игра: «Шурум-бурум!»

    Данная игра преследует также и  воспитательные цели: воспитание аккуратности и бережливости .

    Васенька: - Ох, и люблю я с игрушками играть!  Сейчас я с ними немного поиграю. Какой красивый «Пушистик»!  

    Васенька неправильно называет игрушку, помоги ему  игрушку назвать правильно ( ребенок исправляет Васеньку.) Затем Васенька переворачивает, ставит в другое место игрушку  - наводит беспорядок с данной игрушкой. Так,  Васенька проделывает с каждой последующей игрушкой, в  результате чего  на столе беспорядок.   Взрослый: - Давай поможем Васеньке  навести порядок. Давай будем  ставить игрушки на те, места, на которых  они стояли в начале игры.

    Ребенок вместе с Васенькой и взрослым наводят порядок.  Расставляя игрушки, ребенок   четко называет: какая игрушка была первая, вторая и т.д. (используется согласование количественных и порядковых числительных с существительными.) В данной игре можно прятать игрушки под стол, стул и т.д. Доставая и называя игрушку, ребенок на вопросы взрослого отвечает предложно-падежными конструкциями типа: мишка под столом, я достаю мишку из - под стола.

    Васенька очень любит петь и танцевать. Давай  делать это вместе с ним!

    можно использовать фоноритмические движения для данного звука.

    Н-р: ла-ло – лу - лы  (фонарики)

     ра - ро – ру - ры (заводим мотор)

    за-зо-зу-зы (летят комарики)

    жа-жо-жу-жи (летят жуки) и т.д.

    Куклу Васеньку также можно использовать в играх  для развития слухового внимания и памяти. Васенька говорит, что ему очень нравится играть с тобой, и он  хочет снова играть! Васенька предупреждает ребенка: слушать все внимательно и отвечать старательно.

    • Скажи столько раз слог ЛА, сколько раз Васенька погладит тебя по голове (руке), подпрыгнет, выложит счетных палочек, чихнет и т. д.
    • Хлопай только тогда, когда услышишь данный звук  среди других звуков….., среди слогов….., среди слов….
    • Какое слово лишнее? Называть слова с данным звуком и одно слово без данного звука
    • Назови слова на данный звук

    Уважаемые взрослые, я привела примеры того незначительного числа игр для автоматизации звука в словах, в которые вы можете играть дома. Можно  также придумывать и свои игры. Для ребенка привыкание себя к  постоянному исправлению и употреблению в речи данного  звука очень трудоемкий   и сложный процесс. Играйте с ребенком в данные   игры, помогайте ему в  исправлении искаженных звуков! Играя с ребенком, он будет видеть в вас не только взрослого, но и друга. А это очень важно в вашей совместной будущей деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар – практикум для родителей Развитие речи дошкольников в играх

    Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при...

    Семинар – практикум для родителей «Знакомство с авторскими развивающими играми»

    Развивающие  игры  создают  своеобразный  микроклимат  для  развития  творческих  сторон   интеллекта.  При  этом  разные  игры...

    Семинар - практикум для родителей "Развиваем музыкальность дошкольников через игру"

    Семинар - практикум для родителей "Развиваем музыкальность дошкольников через игру"...

    Семинар-практикум для родителей «Речевое развитие дошкольников в играх и упражнениях»

    Семинар-практикум для родителей «Речевое развитие дошкольников в играх и упражнениях» Цель: педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития дошкольников в условиях семьи и дошк...

    Семинар-практикум «Недостатки произношения гласных звуков и звуков раннего онтогенеза. Приёмы постановки в практической деятельности»

    Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка....

    Семинар-практикум "Чтобы грамотными стать звуки и буквы давай изучать!"

    Совместный практический семинар для детей подготовительного возраста с ОНР и их родителей...