Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с нарушениями речи
методическая разработка по логопедии по теме

Столярова Анна Юрьевна

В таблице представлены специальные игры и упражнения , напрвленные на охрану и укрепление здоровья детей с нарушениями речи, распланированые в соответствии с ФГОC

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка35.93 КБ

Предварительный просмотр:

Специальные игры и упражнения, направленные на охрану и укрепление здоровья детей с нарушениями речи.

Вид упражне-

ния

Оздоровительные задачи

Коррекционные задачи

Использование в специально организованной  образовательной деятельности

Использование в совместной деятельности с детьми

Использование в самостоятельной деятельности

Работа с родителями.

Логоритмика

- создает  положительный  фон реабилитации:

- уменьшает  уровень тревожности;

- лечит дыхательные нарушения;

- лечит  заикание и др.

- стимулирует  двигательные  функции;

- растормаживаете речевые функции;

 -  развивает  чувства ритма , темпа, времени.

Развитие  моторных функций,

Развитие речевого дыхания,

Развитие координации,

формирование черт гармоничной и незакомплексован-

ной личности

- Логоритмические упражнения на музыкальных, логопедических и физкультурных занятиях

-развлечения,

-режимные моменты

-корригирующая гимнастика после сна,

- театрализованная деятельность

Самостоятельная театрализованная игровая деятельность,

- подвижные игры с речевым наполнением.

Консультации, показы за круглым столом.

обучающие тренинги

Психо-гимнастика

- развивает  мимическую  мускулатуру,

- снимает  спастичность мышц,

-  укрепляет лицевые мышцы.

- развивает психомоторику,

- формирует кинестетическую основу артикуляторных движений, - обучаются элементам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации.

- огрмомент ,

- игровой момент  в разных видах  организованной деятельности

- развлечения,

- режимные моменты,

- театрализованная деятельность, диалоги, беседы.

ситуативные беседы с детьми

- сюжетно-ролевые игры,

- театрализованная деятельность,

- наблюдения,

- подвижные игры имитационного характера

- обучающие тренинги,

- консультации
- театрализованные постановки

Игры в сухом бассейне

- развивает  тактильно-кинестетическую чувствительность  и мелкую  моторику рук,

- создаёт дополнительный  массаж.

- снимает тревожность, гиперактивность, мускульное  напряжение (рук или всего тела);

-  нормализует психофизическое состояние;

- стимулирует дыхание и кровообращение

- развивает воображение, ощущение, восприятие,

- даёт  первый опыт релаксации,

 - повышает интерес к речевой деятельности

Сюрпризный момент в любой  специальноорганизованной деятельности в сочетании с целенаправленным обучением.

- экспериментирование,

 - моделирование, -  

 - наблюдения,

Познавательно- исследовательская деятельность

Показы, беседы, консультации

Песочный игротренинг.

- развивает  тактильно-кинестетическую чувствительность  и мелкую  моторику рук,

- создаёт дополнительный  массаж.

- снимает тревожность, гиперактивность, мускульное  нап-ряжение;

-  нормализует психофизическое состояние;

На всех видах занятий как обучающие упражнения по разным видам деятельности, эффективны на интегрированных занятиях

- Режимные моменты, - исследования,

- наблюдения,

- эксперименты,

-прогулки,

- проектная деятельность

- игры- исследования,

- игры – эксперименты.

-игры – моделирование

Консультации, беседы, объяснения, родительские собрания

Пальчиковая гимнастика

По Японской методике:

- большой палец – повышает активность мозга,

 - указательный – стимулирует желудок и поджелудочную железу.

- средний – улучшает работу кишечника.

 - безымянный – стимулирует печень,

- мизинец – улучшает работу сердца, снимает нервное напряжение.

- развитие ориентировки в своем теле, развитие мелкой моторики в сочетании с весёлыми рифмовками

На всех видах занятий как  физминутка, индивидуальные занятия, режимные моменты, прогулки

-развлечения,

- режимные моменты

- корригирующая гимнастика после сна,

- театрализованная деятельность

- прогулки,

-режимные моменты, - изодеятельность

Обучающие занятия, консультации, индивидуальная работа,

Пальчиковый массаж с предметами   (наборы мелких предметов)

- развивает  мелкую моторику, тактильные ощущения,

 - создаёт метроритмическую пульсацию и   вызывает у человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем, точности ответной реакции на них)

Движения и речь воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения и речь во времени,

- развивает мелкую моторику

На всех видах занятий как  физминутка,  индивидуальные занятия, режимные моменты,

- результат продуктивной деятельности (работы из мелких предметов)

-развлечения,

- режимные моменты

- корригирующая гимнастика после сна,

- театрализованная деятельность,

-экспериментирование

-  прогулки,

-  режимные моменты,

-  игры в познавательно-развивающих уголках,

- моделирование,

 - изодеятельность,

экспериментирование

-обучающие занятия за круглым столом,

- консультации,

- индивидуальная работа

Су-Джок -      

 терапия, «Фараон» - терапия

- стимулирует  высокоактивные точки соответствия всем органам и участкам тела, находящихся на кистях и стопах,

- нормализует мышечный тонус.

-массаж мышц рук и лица,  

-развитие мелкой мускулатуры, мимических мышц.

На всех видах занятий как  физминутка, индивидуальные занятия, режимные моменты,

-развлечения,

- режимные моменты

- корригирующая гимнастика после сна,

Самомассаж в игровых зонах – познавательных центрах развития.

-обучающие занятия,

- консультации,

-индивидуальная работа

Музыко-

терапия

Профилактика и лечение нервно-психических заболеваний:  

- нормализует психоэмоциональное состояние,

- улучшает аппетит,

- стимулирует дыхание и кровообращение,

- улучшает обмен веществ,

- повышает тонус коры головного мозга,

- нормализует артериальное давление.

Развитие эмоционально- волевой сферы,

Нормализует просодическую сторону речи (тембр, темп, ритм, выразительность)

Упражнения  на любых интегрированных занятиях, с целью эмоционального настроя, релаксации, уравновешивания процессов возбуждения и торможения.

- ритмические игры в повседневной жизни,

 - режимные моменты,

- наблюдения,

- музыкальные игры

- слушание музыки перед сном,

- игры – драматизации,

- театрализованная деятельность,

 

- обучающие тренинги,

- консультации,

- показ инсценировок,

- театральных постановок

Дыхательная    

 гимнастика

- Улучшает ритмику организма,

- развивает самоконтроль и произвольность;

- синхронизирует  действия артикуляционного аппарата, зрительных и двигательных анализаторов.

обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи, и интонационной выразительности

любая

специальноорганизованная  деятельность

-дидактические игры с элементами движения

- психологические игры

- режимные моменты,

- гимнастика  после сна, утренняя гимнастика,

- закаливающие процедуры

- слушание музыки перед сном,

- игры – драматизации,

- театрализованная деятельность

- обучающие занятия,

- консультации,

- показ

«БОС»  - дыхательная гимнастика по Сметанкину.

Лечит у дошкольников:

- заикание;

- дисграфию, дислексию;

- расстройства фонации

- функциональные нарушения голоса;

- нарушение темпа речи;

- речевую тревогу;

- расстройства речи с нарушением слуха и зрения.

- укрепляет  центральную  нервную  систему,

- предупреждает  нарушения  голоса и речи

- способствует быстрому усвоению учебного материала,

- позволяет укрепить здоровье ребёнка

любая

специальноорганизованная  деятельность

-дидактические игры с элементами движения

- психологические игры

- режимные моменты,

- гимнастика  после сна, утренняя гимнастика,

- закаливающие процедуры

- слушание музыки

- театрализованная деятельность

- обучающие занятия,

- консультации,

- показ

Глазодвига-

тельные упражнения

- позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие;

- однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие,

- повышают энергетизацию организма

- развивают координацию,

- ориентировку в пространстве,

- развивают зрительное восприятие, воображение.

- любая

специальноорганизованная  деятельность

-дидактические игры с элементами движения

- психологические игры,

- игры на прогулке,

- подвижные игры имитационного характера,

-игры дидактические,

-сюжетно-ролевые,

-подвижные,

-театрализованные,

игры-драматизации,  

- обучающий тренинг

- консультации. - индивидуальные беседы

Физминутка

 - снимают  усталость и напряжение;

 -   несут  эмоциональный заряд;

 -совершенствуют общую моторику;

    - улучшают   концентрацию внимания и восприятия во время объяснения и показа заданий,       осмысливают  двигательную и речевую  задачи.

воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, вырабатываются четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

любая продуктивная деятельность (рисование. лепка и т.д.),

- интегрированные  занятия,

 - соревнования,

- наблюдения

- туристические прогулки,

- спортивные праздники и развлечения,

 - смотры и конкурсы,

- экскурсии,

- подвижные игры с речевым наполнением,

- прогулки,

- сюжетно-ролевые игры

- показ достижений детей.

- совместные конкурсы,

 - соревнования,

- викторины,

- праздники и развлечения

Артикуляции-онная гимнастика

- укрепляют  мышцы артикуляционного аппарата,

- развивают силу, подвижность органов, участвующих в речевом процессе.

развитию основных движений органов артикуляционного аппарата

любая продуктивная деятельность (рисование. лепка и т.д.),

- интегрированные  занятия

- игры на прогулке,

- подвижные игры имитационного характера,

Закрепление определенных звуков в речевых уголках

- обучающий тренинг

- консультации. - индивидуальные беседы

Моделиро-вание, знаки – символы. Мнемо-таблицы

- снижают  риск перегрузки психических процессов,

-   несут  эмоциональный заряд,- создают  комфортные условия  обучения,

- развивают память, мышление,

- создают  соответствие зрительного образа со словом,

- развивают зрительное восприятие

- занятия коммуникативного блока;

 - любая продуктивная деятельность (рисование. лепка и т.д.),

- интегрированные занятия,

 - наблюдения

- викторины,

- соревнования,

- проектная деятельность,

- моделирование,

- конкурсы и развлечения

-сюжетно-ролевые игры,

- дидактические игры, - игры в познавательно- развивающих уголках,

 

 - показ достижений детей.

- совместные конкурсы,

 - соревнования,

- викторины,

- праздники и развлечения

Система работы по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР старшей  логопедической группы. Тема: «Фрукты, овощи»

Вид упражне-

ния

Оздоровительные задачи

Коррекционные задачи

Использование в специально организованной  образовательной деятельности

Использование в совместной деятельности с детьми

Использование в самостоятельной деятельности

Работа с родителями.

Логоритмика

- создать  положительный  фон адаптации в новой группе:

- уменьшить  уровень тревожности;

- стимулировать  двигательные  функции;

- активизировать речевые функции; - развивать  чувства ритма , темпа, времени.

- развивать  моторные функций,

- развивать речевое дыхание,

- развивать координацию,

формировать черты гармоничной и незакомплексованной личности

- Логоритмические упражнения :

 «Что сажают в саду? Что сажают в огороде?»

«Трактора»

-развлечение «Осень золотая в гости к нам пришла»,

- режимные моменты

- театрализованная деятельность

- подвижные игры с речевым наполнением  «Что сажают в саду? Что сажают в огороде?»

Консультации,

«Осень золотая в гости к нам пришла»

Психо-гимнастика

- развивать  мимическую  мускулатуру,

- снять  спастичность мышц,

-  укреплять лицевые мышцы.

- развивать психомоторику,

- формировать кинестетическую основу артикуляторных движений, - учить элементам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации.

«Хороший урожай»

(Реакция мамы, бабушки, папы на хороший урожай…и.т.д.)

«Выросла репка»

-развлечение «Осень золотая в гости к нам пришла»,

- режимные моменты,

- театрализованная деятельность- постановка сказки «Репка»,

- сюжетно-ролевые игры,

- театрализованная деятельность,

- наблюдения за работой взрослых в огородах,

- обучающие тренинги,

- консультации
- театрализованная постановка «Репка»

Игры в сухом бассейне

- развивать  тактильно-кинесте-тическую чувствительность  и мелкую  моторику рук,

- создать условия для  дополнительного массажа.

- снять тревожность,  мускульное  напряжение рук;

-  нормализовать психофизическое состояние;

- развивать воображение, ощущение, восприятие,

- дать  первый опыт релаксации,

 - повышать интерес к речевой деятельности

Сюрпризный момент  специальноорганизованной деятельности  (логопедические занятия, изодеятельность)

«Не ошибись»

«Что нашёл»

«Что здесь спряталось»

- экспериментирование – сравнивание по вкусу, запаху, на ощупь,

 - моделирование из найденных овощей и фруктов – пригото-вление фруктовых и овощных салатов  

 

 «Что здесь спряталось?» —

Чудесный бассейн — натуральные или муляжи овощей и фруктов.

Познавательно- исследовательская деятельность

Показы, беседы, консультации

Песочный игротренинг.

- развивает  тактильно-кинестетическую чувствительность  и мелкую  моторику рук,

- создаёт дополнительный  массаж.

- снимает тревожность, гиперактивность, мускульное  нап-ряжение;

-  нормализует психофизическое состояние;

Упражнения эффективны на интегрированных занятиях – рисование овощей и фруктов – обобщения, сравнения формы, размера овощей и фруктов, угадывание по рисунку,

- Режимные моменты, прогулки,- рисование овощей и фруктов,

сравнения формы, размера овощей и фруктов, угадывание по рисунку.

«Рисуем натюрморт»

- наблюдения,

- эксперименты –

«Волшебный песок» — рисование овощей и фруктов на песке пальцем

- игры- исследования,

- игры – эксперименты.

-игры – моделирование

Консультации, беседы, объяснения,

Пальчиковая гимнастика

 - снять  нервное напряжение,

- нормализовать работу мышц пальцев,

- стимулировать работу внутренних органов.

- развивать умение ориентироваться  в своем теле, развивать мелкую моторики в сочетании с весёлыми рифмовками

На всех видах занятий как  физминутка и на индиви-дуальных занятиях:

«Обобщающие слова – фрукты» «Обобщающие слова – овощи» «Щи - талочка» «Однажды хозяйка с базара пришла»

«Мы варили компот»

«Мы капусту рубим»

- развлечение «Осень золотая в гости к нам пришла» - «Мы капусту рубим»

Массаж пальцев на прогулках и в режимных моментах по теме «Овощи», «Фрукты»

«Хозяйка однажды с базара пришла»

«Мы капусту рубим» и .др.

Обучающие занятия, консультации, индивидуальные консультации,

Подобранный материал  по всем темам  «Коллекция пальчиковых игр»

Пальчиковый      

  массаж с предметами  

- стимулировать   высокоактивные точки соответствия всем органам и участкам тела, находящихся на кистях

- нормализовать  мышечный тонус.

развивать тактильные ощущения,

 - создавать метроритмическую пульсацию и   вызвать у детей согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем, точности ответной реакции на них)

воспитывать временную ориентировку,

- развивать мелкую моторику

На всех видах занятий как  физминутка и на индиви-дуальных занятиях, режимные моменты – упр. «Собираем урожай» - прокатывание массажного мячика,

-массаж с карандашом – отстукивание и прокатывание в сочетании с рифмовками по теме.

-развлечение «Осень золотая в гости к нам пришла»

Массаж пальцев  нату-ральными предметами  в игре «Найди на ощупь» - «Собираем урожай» - прокатывание массажного мячика,

-массаж с карандашом – отстукивание и прокатывание в сочетании с рифмовками по теме.

- Разглаживание смятых комочков из бумаги.

- «Большие и малень-кие» — выгибание из проволоки овощей и фруктов  разной  формы и размеров.

- «Картинки из цветной мозаики» — выкладывание из цветной мозаики овощей и фруктов.

Прогулки – выклады-вание  камешков, веточек и других мелких предметов.

-  игры в познавате-льно-развив. уголках

-обучающие занятия за круглым столом,

- консультации,

- индивидуальная работа

наборы мелких предметов: бусы, семена, горох, фасоль, камешки, проволока, пуговицы

- стимулировать   высокоактивные точки соответствия всем органам и участкам тела, находящихся на кистях и стопах

- нормализовать  мышечный тонус.

- развивать  мелкую моторику,

- тактильные ощущения,

- на математике – счёт

- на коррекционном  - описание мелких овощей: горох, фасоль, бобы.

-результат  продуктивной деятельности (работы из мелких предметов - «Фрукты в вазе» - выкладывание из семян

«Золушка» - отдели горох от фасоли и т.д.

«Выложим из гороха натюрморт» и.т.д. )

-развлечение «Осень золотая в гости к нам пришла» - подарки для родителей – поделки из природного материала по теме.

- прогулки – выкладывание из камешков, веточек, семян деревьев,

 - экспериментирование  (измерение объемов разной посуды  с помощью мелких предметов)

- прогулки – выкладывание из камешков, веточек, семян деревьев,

 экспериментирование  (измерение объемов разной посуды  с помощью мелких предметов)

 - моделирование: «Большие и малень-кие» — выгибание из проволоки овощей и фруктов  разной  формы и размеров.

Совместное изготовление поделок из природного материала, мелких предметов.

-коллекциониро-вание  мелких предметов.

Су-Джок -      

 терапия, «Фараон» - терапия

- стимулировать   высокоактивные точки соответствия всем органам и участкам тела, находящихся на кистях и стопах

- нормализовать  мышечный тонус.

-массаж мышц рук и лица,  

-развивать  мелкую мускулатуру, мимические мышцы.

На всех видах занятий как  физминутка, индивидуальные занятия, режимные моменты – прокатывание, сжимание , постукивание  массажным  мячом су-джок

- режимные моменты

- корригирующая гимнастика после сна – прокатывание стопами су-джок мяча.

Самомассаж в игровых зонах – познавательных центрах развития.

-обучающие занятия,

- консультации,

-индивидуальная работа

Музыко-

терапия

- нормализовать  психоэмоциональное состояние,

- улучшать аппетит,

- стимулировать дыхание и кровообращение,

- улучшать  обмен веществ,

- повышать тонус коры головного мозга,

- нормализовать артериальное давление.

-развивать  эмоционально- волевую сферу,

-формировать   просодическую сторону речи (тембр, темп, ритм, выразительность)

Лепка и рисование «Дары осени» под музыку для эмоционального настроя, «Отдыхаем после сбора урожая» - релаксация, уравновешивания процессов возбуждения и торможения.

- музыкальные игры «Собрали дары осени»

- хороводная игра «Пугало»

- слушание музыки перед сном,

 - постановка музыкальных концертов – выступления в группе

- игра – постановка сказки   «Репка»

 

- обучающие тренинги,

- консультации,

- показ сказки «Репка»

Дыхательная    

 гимнастика

- улучшать  ритмику организма,

-развивать самоконтроль и произвольность;

-синхронизировать  действия артикуляционного аппарата, зрительных и двигательных анализаторов.

-обеспечивать  нормальное звукообразование,

-  создавать условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз,  

- сохранять плавность речи, и интонационную выразительность

любая

специальноорганизованная  деятельность

-дидактические игры с элементами движения

 -«Осенние листья»

- «Остудим суп и компот»

- режимные моменты,

- гимнастика  после сна, утренняя гимнастика,

- закаливающие процедуры

- слушание музыки перед сном,

- игры – драматизации,

- театрализованная деятельность

- обучающие занятия,

- консультации,

- показ

«БОС»  - дыхательная гимнастика по Сметанкину.

- снять речевую тревогу;  

- укреплять  центральную  нервную  систему,

-  укреплять здоровье ребёнка

- способствовать быстрому усвоению учебного материала,

создавать условия для чёткого соблюдения пауз,  

- сохранять плавность речи, и интонационную выразительность

В любой

специальноорганизованной  деятельности, как физминутка

- режимные моменты,

- гимнастика  после сна, утренняя гимнастика,

- закаливающие прпоцедуры

- слушание музыки

- обучающие занятия,

- консультации,

- показ

Глазодвига-

тельные упражнения

- расширять поле зрения, улучшать восприятие;

- развивать межполушарное взаимодействие,

- повышать энергетизацию организма

- развивать координацию,

- ориентировку в пространстве,

- развивать  зрительное восприятие, воображение.

-в  любой

специальноорганизованной  деятельности

-дидактические игры с элементами движения (Найди картошку» , «Собери урожай», «Посмотри, сколько яблок на дереве» и.т.д.)

- психологические игры,

- игры на прогулке,

- подвижные игры «Море волнуется»

«Замри»

«Посмотри сколько…»

-игры дидактические,

-сюжетно-ролевые,

-подвижные,

-театрализованные,

игры-драматизации,  

- обучающий тренинг

- консультации. - индивидуальные беседы

Физминутка

 - снять  усталость и напряжение;

 -  создать  эмоциональный заряд;

 -совершенствовать общую моторику;

    - улучшать   концентрацию внимания и восприятия во время объяснения и показа заданий,      

- осмысливать   двигательную и речевую  задачи.

- развивать мышечную активность,

- развивать речевую активность,

-активизировать словарный запас,

-вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

любая продуктивная деятельность (рисование. лепка и т.д.),

- интегрированные  занятия, «Что выросло у нас?»

«Трактора»

Подвижные игры Н: «Пугало»

 

- туристические прогулки,

- развлечение «Осень золотая в гости к нам пришла»,

 -  спортивное развлечение (соревновательные игры – «Кто больше», «Кто быстрее» ,

- экскурсии «Пугало» , «Не ошибись»,

- подвижные игры с речевым наполнением,

- прогулки,

- сюжетно-ролевые игры

- развлечение

Артикуляции-онная гимнастика

- укреплять  мышцы артикуля-ционного аппарата,

- развивать силу, подвижность органов, участвующих в речевом процессе.

Развивать  основные движения органов артикуляционного аппарата

-логопедические занятия

- интегрированные  занятия

- любая продуктивная деятельность (рисование. лепка и т.д.),

- индивидуальная работа

- игры на прогулке,

- подвижные игры имитационного характера,

Закрепление определенных звуков в речевых уголках

- обучающий тренинг

- консультации. - индивидуальные беседы

Моделиро-вание, знаки – символы. Мнемо-таблицы

- снижать  риск перегрузки психических процессов,

- создавать  комфортные условия  обучения,

- развивать память, мышление,

- создавать  соответствие зрительного образа со словом,

- развивать зрительное восприятие

- занятия коммуникативного блока

(загадки, стихи об овощах и фруктах

 - любая продуктивная деятельность (рисование. лепка и т.д.),

 - наблюдения

- викторины  «Угадай по описанию»,

- соревнования – «Составь рассказ»,

- моделирование- «Собери из частей – целое»

- развлечение «Осень золотая в гости к нам пришла»

-сюжетно-ролевые игры,

-моделирование- «Собери из частей – целое

- дидактические игры «Разложи по корзинкам», «Собери урожай»,

 - игры в познавательно- развивающих уголках,

 

 - показ достижений детей.

- совместные конкурсы,

 - соревнования,

- викторины,

- праздники и развлечения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"

Презентация из 2 частей о логопедической работе  с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...

Городской теоретико-практический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих нарушения речи"

Выступление на семинаре-практикуме на тему "Эффективность использования пальчиковых игр и физкультурных минуток в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками"...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушение речи.

Материал из опыта работы воспитателя коррекционной группы по использованию здоровьезберегающих технологих в работе с детьми имеющими нарушения речи...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушение речи.

Материал из опыта работы воспитателя коррекционной группы по использованию здоровьесберегающих технологих в работе с детьми имеющими нарушения речи...

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми,имеющими нарушения речи.

В материале представлен ряд технологий ,рекомендованных для работы с детьми ,имеющими недостатки в речи....