Главные вкладки

    Рекомендации родителям по закреплению лексических тем
    материал по логопедии (старшая группа) на тему

    Леошко Ирина Александровна

     

    Данный материал будет полезен родителям для проведения занятий с детьми в домашних условиях по заданию логопеда или дефектолога.

    Упражнения направлены на развитие лексико-грамматического строя и связной речи.

    Занятия должны проводиться ежедневно в течение 15—25 минут и иметь исключительно игровую форму.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ovoshchi.doc41 КБ
    Microsoft Office document icon frukty.doc39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕМА: «ОВОЩИ»

    Рассмотрите с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Объясните, что это все можно назвать одним словом "овощи", помогите запомнить обобщающее понятие "овощи".

    Обратите внимание на цвет, форму, вкус овощей.

    По возможности покажите и расскажите, где растут овощи.

    Расскажите, что можно приготовить из овощей (суп, салат, гарнир).

    Упражнение "Назови цвет, форму" на согласование существительных с прилагательным.

    Морковь (какая?) – ...

    Помидор (какой?) – ...

    Огурец (какой?) – ...

    Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

    1 помидор, 2 помидора, 3 ..., 4 ..., 5 помидоров.

    1 огурец, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

    1 репа, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

    1 кабачок, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

    Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Помидор – помидорчик

    Репа – репка

    Упражнение "Один – много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

    Один помидор – много помидоров

    Одна морковь – много моркови

    Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.

    Огурец – огурцы

    Помидор – помидоры

    Репа – репы

    Упражнение "Измени по образцу" на употребление глаголов настоящего времени во множественном числе.

    Растет – растут

    Зреет – ...

    Зеленеет – ...

    Краснеет – ...

    Сажает – ...

    Копает – ...

    Окучивает – ...

    Рыхлит – ...

    Поливает – ...

    Убирает – ...

    Спеет – ...

     Упражнение "Измени по образцу" на изменение глаголов прошедшего времени по числам.

    Что делал? -- Что делала? -- Что делали?

    Сажал        --     Сажала     --     Сажали

    Копал        --     .............     --     .............

    Поливал    --     .............     --     .............

    Рыхлил      --     .............     --     .............

    Окучивал   --     .............     --     .............

    Собирал     --     .............     --     .............

    Развитие пространственной ориентации на плоскости и развитие мелкой моторики.

    Нарисовать 3 – 4 вида овощей в количестве "один", "много". С левой стороны листа нарисовать по одному овощу, с правой  – по нескольку овощей. Ответить на вопрос: "Что нарисовал (а)?"

    Пример: "Слева я нарисовал огурец, справа я нарисовал репы... Слева я нарисовал капусту, а справа я нарисовал помидоры"

    Развитие слухового внимания. Послушать стихотворение и ответить на вопрос: "Из чего хозяйка варила суп?"

    Хозяйка однажды с базара пришла,

    Хозяйка с базара домой принесла:

    Картошку, капусту, морковь, горох,

    Петрушку и свеклу, ох!

    Накрытые крышкой, в душном горшке

    Кипели, кипели в крутом кипятке:

    Картошка, капуста, морковь, горох

    Петрушка и свекла, ох!

    И суп овощной оказался неплох!

    (Ю. Тувим)

    Что растет на нашей грядке?

    Огурцы, горошек сладкий,

    Помидоры и укроп

    Для приправы и для проб.

    Есть редиска и салат -

    Наша грядка просто клад.

    Но арбузы не растут тут.

    Если слушал ты внимательно,

    То запомнил обязательно.

    Отвечай-ка по-порядку:

    Что растет на нашей грядке?

    (В. Коркин)

    Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

    Красная девица сидит в темницы, а коса на улице (морковь)

    Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.

    К земле прирос крепко. Что это?

    (репка)

    Сидит дед, во сто шуб одет.

    Кто его раздевает, тот слезы проливает.

    (лук)

    Развитие слуховой памяти.

    Выучить стихотворение.

    Огород

    В огороде много гряд,

    Тут и репа, и салат.

    Тут и свекла, и горох,

    А картофель разве плох?

    Наш зеленый огород

    Нас накормит круглый год.

    (А. Прокофьев)

    Дидактические игры "Узнай на ощупь", "Узнай по запаху", "Узнай на вкус" на развитие тактильно-вкусовых ощущений.

    Предложить ребенку узнать овощи на ощупь (по запаху или по вкусу) с закрытыми глазами.

    Упражнение "Какие овощи?"

    Если овощи сварить, то они будут какие? – Вареные.

    А если овощи пожарить, тогда они будут какие? – Жаренные.

    Если овощи потушить, то они будут ...

    Если морковь парить, то морковь будет ...

    Если огурцы посолить, то они будут ...

    Если помидоры мариновать, то они станут ...

    Если капусту квасить, то капуста будет ...

    Развитие связной устной речи.

    А) Составление предложений из слов.

    Помидор, лежать, куст, под.

    Картошка, расти, огород, в.

    Б) Составление сложноподчиненных предложений (упражнение "Закончи предложение").

    Мама почистила картошку, чтобы...

    Мама помыла овощи, чтобы...

    Мама купила свеклу, чтобы...

    В) Составление сложносочиненных предложений по образцу.

    Морковь оранжевая, а огурец – зеленый.

    Лук горький, а репа – ...



    Предварительный просмотр:

    ТЕМА: «ФРУКТЫ»

    Рассмотрите с ребенком натуральные фрукты: яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Объясните, что это все можно назвать одним словом "фрукты".

    Обратите внимание на характерные признаки фруктов: вкус, цвет, форма, запах.

    По возможности покажите и расскажите, где растут фрукты (в саду, на дереве).

    Расскажите, что можно приготовить из фруктов.

    Упражнение на согласование существительных с прилагательным. "Назови цвет, форму"

    Слива (какая?) – синяя, овальная.

    Лимон (какой?) – ...

    Абрикос (какой?) – ...

    Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

    1 лимон, 2 лимона, 3 ..., 4 ..., 5 лимонов.

    1 слива, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

    1 абрикос, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

    1 груша, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

    Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Слива – сливка

    Абрикос – абрикосик

    Упражнение "Один-много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

    Один апельсин – много апельсинов.

    Одна груша – много груш.

    Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.

    Слива - сливы

    Яблоко - яблоки

    Груша - груши

    Упражнение "Закончи предложение" на употребление падежных форм существительного.

    Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного ... (яблока). Мы съели все ... (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной ... (груши). Мы съели все ... (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной ... (сливы). Мы съели все ... (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной ... (вишни). Мы съели все ... (вишни).

    Упражнение "Назови варенье" (учимся образовывать относительные прилагательные).

    Варенье сварили из яблок, оно будет называться ...

    Варенье сварили из груш, оно будет называться ...

    Варенье сварили из персиков, оно будет называться ...

    Варенье сварили из вишни, оно будет называться ...

    Варенье сварили из слив, оно будет называться ...

     

    Дидактические игры "Узнай на ощупь", "Узнай по запаху", "Узнай на вкус" на развитие тактильно-вкусовых ощущений.

    Предложите ребенку узнать фрукты на ощупь (по запаху или по вкусу) с закрытыми глазами.

    Развитие связной речи.

    А) Составление предложений из слов.

    яблоки, лежать, яблоня, под

    груша, расти, сад, в

    Б) Составление сложноподчиненных предложений (упражнение "Закончи предложение")

    Мама собрала в саду яблоки, чтобы ...

    Мама помыла груши, чтобы ...

    Мама купила в магазине сливы, чтобы ...

    В) Составление сложносочиненных предложений по образцу.

    Лимон кислый, а яблоко сладкое.

    Лимон овальный, а яблоко круглое.

    Лимон желтый, а яблоко зеленое.

    (И так на примере всех фруктов.)

    Развитие логического мышления (учимся отгадывать загадки).

    Само с кулачок, красный бочок.

    Тронешь пальцем - гладко, а откусишь - сладко.                (Яблоко)

    На сучках висят шары,

    Посинели от жары.                     (Сливы)

    В шкурке желтой, кислый он,

    Называется - ...                          (Лимон)

    В шкурке золотистой,

    Сладкий и душистый.              (Апельсин)

    Схож он с бусами немножко,

    Каждый листик - как ладошка.

    Был зеленым, а поспел он -

    Стал янтарным, синим, белым.    (Виноград)

    Развитие мелкой моторки. Ориентация на листе бумаги.

    На правой половинке листа нарисовать 3-4 маленьких фрукта, а на левой половинке листа нарисовать 3-4 больших фрукта.

    Ответить на вопрос: "Что ты нарисовал(а)?" (Я нарисовал(а) яблоко и яблочко).

    Если ребенок затрудняется сам нарисовать фрукты, то можно предложить ему обвести шаблоны фруктов, заготовленные Вами заранее из плотного картона. Можно использовать трафареты, которые продаются в магазинах.

    Развитие слуховой памяти.     Выучить стихотворение.

    Осень добрая пришла,

    Нам подарки принесла:

    Яблоки душистые,

    Персики пушистые,

    Груши золотистые

    Осень принесла.

    Три яблока из сада

    Ежик притащил.

    Самое румяное

    Белке подарил.

                   (В. Волина)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рекомендации для родителей по закреплению лексического материала

    Данный материал разработан для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи в целях закрепления  полученных речевых навыков в домашни...

    Методические рекомендации родителям для закрепления произносительных навыков

    Уважаемые родители, если ваш ребёнок посещает логопедичесую группу, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ре...

    Рекомендации для родителей по закреплению лексической темы "Транспорт" (средняя группа)

    Предлагаю вашему вниманию рекомендации  по закреплению лексической темы "Транспорт"....

    Методические рекомендации родителям по закреплению лексической темы: "Дикие животные"

    Методические рекомендации родителям по закреплению лексической темы: "Дикие животные"...

    Рекомендации для родителей по закреплению лексической темы с детьми среднего дошкольного возраста в домашних условиях.

    Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии преемственности в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей. Вашему вниманию представлена система работы по взаимодействию учи...

    Рекомендации родителям по закреплению лексической темы

    Рекомендации родителям "Закрепление лексической темы"...

    Рекомендации родителям по закреплению лексической темы "Животный мир"

    Рекомендации родителям для занятий с детьми дома по лексическим темам "Дикие животные", "Домашние животные", "Животные Севера", "Животные Жарких стран", "Ж...