Подгрупповое Занятие "Путешествие гусара"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Ракова Надежда Евгеньевна

Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука "р" в словах поможет также познакомить детей с историй Бородинского сражения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексное подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе «Путешествие гусара»

Цель: формирование познавательной активности и творческого воображения детей.

1. Образовательная: познакомить детей с историей России, историей Бородинского сражения.

2. Коррекционно-образовательная: автоматизировать в словах и фразах звука «р»; закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, закрепить характеристику звука Р по акустическим и артикуляционным признакам.

3. Коррекционно-развивающая: развитие моторики артикуляционного аппарата, развивать фонематический слух, связную речь, навыки чтения.

4. Коррекционно-воспитательная: воспитывать навыки самоанализа и самооценки.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Ребус», презентация «Отечественная война 1812 года», запись ветра, запись барабанной дроби, запись голоса гусара, карта сражения, карточки со слогами, мяч, зеркала на каждого ребенка, фильм «История Бородинского сражения».

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Дети сидят на своих местах.

Логопед: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте встанем, повернемся к гостям и поздороваемся.

Сегодня мы с вами…

(Звучит барабанная дробь)

Что это за шум?

( на экране появляется изображение гусара)

Логопед: Здравствуйте, уважаемый! Кто вы? И как вы попали в детский сад?

Гусар: Здравия желаю! Я – бравый гусар! Несу секретную карту.

(свист ветра)

Ой, а где же она? Только один уголок остался! Что же делать? Если я не доставлю её вовремя, наши войска не узнают, что им пора наступать на врага.

Сообщение темы занятия.

Логопед: Наступать на врага? Вы что, с войны к нам  сюда попали? А с кем вы воюете? И что за война идет, когда она была?

Гусар: В 1812 году тайно форсировали реку Неман и напали на нашу страну войска французского императора Бонапарта (слайд с его портретом). Вся страна, все отечество поднялось на борьбу с врагом. Поэтому война называется Отечественная. Это очень тяжелая война.

Логопед: А кто же командует нашей армией?

Гусар: Генерал Михаил Илларионович Кутузов. Он собрал русскую армию для решающего сражения.

И вот теперь настало время наступления под Москвой. Я нес карту этого сражения, а ветер её порвал. И никто теперь не узнает, где состоится решающее сражение.

Развитие фонематического слуха.

Логопед: Да, дети! Нужно непременно помочь гусару! Давайте попросим ветер вернуть нам такую важную карту?! Давайте послушаем тишину, не шепчет ли ветер, где карту найти можно. (Слушание тишины)

Кто какие звуки слышал? А ветер так и не сказал, где карта спрятана. Надо нам в дорогу отправляться, искать карту.

Гусар: Если мы не найдем её, то не сможем победить французов!

Логопед: Ребята, а какой звук отправиться с нами в это путешествие. Послушайте слова: гусар, карта, Бонапарт, враги, страна, сражение.

Дети: Звук «Р».

Логопед: Правильно. Давайте вспомним все, что мы знаем про этот звук. 

Характеристика звука [р] по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Расскажите о звуке «р», какой он: гласный или согласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Где находится язычок – вверху или внизу? Он узкий или широкий? Что он делает, когда мы произносим звук «Р».  (Ответы детей.)

Давайте покажем гусару нашу гимнастику для язычка.

Артикуляционная гимнастика

Улыбка – трубочка

Улыбка – заборчик

Заборчик – дорожки (расческа)

Грибок

Барабан

Остановим лошадку «тпр-р-р-у-у-у»

Остановилась лошадка. А на дороге рассыпаны слоги. Посмотрите, как их много. Давайте найдем среди них слог с буквой «Р».

(дети выбирают слог РО)

Посмотрите, а у него на обороте часть карты! Держи, гусар!

А теперь давайте подружим наш звук «Р» и с другими звуками.

Игра с мячом “Слоговые цепочки”.

Дети повторяют за логопедом.

- Раз, два, три, ну-ка, повтори:

Ра – ру – ро         

Ры – ру – ра         

Дру – дро – дра

Ар – ор – ур         

Ор – ар - эр         

Тра – тру – тры

Логопед: Гусар, а какие ещё солдаты воевали вместе с вами?

Гусар: Сражались со мной бок о бок храбрые уланы, смелые драгуны. Посмотрите, какие красивые у нас были мундиры. А наш головной убор называется кивер.

(показ слайдов)

Логопед: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Назови - не ошибись». Давайте вспомним, как называли солдат, которые воевали вместе с гусаром?

Дети: Уланы и драгуны.

Логопед: Как называлась их одежда и головной убор?

Дети: Мундир и кивер.

Логопед: А какими были они? Назовите такие слова, чтобы в них был звук «Р».

Дети: храбрые, геройские, бесстрашные, решительные, бравые.

Логопед: Молодцы, дети.

Скажите, уважаемый гусар, а что помогало быть вам такими?

Гусар: Чтобы стать настоящим гусаром, надо каждое утро делать зарядку. Давайте сделаем её все с вами.

Физминутка «Солдаты».

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой - раз, левой - раз,

Посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладошки -

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки -

Громче и быстрей!

По коленочкам ударим -

тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем -

Выше, выше, выше.

Гусар: Молодцы! Вы совсем как настоящие солдаты!

Но французы, отступая, приготовили для нас ребусы. Наверно, где-то среди них кроется последняя часть моей карты. Давайте их решим.

(показ слайдов)

С буквой «Ч» – я брат кладовки,

Где старьё, а не обновки.

А без «Ч» расклад иной,

Я – вояка удалой.

Пика, сабля у меня,

Жизнь не мыслю без коня.

Неприятность лишь одна –

Жаль, прошли те времена.

Ч _ _ _ _  –  _ _ _ _

(ЧУЛАН – УЛАН)

С буквой «Ч» я с синяками,

Спор решаю кулаками.

Я гроза всего двора,

Разбегайся, детвора!

С буквой «Г» – кавалерист,

Ладно скроен и плечист.

Вьётся «конский хвост» на каске,

Чтоб сражаться без опаски.

_ _ _ Ч _ _  –  _ _ _ Г _ _

(ДРАЧУН – ДРАГУН)

С буквой «К» – он муж гусыни,

Мягкий пух его в перине.

Он заботливый отец

И известнейший боец.

С буквой «Р» – смельчак с усами,

Снится ночью каждой даме.

Всадник бравый и лихой,

Рвётся он без страха в бой.

_ _ _ _ К  –  _ _ _ _ Р

(ГУСАК – ГУСАР)

В «КУЗОВ» машины слог «ТУ» погрузили...

И в полководца его превратили.

Наш полководец, с раненым глазом.

Кто назовёт нам фамилию сразу?

(КУЗОВ – КУ-ТУ-ЗОВ – КУТУЗОВ.)

Возьмём предлог, местоименье,

Меж ними – место для сраженья.

Всё вместе – имя полководца,

Которым торт сейчас зовётся.

(И каждый раз пирог съедая,

Мы тем француза побеждаем.)

_ _  +  _ _ _ _  +  _ _  =  _ _ _ _ _ _ _ _

(НА + ПОЛЕ + ОН = НАПОЛЕОН)

С буквой «О» и буквой «Ё»

Украшает он жильё.

На полу иль на стене,

Очень нравится он мне.

С буквой «И» и с буквой «Е» –

У солдат на голове,

Только раньше, в старину,

В Бородинскую войну.

_ О _ Ё _  –  _ И _ Е _

(КОВЁР – КИВЕР)

Логопед: Посмотрите, вот и последняя часть карты нашлась! Давайте скорее составлять слово. Узнаем, где же будет самое главное сражение.

(Дети составляют слово Бородино)

Гусар: Правильно. Это сражение пройдет у деревни Бородино, на Бородинском поле. Русские войска под командованием генерала Кутузова победят французскую армию и освободят страну от захватчиков. Теперь я могу доставить карту нашей армии.

Логопед: Уважаемый гусар! Перед вашим уходом мы с детьми хотим показать вам фильм про Бородинское сражение.

(показ фильма)

Итог занятия.

Дети, кто к нам сегодня приходил в гости? О каком сражении он нам рассказывал? Что вам особенно понравилось в нашем путешествии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Танцевальная композиция "Дамы и гусары"

Парная танцевальная композиция для детей подготовительной группы детского сада. Предложена для исполнения на выпускных вечерах и празднике 8 марта....

Сценарий тематического вечера развлечений "Хороши наши гусары"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа №297(дошкольное отделение)         Сценарийтематического ве...

Спортивный праздник к Дню защитника Отечества "Эскадрон гусар летучих"для старшего дошкольного возраста

Спортивно-музыкальный праздник к 23 февраля "Эскадрон гусар летучих" для детей старшего дошкольного возраста...

План-конспект Игры-путешествия с детьми подготовительной группы Тема: «Волшебное путешествие в эпоху гусар»

Цель: Вызвать познавательный интерес к городу, осознание ценности памятников истории и культуры.Задачи:Образовательные:- актуализировать   знания детей о достопримечательностях своего города...

Мастер-класс "Изготовление кивера гусара из картона"

Как из картона сделать кивер гусара для костюма...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Русские гусары"

Задачи: расширить представление детей об общенародном празднике, посвященном Вооруженным Силам России, развивать интерес к творческому прошлому России, чувство патриотизма, любовь и уважение к защитни...

« В гости к нам пришли Гусары…»

Сценарий праздника 8 марта для детей подготовительной группы...