Главные вкладки

    Методическая разработка «Путешествие по зимнему лесу» Совместная деятельность с детьми средней группы (Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникации», «Музыка» с использованием моделирования).
    методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Ускова Татьяна Владимировна

    Занятие проводится в виде игры – путешествие по сказочному зимнему лесу. В помещении (зал, холл или др.) вдоль стен устанавливаются заснеженные ёлки, другие деревья, пеньки. В разных местах спрятаны лесные обитатели (ворона, белочка, зайчик, лиса, медведь). На полу белое покрытие (снежный покров). В занятии участвует снеговик (взрослый).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольно образовательное учреждение

     детский сад № 36 общеразвивающего вида

     Калининского района Санкт-Петербурга

    Методическая разработка

    «Путешествие по зимнему лесу»

    Совместная деятельность с детьми средней группы

    (Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникации», «Музыка»

     с использованием моделирования).

    Автор: Воспитатель ГБДОУ № 36

    Ускова Татьяна Владимировна

    Санкт-Петербург

    «Путешествие по зимнему лесу» (средняя группа)

              Цель:  1.   Обобщить знания детей о жизни лесных животных и растений          

                             зимой;

    2. Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе (холод, снег, короткий день) и поведением зверей (изменение окраски шерсти, запасы на зиму, спячка);

    3.    Развивать доказательную речь;

    4.    Развивать воображение, логическое и образное мышление детей.

    Занятие проводится в виде игры – путешествие по сказочному зимнему лесу. В помещении (зал, холл или др.) вдоль стен устанавливаются заснеженные ёлки, другие деревья, пеньки. В разных местах спрятаны лесные обитатели (ворона, белочка, зайчик, лиса, медведь). На полу белое покрытие (снежный покров). В занятии участвует снеговик (взрослый).

    Ход работы:

    Дети входят в зал, здороваются с гостями.

    Воспитатель: я прочту вам стих, вы внимательно послушайте, а потом расскажите, о каком времени года идет речь.

    Улетели птицы в дальнюю дорогу,

    Улеглись медведи по своим берлогам,

    У березки на плечах пышная обнова,

    Ручек в лесу зачах в ледяных оковах.

    Белый снег пушистый в воздухе кружится

    И на землю тихо падает, ложится.

    И под утро снегом поле забелело,

    Точно пеленою все его одело.

    (Зима)

    И.Суриков.  

           

    А как вы узнали?

    Ответы детей...

    Правильно, молодцы! Да, к нам пришла красавица-зима! Сколько снега кругом! Вон какой-то бугорок (подходят).

    Бугорок шевелится.

    Вот так чудо! Ой, ой, ой!

    Бугорок-то живой!

    Замело кого-то снегом.

    Вот беда, беда, беда!

    Ребята, а вы знаете, кого замело снегом?

    Ой, да это Снеговик!

    Эй, Снеговик, вставай!

    Да скорей нам отвечай...

    Ребята, давайте поможем Снеговику... (вытаскивают).

              Снеговик:                       Здравствуйте, ребята!

              Я – веселый Снеговик

              И не мал, и не велик.

    К вам я в гости торопился,

    Да в сугроб вот провалился.

    Воспитатель:                  Снеговик, ты попляши,

    Да детишек рассмеши!

    Игра-танец “Снеговик”

    Снеговик:                       Ребята, а зачем я сюда спешил?

    Что-то сообщить решил...

    А, вспомнил!

    Приглашаю всех вас в лес,

    Полный сказок и чудес.

    Воспитатель:                  А как в лес мы попадем,

    Не пешком же мы пойдем?

    Снеговик:                       Это право ерунда!

    Санки нас домчат туда.

    В зимний лес мы попадем,

    По тропиночкам пойдем.

    Воспитатель:                  На санках это хорошо!

    Ребята, какие бывают санки?

    Ответы детей: деревянные, блестящие, красивые, быстрые...

    Воспитатель:                  А еще санки бывают “хитрые”.

    О них нам сейчас расскажут дети.

    Хитрые санки

    Мои санки едут сами,

    Без мотора, без коня,

    То и дело мои санки

    Убегают от меня.

    Не успею сесть верхом,

    Санки с места и бегом...

    Мои санки едут сами,

    Без мотора, без коня.

    А под горкой мои санки

    За сугробом ждут меня.

    Непослушным, скучно им

    Подниматься вверх одним.

                                                                                                           И. Бурсов.

    Взявшись за руки, на воображаемых санках, под музыку, дети отправляются в путешествие.

    На опушке леса останавливаются, чтобы рассмотреть поляну.

    Звучит музыка. Дети ходят и рассматривают поляну.

    Воспитатель читает стихи:

    Белым пухом покрыта дорожка.

    Как прозрачен воздух зимой!

    Постою, полюбуюсь немножко,

    Как снежинки летят надо мной.

    Их повсюду зима рассыпает,

    Дарит всем серебристый наряд.

    Будто сказка вдруг оживает,

    И снежинки кружатся, летят.

    Каждый лучик снежинки как точен,

    Так прекрасны они и нежны,

    Так красивы, что хочется очень

    Мне снежинки собрать, как цветы!

                                                                                               М.В. Сидорова

    Воспитатель:                 Дети, мы уже не взале.

    В лес волшебный мы попали.

    Тишина кругом стоит,

    Белый, белый снег лежит.

    Лес пустой, никого нет.

    Воспитатель:

    Это не так. Давайте поищем... Посмотрите, сколько деревьев в лесу. Осенью, вы помните, было много ярких, разноцветных  листьев. Куда они пропали, как вы думаете?

    Ответы детей:    Деревья приготовились к зиме – листву сбросили (листья

    опали, т.к. холодно, нет тепла, воды – один снег кругом).

    Снеговик:           А сколько следов вокруг.

                                Интересно, чьи это следы и куда они нас приведут?

    Дети объясняют, что следы принадлежат вороне. Это такая большая серая птица с черными крыльями и хвостом. У нее крепкие ноги и большой клюв. Ворона всеядная (питается всем, что найдет). Поэтому она не улетела в теплые края, а осталась зимовать. Ворона – зимующая птица. (След обрывается возле елки).

    Снеговик: А куда же делись следы?

    Дети объясняют... (ворона взлетела на дерево).

    Воспитатель: А что это за дерево такое красивое?

    Загадка:                          Ну и платье!

    Сплошь иголки,

    его носят вечно... (елки).

    Воспитатель: Посмотрите, посмотрите. Кто это там наверху?

    Пушистый маленький зверек

    По деревьям прыг да скок.

    Мелькает меж ветвей, -

    Всех проворней и быстрей.

                                                                                             (белка).

    Ребенок: А я знаю стихотворение о белочке.

    Белка прыгает, да ловко!

    Ищет по лесу кладовку,

    Где она когда-то в спешке

    Спрятала свои орешки.

                                                                                          Т.З. Прописнова.

    Снеговик:                      А где белочка живет?

                                           Чем она питается?

                                           Сейчас в лесу ничего нет, один снег.

    Дети объясняют снеговику, что белочка живет в дупле высоко на дереве. Питается она орешками, сушеными грибами, ягодами, семенами из шишек. Все это она заготовила заранее.

    Белочка умеет быстро перебираться с дерева на дерево – это ее спасает от врагов. Да и цвет шкурки она поменяла, он стал такой же, как цвет дерева (серый), чтобы ее не заметили. Хвостик у белочки большой, пушистый. Им белочка покрывается в дупле, как одеялом от холода.

    Снеговик:              Вот какой замечательный зверек эта белочка. Давайте,  

                                 заберем ее с собой. Сейчас я залезу на дерево и достану ее.

    Воспитатель:        Ребята, как вы думаете, можем мы взять белочку с собой?

    Ответы детей:      Белочку нельзя брать с собой, т.к. она лесной житель и  

                                  привыкла жить на свободе. Здесь ее дом.

    Снеговик:            Хорошо, хорошо. Я все понял, мы не будем забирать белочку

                                 из ее дома. Смотрите, еще чьи-то следы. Только они идут не      

                                 прямо, а петляют, как будто  кто-то хочет нас запутать (следы  

                                 зайца).

    Воспитатель:       Кто это здесь у нас прячется?

                                  Вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

    Зверька узнаем мы с тобой

    По двум простым приметам:

    Он в шубке серенькой зимой,

    А в шубке серой – летом.

                                                                                               (зайчик).

    Воспитатель:        Снеговик, а ты знаешь что-нибудь про зайчика?

    Снеговик:             Нет, не знаю.

    Воспитатель:        Дети тебе расскажут.

    Это заяц-беляк. Он зимой не спит. Голодно ему – травки нет. Приходится ветки с кустов и кору с деревьев глодать. И норки у зайчика нет. Спит в снегу под кустом или под елочкой. Страшно зайчику, он все время прислушивается, уши в разные стороны поворачивает. Спасаясь от врагов, заяц петляет, запутывает свои следы и возвращается на прежнее место. Еще зайчика спасает шерсть, она у него зимой белая как снег, пушистая. Притаится зайчик в снегу, его и не видно. Так и живет всю зиму.

    Ребенок:                Я хочу прочитать вам стихотворение про зайцев.

    Поменяли шубки зайки,

    Разбежались по лужайке.

    Шубки белые у всех,

    То ли зайки, то ли снег.

                                                                                        Т.З. Прописнова.

    Воспитатель:       Ой, ребятки, я что-то замерзла. Давайте, мы с вами поиграем и

                                  заодно погреемся.

    Снеговик:             А в какие игры вы, ребята, играете зимой?

    Ответы детей:      Катаемся на санках, лыжах. Играем в снежки.

    Снеговик:             Я тоже люблю играть. Давайте, вместе поиграем.

    Игра в снежки (музыка и слова Н.Вересокиной).

    Мы в снежки играем смело,

    Ах, какое это дело!

    Любим все морозный день.

    Нам в снежки играть не лень!

    Хлоп, хлоп, не зевай,

    Ты от нас не убегай.

    Хлоп, хлоп, не зевай,

    А теперь в меня бросай!

    Пусть зима морозит нас,

    Мы погреемся сейчас:

    Ручками похлопаем,

    Ножками потопаем.

    Снеговик:             Как много стало снега! Смотрите, здесь опять чьи-то следы.

    Воспитатель:       Что это за рыжий огонек промелькнул за деревьями?

    Загадка:                          Рыжая плутовка,

    Хитрая, да ловкая.

    Хвост пушистый,

    Мех золотистый.

    В лесу живет,

    в деревне кур крадет.

                                                                                       (лиса).

    Воспитатель:        Дети, а что вы знаете про лису?

    Ответы детей:      Шерсть у лисы густая, теплая, пушистая, золотистая.

                                  Пушистый длинный хвост при беге служит ей рулем.

                                  Маленькие черные глазки хорошо видят в темноте. Уши  

                                  стоячие, всегда на стороже (у лисы хороший нюх и слух).

                                  Зимой лиса ловит мышей - “мышкует”.

    Снеговик:            А про лисичку знаете стихотворение?

    Ребенок:              Хочу рассказать вам стихотворение о лисичке.

    Распустила хвост лисица

    И замерзнуть не боится,

    А чтоб не было беды,

    Заметает им следы.

                                                                                          Т.З. Прописнова.

    Какое замечательное стихотворение. Давайте, поиграем с лисичкой.

    Игра “Лиса и заяц” (слова и музыка С.Г. Насауленко).

    Зайка, зайка замерзал в лесу.

    Встретил зайка хитрую лису.

    Мы лису прогнали вон

    И позвали зайку в дом.

    Зайка, с нами поиграй,

    Поиграй, поиграй!

    В хоровод скорей вставай,

    В хоровод вставай.

    Снеговик:               Ой, смотрите, какой большой сугроб! Но следов вокруг не

                                    видно. Как вы думаете, чей это домик?

    Дети:                     Это домик медведя.

    Снеговик:             А как он называется?

    Дети:                     Берлога.

    Воспитатель:        Правильно. А почему же следов вокруг не видно?

    Ребенок:               Я знаю (читает стихотворение)

    Спит медведь зимой в берлоге,

    Он не бродит по дороге.

    Лапу знай себе сосет,

    Ждет, когда весна придет.

                                                                                                 Т.З. Прописнова.

    Воспитатель:       А вы знаете, почему медведь всю зиму спит и ничего не ест,

                                  только лапу сосет? Летом медведь накапливает подкожный

                                  жир – становится толстым, а зимой впадает в спячку и

                                  питается этим жиром. Всю зиму он из берлоги не выходит,

                                  спит до весны, пока не появится солнце и все начнет цвести.

    Воспитатель:       Снеговичок, посмотри, что у нас еть. Это подарки – угощение

                                  для лесных жителей. Угости, пожалуйста, ими наших новых

                                  знакомых.

    Снеговик:            Ой, спасибо вам большое! Только я боюсь все гостинцы

                                  перепутать. Пусть ребята мне помогут разобраться, кто что

                                  любит.

    Игра “Кто что любит?” с карточками-моделями (питание животных).

    Снеговик:            Ну вот, теперь я все понял. Спасибо вам, ребята! Много

                                 интересного и полезного узнал я от вас сегодня.

    Воспитатель:                 А теперь, ребята,

    Пришла пора прощаться

    И с лесом расставаться.

    Звонко бубенцы звенят,

    Все мы едем в детский сад.

    Дети вместе со Снеговиком “на саночках” отправляются в детский сад.

    Список использованной литературы:

    1. Л.П. Молодова  «Игровые экологические занятия с детьми», Минск, 1996г;
    2. О.А. Воронкевич  «Добро пожаловать в экологию», «Детсво-Пресс», 2006г
    3. Т.А. Шорыгина  «Экология для малышей», «Прометей», 2002г;
    4. Л.А. Владимирская  «От осени до лета», «Учитель», 2003г
    5. И.Каплунова, И.Новоскольцева, «Праздник каждый день», «Композитор», 2007г


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по образовательной области «Познание» «Закрепление представлений о геометрических фигурах»

    Цели и задачи: продолжать формировать представления детей о геометрических фигурах;формировать умение распознавать фигуры в предметах окружающей обстановки;формировать умение выделять особые приз...

    Авторский конспект Непосредственно – образовательная деятельность в старшей группе «В поисках клада» интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура»

    Воспитательные: Воспитывать у детей желание помогать друг другу и действовать сообща.Развивающие: Развивать мелкую моторику. Развивать умение соотносить число с количеством предметов (точки).  Ра...

    Методическая разработка НОД «Вот что значит настоящий, верный друг» с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация». (С использованием технологии мнемотехники, ТРИЗ)

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлениемдеятельности по физическому развитию детейКалининского района Санкт-П...

    Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по образовательной области «Познание». Тема «Волшебница-вода».

    В гости к детям приходит Волшебница вода. Я – Волшебница Вода, пришла  в  гости  к  своим сестричкам-капелькам, которые живут  у  вас в  группе...  В ходе ...

    Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы в образовательной области «Познание» «Путешествие в страну заколдованных фигур»

    Формируем способность детей выявлять и абстрагировать свойства фигур, декодировать информацию, изображенную на карточке – символе свойств....