Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по образовательной области «Познание». Тема «Волшебница-вода».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
В гости к детям приходит Волшебница вода. Я – Волшебница Вода, пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе... В ходе занятия дети проводят опыты с водой: Опыт №1. «Вода жидкость», Опыт № 2. «Вода не имеет формы», Опыт №3 «Вода прозрачная», Опыт №4 «У воды нет вкуса», а так же дети читают стихи, отгадывают загадки о воде, поют песню В. Шаинского "Синяя вода".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №9 р.п. Октябрьский
воспитатель Жабреева Жанна Александровна
Конспект совместной деятельности с детьми
по образовательной области «Познание».
Тема «Волшебница-вода».
Старшая группа
Цель: развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с водой.
Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Обобщить, уточнить знания детей о свойствах воды: течет, без цвета, без запаха. Закрепить знания о круговороте воды в природе. Рассказать об использовании воды, о том, что воду надо беречь.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:
«Если на нос сели кляксы
Кто тогда наш первый друг
Снимает грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба ,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без…» (воды)
Воспитатель. Правильно, без воды! Где встречается вода?
Дети: В капельке дождя, ручейке, реке, океане…
Звучит спокойная музыка входит воспитатель в костюме Волшебницы Воды
Воспитатель. Посмотрите ребята, у нас гости.
Волшебница Вода. Я – Волшебница Вода, пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе. Воспитатель. У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Волшебнице, что они делают эти сестрички у нас в группе и какую пользу приносят.
«Один, два, три, четыре, пять- будем капельки искать»
Воспитатель. Подумайте, живут ли капельки в уголке природы?
Дети. Да. Цветы живые, без воды засохнут, завянут. Им вода необходима (приклеивают капельку).
В нашей группе на окне, во зеленой во стране,
В расписных горшочках, подросли цветочки.
Их польем мы спозаранку я и все мои друзья.
Воспитатель. Посмотрите внимательно, где в группе еще живут капельки (дети подходят к графину с питьевым режимом)
Дети. В воде, которую мы пьем (приклеивают капельку).
Воспитатель. Подумайте, где еще могут жить капельки?
Дети. В столовой.
Воспитатель. Правильно. Чтоб могли мы с вами кушать каши и супы, пить компоты и кисели.
А теперь, куда мы дальше отправимся? К туалетной комнате: что мы здесь делаем? Конечно же, вода нам еще нужна, чтобы мы были чистыми и аккуратными. И об этом нам будет всегда напоминать вот эта капелька воды (приклеиваем капельку).
-Рано утром каждый день умываться нам не лень.
Кран откройся. Нос умойся. Мойтесь сразу оба глаза.
Мойтесь ушки. Мойся шейка, мойся шейка хорошенько.
Мойся, мойся, обливайся. Грязь смывайся!
Воспитатель. А как вы думаете, в игровом уголке мы можем приклеить капельку? Почему?
Дети. Вода нужна, чтобы мыть игрушки и стирать куклам одежду (приклеивают капельку).
Воспитатель: - Вот, Волшебница Вода, сколько в нашей группе сестричек -капелек живет, которые приносят нам большую пользу.
Вода полезна и необходима во всем.
А как попадает к нам в детский сад вода?
Вода из большой речки течет по специальным трубам и попадает к нам в детский сад.
эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы? Повторите.
Воспитатель. Ребята, давайте песенку о воде споем.
Дети исполняют песню «Синяя вода»
Волшебница Вода: - Ребята, я приглашаю вас в нашу волшебную лабораторию.
Воспитатель. А вы знаете, что такое лаборатория?
(Ответы детей) Да, это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты
Волшебница Вода. Сегодня мы с вами, как самые настоящие учёные будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
Опыт №1. «Вода жидкость»
Волшебница Вода . Не понимаю, почему хлеб кладём в тарелку, сахар насыпаем в чай, а воду наливаем? Почему так говорят? Как проверить?
(Предположения детей.)
Волшебница Вода. Перед вами 2 стакана :1 -с водой, другой –пустой. Переливаем воду из 1 стакана в другой. Что происходит? Почему?
Вывод : Вода льется. Она жидкая.
Опыт № 2. «Вода не имеет формы»
Волшебница Вода. Будем мы сейчас играть воду в вазу, в стакан, в блюдце наливать.1,2,3- что же будет, посмотри!
Обратите внимание: в вазе вода принимает форму вазы, в стакане – форму стакана, в блюдце форму блюдца. Сделайте вывод?
Вывод : Вода не имеет своей формы, а принимает форму сосуда куда попадает.
Опыт №3 «Вода прозрачная»
Волшебница. Ребята, Капелька спрашивает, какого цвета вода? Как узнаем?
- На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (нет). Какого же цвета вода? (Бесцветная, прозрачная) Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что-нибудь: на рисунок, на соседа)
Вывод: - Вода прозрачная.
А сейчас мы с вами превратим прозрачную воду в цветную. Как это можно сделать? С помощью кисточки капнем в стакан с водой краску, и размешаем. Посмотрите, что произошло. Вода окрасилась, а значит - приобрела цвет.
Вывод: - Вода приобретает цвет того вещества, которое в нее добавили.
Опыт №4 «У воды нет вкуса»
Волшебница: - Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, торта, а воды? ( Предположения детей)
Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: - Вода не имеет вкуса.
Опыт №5 «У воды нет запаха»
Волшебница: - Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. Как же проверить, чем пахнет вода? ( Предположения детей). Нужно понюхать воду.
Вывод: - Вода не имеет запаха.
Волшебница. Итог экспериментов– вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: какими? вода – это жидкость; - прозрачность; нет формы; - нет запаха; - без вкуса.
Воспитатель. Молодцы, а вы знаете загадки о том, в каком виде встречается нам вода в природе?
Дети:
«Я и туча, и туман, и ручей, и океан
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу» (вода)
«Бело покрывало на земле лежал, лето пришло, оно все сошло» (снег)
«В огне не горит, в воде не тонет» (лед)
«Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже ,тем дождик ближе» (облако ,туча)
«С неба пришел, в землю ушел» (дождь)
«Что вверх ногами растет?» (сосулька)
Воспитатель. Вы хорошо работали, а теперь предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка «Дождик»:
Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой
На цветы – круговые движения правой рукой
И на дорожку – обе руки перед собой
Льётся, льется – ой-ой-ой! – покачивание головы
Побежали мы домой – бег на месте.
Воспитатель. Ребята, вы знаете, что такое круговорот воды в природе?
Давайте, покажем нашим гостям: Капельке и Стелле, как происходит круговорот воды на примере нашего биокупола. Здесь у нас посажены различные растения, одни растут в горах, а другие - на равнине, есть озера.
Дети. Светит солнце, и вода с озер и рек испаряется, поднимается вверх и превращается в облака. А потом из облака идет дождь. Дождь просачивается в землю и стекает в озера и реки. А потом опять испаряется.
Волшебница вода. Молодцы, ребята. (Показывает глобус)
А что это такое круглое, синее? Мяч, наверное?
Воспитатель. Ребята, скажите, Волшебнице, что это? (Дети отвечают)
Правильно, это глобус – модель нашей планеты. Посмотрите на глобус. Кажется, что воды на Земле много – вон сколько голубой краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало. Какую воду мы пьем? (соленую или пресную?)
Человек не может пить соленую воду, а её как раз на Земле больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду. Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например ,берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную, и она загрязняет водоёмы. Значит - воду надо беречь.
А умеете ли вы беречь воду. Как?
Дети -Помыл руки или лицо - не забывай закрыть кран.
-Если видишь, что из крана течет вода или он не исправный – закрой кран.
Релаксация:
Воспитатель. А теперь давайте немного отдохнем, послушаем, как вода поет и поделимся услышанными звуками друг с другом (дети ложатся на пол, на спинки и с закрытыми глазами слушают журчание воды).
-Представьте себе, где вы находитесь? Что вы слышите? (Рассказы детей). А теперь медленно откройте глаза, оглянитесь вокруг и порадуйтесь, что мы снова все вместе. Воспитатель: - Молодцы! Видишь, Капелька, дети рассказали тебе о твоих сестричках- капельках
А теперь послушайте, стихотворение, которое нам хочет рассказать
Аделина Р. :
Вы слышали о воде? Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете и в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,
На плите у вас кипит, паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить: без нее нам не прожить!
Воспитатель. Действительно без воды прожить невозможно!
Волшебница Вода- Спасибо, ребята! Как много вы знаете вы о воде! За это я хочу подарить вам необычный подарок:
«Минеральная вода! Она полезная всегда.
Любим пить мы эту воду! Бережем свою природу!» (Угощает детей минеральной водой). А нам пора уходить, до свидания, друзья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Стоял в поле Теремок…»
Цель: развивать конструктивные способы и средства взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Задачи: · продолжать развивать и поддерживать интерес детей...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы в образовательной области «Коммуникация» с использованием приемов мнемотехники
Составление рассказа «Весна идет» Обучающие задачи:• закрепить и расширить словар...
Конспект совместной деятельности с воспитанниками средней группы по образовательной области «Коммуникация» Тема: «Знакомство с русской избой »
Цель: дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта. Программное содержание: – пополнять пассивный и расширять ...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы в образовательной области «Познание» «Путешествие в страну заколдованных фигур»
Формируем способность детей выявлять и абстрагировать свойства фигур, декодировать информацию, изображенную на карточке – символе свойств....

План - конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста по образовательной области:познание (экспериментирование)"
Конспект по эксперементированию " День рождение Зайчика"...

Методическая разработка «Путешествие по зимнему лесу» Совместная деятельность с детьми средней группы (Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникации», «Музыка» с использованием моделирования).
Занятие проводится в виде игры – путешествие по сказочному зимнему лесу. В помещении (зал, холл или др.) вдоль стен устанавливаются заснеженные ёлки, другие деревья, пеньки. В разных местах спря...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по конструированию из бумаги. Тема «Грачи прилетели»
Техника: оригамиЗадачи:- Развивать у детей наблюдательность, воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира;- Закрепить признаки и характерные особенности ранней весны (высокое голубое небо, зем...