Методическая разработка "Прогулка в зимний лес"
методическая разработка на тему

Крупина Анастасия Алексеевна

При организации прогулки интегрировано реализуются задачи всех образовательных областей. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, обеспечивает всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей; дает возможность показывать ребенку мир во всем его многообразии, развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_zimniyles.docx180.07 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Верх-Исетского района г. Екатеринбурга

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение –

Детский сад комбинированного вида  № 562

620028,  г.Екатеринбург, ул. Крылова, 5, тел: : +7/343/242-74-98, 205-06-18

Е-mail: doyskaska@mail.ru

Методическая разработка прогулки «Зимний лес»

 с детьми дошкольного возраста 6-7 лет

Крупина Анастасия Алексеевна,

Инструктор по физической культуре

Бабшанова Мария Андреевна,

воспитатель

г. Екатеринбург, 2017

Пояснительная записка.

Методическая разработка прогулки «Зимний лес»  с детьми дошкольного возраста 6-7 лет.

Авторы: Крупина Анастасия Алексеевна, Бабшанова Мария Андреевна.

МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 562 применяет общеобразовательную программу дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

При организации прогулки интегрировано реализуются задачи всех образовательных областей. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, обеспечивает всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей; дает возможность показывать ребенку мир во всем его многообразии, развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
        Рабочее название прогулки «Зимний лес». Цель прогулки: всесторонне развитие и воспитание детей по теме дикие животные; укрепление здоровья.

Прогулка реализует в себе следующие пункты предшествующей работы: подвижные игры, дидактические игры, прогулки с наблюдениями за живыми и неживыми объектами, ситуативные разговоры и индивидуальные беседы, отгадывание загадок о животных и птицах, познавательная деятельность по теме: «Жизнь животных зимой».

Последствие тематической прогулки:

- выставка рисунков «Следы животных и птиц», «Зимние пейзажи»

- изготовление уголка природы «Дикие животные» с помощью лего - конструирования;

- мастер-класс инструктора по ФИЗО «Прогулка по лесу на лыжах».

Требования к предметно-пространственной среде к прогулке.

Материалы и оборудование:

Предметные картинки с изображением зимующих птиц, картина «Зимний лес», следы на снегу, игрушки животные леса мягкие и  резиновые игрушки небольшого размера (3-4), украшение деревьев птицами изготовленные детьми; белка, корзинка и шишки (для метания), 3-4 пары мини лыж, маски для подвижных игр с лесными животными, флажки 8-10. Снежные постройки: фигуры лесных животных (медведь, лиса, волк, заяц и др.). Подготовка лыжни, цели для метания. Средства ТСО: телефон или планшетник (для проигрывания пения птиц в лесу)

Игровые и дидактические методы и приемы:

Практические: хождение на лыжах.

Наглядные: рассматривание картинок зимующих птиц, картины «зимний лес».

Словесные: отгадывание загадки, чтение стихотворения, ситуативная беседа.

Формы организации совместной деятельности

Двигательная: Имитация движений «следы животных», метание шишек, катание на мини лыжах.

Игровая: Дидактическая игра «Отгадай предмет», «Найди, где спрятано».

Продуктивная: постройка домиков для животных.

Коммуникативная: Ситуативные беседы, вопросы, загадки.

Музыкальная: прослушивание музыки природы.

Индивидуальная работа с детьми в ходе прогулки.  По рекомендации физинструктора: метание шишек способом от плеча.) Катание на мини лыжах. 

Степень самостоятельности детьми в различных видах деятельности:

 -  игровая деятельность с использованием масок лесных животных;

- постройка снежных домиков для диких животных и последующая игра с резиновыми или мягкими игрушками;

- метание шишек в корзинку к белке.

Ожидаемый результат:

- проявляет наблюдательность, любознательность по отношению неживой природы, делится своими познаниями о живом и не живом;
- участвует в наблюдениях за растениями, животными, птицами, а также посильном труде;
- активно сопровождает речью об увиденном. (Стишки, загадки, приметы и пословицы о зиме.) 
- в движениях свобода и непринуждённость, естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, заинтересованный, выражение лица радостное.

Авторский подход в интеграции областей; взаимодействии с узким специалистом (инструктором по ФИЗО), разработка элементов прогулки.

Ход прогулки.

Подготовительная часть.

Совершенствовать умение одеваться в правильной последовательности, оказывать помощь товарищам. Спросить о назначении зимних вещей. Сравнить с животными зимой (от холода спасает густая шерсть, кто из зверей меняет цвет шубки (заяц, белка).

Основная часть.

Дети вышли на крыльцо ДОУ, воспитатель включает музыку «Пение птиц».

Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года (зима)

-А какая она бывает (ответы детей - морозная, снежная и т. д.)

-Посмотрите, как красиво вокруг! (звучит музыка, дети любуются «заснеженными елями, расположенные справа и слева от входа, на которых висят картинки с изображением лесных птиц)

-Ребята на наши ели прилетели лесные птицы. Каких вы знаете зимующих птиц? (галки, вороны, дятлы, воробьи, снегири, синицы, клёсты, сороки).
Каких птиц вы видите? Чем они похожи и чем отличаются? (Разная окраска, одинаковый размер).

Воспитатель. Почему они не улетают? (Могут питаться семенами шишек, доставать из-под коры насекомых, питаются остатками пищи).
- Ребята, что растет на елках? (Шишки) Кто питается шишками?(белки, клесты)

Дидактическая игра «Отгадай предмет» (см. приложение)

- Предлагаю вам отправиться на прогулку в зимний лес. Подышим свежим воздухом, почувствуем, как пахнет зимний лес. Вы, согласны? (Да)

- А приведут нас в зимний лес следы лесных животных, а какие это животные вам  подскажут загадки. Загадки и изображения следов см. приложении.

Воспитатель читает загадки перед подходом к каждому виду следов, слушает ответы. Дети подходят за воспитателем по очереди  к следам оленя, лисы, белки, зайца расположенные на снежном тротуаре детского сада и рассматривают следы. По показу физинструктора  дети идут по следам:

- следы оленя, ноги ставят «елочкой» пятки внутрь, носки врозь, имитируя следы;

-по следам лисицы - бегут змейкой;

- последам белки – прыгают на двух ногах;

- по следам зайца – идут широким шагом.

Дети за воспитателем идут на веранду площадки, где видят новую картину зимнего леса и его обитателей.  Ситуативная беседа по картине.

Воспитательница читает стихи И. Сурикова. (см. приложение) :
Воспитатель: -Что же изобразил художник? (Дети отвечают)

Воспитатель: -Все в снегу на этой картине в лесу. Кто что может сказать про эту картину? (Дети описывают: елки ; на дорогу выбежала лисичка, а на бревне сидит белочка)

Воспитатель - Дорога уходит в глубину темного и густого леса. Какого цвета ели зимой? (Ответы детей: темно-зеленые, темно-коричневые)

Воспитатель: -А небо желтое, и верхушки деревьев вдали лиловато-розоватые. На снегу темно-голубые тени. Вероятно, скоро наступит вечер, поэтому и небо желтоватое, и тени на снегу темные. Посмотрите внимательно: художник полностью нарисовал все деревья? (Дети замечают, что верхушки деревьев,  художник не нарисовал. Они такие большие, что не поместились).
Воспитатель: - Ребята давайте вспомним какие животные обитают в зимнем лесу. (ответы детей)

Воспитатель:- А сейчас, с вами поиграет инструктор по физической культуре.  

Подвижная игра с бегом на внимание «Беги к зверю» (инструктор по ФИЗО) (описание см. в приложении)

Собираются все ребята со зверями в одном обозначенном месте.

Дыхательное упражнение «Птицы». Дети подходят к кусту и дуют на птиц, которые они сами сделали методом аппликации или скраббукинг.

Беседа на закрепление знаний о животных. (воспитатель)

- Как спасаются в зимнюю пору звери? (теплая, густая шерсть)

- Отличительные признаки животных? (У лесы пышный хвост, у медведя толстые лапы, у зайца длинные уши)

- Где живут лесные звери? (Нора, берлога, дупло)

-  Зимой в лесу очень холодно и голодно. (Дети сочувствуют животным и высказывают свое мнение по этому поводу)

Малоподвижная игра «Найди, где спрятано» (см. приложение)

Трудовые действия детей.

Предложить детям построить дом для лесных зверей. Показать детям, где можно брать снег для построек и показать в какой части площадки строить дом.

Рефлексия. Дети в течении прогулки, могут играть с животными в построенных  домиках.

Индивидуальная работа с детьми (броски шишек в корзину способом от плеча, катание на мини лыжах с инструктором по физо)

Инструктор:- Почему в сильный мороз снег скрипит под ногами? (Когда мороз становится сильнее (-5 или -10 ºC), снег замерзает сильнее и становится сухим. Из сухого снега не получается слепить снеговика, но зато он громко скрипит под ногами.)

-Скажите, а какой бывает снег? (белый, холодный, мокрый, мягкий, легкий, пушистый, сверкающий, блестящий)

-Что можно делать из снега? (Если на улице небольшой мороз (-2 или -3 ºС), то в выпавшем снеге есть много воды  «мокрый». Из мокрого снега легко лепить снежки и снежную бабу, строить «крепости».)

-Отгадайте загадку, а отгадка будет вам подсказкой, чем мы с вами будем сейчас заниматься.«Бегут по дорожке доски да ножики» - Лыжи.

Перед катанием на лыжах инструктор проводит инструктаж по технике безопасности.

Подвижная игра «Хитрая лиса» (см. приложение)

Завершение прогулки. На обратном пути в садик повторить «Чьи следы на снегу?». Перед заходом в здание дети по очереди называют детенышей лесных животных. Чтение перед сном русской народной сказки «зимовье зверей».

Аннотация.

В образовательном процессе важным элементом в режиме дня  являются  прогулки с детьми. Основная задача при  проведении  прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.

Прогулка включает в себя, как организация наблюдений детей заявлениями в природе (растительный и животный мир, неживая природа);разнообразные игры; трудовая деятельность; спортивные упражнения и самостоятельная деятельность детей по их выбору и интересам. Предусмотрено равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности, распределение физической нагрузки во время всей прогулки.

Самостоятельная и совместная деятельность со сверстниками предполагает наличие разнообразного игрового материала и инвентаря, создание различных гибко изменяющихся предметно-игровых средств на участке детского сада.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Познание», Социализация»,  «Физическая культура», «Здоровье».

Образовательная область «Коммуникация»: активизировать словарь детей по теме «Зима». Воспитывать у детей способность выслушать друг друга, не перебивая, умение взаимодействовать в группе сверстников, договариваться между собой.

Образовательная область «Познание»: закрепить знания характерных признаков зимы, закрепить знания детей о зимующих птицах, особенности диких животных. Развивать познавательные процессы, произвольное внимание, образную память, умение выделять признаки

Образовательная область «Здоровье»: укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, развивать мелкую и общую моторику.

Образовательная область «Музыка»: развивать музыкальный слух, пополнить репертуар.

Образовательная область «Физическая культура»: совершенствовать двигательные умения и навыки; развивать ловкость, быстроту реакции в играх, и координацию движений.

Авторский подход в интеграции областей; взаимодействии с узким специалистом (инструктором по ФИЗО): имитация движений по следам, изображение птиц на дереве в сочетании с музыкой, украшение площадки с помощью детских работ (аппликация), постройка домиков для животных, подвижная игра «Беги к зверю», дыхательное упражнение «Птицы», момент захода детей в ДОУ с названием животных, последствие тематической прогулки, ситуативная беседа инструктора в наблюдении неживой природы «Снег».

Сведения об авторах:

1. Крупина Анастасия Алексеевна инструктор по ФИЗО первой квалификационной категории 89122188877          

2.  Бабшанова Мария Андреевна воспитатель первой квалификационной категории, 89043870703

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – Детский сад комбинированного вида  № 562.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка .Сценарий зимнего спортивного праздника "Зима в Простоквашино"

Разработала: Смирнова Е.Е.Зимний, спортивный праздник.«Зима в Простоквашино». Задачи: Закрепить знания детей о сказках, закреплять навыки основных движений ходьба, бег, метание, укрепить зд...

методический отчет по зимней оздоровительной работе

методический отчет по зимней оздоровительный отчет с приложениями...

Методическая раработка развлечения "Зимние посиделки"

Конспект музыкального развлечения...

Методическая разработка конспекта зимнего спортивного развлечения во второй младшей группе по теме: «Приключения в зимнем, сказочном лесу» воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 "Умка" Ермилова Ольга Николаевна

Зимнее спортивное развлечениедля детей второй младшей группы«Приключения в зимнем, сказочном лесу» Цель: укрепление здоровья детей и развитие интереса к физической культуре. Задачи.Здо...

Методическая разработка НОД «Зимние виды спорта»

Задачи:1. Расширить знания детей о зимних видах спорта.2. Учить различать и правильно называть зимние виды спорта.3. Развивать у детей логическое мышление, внимание, память, воображение.4. Закрепление...

Методическая разработка НОД «Зимняя прогулка к лесным жителям»

Конспект непосредственно образовательной деятельности к образовательной области «Познание», который можно использовать в работе по лексической теме "Дикие животные" в средней группе....

Методическая разработка о зимнем смотре - конкурсе среди родителей, воспитателей и детей ДОУ на лучшее оформление групп, участков, поделок к Новому году «Новогодний калейдоскоп»

Предлагаю вашему вниманию примерное положение о зимнем конкурсе в ДОУ "Новогодний калейдоскоп". Этот конкурс создаст в ДОУ атмосферу праздничной новогодней обстановки, а также предполагает сотворчеств...