Рекомендации родителям по закреплению лексических тем (6-7 лет - подготовительная к школе группа)
консультация (подготовительная группа)

Данный метериал носит рекомендательный характер. Включает в себя материал на закрепление лексико-грамматических категорий, фонематических предсталений, развитие связанной речи, графо-моторных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

05.10.2020-09.10.2020

Лексическая тема: Я - человек

  1. ПОВТОРИТЬ ПРАВИЛО: Гласные звуки говорим без преграды во рту, голосом и обозначаем красным квадратиком. Гласные звуки – А,О,У,И,Э,Ы.

2. Игра «Выдели первый звук в словах»: утка - _______, Аня - _____, облако – ____, иглы - ____, Оля - ____, Ира -_____, Инна - _______, Уля - ________.

3. Игра «Придумай слово»: придумать и нарисовать по одному слову на звуки А, О, У, И, Э

4. Игра «Узнай по описанию»  (о чем можно так сказать?)                                                                                                      

Красивые, серые, зеленые, голубые, большие (что?) - глаза.                                      

Густые, длинные, короткие, блестящие, вьющиеся, пышные - волосы.      

Большой, конопатый, орлиный, маленький, горбатый – нос.                                    

Пухлые, розовые, узкие, большие – губы.

5. Игра «Гномик и великан» (взрослый называет часть тела, а ребенок говорит как эта часть тела будет называться у гномика, потом у великана: например: зуб – зубик – зубище)                                                                                                                 

зуб – зубик – зубище                    нос – носик – носище                            рот – ротик – ротище                  

губа – губка – губища                   усы – усики – усищи                             голос – голосок – голосище                                  кулак – кулачок – кулачище        борода – бородка – бородища              голова – головка – головища      

ноготь – ноготок – ногтище         нога – ножка – ножища                        рука – ручка – ручища                                             глаз – глазик – глазище

6. Мой, моя, моё, мои (о чем можно так сказать?)                                                                                                      

Мой – (лоб, нос и т.д.)

Моё – (лицо, тело и т.д.)

Моя – (рука, спина и. т.д.)

Мои – (ноги, уши и т.д.)

7. «Два, две»

Парные части тела: две брови, два глаза, две щеки, два уха, два плеча, две руки, два локтя, две ладони, две ноги, два колена, две пятки, две ступни.

8. Игра с мячом «Лови и называй»

Взрослый бросает мяч ребенку, называя часть тела, ребенок возвращает мяч, называя, какие действия производит этот орган.

Инструкция: «Я называю часть тела, а ты скажи, что мы делаем»

- Что мы делаем глазами? (смотрим, моргаем, закрываем, открываем)

- Носом? (дышим, нюхаем, сморкаемся)

- Ртом? (разговариваем, едим, улыбаемся, кричим, смеёмся)- Руками? (трогаем, берем, хлопаем)

- Ногами? (прыгаем, шагаем, топаем, бегаем)

9. Игра «Подбери слова признаки»: сравни людей на картинке. Например: этот человек – молодой, а этот - старый

10.



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: Одежда, обувь

  1. Посмотри, что нарисовано на картинке. Скажи, как можно назвать одним словом то, что лежит на верхней/нижней полке: __________________________________

  1. Игра «Назови какое» (следить за четким проговариванием окончаний): например, платье из вельвета – вельветовое платье, 

платье из шерсти – _________________, сарафан из джинсы – _____________, сарафан из трикотажа –______________,  блузка из шелка – ______________, блуза из ситца – ___________________, брюки из кожи – ______________, сапоги из резины – __________________.

  1. Игра «Посчитай до 5»:

- теплая шуба: одна _______________, две _______________, три _______________,

четыре ____________, пять______________;

- шелковое платье: одно____________, два ____________, три _______________, четыре ____________, пять _____________;

- трикотажный сарафан: один _________, два __________, три _______________, четыре ____________, пять _____________

  1. Игра «Подбери признак»: 

Куртка (какая?) – красная, тёплая,_____________________________________________;

Сапоги (какие?) – коричневые, ____________________________________________;

Шарф (какой?) — __________________________________________________________

  1. ВЫУЧИТЬ ПРАВИЛО: СКОЛЬКО ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В СЛОВЕ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ (ЧАСТЕЙ)
  2. Игра «Подели слова на слоги (называем сначала гласные звуки, определяем количество слогов): например, шуба: гласные у,а., значит два слога

Шапка:

Сапоги:

Шарф:


  1. Составить рассказ-описание об одежде (любой предмет одежды на выбор ребенка) по схеме:

обратить внимание, чтобы ребенок использовал в речи полные предложения

C:\Users\User\Desktop\лексические темы\3одежда, обувь\алгоритм одежда.jpg



Предварительный просмотр:

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: МЕБЕЛЬ

1.Повторить правило: СКОЛЬКО ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В СЛОВЕ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ (ЧАСТЕЙ)

2.Игра «Подели слов на слоги» (называем сначала гласные звуки, определяем количество слогов): например, диван: гласные и,а., значит два слога: 

Шкаф:________________ тумба:_______________________ стол:_______________________

стул:_________________     тахта:___________________     табурет: ___________________

3.Игра «О чем можно сказать»

- кожаное___________________________________________________________________________

- удобная ___________________________________________________________________________

- деревянный ________________________________________________________________________

- сломанное_________________________________________________________________________

- новая _____________________________________________________________________________

- высокий___________________________________________________________________________

4.Игра «Посчитай до 5»

- обеденный стол: один__________________________________, два _________________________,

три __________________________, четыре __________________________, пять________________

- кожаное кресло:____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

5. Игра «Посмотри и скажи, где лежат какие игрушки»:

C:\Users\Царь\Pictures\Мои сканированные изображения\54-2.jpg

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Игра «Какой, какая, какие»

- ножки из металла – металлические,  дверцы из стекла – _________________, обивка из кожи – ____

- ручки из пластмассы - __________________, - столешница из дерева – _________________________

7. Игра «Расскажи» Послушай рассказ.

Однажды Коля спросил дедушку, откуда берется мебель? Дедушка стал рассказывать внуку: мебель делают из разных материалов: из дерева, стекла, пластика. Коля спросил: А как делают мебель из дерева? Дедушка объяснил: лесорубы срубают в лесу деревья, затем отправляют их на фабрику, где из дерева делают гладкие доски, а потом уже из досок столяр делает разную мебель - столы, стулья, шкафы. Эту мебель отвозят в мебельные магазины.


C:\Users\Царь\Pictures\Мои сканированные изображения\55-2.jpg

Посмотри на картинки и попробуй рассказать самостоятельно, как делают мебель?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ИГРУШКИ

1. Сравнить звуки П и Т, П и Ть. Чем похожи и чем отличаются?

Звуки П и Т: оба согласные, оба глухие, оба твердые. Отличаются произношением и обозначением

Звуки П и Ть: оба согласные, оба глухие, ОТЛИЧАЮТСЯ: П – твердый, а Ть – мягкий, произношением и обозначением.

2. Выполнить звуковой анализ слов ТОК, КИТ (схема)

Характеристику звукам ребенку необходимо проговаривать самостоятельно!

3. Рассмотри картинку.

4.Игра «Назови какая» (вписать ответы):

игрушка из резины — резиновая,

из железа —

из дерева —

из меха —

из пластмассы —

из плюша —

5.

6. Игра «СКАЖИ ЛАСКОВО» (образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных):

Корабль синий, а кораблик … синенький.

Мяч круглый, а мячик … кругленький.

Машина быстрая, а машинка … быстренькая.

Кукла веселая, а куколка … веселенькая.

Мишка косолапый, а мишутка … косолапенький.

7. Игра «СКАЖИ НАОБОРОТ» (упражнение в подборе антонимов):

Воздушный шарик легкий, а железная машинка … (тяжелая).

Деревянный кубик твердый, а меховой слоник … (мягкий).

Глиняная игрушка хрупкая, а железная игрушка … (прочная).

Самолетик летает высоко, а вертолетик летает … (низко).

Воздушный шарик летит медленно, а самолетик летит … (быстро).

8. Игра «ИСПРАВЬ ОШИБКУ И СКАЖИ ПРАВИЛЬНО» (развитие логического мышления):

Резиновый мячик из дерева.

Меховой зайчик твердый.

Воздушный шарик катится вверх.

Елочные игрушки висят на березе.

Воздушный шарик тяжелее мячика.

Игрушки покупают Ваню.

Мозаика складывает детей.

Пирамидка собирает Таню.

Гараж подъехал к машинке.

9. Выучить скороговорку:

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Зоя – зайкина хозяйка.

Спит в тазу у Зои зайка.



Предварительный просмотр:

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ТРАНСПОРТ

1.ВЫУЧИТЬ ПРАВИЛО: Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка.

2.Составить схемы предложений (пример: Сегодня идет дождь:                                                   ): 

Наступила осень. Деревья сбрасывают листву.

3. Сравни звуки П-К. Чем похожи и чем отличаются:

Похожи: согласные, глухие, твердые.

Отличаются произношением и обозначением

Сравни звуки Т - К. Чем похожи и чем отличаются:

Похожи: согласные, глухие, твердые.

Отличаются:  произношением и обозначением.

4.Заменить звук [К] на звук [Т] в словах. Какие слова получатся? 

в начале слова: Коля — Толя, копить — ………………..., кочка — …………….., кучка — …………...,

в конце слова: рок — рот, брак — ……….., мак —……………..

5.Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [П], [Т], [К]):

коса, торшер, крыша, крыса;

паром, пар, Толя, пруды.

6.Назвать первый и последний звук в словах:

кошелек, парашют, танк, потолок

7.Составить схему слова ТАНК


8.

https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/04/20/t3.jpg

9.  Игра «Посчитай до 5»:

Быстрый самолет – один быстрый самолет, два быстрых самолета, три _____________________, четыре ___________________________, пять ________________________________________________

Красивый теплоход – один____________________________,два________________________________,

три________________________, четыре______________________, пять__________________________

10. Игровое упражнение «Скажи наоборот»:

Поезд длинный,а автобус –короткий.

Самолет быстрый ,а пароход-…

Трамвай тяжелый, а велосипед-…-

Взлет-…………

Высоко-………

Далеко-……….

11.Игра "Назови одним словом» (на образование сложных слов):

- Если у мотоцикла три колеса, он (какой?) - трехколесный.

- Если у велосипеда два колеса, то он (какой?)

- Если у машины 4 колеса, она (какая?)

- Если у лодки 4 весла, она (какая?)



Предварительный просмотр:

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

1.Назвать признаки звуков Х и Хь. Чем похожи и чем отличаются.

2. Назвать признаки звуков Х и Хь. Чем похожи и чем отличаются.

3. Заметь первый звук в слове на звук Х

Салат - _______________ голод - ________________________ полка - _______________________

Сор - ________________ год - __________________________ шрам - ________________________

Глеб - _______________ звать - ________________________ гудеть - ________________________

  1. Игра «Назови продукты»:

Мясные_______________________________________________________________________________ Молочные___________________________________________________________________________

Хлебобулочные______________________________________________________________________

Кондитерские________________________________________________________________________

Крупы______________________________________________________________________________

  1. Игра «В какую посуду кладут...»

(хлеб - ……………………………., горчицу - ………………………………, перец - ………………………, салат - ………………………….., конфеты - …………………………, соль - …………………., молоко - …………………………, селедку - …………………, масло - ……………...?

Что наливают в супницу - …………………, молочник - ………………….., соусницу - ………………, кофейник - ………………….., чайник - …………………………?

  1. Игра «Какое это блюдо?». 

Какой суп из... (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какая каша из... (пшена, геркулеса, манки)?

____________________________________________________________________________________

Какой компот из... (яблок, слив, абрикосов, малины)?

____________________________________________________________________________________

  1. Игра «Объясни» Объяснить значение сложных слов: картофелечистка, овощерезка, кофеварка, соковыжималка, мясорубка, кофемолка, соковарка.

  1. Игра «Скажи наоборот»: соль - ……………,,…………., горький - ……………,,,……., жидкий - …,…………..….. мягкий - ……,,…….…………….., голодный - …………….., горячий - …………………….…, вредный - …………….………, гладкий - …………….…, узкий - …………………………., белый - …………………..…

  1. Приготовить дома с помощью взрослого какое-нибудь блюдо. Последовательность приготовления нарисовать схемой. Уметь рассказать по схеме.



Предварительный просмотр:

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМА

  1. Сравнить звуки Т-Д, Т-Дь. Чем похожи и чем отличаются

  1. Замени первый звук в слове на звук Т. Что получилось?

Порт- ________________, банк - ___________________, куча - __________________,

Ночка - _______________, сон - ____________________, ранец - _________________,

Раз - __________________, лапки - __________________, пачка - _________________

Ком - __________________, нолик - _________________, конус - _________________

  1. Составить анализ слова ЗИМА, САНКИ. Дать характеристику каждому звуку

  1. Ответь на вопросы:

Какое сейчас время года?

Какое время года было ДО зимы?

Какое будет время будет ПОСЛЕ зимы?

Назови зимние месяцы.

  1. Игра «Подбери слово»

наступает(что?) - ______________, валит (что?) - ________________, свищет (что?) - ___________,

бушует (что?) - _______________, кружится (что?) - _____________, замерзает (что?) - _________,

блестит (что?) - _______________, лепят (что?) - ________________.

  1. Раскрась одинаковые снежинки

hello_html_3a848b83.jpg


  1. Составь рассказ о том, какие изменения происходят в природе зимой (С помощью взрослого, составь схему для рассказа).



Предварительный просмотр:

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

1.Назови признаки звуков Г и Кь. Чем похожи и чем отличаются.

Звук Г - ____________________________________________________

Звук Кь - ___________________________________________________

Похожи:____________________________________________________

Отличаются: ________________________________________________

2. Заметь первый звук в слове на звук К:

Галька - _______________ год - ________________________ гол - _________________________

Голос - ________________ гора - _______________________ грот - ________________________

  1. Игра «Чей, чьё, чья, чьи»

Чей клюв

Чьё оперенье

Чья голова

Чьи крылья

Ворона

Вороний клюв

Воронье оперенье

Воронья голова

Вороньи крылья

Сорока

Снегирь

Воробей

Голубь

Синица

  1. Игра «Какой, какая»

У сороки белые бока. Значит она какая?  - белобокая

У сороки длинный хвост. Значит она какая?  - ________________

У синицы желтая грудь. Значит она какая?  - _________________

У вороны черные крылья. Значит она какая?  - ________________

У дятла длинный клюв. Значит он какой?  - __________________

  1. Составить схему предложения:

Красногрудый снегирь клевал хлебные крошки.

  1. Составить рассказ и схему к рассказу про любую зимующую птицу:

- кто это?

- части тела, какого они цвета

- размер птицы

- место обитания (где живет?)

- чем питается


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: МОЯ СЕМЬЯ

  1. Назвать признаки звука Ж. Обратить внимание, что звук  Ж всегда твердый.

Ж-__________________________________________

  1. Нарисовать/наклеить по три картинки со звуком Ж в начале слова

  1. В названии каких предметов встречается звук [Ж]? Обведи

  1. Анализ слова ПИЖАМА

  1. Запомни! Буква Ж не дружит с буквой Ы. Прочитай и запомни: в слоге ЖИ пишется буква И.

ЗАПОМНИ: ЖИ пиши с буквой И

Раскрась букву Ж синим, а букву И - красным карандашом, прочитай слог.

image88

  1. Упражнение «Опиши какой/какая?»:

мама - добрая, ________________________________________

папа- смелый, ________________________________________

бабушка-_____________________________________________

дедушка-_____________________________________________

брат-_________________________________________________

сестра-_______________________________________________


  1. Сказать отчества девочки и мальчика, если папу зовут:

Александр:__________________________________________________________________________
Борис: ____________________________________________________________________________
Евгений:____________________________________________________________________________

Иван:_______________________________________________________________________________

  1. Составь рассказ про свою семью по образцу. Нарисуй картину о своей семье.

(Стремиться, чтобы ребенок по схеме сам составлял связанный рассказ, без наводящих вопросов)

Сколько в твоей семье человек?

Как зовут маму и папу?

Где и кем они работают?

Есть ли у тебя братья и сестры?

Кто самый младший?

Расскажи о себе.

Есть ли у тебя бабушка и дедушка? Как их зовут?

Чем Вы любите заниматься в выходные дни?



Предварительный просмотр:

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ

  1. - Чем похожи и чем отличаются согласные (сравнить по звонкости - глухости, твердости –мягкости) 

Ж и Ш? ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

2.Который по счету звук Ш в словах:

Машина ____________________________

Ушиб_______________________________

Горшок_____________________________

Ошибка_____________________________

Кувшин_____________________________

Камыши____________________________

Лапша______________________________

3.Замени звук Ш на звук Ж: шар - ______________________, шаль - __________________, шарить - ___________________, шалость - ___________________, шутка - _______________, Луша - ______________________, Саша - ____________________, тушить - __________________.

4.Составить схему предложения: В ванной комнате стоит стиральная машина.

5. Анализ слова СУШКА

6. Рассмотри изображение. Назови все эти предметы одним словом

https://sun9-47.userapi.com/impg/hMRxM0ffOLffS2bwLwHn7eh6-yb79wFx2kleTA/vZz0LsotypY.jpg?size=591x699&quality=96&proxy=1&sign=619eed54e6e38bb7fdb24dbcd1a69ba2&type=album


7.Упражнение «Мой, моя, мои». О каких электроприборах можно сказать: 

Мой: ____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Моя: ____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Мои: ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

8.Упражнение «Посчитай до 5»

Шумный миксер______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________,

Стиральная машина____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________,

9. Выучить любую загадку или стихотворение о бытовом приборе. Нарисовать отгадку.

10.

 

11.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА

  1. Чем похожи и чем отличаются согласные (сравнить по звонкости - глухости, твердости –мягкости) 

Ч и Ть? ________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. Замени звук Ть в слове на звук Ч:

Лети -____________, тесно -________________, Петька-_________________, ветер-_______________,

тюк-________, затем-___________, петь-______________, мять-______________, ткать____________.

  1. ПОВТОРИТЬ (ЗНАТЬ НАИЗУСТЬ) ПРАВИЛО О ПРЕДЛОЖЕНИ: ПРЕДЛОЖЕНИЕ СОСТОИТ ИЗ СЛОВ И ВЫРАЖАЕТ ЗАКОНЧЕННУЮ МЫСЛЬ. ПЕРВОЕ СЛОВО В ПРЕДЛОЖЕНИИ ПИШЕТСЯ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ, В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СТАВИТСЯ ТОЧКА. МАЛЕНЬКОЕ СЛОВО (ПРЕДЛОГ) ОБОЗНАЧАЕТСЯ ТРЕУГОЛЬНИКОМ.
  2. Составить схему предложений: Пограничник служит на границе. За смелость разведчик получил медаль.

  1. Игра «Сосчитай до 5»:

Смелый летчик_________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Железная каска_________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

  1. Игра «Один — много». Смелый летчик — смелые летчики. Железная каска — _________________

Быстрая ракета — _______________________, Боевой корабль — _________________ , Взлетная полоса — _________________, Военный самолет — _______________, Пограничная полоса — ______________.      

  1. Игра «Подбери признак»: Защитник Отечества (какой?) -__________________________________.
  2. Игра «Скажи наоборот»: черный -_______________, тяжелый - _____________ , темный -__________, жара -_________________, одеваться -_______________, сытый-________________, сухо-______________.

https://razdeti.ru/images/photos/ee0f34b734215fee701a993776c2fae4.jpg



Предварительный просмотр:

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

1.Сравнить звуки Ч и Щ (оба согласные, оба глухие, оба всегда мягкие, отличаются произношением и обозначением) 

нарисовать/наклеить по 3 слова со звуками Ч и Щ в начале слова

2.Игра «Замени звук –Щ- в словах на звук –Ч-»: плач - ____________, щётки - _____________,

помощь - ___________, горячий - __________, щадит - ________, лещи- ___________, щека-_______.

3.Анализ слова ЧУДОВИЩЕ (ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, ЧТО В КОНЦЕ СЛОВА СЛЫШИТСЯ ЗВУК Э, ХОТЯ ПИНЕТСЯ Е)

4.Рассмотрите картинку. Как можно назвать все предметы, изображенные на ней (головные уборы). Назови и покажи детали головных уборов: поля, ленточки, помпон, козырек.


7. Игра «Из чего какой»: кепка из кожи – кожаная кепка, шапка из меха – _______________, панама из ситца -____________________, бейсболка из трикотажа -_________________________, берет из фетра -______________________, шапка из шерсти -____________________________, косынка из шелка - ____________________, шляпа из соломы -____________________________, шаль из пуха - __________________________.

8.Игра «Посчитай до 5»: 

Шерстяной берет: ___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Ситцевая панама:_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

10. 

*рекомендуется нарисовать  на каждый пункт рассказа картинку в качестве опоры при рассказе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по закреплению лексических тем

Данный материал будет полезен родителям для проведения занятий с детьми в домашних условиях по заданию логопеда или дефектолога.Упражнения направлены на развитие лексико-грамматического строя и ...

Методические рекомендации родителям по закреплению лексической темы: "Дикие животные"

Методические рекомендации родителям по закреплению лексической темы: "Дикие животные"...

Игровой тренинг для родителей «Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению» в подготовительной к школе группе

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класси был подготовлен к обучению в школе,чтобы его учеба была успешной и продуктивной,прислушайтесь к следующим рекомендациям...

Рекомендации родителям по закреплению лексической темы

Рекомендации родителям "Закрепление лексической темы"...

Рекомендации родителям по закреплению лексической темы "Животный мир"

Рекомендации родителям для занятий с детьми дома по лексическим темам "Дикие животные", "Домашние животные", "Животные Севера", "Животные Жарких стран", "Ж...

Рекомендации родителям по закреплению лексических тем (5-6 лет - старшая группа)

Данный метериал носит рекомендательный характер. Включает в себя материал на закрепление лексико-грамматических категорий, фонематических предсталений, развитие связанной речи, графо-моторных навыков....