Открытое занятие на методическом объединение: Дифференциация шипящих и свистящих звуков в словах «В гости к бабушке- загадушке»
план-конспект по логопедии по теме

 

Дифференциация шипящих и свистящих звуков в словах 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие на методическом объединение:

Дифференциация шипящих и свистящих звуков в словах

«В гости к бабушке- загадушке»

                                                                                       Учитель- логопед Сафина Л. А.                                                                                              

Организационная часть:

Логопед. Ребята. Посмотрите ,к нам сегодня пришли гости , давайте с ними поздороваемся.

Дети .Здороваются.

Логопед. Ребята ,а вы любите сами ходить в гости?

Дети. Да.

Логопед. Я бабушка- загадушка., хочу вас пригласить к себе сегодня в гости . а живу я в красивом домике , рядом с волшебной  полянкой. На этой волшебной полянке растет зеленая травка, потому что здесь тепло круглый год .

А отправимся мы туда по лесной тропинке, под веселую музыку.

Упражнение на координацию движений с речью.

Ты шагай, ты шагай.                            Дети ходят высоко поднимая колени

                                                             руки  разведены в стороны

Ноги выше поднимай.                         Шагают на всей ступне, руки на поясе.

И топай по дорожке.

Веселей стучите ножки.

Ты беги, ты беги.

 на носочках ты беги                           Бегут на носках руки согнуты перед груд.

И на пяточках пойдем.

Топать громко мы начнем                 Ходят на пятках руки за спиной .

Ты скачи ,ты скачи,                             Скачут руки на поясе

 на лошадке ты скачи.

Маршируй веселее.                              Маршируют.

Ножки топают дружнее.

Логопед. Вот мы и пришли. Посмотрите как красиво на моей полянке. Она действительно, волшебная. Как вы думаете почему?

Дети. Потому, что сейчас зима , а на полянке лето. Ребята отгадайте мою загадку: На полянке мы растем

            Очень дружно мы живем

            У нас ни пальцев нет, ни рук

            Лишь только лепестки вокруг

                (цветы)

Логопед. Посмотрите сколько красивых цветов, полюбуемся ими. Я для вас приготовила красивые цветы. Давайте понюхаем, как они пахнут.

Дыхательная гимнастика: «Ах, как пахнет!»

Вдох- вдыхаем «аромат» цветка, на  выдохе произносим – «Ах, как пахнет!»

Упражнение выполняем 3-4 раза.

Логопед. А теперь давайте присядем на поляну и полюбуемся деревьями.

(рассматриваем части дерева: ствол, крона, корни).

Артикуляционная гимнастика: «Дерево».

Текст произносит взрослый

Движения или статичная поза

рук

языка

Однажды пальчики пошли в лес: топ -топ, топ - топ -топ.

Имитация ходьбы пальчиков в за данном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указатель ным

Язык движется вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз

2. Подошли к опушке — ровной-ровной, гладкой-гладкой

Ладони ребрами тесно прижаты друг к другу, пальцы выпрямлены

Рот открыт, язык свободно лежит на нижней губе

3. На опушке — большое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх.

Язык высовывается и напряженно тянется к носу.

4. Дерево растет

Руки тянутся вверх, к солнышку

Язык тянется к носу

5. Вот его крона

Пальцы чуть согнуты

Скругленные края языка загнуты вверх «чашечкой»

6. Крона состоит из веток и листьев

Пальцы напряженно вытянуты и широко расставлены. Ладони со единяются «чашечкой»

Язык в позе чашечки

7. Листья, которые так весело играют с ветерком летом, осенью опадают

Пальцы широко расставлены и по переменно двигаются. Кисти рас слаблены, руки свободно опущены вдоль туловища

Движения языком вверх-вниз (язык со скругленными краями). Язык расслабленно опускается на нижнюю губу

8. Вот его корни

Кисти рук тыльной стороной соеди няются у запястья, пальцы напря женно тянутся вниз

Язык напряженно тянется вниз

9. На дереве гнездо. В нем живет птица. Она то влетает в гнездо, то вылетает из него. Ей надо кормить птенцов

Руки соединяются ребрами ладоней «чашечкой». Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в сто роны.

Язык «чашечкой».
Язык движется вверх-вниз и попе ременно в стороны или убирается за зубы

А теперь сядем за столы.

Основная часть:

Логопед. Посмотрите на эти два предмета: справа от меня –сундук, слева- шкатулка. Повторите эти слова за мной.

Дети. повторяют.

Логопед. Скажите ,чем эти два предмета отличаются друг от друга?

Дети: сундук больше ,чем шкатулка. Шкатулка маленькая и очень красивая. У сундука есть замок….

Логопед. А в чем их сходство?

Дети. Они похожи на ящик с крышкой. В сундуке и шкатулке что-то хранят.

Логопед обобщает и уточняет значения данных слов (сундук-ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и с замком; шкатулка- небольшой закрывающийся ящик для мелких вещей.)

Логопед. Произнесите слово шкатулка и выделите первый звук.

Дети. Ш-ш-ш

Логопед. Кому мы подражаем когда произносим этот звук.

Дети. Так шипит змея.

Логопед. Показ буквы и уточнение артикуляции (что делают губы .когда произносим звук Ш – губы вытягиваются трубочкой, зубы сближены , а что делает язычок- язычок поднимается за верхние зубки -резцы).

Логопед. А теперь произнесем слово сундук и выделим первый звук.

Дети. С-с-с.

Логопед. Кому мы подражаем ,когда произносим звук С.

Дети. Ветру .

Логопед. Да, так поет свою песенку ветерок. Показ буквы и уточнение артикуляции (что делают наши губки, когда мы произносим звук С- губы улыбаются, зубы смыкаются, а язычок лежит в низу и упирается в нижние зубки-резцы.)

Логопед. Сегодня мы будем, учиться различать звуки (Ш) и (С) Я для вас приготовила задание: нужно все картинки разложить в шкатулку и сундук. Если в слове слышится звук Ш, то картинку (предмет) положите в шкатулку, если слышите звук С, то в сундук.

Дети. Я положила носки в сундук. Я положил катушку в шкатулку… и т.д.

Логопед. Молодцы ,справились с моим заданием.

Логопед. А теперь давайте отдохнем.

Физкультминутка. Поиграем в игру «Ловишки».

Когда вы услышите слог со звуком Ш – нужно присесть, а когда услышите слог со звуком С- нужно встать и поднять руки в верх.(ша-са ,су-шу , се-ше, ши-си, ос-ош, ыс-ыш, оша- ыса).

Логопед. Отдохнули, размялись. А теперь посмотрите внимательно на доску, что вы видите? Картинки. Постарайтесь объяснить каждое слово из пары, выделяя звуки  Ш и С.

Уши- усы; маска- Машка; башня- басня; мишка- миска; крыса- крыша; кашка- каска; шитый- сытый.

Составить с каждым словом предложение.

Логопед. Молодцы и с этим заданием справились.

Логопед. Ребята отгадайте загадку.

                 Встает рано, ложится поздно,

                 Светит ярко, греет жарко.

Дети. Солнышко!

Логопед. Есть ли в этом слове звук  Ш и С. Где стоит звук С?

Дети. В начале слова.

Логопед. А где стоит звук Ш?

Дети. В середине слова.

Логопед. Посмотрите на моё СОЛНЫШКО, чего у него не хватает?

Дети. Лучиков.

Логопед. Давайте поможем СОЛНЫШКУ и  подарим ему лучики.

(На картоне желтого цвета дети заранее обводили свою ладошку и  вырезали её ножницами.)

Логопед. Какое получилось солнышко.

Дети. Яркое, ласковое, лучистое, горячее, золотое, нежное, теплое….

(Когда ребенок говорит, логопед кладет ему в ладошку вязаное солнышко.)

Логопед. Отдохнем понежимся на солнышке. Я вас всех приглашаю на полянку.

Дети ложатся на ковер в свободных позах. Звучит фонограмма «Спокойное море».

Логопед. Будто мы лежим на травке,

На зеленой на муравке,

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко (длительная пауза).

Хорошо понежиться, полежать под лучами ласкового солнышка. Но пора вставать. (Дети встают)

Итог занятия:

Логопед. Понравилось вам у меня в гостях?

Дети. Да.

Логопед.Что необычное вы сегодня увидели?

Дети. Мы побывали в гостях у лета! Видели красивые цветы, грелись под лучами летнего солнышка!........


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и конструированию во второй младшей группе "В гости к Бабушке - Загадушке"

Задачи: Закрепить представление у детей о домашних животных: козе, корове, собаке, кошке, свинье, овце  (название, особенности внешнего вида, издаваемые звуки, название детёнышей).Акти...

тексты для автоматизации и дифференциации шипящих и свистящих звуков

Тексты для детей дошкольного и младшего школь­ного возраста, способствующие формированию правильного звукопроизношения, обогащению сло­варного запаса....

Видеопособие "Музыкально-речевые игры для дифференциации шипящих и свистящих звуков Ш-С, Ж-З"

В авторском видеопособии представлена практическая помощь родителям детей с ТНР в проведении музыкально-речевых игр для дифференциации звуков С-Ш, З-Ж в домашних условиях. Ссылка на видеоматериал...

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе " В гостях у бабушки-загадушки"

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"16013590","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"218","width":"784"}}]]...

Игры, направленные на дифференциацию шипящих и свистящих звуков для детей дошкольного возраста.

После того, как логопед поставил детям в логопедической гоуппе свистящие и шипящие звуки, очень важно пройти этап автоматизации и дифференциации звуков . В этом помогают словесные и подвижные игры с р...