Определение профиля функциональной асимметрии
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Методика определения ведущей руки, глаза, уха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opredelenie_funkcionalnoy_asimmetrii.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Определения профиля функциональной асимметрии.

Людей, умеющих работать только левой или только правой рукой, называют “выраженные левши (правши) “. “Невыраженные левши (правши) “ используют преимущественно одну руку, но умеют выполнять эти же действия другой рукой. Амбидекстры хорошо выполняют любые действия обеими руками. Почти каждый человек имеет ведущую руку, глаз, ухо. Если ведущим является правый парный орган, это говорит в пользу преимущественной регуляции связанного с ним вида деятельности с левым полушарием, и наоборот.

Ведущее значение в системе «рука — ухо — глаз» придается «рукости», т.е. ведущей руке. По соотношению трех видов асимметрии (по системе «рука – ухо – глаз») выявлены 27 вариантов профилей стратегии работы мозга, которые разделяются на 5 типов, где П – преобладание правой функции, Л – левой, А – равенство функций .

  1. "Чистые" правши. К ним относятся праворукие с ведущим правым глазом и правым ухом, как правило, левополушарники "мыслители". (ППП)
  2. Праворукие. Праворукие с ведущим левым глазом и левым ухом, как правило, правополушарники "художники".

(ППА, ПАП, ПАА, ПАЛ, ПЛА, ППЛ, ПЛП, ПЛЛ)

  1. Амбидекстры.

*праворукие с ведущим левым глазом и правым ухом                  

 *праворукие с ведущим правым глазом и левым ухом относятся к смешанному типу.

(ААА, АПП, АПА, ААП, АПЛ, АЛП, ААЛ, АЛА, АЛЛ)

  1. Леворукие. Высокая степень праворукости прямо связана с повышенной левополушарностью. Низкая степень праворукости  может указывать на повышенную активность правого полушария. По этой причине  группы право - и левополушарников могут распадаться на подгруппы с разными свойствами.

(ЛПП, ЛПЛ, ЛЛП, ЛПА, ЛАП, ЛЛА, ЛАЛ, ЛАА)

  1. "Чистые" левши. Составляют особую группу. Можно предположить, что, как и в случае  с праворукими, она распадается на несколько типов. Но малочисленность леворуких не позволяет собрать материал, достаточный для такого деления. Как правило, левши - ярко выраженные правополушарники. (ЛЛЛ).

Для  достоверного определения профиля асимметрии разработана следующая методика, которая включает три группы тестов: мануальные, слуховые, зрительные. В определении профиля латеральности в качестве ведущего признака была взята слухо-речевая асимметрия.

Условия проведения тестирования:

- при выполнении тестирования взрослый должен сесть напротив ребенка, но не сбоку;

- обстановка тестирования должна быть спокойной, благожелательной, не следует фиксировать внимание ребенка на том, что вы определяете «рукость»;

- начать тестирование можно словами: «Сейчас мы с тобой поиграем» или «Давай поработаем вместе, я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить»;

- все пособия, предметы следует класть перед ребенком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.

Методика определения профиля асимметрии

  1. Определение ведущей руки

При создании определенной тестовой ситуации главным условием является то, чтобы обе руки имели одинаковую возможность действия. Для определения ведущей руки используются следующие тестовые операции:

  1. «Скрещивание рук на уровне груди, или  «поза Наполеона».

Ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой, тогда как кисть другой руки оказывается  под предплечьем ведущей руки.    

  1. «Переплетение пальцев».

Испытуемому дается команда: «Соедини руки в замок быстро».  При выполнении задания большой палец ведущей руки оказывается сверху.

  1. Поднимание предмета.

Ребенка просят поднять лежащий на полу предмет. Ребенок поднимает предмет ведущей рукой.

  1.  «Вращательные движения».

Испытуемому  предлагается открыть несколько пузырьков (2-3) с завинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия.

  1. «Аплодирование».

Попросить испытуемого поаплодировать себе за хорошее выполнение предложенных заданий. При аплодировании более подвижна и более активна ведущая рука, совершающая ударные движения о ладонь неведущей руки                                

  1.  «Развязывание узелков».

 Заранее неплотно завязывается несколько узелков из шнура. Испытуемому предлагается развязать узелок.  Ведущей считается та рука, которая развязывает узел.

  1. «Бусинки в бутылку».

Коробочка с бусами (10 бусинок)  и бутылка стоят на столе (коробка перед бутылкой). Испытуемый стоит возле стола так, чтобы его правая и левая руки были приблизительно одинаково удалены от предложенных предметов. Задание: ''Клади бусинки в бутылку быстро, но внимательно, чтобы не рассыпать. Быстро, одну за другой''.

Если испытуемый работал левой и правой рукой, или начал одной и перешел на другую руку, отмечаем в колонке « обе руки». При проведении обращаем внимание на то, чтобы испытуемый брал в руку все время одну бусинку и складывал в бутылку одну за другой по очереди.

  1. Рисование.

Перед испытуемым кладём лист бумаги, карандаш. Попросить нарисовать то, что он хочет. Когда он закончит, предложить нарисовать  то же самое другой рукой. В задании учитывается качество работы правой и левой рукой и то, какой рукой испытуемый начал рисовать. Линии, нарисованные ведущей рукой более четкие, ровные, точки соединения не расходятся.

  1. Определение ведущего глаза
  1.  «Карта с дырочкой».  

В листе плотной бумаги 10*5 см в центре вырезается отверстие 1*1 см, держа этот лист на расстоянии 30-40 см, испытуемый фиксирует через это отверстие предмет, находящийся в 2-3 см от него, при закрывании ведущего глаза предмет смещается. Рассматривание осуществляется ведущим глазом.                                              

  1. «Моргание».

Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Закрывается обычно неведущий глаз.

  1. «Подзорная труба».  

Из плотного листа бумаги изготавливается «подзорная труба».  Испытуемого просят посмотреть в трубу. На какой либо предмет.

  1. Определение ведущего уха.
  1.  «Часы».

На стол выкладываются часы. Испытуемому предлагается послушать тиканье часов. Доминантным является ухо, которым испытуемый прислушивается к часам.

  1.  «Шепотная речь».                                                      

Экспериментатор что-то говорит испытуемому шепотом. При равенстве остроты слуха испытуемый подставляет к говорящему ведущее ухо.

Результаты исследования.

Результаты выполнения заданий фиксируются в таблицы.

Профиль функциональной организации мозга.

            Дата обследования______________________

Имя, фамилия, отчество__________________

Дата рождения__________________________

Индивидуальные особенности:

  1. Какую руку использует при письме.
  2. Ориентировка в правом-левом (затруднена / быстра и безошибочна)
  1. Определение ведущей руки.

           тесты

    Левая рука

     Обе руки

  Правая рука

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  
  6.  

  1. Определение ведущего глаза.

тесты

Левый глаз

Правый глаз

1.

2.

3.

  1. Определение ведущего уха.

тесты

Левое ухо

Правое ухо

1.

2.

Все полученные данные суммируются  формулами.

Ведущая рука     Кпр  =     (Еп - ЕЛ)  ÷ (Еп + ЕЛ + Ео) ×100

где Кпр - коэффициент правой руки, Еп - число приемов, в которых преобладала правая рука, ЕЛ - число приемов, где преобладала левая рука, Ео - число приемов, где не было преобладания той или иной руки. Коэффициент правой руки у праворуких положительный, у леворуких отрицательный. Амбидекстрами считались дети, у которых 15% < Кпр < +15%.

Значение Кпр может быть положительным до 100% у правшей, отрицательным - у левшей. Чем более сильна праворукость испытуемого, тем выше положительное значение Кпр. Чем сильнее леворукость, тем выше отрицательная величина Кпр.

Ведущее ухо     Кпу  =     (Еп - ЕЛ)  ÷ (Еп + ЕЛ) ×100

где КПУ - коэффициент правого уха, ЕП - общее число воспроизведенных слов, предъявленных на правое ухо, ЕЛ - общее число воспроизведенных слов, предъявленных на левое ухо. Положительное значение КПУ, указывает на преобладание правого уха - левого полушария мозга в восприятии речевых стимулов, отрицательное - на преобладание левого уха-правого полушария мозга.

Ведущий глаз     Кпг  =     (Еп - ЕЛ)  ÷ (Еп + ЕЛ) ×100

где Кпг – коэффициент правого глаза, Еп – общее число ситуаций, где преобладал  правый глаз, Ел – общее число ситуаций, где преобладал левый глаз. Положительное значение Кпг указывает на преобладание правого глаза, отрицательное – на преобладание левого глаза.

Библиографический список

  1. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. – М.: Вентана -  Граф, 2007. – 240 с.: ил.
  2. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 184 с.
  3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Владос, 1995. – 256 с.
  4. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. – М.: АРКТИ, 2002. – 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические упражнения для детей, разработанные с учетом индивидуальных особенностей (на основе функциональной асимметрии головного мозга).

Здесь представлены авторские разработки дидактического материала с опорой на индивидуальные особенности детей. В качестве критерия индивидуальности взята функциональная асимметрия головного мозга (дом...

Развитие мозга. Функциональная асимметрия.

Моторные, сенсорные, псхические ассимитрии. Развитие мозга. Становление речевой функции....

Дифференцированное обучение детей с разным типом функциональной асимметрии мозга.

Успешному обучению и развитию способствует учет функциональной ассиметрии головного мозга - полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела, воспитание и обучение в соответствии с динамикой...

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАЗНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИЕЙ ПОЛУШАРИЙ

Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. Но считается, что до 9—10 лет ребенок является правополушарным существом, ведь для детей этого возраста характерны непроизволь...

Семинар - пракикум для педагогов "Учет функциональной асимметрии мозга и половозрастных различий в дифференцируемом подходе учебной деятельности"

Теория функциональной асимметрии полушарий  головного мозга за последние десятилетия активно развивалась. Однако на практике это довольно редко учитывается Учение - это сложная познавательна...

Методика обучения упражнениям спортивных видов гимнастики и прыжков на батуте с учетом феномена функциональной асимметрии"

На основе знаний о феномене функциональной асимметрии и симметрии разработать средства и методы обучения упражнениям спортивных видов гимнастики и прыжков на батуте для достижения в короткие сроки и н...

Определение профиля латеральных предпочтений

Диагностика детей правша или левша...