Методическая разработка НОД «Вот что значит настоящий, верный друг» с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация». (С использованием технологии мнемотехники, ТРИЗ)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Рожкова Людмила Викторовна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию детей

Калининского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка НОД

«Вот что значит настоящий, верный друг»

 с  детьми старшей группы

с интеграцией образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

(С использованием технологии мнемотехники, ТРИЗ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Рожкова Л.В.

Дата проведения:21.03.2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дружба «Вот что значит настоящий, верный друг»

Цель: формировать навыки составления описательного рассказа о друге.

 

Задачи:

1. формировать у детей умение отражать в театрализации настроение героев сказки;

2. развивать умение у  детей подбирать ключевые слова к понятию «дружба»;

3. формировать умение у детей решать логические задачи, используя ТРИЗ;

4. обучать детей составлению рассказа по мнемотаблице;

5. способствовать развитию дружеских взаимоотношений между детьми.

 

Предварительная работа.                                                                                                                                                                                                           

1.Ознакомление детей с составлением пиктограммы «Ранняя весна» и рассказа с использованием пиктограммы, а также рассказов «Моя любимая игрушка» и «Моя мамочка».

 2.Решение различных логических задач по ТРИЗ .

3.Изготовление карточек и нагрудных знаков-букв.

 4.Подготовка  аудио -записей на СD диск .

 5.Чтение сказки И. Теньковой «Как буква А всех подружила».                                                                                          

Оборудование: мнемотаблица, карточки с буквами, нагрудные буквы, игрушечная мебель для театрализации, ширма, шарик на ленточке с сердечком, указка с магнитом, дротик, детский стул, мяч, ракетка, диск CD с аудио-записями физкультминутки и песни «Вот что значит настоящий, верный друг».

 

 

 

Ход непосредственно образовательной деятельности.

I. Театрализация по мотивам сказки И. Теньковой «Как Буква А всех подружила».

Сказочник-воспитатель, дети-буквы с нагрудными знаками.

Воспитатель: Давным-давно в небольшом городке Алфавит родилась девочка по имени Азбука. Близкие ее называли просто Буква А. У нее было 32 подруги, но они были между собой не дружны. Задумалась Буква А как подружить и примирить всех подруг, чтобы появилось много слов.

И  Буква А пригласила к себе в гости буквы и поставила на стол тарелку с  апельсином и ананасом.

Сначала пришла Буква  Б и принесла бананы. Затем в дверь постучала Буква В. Она тоже пришла не с пустыми руками и принесла виноград.

И вот скоро собрались все гости и уселись за стол, они болтали и рассказывали друг другу интересные истории из своей жизни.

Только 3 буквы (Н, Е, Т) сидели, понурив головы. Они пришли с пустыми руками и не хотели общаться.

Воспитатель: А какое слово они образовали?

Буква А заметила это и позвала их, но они лишь отрицательно замотали головами. Тогда она поняла, что эти буквы не такие уж и плохие, просто их нельзя рядом сажать.

Буква А огляделась, её подружка Буква Д сидела одна и вздыхала. Буква А подошла к ней, обняла за плечи и предложила: «Пошли к столу». Подружка улыбнулась и весело произнесла: «Да!»

Буква  А была счастлива. Она поняла, что все буквы должны дружить, и тогда им будет намного веселее жить. С тех пор буквы стали часто дружить и ходить друг к другу в гости. Они поняли самое главное: каждая из них нужна в их родном городе Алфавите, поэтому нужно ценить и уважительно относиться друг к другу.

 

II. Решение логической задачи с экспериментом, способом исключения (ТРИЗ).

Детям предлагают достать из-под потолка воздушный шарик с буквами и колокольчиком на ленточке. На столе лежат вспомогательные предметы: дротик, указка с магнитом, ракетка, мячик и стоят 2 стула.

Дети  в группе решают логическую задачу, аргументируя свой выбор, и достают шарик с буквами.

Воспитатель предлагает детям из букв выложить слово «Дружба» (задание групповое).

Воспитатель: Что такое дружба?

Ответы детей…

Воспитатель: А что значит дружить?

Ответы детей…

Дети подбирают ключевые слова к понятию «Дружба» и заполняют  мнемотаблицу.

  • дружба появляется с симпатии, т.е. когда люди нравятся друг другу;
  • доброта (делиться игрушками);
  • выручка (помощь в трудностях);
  • делать друг другу приятное (делать подарки, ходить в гости);
  • храбрость (защита от обидчиков);
  • дарить положительные эмоции (улыбаться друг другу);
  • сочувствие (жалеть, когда другу плохо);
  • уважение (ценить друга, радоваться, что у тебя он есть);
  • доверие (делиться с другом тайнами);
  • любить (дарить ему свое сердце).

Дети по желанию составляют рассказ по мнемотаблице.

III. Физкультминутка.

(Все становятся в круг и поют песню Д. Львова - Компанейца на слова В. Викторова):

Шире круг, шире круг –

Музыка зовет

(дети идут от центра круга, взявшись за руку назад)

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод!

(идут по кругу вправо)

Дружат птицы в вышине,

(поднимают руки и покачивают ими)

Дружат рыбы в глубине,

(опускают, покачивают)

Дружит с небом океан,

(кладут руки на плечи друг другу)

Дружат люди разных стран.

Дружат солнце и весна,

Дружат звезды и луна,

Дружат в море корабли,

Дружат дети всей Земли.

(Покачиваются в такт музыке. Идут по кругу влево. Сходятся к центру, держась за руки, поднимают их вверх. Уходят цепочкой, каждый машет рукой.)

 

IV. Составление рассказа «Что мне нравится в моем друге (подруге) »

(с использованием мнемотаблицы).

 Слово воспитателя. У детей настоящая дружба только зарождается, а вы учитесь дружить. Поэтому не все качества друга могут быть у вас и вашего друга. А вы расскажите о том ,что уже наблюдали.                                                                  

Дети составляют рассказ и отвечают по желанию.

(воспитатель дарит призы-сердечки)

А потом под музыку Б. Савельева и слова М. Пляцковского «Вот что значит настоящий, верный друг» дарят друг другу эти сердечки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatierozhkova_l.v.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию детей

Калининского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка НОД

«Вот что значит настоящий, верный друг»

 с  детьми старшей группы

с интеграцией образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

(С использованием технологии мнемотехники, ТРИЗ)

Воспитатель: Рожкова Л.В.

Дата проведения:21.03.2013

Дружба «Вот что значит настоящий, верный друг»

Цель: формировать навыки составления описательного рассказа о друге.

Задачи:

1. формировать у детей умение отражать в театрализации настроение героев сказки;

2. развивать умение у  детей подбирать ключевые слова к понятию «дружба»;

3. формировать умение у детей решать логические задачи, используя ТРИЗ;

4. обучать детей составлению рассказа по мнемотаблице;

5. способствовать развитию дружеских взаимоотношений между детьми.

Предварительная работа.                                                                                                                                                                                                            

1.Ознакомление детей с составлением пиктограммы «Ранняя весна» и рассказа с использованием пиктограммы, а также рассказов «Моя любимая игрушка» и «Моя мамочка».

 2.Решение различных логических задач по ТРИЗ .

3.Изготовление карточек и нагрудных знаков-букв.

 4.Подготовка  аудио -записей на СD диск .

 5.Чтение сказки И. Теньковой «Как буква А всех подружила».                                                                                          

Оборудование: мнемотаблица, карточки с буквами, нагрудные буквы, игрушечная мебель для театрализации, ширма, шарик на ленточке с сердечком, указка с магнитом, дротик, детский стул, мяч, ракетка, диск CD с аудио-записями физкультминутки и песни «Вот что значит настоящий, верный друг».

Ход непосредственно образовательной деятельности.

I. Театрализация по мотивам сказки И. Теньковой «Как Буква А всех подружила».

Сказочник-воспитатель, дети-буквы с нагрудными знаками.

Воспитатель: Давным-давно в небольшом городке Алфавит родилась девочка по имени Азбука. Близкие ее называли просто Буква А. У нее было 32 подруги, но они были между собой не дружны. Задумалась Буква А как подружить и примирить всех подруг, чтобы появилось много слов.

И  Буква А пригласила к себе в гости буквы и поставила на стол тарелку с  апельсином и ананасом.

Сначала пришла Буква  Б и принесла бананы. Затем в дверь постучала Буква В. Она тоже пришла не с пустыми руками и принесла виноград.

И вот скоро собрались все гости и уселись за стол, они болтали и рассказывали друг другу интересные истории из своей жизни.

Только 3 буквы (Н, Е, Т) сидели, понурив головы. Они пришли с пустыми руками и не хотели общаться.

Воспитатель: А какое слово они образовали?

Буква А заметила это и позвала их, но они лишь отрицательно замотали головами. Тогда она поняла, что эти буквы не такие уж и плохие, просто их нельзя рядом сажать.

Буква А огляделась, её подружка Буква Д сидела одна и вздыхала. Буква А подошла к ней, обняла за плечи и предложила: «Пошли к столу». Подружка улыбнулась и весело произнесла: «Да!»

Буква  А была счастлива. Она поняла, что все буквы должны дружить, и тогда им будет намного веселее жить. С тех пор буквы стали часто дружить и ходить друг к другу в гости. Они поняли самое главное: каждая из них нужна в их родном городе Алфавите, поэтому нужно ценить и уважительно относиться друг к другу.

II. Решение логической задачи с экспериментом, способом исключения (ТРИЗ).

Детям предлагают достать из-под потолка воздушный шарик с буквами и колокольчиком на ленточке. На столе лежат вспомогательные предметы: дротик, указка с магнитом, ракетка, мячик и стоят 2 стула.

Дети  в группе решают логическую задачу, аргументируя свой выбор, и достают шарик с буквами.

Воспитатель предлагает детям из букв выложить слово «Дружба» (задание групповое).

Воспитатель: Что такое дружба?

Ответы детей…

Воспитатель: А что значит дружить?

Ответы детей…

Дети подбирают ключевые слова к понятию «Дружба» и заполняют  мнемотаблицу.

  • дружба появляется с симпатии, т.е. когда люди нравятся друг другу;
  • доброта (делиться игрушками);
  • выручка (помощь в трудностях);
  • делать друг другу приятное (делать подарки, ходить в гости);
  • храбрость (защита от обидчиков);
  • дарить положительные эмоции (улыбаться друг другу);
  • сочувствие (жалеть, когда другу плохо);
  • уважение (ценить друга, радоваться, что у тебя он есть);
  • доверие (делиться с другом тайнами);
  • любить (дарить ему свое сердце).

Дети по желанию составляют рассказ по мнемотаблице.

III. Физкультминутка.

(Все становятся в круг и поют песню Д. Львова - Компанейца на слова В. Викторова):

Шире круг, шире круг –

Музыка зовет

(дети идут от центра круга, взявшись за руку назад)

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод!

(идут по кругу вправо)

Дружат птицы в вышине,

(поднимают руки и покачивают ими)

Дружат рыбы в глубине,

(опускают, покачивают)

Дружит с небом океан,

(кладут руки на плечи друг другу)

Дружат люди разных стран.

Дружат солнце и весна,

Дружат звезды и луна,

Дружат в море корабли,

Дружат дети всей Земли.

(Покачиваются в такт музыке. Идут по кругу влево. Сходятся к центру, держась за руки, поднимают их вверх. Уходят цепочкой, каждый машет рукой.)

IV. Составление рассказа «Что мне нравится в моем друге (подруге) »

(с использованием мнемотаблицы).

 Слово воспитателя. У детей настоящая дружба только зарождается, а вы учитесь дружить. Поэтому не все качества друга могут быть у вас и вашего друга. А вы расскажите о том ,что уже наблюдали.                                                                  

Дети составляют рассказ и отвечают по желанию.

(воспитатель дарит призы-сердечки)

А потом под музыку Б. Савельева и слова М. Пляцковского «Вот что значит настоящий, верный друг» дарят друг другу эти сердечки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы по физической культуре «А в Африке, а в Африке…» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация» «Здоровье»

Данное занятие разработано с учетом здоровьесберегающих технологий Ю. Базарного , В.Т. Кудрявцева  и было представлено в рамках недели здоровья для открытого просмотра , воспитателям,педагогам по...

Методическая разработка на тему «Что такое удивление?» с детьми подготовительной группы с интеграцией образовательных областей «Коммуникация», «Социализация». (в рамках проектной деятельности)

Цель:  Знакомство с чувством и  эмоцией удивление. Задачи.1.Образовательная:- познакомить с чувством и эмоцией удивления;- научить распознавать эмоцию «удивление»- учить детей считывать...

Организованная образовательная деятельность. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Тема: «День рождения куклы Алсу»

Цель: Формирование гендерной толерантности у детей дошкольного возраста средствами татарской народной культуры Задачи: - Способствовать развитию у детей умения вступать в речевое общение, ра...

Методическая разработка «Путешествие по зимнему лесу» Совместная деятельность с детьми средней группы (Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникации», «Музыка» с использованием моделирования).

Занятие проводится в виде игры – путешествие по сказочному зимнему лесу. В помещении (зал, холл или др.) вдоль стен устанавливаются заснеженные ёлки, другие деревья, пеньки. В разных местах спря...

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе (интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация»). Тема: «Земноводные»

Тип ситуации: открытие нового знания.Тема: «Земноводные».Основная цель: Формирование умения находить отличительные особенности земноводных от рыб и от животных.Задачи:Образовательные:1. Ра...