Методическая разработка занятия "Путешествие в зимний лес"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Данный конспект является частью методической разработки, включающий в себя:

  1. Конспект логопедического занятия.
  2. Презентацию к логопедическому занятию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon celi_i_oborudovanie_-l.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей, нуждающихся в психолого-педагогической

и медико-социальной помощи,  

Центр диагностики и консультирования Санкт-Петербурга

Конспект подгруппового логопедического занятия

с использованием мнемотехники, здоровьесберегающих технологий, драматерапии

с детьми старшего дошкольного возраста

 с нарушением произношения отдельных звуков

Тема: «Путешествие в зимний лес »

Ульянцева Л.Б.,

учитель-логопед

2012

Тема: «Путешествие в зимний лес».

Цель:  научить детей правильно произносить звук [л] в слогах, словах, предложениях, стихах

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. закрепление правильного произнесения звука [л] изолированного, в словах, предложениях, заученном тексте;
  2. совершенствование навыков образования прилагательных, подбора прилагательных к существительным;
  3. развитие темпо-ритмических характеристик речи;
  4. совершенствование навыков фонематического анализа (определение места звука в слове);
  5. совершенствование навыков составления и  распространения предложений (работа со схемами).

Коррекционно-развивающие:

  1. совершенствование фонематических представлений;
  2. совершенствование зрительного внимания, памяти, прослеживающей функции взгляда;
  3. совершенствование мелкой моторики, графических навыков, зрительно-моторных координаций;
  4. совершенствование общей моторики, координации движений;
  5. совершенствование слухового внимания, памяти;
  6. развитие эмоциональности и творческой активности.

Коррекционно-воспитательные:

  1. совершенствование умения работать в коллективе, доброжелательности, вежливости;
  2. совершенствование функции самоконтроля.

Методики и технологии:

  1. здоровьесберегающая технология – драматерапия (развитие творческой активности);
  2. здоровьесберегающая технология – логоритмика (речь с движением);
  3. мнемотехника;
  4. компьютерная технология.

Оборудование:

1. Декорации:

  1. большая искусственная ёлка.

2. Демонстрационный материал:

  1. изображения следов животных (белка, волк, заяц, лиса) на белых листах бумаги двух размеров: формат А2 и 10х10 см;
  2. схемы предложений и слов;
  3. предметные картинки: волк, белый заяц;
  4. сюжетная картинка: зимний лес;
  5. компьютерная презентация «Узнай стихотворение и расскажи его».

3. Раздаточный материал:

  1. шапочка-маски животных (белка, волк, заяц, лиса, медведь);
  2. цветные карандаши;
  3. трафареты (6 предметов: в названиях трёх есть звук [л]);
  4. лабиринты-спиральные дорожки (картинки со звуком [л]);
  5. белые листы бумаги;
  6. схемы слова, звука;
  7. открытки с изображением лесных животных.

4. Речевой материал:

  1. тексты стихов.

5. Мебель и оборудование:

  1. ноутбук;
  2. фланелеграф;
  3.  подставки для книг;
  4. подставки для карандашей;
  5. детские столы;
  6. стулья.

Логопед

Дети

                                                           

1. Организационный момент.

   Объявление темы занятия.

Логопед сообщает, что дети совершат

путешествие в зимний лес, встретят

лесных жителей, выполнят задания,

которые те предложат.

Звучит гонг, зажигается яркий свет.

2.Задание «Чьи следы?».

   Образование прилагательных от

   существительных. Зрительное вни-

   мание, память.

Логопед сообщает, что все вошли в зимний лес. На снегу следы. Логопед предлагает детям посмотреть на следы животного на снегу (на белам листе А2), найти такие же в

маленьком блокноте  логопеда и рядом на картинке - животное.

3. Игра «Обведи трафарет».

   Автоматизация [л] в словах.

 Фонематические представления.. Мелкая моторика

Логопед подтверждает, что это белка.          

Одному из детей логопед надевает шапочку белки.                                                    

Логопед от имени белки даёт детям задание. Надо на листе бумаги обвести  картинки (из шести три), в называниях которых есть звук [л]. Цвет карандаша должен быть тоже со звуком [л.]

                                                                                   

4. Задание «Чьи следы?».

 Образование прилагательных от

   существительных. Зрительное вни-

   мание, память.

Логопед сообщает, что  на снегу следы. Логопед предлагает детям посмотреть  на следы животного на снегу (на белом  листе А2), найти такие же в маленьком  блокноте логопеда и рядом на картинке-

 животное.

 

5. Игра «Пройди по дорожке».

   Автоматизация [л] в словах.

Фонематические представления.

 Зрительное внимание, прослежива-

   ющая функция взгляда.

Логопед подтверждает, что тут про-          

бежал заяц. Одному из детей надева-        

ется шапочка зайца.

Логопед от имени зайца даёт детям            

задание. Надо проследить глазами              

от края листа к центру, продвигаясь            

по нарисованной дорожке, назвать  только картинки, в названиях которых есть звук [л].

6. Динамическая пауза «Медведь».

  Здоровьесберегающая технологи,

( речь с движением), драматизаци). Развитие темпа и  ритма речи. Слуховое внимание.

Логопед сообщает, что дальше сле-              

дов нет. Тут растёт ёлка, а под ней – берлога. Одному из детей надевается маска медведя.

Логопед предлагает вокруг ёлки водить  хоровод:                                                            

«И на ёлке снег, снег.                                      

  И под ёлкой снег, снег.                                

  Там под ёлкой спит медведь.                        

«Тише, тише, не шуметь!».

7. Задание «Чьи следы?»

Образование прилагательных от

   существительных. Зрительное вни-

   мание, память.

Логопед сообщает, что  на снегу следы. Логопед предлагает детям посмотреть   на следы животного на снегу (на белом   листе А2), найти такие же в маленьком  блокноте логопеда и рядом на картинке

 животное.

8. Задание «Составь предложение».

  Автоматизация [л] в словах, предложениях Составление предложений по картинкам, распространение предложений.

Подбор прилагательных к существи-

тельным. Работа со схемой предложения, слов.

Определение количества слов в предложениях.

Логопед подтверждает, что это следы          

волка. Одному из детей надевают маску  волка.                                                                

Логопед от имени волка даёт детям задание. На фланелеграфе три картинки, к каждой из них логопед даёт предложение:

- Наступила зима.

- Рыщет волк.

- Затаился заяц.

Логопед выкладывает на фланелеграфе   схему каждого предложения.                          

Логопед предлагает сделать предложения красивее и длиннее. А для этого надо подобрать слова к словам Зима, Волк, Заяц.                                                                      ные:

- Зима какая?                                                        - Волк какой?                                                      

- Заяц какой?                                                        

 Логопед произносит получившиеся длинные предложения, исправляет в связи этим     схемы предложений.                                            

Логопед предлагает назвать в каждом предложении только те слова, в которых есть звук [л].                                                                  

9. Задание «Чьи мы видели следы?».

   Зрительное внимание, образование прилагательных.

Логопед предлагает вспомнить, чьи следы  дети видели на снегу.                                            

                                           

                                 

10. Задание «Узнай стихотворение и расскажи его».

Автоматизация [л] в стихах, совершенствование темпо-ритмических характеристьик речи. Мнемотехника. Компьютерная технология.

Логопед предлагает детям компьютерную презентацию, где представлены по изображениям персонажи из  мнемотаблиц, по которым учили стихи. Детям надо              

узнать стихотворение, рассказать его.              

Тексты стихов (к мнемотаблицам).

  1. Белый снег, белый мел.

     Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

  1. Зайка белый в поле бегал,

      всех зверей боялся.

И молоденькой лисе

чуть в лапы не попался.

  1. Я-  лисица молодая,

      зайца в чаще поджидаю!

Зайка белый -  скок да скок! Стой! Попался, мой милок!

  1. У белки на ёлке дупло.

      Там сухо, уютно, тепло.

Голодному волку

в дупло белки на ёлке

Будет попасть нелегко!

  1. Всё бело, бело, бело.

     Все дорожки замело.

Лес весь снегом занесло.

Спать в берлоге мне тепло.

  1. У волка есть волчий хвост.

      У волка есть волчья шуба.

На луну воет ночью волк,

и сверкают волчьи зубы.

11.Итоги занятия.

Логопед благодарит детей за правильное произношение звука [л] на занятии.

 Открытки с  изображениями животных в -  подарок.

                          

Дети сравнивают следы большие

 и маленькие, по картинке опре-

деляют, что тут пробежала бел-

 ка.

 Ребёнок-белка здоровается с деть-

 ми, приглашает в домик.                                                     Дети садятся за столики.

Дети выбирают карандаши: голу-

бой, жёлтый. Обводят нужные

трафареты только тех картинок, в названиях которых есть звук [л]. Цвет карандаша должен быть тоже со звуком [л.] Задания проверяются.        Прощаются с белкой, белка сни-

мает шапочку.

 Дети сравнивают следы большие

 на снегу  и маленькие, определяют, что это следы зайца.

 

 

 

Ребёнок-заяц здоровается с детьми.

Дети садятся за столы.

 

Дети по очереди выполняют задания (карточки-задания стоят на

 подставках для книг).

 Прощаются с зайцем, ребёнок-заяц снимает шапочку.

 Ребёнок-медведь садится под ёлку.

  Дети водят хоровод. Слова «тише,                                                           тише, не шуметь» произносит

 один из детей. Его по голосу мед-

  ведь должен узнать (проводится

  несколько раз с разными детьми).

 

   Дети сравнивают следы большие

   и маленькие, определяют, что это следы волка.

 Ребёнок-волк здоровается с детьми. Дети садятся перед фланелеграфом.

 

 

Дети определяют количество и

 последовательность слов в пред-

 ложениях.

   Дети подбирают прилагательные:

- снежная, холодная, морозная                                                       - злой, голодный, серый                                                       - белый, маленький, трусливый

 

 Дети помогают логопеду соста-

  вить правильные схемы, опре-

  деляют количество и последо-

  вательность слов в них.

  Дети называют заданные слова.

         

Дети прощаются с волком.                                                                  Ребёнок-волк снимает маску.

Дети отвечают:                                           беличьи, заячьи, волчьи.

 Могли быть и медвежьи.

 

   

Дети по изображениям персонажей из мнемотаблиц узнают стихи о животных, рассказывают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Неделя здоровья. Зимние виды спорта.

В разработке представлен материал по организации и проведению Недели зимних видов спорта в детском саду....

Методическая разработка по рисованию"Зимний пейзаж"

Расширять знания детей о времени года – зиме, закреплять признаки зимы (снег белый и холодный, падает на землю, деревья, дома)....

Методическая разработка. Путешествие в зимний лес

В ходе занятия решаются как образовательные задачи по развитию речи, так и воспитательные - умение выполнять задания в подгруппах....

методическая разработка по рисованию "Зимние виды спорта"

рисование в нетрадиционной технике "оттиск". Требуется керамическая плитка на спортивную тематику. Листы бумаги кладутся на плитку и графитом (боковой стороной карандаша) штрихуется лист. Оттиск раскр...

Методическая разработка «Путешествие по зимнему лесу» Совместная деятельность с детьми средней группы (Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникации», «Музыка» с использованием моделирования).

Занятие проводится в виде игры – путешествие по сказочному зимнему лесу. В помещении (зал, холл или др.) вдоль стен устанавливаются заснеженные ёлки, другие деревья, пеньки. В разных местах спря...

Методическая разработка "Прогулка в зимний лес"

При организации прогулки интегрировано реализуются задачи всех образовательных областей. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, обеспечивает всестороннее развитие дошкольников с ...