Еженедельные рекомендации для воспитателей.
материал по логопедии (старшая группа) по теме

Филиппова Екатерина Юрьевна

Очень удобная форма взаимодействия с воспитателями. Все рекомендации представлены в виде таблицы, задания систематизированы. В конце каждой темы оставляем графу "комментарии", где воспитатели могут написать о том, кто и как справляется с заданиями. За основу бралась информация из интернета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx103.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Лексическая тема: Осень.  

Дата

                                   Задания

1. Мелкая моторика.

ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ

Раз, два, три, четыре, пять

Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизин
а, правая с большого пальца

Вышел дождик погулять

Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

«Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу

Дождь вздохнул тихонько:

Часто и ритмично бьют в ладоши

- Ох!

Один хлопок

И ушел.

Газон засох.

Ритмичные хлопки по столу

2. Подвижная игра.

ДОЖДИК

К нам на длинной тонкой ножке

Скачет дождик по дорожке

Прыжки на одной ноге по кругу

В лужице – смотри, смотри! –

Он пускает пузыри

Дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания

Стали мокрыми кусты

Руки вверх, потряхивая кистями

Стали мокрыми цветы

Наклон, руки к полу, потряхивая кистями

Мокрый серый воробей

Сушит перышки скорей

Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями

Капля раз,

Прыжок на носочках, руки на поясе

Капля два

Прыжок

Очень медленно сперва

4 прыжка

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

8 прыжков

Мы зонты свои раскрыли,

Развести руки в стороны

От дождя себя укрыли

Руки полукругом над головой

3. Развитие мышления, памяти, внимания.

(отгадывание загадок)

ЗАГАДКИ

Жаль озябшего бедняжку.

Всем ветрам и ветеркам

Он последнюю рубашку

Раздарил по лоскуткам. (Осенний лес)

Целый день он шлепал, шлепал,

Ямы лужами заштопал. (Дождь)

Тетка  Федосья

Красила колосья,

На клене – листья,

На рябине – кисти. (Осень)

Приходит по луже,

Уходит по стуже. (Осень).

4. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ

А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул

И на деревья пестрые

Подул, подул, подул

Дети делают глубокий вдох, надувают щеки и с силой выпускают воздух через сомкнутые губы.

Красный, желтый, золотой,

Облетел весь лист цветной.

Как обидно, как обидно,

Листьев нет – лишь ветки видно

Подняв руки вверх, качаются из стороны в сторону, постепенно приседая и опуская руки.

5. Лексико-грамматический строй речи.

Игра: «Назови ласково».

Лужа- лужица…

Подбор признака к предмету.

Осень (какая?), дождь…

Узнавание  предмета  по признакам.

Льёт, моросит, капает…

Образование   множественного  числа  сущ., глаголов, прилагательных.

Дерево- деревья, лужа…

Наступил осенний день- наступили осенние дни…

Согласование числительных и местоимений с сущ..

Одна лужа, моё солнышко…

Предложно-падежное управление.

Я любуюсь солнцем, деревом…( тв. п.)

Предметный словарь.

Сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, слякоть, погода, увядание, небо, зонт, мгла.

Признаки.

Осенний, ранняя, поздняя, унылая, золотая, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, печальная,  пышная, зимующие, перелётные.

Глаголы.

Падать, лететь, шелестеть, шуршать, убирать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть, расти, летят, моросит, увядают, опадают, наступает.

Дата

                             Лексическая тема: деревья. Задания

1. Мелкая моторика.

Раз, два, три, четыре, пять

Загибают пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать

Сжимают и разжимают кулачки

Листья березы

Листья рябины

Листики тополя

Листья осины

Листики дуба мы соберем

Загибают пальчики, начиная с большого.

Маме осенний букет отнесем

«Шагают» по столу средним и указательным пальчиками

2. Подвижная игра.

Листья осенние тихо кружатся

Кружатся на цыпочках, руки в стороны

Листья нам под ноги тихо ложатся

Приседают

И под ногами шуршат, шелестят

Движения руками вправо-влево

Будто опять закружиться хотят.

Поднимаются, кружатся

Стоит тополек,

Тонок и высок

Поднять прямые руки вверх, соединив кончики пальцев, смотреть вверх

Тонок и высок,

Листвой широк

Развести руки в стороны

Его солнышко печет

Руки скрестить внизу, через стороны поднять вверх и там развести их в стороны

Частым дождичком сечет

Резко встряхнуть кистями 4 раза, опуская руки вниз

Буйный ветер повевает

Покачать поднятыми руками из стороны в сторону

Тополечек наклоняет,

А он маковкой звенит,

Развеселый стоит

Вытянуть прямые руки вверх и быстро шевелить пальцами. В конце улыбнуться.

3. Неречевые психические процессы:

(отгадывание загадок)

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню- земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Васю хворостинкой. (ЛЕС)

Его весной и летом

Мы видели одетым

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Дерево)

С ветки в речку упадет

И не тонет, а плывет. (Лист)

В белом сарафане

стала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы (Береза)

Ее в лесу всегда найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

Будто снежный шар бела

По весне она цвела.

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черемуха)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч. (Дуб)

Что за дерево стоит –

Ветра нет , а лист дрожит. (Осина)

Весной зазеленела

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина).

Он стоит высокий, стройный,

Лист на нем резной, узорный.

Ветками качает он.

Кто, скажите, это?  (Клен)

4. Лексико-грамматический строй речи.

Игра: «Назови ласково».

Берёза - берёзка…

Игра «Жадина».

Согласование  мой, моя с существительными.

Пример: моя берёза, мой клён…

Дидактическая игра «Подбери признак».

 Дуб (какой?) ...; липа  (какая?) …

Дидактическая игра «Подбери действие».

Деревья  ( что делают?)…

С какого дерева лист (образование прилагательных)

Лист берёзы- берёзовый…

Предметный словарь.

Деревья:  клён, тополь, осина, липа, дуб, берёза, ива, рябина, ель, сосна.

Лес, роща, плод, шишка, желудь,  серёжка.

Лист, ствол, ветки, корни, иголки, крона, кора.

Признаки.

Лиственный, хвойный, высокий, низ-кий, молодой, старый, дряхлый, стройный, пышный, осенний.

Глаголы.

Падать, лететь, шелестеть, шуршать, убирать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть, расти.

5. ФФ процессы.

Звуки А-И-У.

Выделение звуков в начале слова.  Назвать первый звук в словах.

Аист,  утка, игры, удочка, утро, армия, ахать, Африка, Индия, искры, утренник, адрес, Айболит, аквариум,  антилопа, умывальник.

Звуковой анализ звукосочетаний:

ИА, АИУ, УАИ, АУУ...

Определение короткого и длинного слова.

Определение количества звуков в «слове»

                                                Лексическая тема: «Ягоды»

Дата

                                   Задания

1. Мекая моторика.

Раз, два, три, четыре, пять, В лес идем мы погулять.

За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдем.  И братишке отнесем.


(Пальчики   обеих   рук   «здороваются», начиная с больших.)

(Обе   руки   «идут»   указательными   и средними пальцами по столу.)

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

2. Подвижная игра.

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем.

Спелых ягод наберем, наберём.

(Идут в хороводе, взявшись за руки.)

(Идут по кругу, обеими руками собирая воображаемые ягоды.)

Солнышко высоко,

А в лесу тропинка.

(Встают лицом в круг, тянутся руками вверх; потом пальчиками достают «тропинку», сделав наклон.)

Сладкая ты моя, ягодка- малинка.

(Бегут по кругу).

3. Неречевые психические процессы:

     Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).

Овощи: картошка, лук, яблоко, помидор.

фрукты: лимон, огурец, банан, персик.

Ягоды: малина, клубника, ананас, черника.

Клубника, смородина, черника, вишня. (Черника растет в лесу.)

Клюква, малина, клубника, брусника. (Малина — растет на кусте.)

4. Лексико-грамматический строй речи.

Игра: «Назови ласково».

Малина- малинка, калина- …и т. д.

Игра «Жадина».

Согласование  мой, моя с существительными.

Н-р: моя ежевика, мой крыжовник и т.д.

Игра: « Угощайся!»

Съешь ягодку малины, черники и т. д.

Игра: «А у меня и нет».

У меня нет черники, малины и т. д.

Дидактическая игра «Подбери признак».

 Лимон (какой?) ...; клубника (какая?) ...; помидор (какой?) - ....и  т. д.

Дидактическая игра «Подбери действие».

Ягоды ( что делают?)…

Повара с ягодами (что  делают?)…

Предметный словарь:

Лес, грибы, лесные ягоды, мухомор, боровик, подосиновик, лисичка, земляника, малина, черника, клюква, лес, болото, ножка.

- ягоды

- что делают из ягод,

- что внутри ягоды.

Словарь наречий: кисло, вкусно, сладко, много, мало.

5. ФФ процессы.

Игра « Топни – хлопни».

На звук У- топаем , а на звук А- хлопаем.

А, б, д, у, у, у, а, м, к, а, а и т.д.

Определение первого звука в словах и слогах:

ук, ам, ас, Андрей, армия, аквариум, улица, ун, ав, уг.

                               Лексическая тема: «Грибы»

Дата

                                            Задания

1. Мелкая моторика.

Только я в кусты зашла –   (пальчики идут по руке )

Подосиновик нашла,           (на каждое название  

                                              загибать пальчики)

И зелёный моховик.

Сколько  я нашла грибов?

У кого ответ готов?

2. Общая моторика.

Маша шла, шла, шла,

Подосиновик нашла.

Раз грибок, два грибок

Положила в кузовок.

3. Неречевые психические процессы:

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).

Объяснить многозначность :

-Шляпка- шляпка гриба.

-Ножка-  ножка у гриба.

-Лисичка- лисичка ( гриб ).

4. Лексико-грамматический строй речи.

Игра: «Назови ласково».

Волнушка- …; опенок-…; сыроежка-…; подосиновик-…; подберёзовик-…рыжик-…; мухомор-…,моховик-…

Игра «Жадина».

Согласование  мой, моя с существительными.

Н-р: моя сыроежка, мой моховик и т.д.

Игра: «А у меня и нет».

У меня нет поберёзовика,   подосиновика…

Дидактическая игра «Подбери признак».

 Подберёзовик  (какой?) ...; лисичка ( какая?)…

Дидактическая игра «Подбери действие».

Грибы  ( что делают?)…

     Повара с грибами (что  делают?)…

          Предметный словарь:

- названия грибов (съедобные и ядовитые)

- части гриба.

Словарь наречий:  вкусно,  много, мало, рано, солоно.

Составление предложений по двум предметным картинкам с предлогом НА.

                       Лексическая тема: «Домашние животные »  

Дата

                                   Задания

1. Мекая моторика.

Бельевой прищепкой     поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После 1-го двустишия — смена рук.

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь  (смена рук).

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь  кусаться  -  скажу тебе:

«Кыш».

2. Подвижная игра.

«ИГРА В СТАДО»  

Мы вчера играли в стадо,   (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

И рычать нам было надо.   (Встали, сделали «коготки» из пальчиков.)

Мы рычали: «Р-р-р»,         ( /  -/  -/- /- /- / )

И мычали: «Му!»                (Делают рожки.)

По-собачьи лаяли: «Гав! Гав!»  ( Прыгают.)

Не слыхали замечаний Ксении Александровны.

А она сказала строго:

—        Что за шум такой у вас? ( Грозят пальцем.)

Я детей видала много — Таких вижу в первый раз.

Мы сказали ей в ответ.

— Никаких детей тут нет!      ( Качают головой.)

Мы не Пети и не Вовы — Мы собаки  И коровы!

А она в ответ:

—        Да что вы?  ( Разводят руками.)

Ладно, если вы коровы,

Я тогда — пастух.

И прошу иметь в виду:  (Идут по кругу.)

Я коров домой веду.

3. Неречевые психические процессы:

Отгадай загадки. 

Пятак есть, а ничего не купит. (Свинья)

Сама пестра, ест  зеленое, дает белое. {Корова)

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).

Дикие и домашние.

Домашние птицы и животные.

Объяснить значение выражения: Собачья преданность. Живут как кошка с собакой.

4. Лексико-грамматический строй речи.

Игра: «Назови ласково».

Кот- котик…

Усвоение категории Творительного падежа. «Кто чем питается?: Лошадь питается овсом. Коза питается травой. Собака питается мясом. Кошка питается молоком и рыбой.

«Кто кем будет?»: Щенок будет собакой. Котенок будет (кошкой). Жеребенок будет (лошадью). Ягненок будет (овцой). Теленок будет (коровой).

Игра: «Кто как кричит».

«Образование глаголов от звукоподражаний (мяу – мяукать).

Дидактическая игра «Подбери признак».

Баран (какой?) ...; кошка  (какая?) ...

Игра: «Кто у кого»

Образование названий детёнышей домашних животных.

Дидактическая игра «Подбери действие».

Лошади  (что делают?)…

Кошка (что  делает?)…

«Предложение договори и его ты повтори». Употребление глаголов в единственном и множественном числе. Закрепление названий детенышей животных.

Котенок лакает, а котята... (лакают). Теленок мычит, а телята... (мычат). Щенок бежит, а щенята... (бегут). Козленок скачет, а козлята... (скачут). Поросенок ест, а поросята... (едят). Жеребенок прыгает, а жеребята... (прыгают). Ягненок жует, а ягнята... (жуют).

Образование притяжательных прилагательных: собачий, лошадиный, ослиный, бараний, козий, овечий, коровий, телячий, поросячий, кроличий.

Предметный словарь:

 детеныши домашних животных ,корм,   рога,   мех, шерсть ,кот, котенок, собака, корова (теленок), лошадь (жеребенок), свинья (поросенок), коза, овца, баран. Туловище, голова, морда, шея, хвост, копыта, рога, лапы, ноги, когти, зубы. Конюшня, свинарник, конура, дом, сарай, хлев, ферма.

           Словарь признаков:

домашний, мягкий, пушистый, ласковый, сильный, быстрый, добрый, злой, глупый, умный, заботливый, кошачий, собачий, коровий, козий, лошадиный, полезный , гладкий, рогатый, свирепый,   злобный, упрямый.

Глагольный словарь:

Бегать, прыгать, скакать, лазать, спать, кормить  ловить, мяукать, лаять, мычать, ржать, хрюкать, жевать, блеять, щипать (травку), пить, лакать, грызть, кушать, поить, дразнить, доить, перевозить, пасти, сторожить, ловить, стричь, приносить (пользу), рыть, ухаживать.  Жить, лежать,  ловить, греться, возить, помогать , кормить, сторожить, охранять.  Ласкаться, кусаться,   облизывать.

                                         Лексическая тема: Домашние птицы

Дата

                                                       Задания

1.  Мелкая моторика.

Первый, второй - шли утята.

Третий, четвертый - за водой.

А за ними плелся пятый, позади  бежал шестой.

А седьмой от них отстал, а восьмой уже устал.

А девятый всех догнал,

а десятый испугался,

Громко-громко запищал:

«Пи-пи-пи!» -

«Не пищи, мы тут рядом, поищи!»

2. Подвижная игра.

На птичьем дворе

Наши курочки с утра — кря-кря-кря, кря-кря-кря!

( идут по кругу вперевалочку)

Наши гуси у пруда — га-га-га, га-га-га!

(идут по кругу вытянув шеи и отставив руки назад)

А индюк среди двора — бал-бал-бал! Бала-бала!

(кружатся  и хлопают «крыльями»)

Наши курочки в окно — ко-ко-ко, ко-ко-ко!

(встают лицом в круг, бьют руками по бокам)

А как Петя-петушок ранним утром поутру нам споет

«Ку-ка-ре-ку!»

( встают  на  цыпочки, тянут шею вверх)

3. Лексико-грамматический строй речи.

Игра: «Назови ласково».

Курица- курочка и т. д.

Подбор признака к предмету.

Курица (какая?), петух…

«Кто как разговаривает» (упражнение в словообразовании): утка (кря-кря) - крякает; гусь (га-га) - гогочет, петух (...) - ..., курица (...) - ... .

Образование   множественного  числа  сущ., глаголов, прилагательных.

Плывёт маленький утёнок- плывут маленькие утята…

Согласование числительных и местоимений с сущ..

Одна курица, мой цыплёнок…

Предложно-падежное управление.

Я любуюсь солнцем, деревом…( тв. п.)

- Кого чем угостим? (утку угостим зерном…)

- У кого кто? ( у утки утёнок…)

Образование притяжательных прилагательных (утка- утиный…);

Активизация и обогащение предметного словаря:

Названия птиц и птенцов: петух-курица-цыплёнок,

утка-селезень-утёнок…

Части тела птиц: клюв, крылья, лапы, перепонки…

Активизация глагольного словаря:

кто как передвигается: вышагивает, бегает, переваливается…

Как голос подаёт? (кудахчет, крякает, гогочет…)

Клевать, нестись, плавать, высиживать.

Обогащение  и активизация словаря признаков:

Крупный, мелкий, большой, маленький, пёстрый, пушистый, важный.

4. ФФ процессы, просодика.

Звук О.

Выделение звуков в конце и начале слова:

Озеро, окунь, окна, облако, ослик.

                                         Лексическая тема: «Дикие животные»

Дата

                                   Задания

Мелкая моторика.

Белка.

Прыгает по веточкам

Невеличка-белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

Большим пальцем поочередно касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой.

Кто спит зимой?

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ежик и барсук.

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Только заиньке не спится –

Убегает от лисицы.

Показывают большой палец, вращая  им.

2. Подвижная игра.

Речевая подвижная игра.

  Импровизация ритмических  движений: на каждую строчку — четыре однотипных движения.

Медвежонок - топ-топ,

А ежонок — хлоп-хлоп,

А волчонок - щелк-щелк,

А зайчонок - скок-скок,

А лисенок — шмыг-шмыг,

А лосенок — брык-брык

А рысенок — прыг-прыг

3. Развитие мышления, памяти, внимания.

(отгадывание загадок)

ЗАГАДКИ

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимою спит в берлоге,

От мороза пряча нос. (Медведь)

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

А в деревне кур крадет. (Лиса)

Трав копытами касаясь,

 Ходит по лесу красавец.

 Он рога несет легко,

Хоть раскинул широко. (Лось)

4. Лексико-грамматический строй речи.

Игра: «Назови ласково».

Игра: «Кто где живет?» (лиса в норе, волк в логове, белка в дупле, ёж в норе);

Образование притяжательных  прилагательных (У кого чей хвост? У кого чьи уши? Чьи уши у медведя? у белки? у оленя? у рыси? у куницы? Чей хвост у лисы? — Лисий. (волчий, медвежий, куний и т. д.).

«Чья семья?»  (Волк, волчица и волчонок — это волчья семья. И т. д.)  

«Кто   кем был?»   Закрепление названий детенышей животных. Медведь был... (медвежонком). Ежик был... (ежонком). Лиса была... (лисенком). Лось был... (лосенком). Волк был... (волчонком). Барсук был ... (барсучонком). Белка была... (бельчонком)- Заяц был... (зайчонком). Кабан был... (поросенком).

Предметный: заяц, зайчонок, лиса, детеныши  диких животных, белка, волк, еж, медведь, лось (лосенок), кабан, нора, логово, берлога, дупло, корм, клык, рога, иголки, мех, шерсть, охотник.

  Туловище, брюхо, голова, морда, шея, хвост, копыта, рога, лапы, ноги, когти, зубы, клыки.    

 Глагольный:

Бегать, прыгать, скакать, лазать, спать, кормить, запасать, ловить, нападать, добывать (пищу), собирать, сушить, прятаться, дрожать, убегать, догонять, искать, выслеживать, сворачиваться (клубком).

Жить, лежать, плавать, нырять, ловить, греться, возить, помогать, ползать. Бежать, прыгать, добывать, качать, купаться, греться, выслеживать ( добычу), притаиться, рычать.

Качественный:

     Дикий, хищный, слабый, сильный, хитрый, осторожный, быстрый, ловкий, трусливый, пугливый, пушистый, лохматый, бурый, косолапый, неуклюжий, страшный, злой, голодный, рыжий, серый, белый,  короткий, длинный,  полезный.

6. ФФ процессы.

Звук М.

Выделение   первого и  последнего звука в слове.

Слова: Мак, дом, гном, том, майка, ком, мука.

Воспроизведение слоговых рядов:

Ам-ом-ум-ым

Мы-ма-му-мо.

Звуковой анализ обратного слога: ИМ, УМ, АМ.

Определение количества слогов в слове.

7. Связная речь.

 М.М.ПРИШВИН   «Еж».

У нас в доме жил ежик.

Однажды ежик нашел газету.

Газета лежала на полу.

С полу ёжик подцепил газету на острые колючки.

И потащил в свой уголок.

Там он весь обернулся газетой.

Из газеты сделал гнездо.

В это гнездо он стал таскать яблоки.

Ежик делал запас на зиму.

                 Лексическая тема: Обувь. Головные уборы.

Дата

                                   Задания

Мелкая моторика.

Пальчиковая гимнастика (ежедневно).

                                    Обувь.

Вот ботинки для Маринки.

Не ботинки, а картинки.

Вот сапожки для Егорки,

Можно в них кататься с горки.

Туфли новые для Вали.

Их еще не надевали.

Вот кроссовки для Андрея,

Чтобы бегать всех быстрее.

Для Аришки — босоножки,

Чтобы бегать по дорожке.

А вот эти валенки —

Для малышки Аленьки.

3. Общая моторика.

Тапки 

Это тапки для для Антошки,

Чтобы в них не мерзли ножки.

Топ-топ-топотушки,

Что за тапки? Как игрушки!

По два раза ритмично топнуть каждой ногой

Четыре прыжка на месте

По два раза ритмично топнуть каждой ногой

Левую ногу на носок, а затем на пятку. То же правой ногой

Ботинки 

Вот ботинки для Маринки,

Не ботинки, а картинки.

Чтобы в них гулять ходить,

Бегать, прыгать и шалить.

По два раза ритмично топнуть каждой ногой

Четыре прыжка на месте

Идут по кругу друг за другом

Бегут по кругу друг за другом, два прыжка, два притопа.

3. Развитие мышления, памяти, внимания.

Отгадывание загадок по теме.

4.УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ.. «ЗАДУВАНИЕ СВЕЧИ»

(энергетизированное дыхание).

Нужно глубоко вздохнуть, чтобы свечку нам задуть.

И.п.   - встать прямо, ноги на ширине плеч.

1 - сделать свободный вдох и задерживать дыхание, пока это приятно;

2 — сложить губы «трубочкой», сделать три коротких резких выдоха, словно стараясь задуть горящую свечу («фу-фу-фу»). Во время упражнения корпус держать прямо (четыре-шесть раз).

5. Лексико-грамматический строй речи и связная речь.

Словоизменение, словообразование:

1.Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа (ботинок- ботинки).

2.Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (туфли- туфельки).

3.Образование относительных прилагательных (сапоги из резины-…, туфли из кожи-…, ботинки из замши-…, ).

5.Образование и различение приставочных глаголов (шить – вышивать, За, при).

7.Образование наречий от прилагательных (чистый - чисто).

8.Подбор синонимов (нарядный, красивый, аккуратный).

9.Подбор антонимов (длинный - короткий).

10.Образование сравнительной степени прилагательных (красивая – красивее).

11.Образование притяжательных прилагательных (Мамины сапоги).

Формирование грамматических форм:

1.Согласование существительных с числительными в роде, падеже, (5 косынок).

2.Согласование существительного с прилагательным в роде, числе (коричневые ботинки).

3.Учить пользоваться в речи личными местоимениями в косвенных падежах (у меня, у нее).

4.Игра «Что без чего?»

Ботинки без шнурков, сандалии без бантиков,  и т. д.

5.Практическое усвоение притяжательных местоимений «мой», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода (мой ботинок, моя кепка).

6.Упражнять в употреблении форм р. Д. в. ТВ. П.п. имен существительных (босоножки с красными бантиками).

Связная речь.

1.Распространение предложения однородными членами (Таня купила новые, теплые, кожаные сапоги).

2.Описательный рассказ об обуви и головных уборах по плану.

                            Одежда.

Дата

                                   Задания

1.Мелкая моторика.

Пальчиковая гимнастика (ежедневно).

«ГНОМИКИ-ПРАЧКИ»

Жили-были в домике                                 (Дети сжимают и разжимают кулачки.)

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.                 (Загибают пальчики, начиная с больших.)

Раз, два, три, четыре, пять,                         (Разгибают пальчики, начиная с мизинцев.)

Стали гномики стирать:                         (Трут кулачки друг о друга.)

Токи — рубашки,                                 (Загибают пальчики, начиная с больших.)

 Пики — платочки,

Лики — штанишки,

Чики — носочки.

Мики умница был,

Всем водичку носил.

«Теплая меховая одежда» — обводка трафаретов шубы и шапки и имитация меха путем рисования коротких штрихов, завитков на полученном контуре.

«Разрезные картинки» — собирание картинок с предметами одежды.

2. Общая моторика.

Брюки 

Эти брюки для Илюши

Сшила бабушка из плюша.

Ходит в них гулять Илья,

Он большой, как ты и я.

Два раза топнуть левой, затем правой ногой

Показать, как бабушка шила брюки

Идут по кругу

Поднять руки вверх, потянуться на носках

3. Развитие мышления, памяти, внимания.

Отгадывание загадок по теме.

4. Лексико-грамматический строй речи и связная речь.

Словоизменение, словообразование:

1.Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа (платье-платья).

2.Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (платье-платьице).

3.Образование относительных прилагательных (рубашка из ситца – ситцевая).

4.Образование возвратных глаголов с частицей – СЯ- (надеть – одеться).

5.Образование и различение приставочных глаголов (шить – вышивать, За, при).

6.Образование глаголов от существительных (мастер – мастерить).

7.Образование наречий от прилагательных (чистый - чисто).

8.Подбор синонимов (нарядный, красивый, аккуратный).

9.Подбор антонимов (длинный - короткий).

10.Образование сравнительной степени прилагательных (красивая – красивее).

11.Образование притяжательных прилагательных (Мамино пальто).

Формирование грамматических форм:

1.Согласование существительных с числительными в роде, падеже, (5 платьев).

2.Согласование существительного с прилагательным в роде, числе (полосатые брюки).

3.Учить пользоваться в речи личными местоимениями в косвенных падежах (у меня, у нее).

4.Формировать умение пользоваться исключительными существительными (пальто).

5.Практическое усвоение притяжательных местоимений «мой», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода (мой шарф, моя шуба).

6.Упражнять в употреблении форм р. Д. в. ТВ. П.п. имен существительных (платье с длинными рукавами).

Связная речь.

1.Распространение предложения обстоятельством места (платье висит в шкафу), однородными членами (Таня надела пушистую, теплую кофту).

6. ФФ процессы.

Звуки  Г-Гь.

Выделение звуков в конце и начале слов. Анализ  слов: Гам

Дифференциация звуков на слух и в произношении

                Лексическая тема: «Дикие животные готовятся к зиме»

Дата

                                   Задания

1.Мелкая моторика.

Ёж, медведь, барсук, енот-  ( загибать пальцы, начиная от

                                                мизинца)

Спят зимою каждый год.     ( сгибать- разгибать пальцы)

Волка, зайца, рысь, лису–   ( загибать пальцы, начиная от

                                                мизинца)

 И зимой найдёшь в лесу.    ( сгибать- разгибать пальцы)

2. Подвижная игра.

Я как белка в колесе прыгаю на месте,

Ребенок совершает прыжки на месте и кружится.

Чтобы было веселей, поскакали вместе.

Берётся за руки.

Раз, два, три, четыре, пять - начал заинька скакать.

Под счет ребенок прыгает 5 раз.

Пры
ать серенький горазд - он подпрыгнул десять раз.

Руки на талии и ещё прыгает 10 раз.

3. Развитие мышления, памяти, внимания.

(отгадывание загадок)

ЗАГАДКИ

Я, сознаюсь, виновата: я хитра и плутовата. Я в курятник вечерком часто бегаю тайком. (Лиса)

Под соснами, под елками живет клубок с иголками. (Еж)

Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок. (Белка)

Серый байковый зверюшка, косоглазый длинноушка.

Ну-ка, кто он, угадай и морковку ему дай. (Заяц)

Кто зимой холодной ходит злой голодный? (Волк)

Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

4. Лексико-грамматический строй речи.

Игра: «Назови ласково».

Образование притяжательных  прилагательных (У кого чей хвост? У кого чьи уши? Чьи уши у медведя? у белки? у оленя? у рыси? у куницы? Чей хвост у лисы? — Лисий. (волчий, медвежий, куний и т. д.).

«Чья семья?»  (Волк, волчица и волчонок — это волчья семья. И т. д.)  

Дидактическая игра «Про кого можно сказать ...» (подобрать существительное к глаголу): охотится - ..., крадется _ ... воет - ..., кусается - ..., пугается - ..., скачет - ..., переваливается - ..., хитрит - ..., выслеживает - ....

Дидактическая игра «Кому что дадим?» (употребление дательного падежа существительных).

Мясо - волку, малину - ..., мед - ..., морковку - ..., яблоко - ..., орехи - ..., грибы - ... .

           Согласование прилагательных и числительных с существительными в роде, числе (серый волк, пять волков).

Рассказать детям как звери готовятся к зиме.

Предметный: заяц, зайчонок, лиса, детеныши  диких животных, белка, волк, еж, медведь, лось (лосенок), кабан, нора, логово, берлога, дупло, корм, клык, рога, иголки, мех, шерсть, охотник.

  Туловище, брюхо, голова, морда, шея, хвост, копыта, рога, лапы, ноги, когти, зубы, клыки.    

 Глагольный:

Бегать, прыгать, скакать, лазать, спать, кормить, запасать, ловить, нападать, добывать (пищу), собирать, сушить, прятаться, дрожать, убегать, догонять, искать, выслеживать, сворачиваться (клубком).

Жить, лежать, плавать, нырять, ловить, греться, возить, помогать, ползать. Бежать, прыгать, добывать, качать, купаться, греться, выслеживать ( добычу), притаиться, рычать.

Качественный:

     Дикий , хищный, слабый, сильный, хитрый, осторожный, быстрый, ловкий, трусливый, пугливый, пушистый, лохматый, бурый, косолапый, неуклюжий, страшный, злой, голодный, рыжий, серый, белый,  короткий, длинный,  полезный.

                                         Лексическая тема: Зима.

Дата

                                                 Задания

1.Мелкая моторика.

Пальчиковая гимнастика (ежедневно).

«МЫ ВО ДВОР ПОШЛИ ГУЛЯТЬ»

Раз, два, три, четыре, пять,                 (Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.                 («Идут» по столу указательным и средним  пальчиками.)

Бабу снежную лепили,                 («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили,                 («Крошат хлебушек»  всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались,         (Ведут указательным пальцем правой руки  по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись.  (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли.                 (Отряхивают ладошки.)

Съели суп и спать легли.         (Движения воображаемой ложкой;   руки под голову.)

          «В зимнем лесу» - обведение трафарета елки и вырезание его по контуру; приклеивание кусочков вата для имитации снежного покрова на деревьях.

2. Общая моторика и психогимнастика.

Физкультминутка:

Мы слепили снежный ком,  

(руками показывают большой ком)

Ушки сделали на нем.

(ладони к голове)

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

(ладони  соединить с  большими  пальцами приблизить к глазам, как бинокль)

Кролик белый, как живой,

(попрыгать)

И с хвостом, и с головой.

(головой покачать)

За усы не тяни:

Из соломинок они!..

(грозят  пальцем)

Психогимнастика:

Показать настроение в зимний морозный день.

Изобразить замёрзшего человека.

Я катаюсь на лыжах, коньках.

3. Развитие мышления, памяти, внимания.

                     (отгадывание загадок)

Летит — молчит,        Нахмурилось небо

Лежит — молчит,        (Наверно, не в духе!).

Когда умрет,        Летают, летают

Тогда заревет.        Белые мухи!

(Снег)        И носятся слухи,

                       Что белые мухи

                                           Не только летают,

                                           Но даже не тают!
                                             
(Снежинки)

   Запорошила дорожки,        

Разукрасила окошки,        
Радость людям подарила
        

И на санках прикатила.

(Зима)        

               Г. Аванесова

Как будто белой скатертью              Есть, ребята, у меня

Он крышу застелил.               Два серебряных коня.

В серебряные платьица               Езжу сразу на обоих.

Деревья нарядил.               Что за кони у  меня?
                     
  (Снег)                                 (Коньки)

Г. Аванесова        Е. Благинина

Стали дни короче.

Ночью дождик лил.

И пришел стекольщик — Лужи застеклил.

(Мороз)

В. Данько

4.УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ.

«Согреем ладошки»

Дети, прикладывают ладони ко рту и дышат на них теплым воздухом.

5. Лексико-грамматический строй речи и связная речь.

Словообразование и словоизменение.

Образование прилагательных от существительных (Снег - снежный, лед -ледяной, зима - зимний).

Образование существительных множественного числа в и. Р.п. (сугроб – сугробы –сугробов).

Грамматический строй  речи.

1.Согласование существительных с прилагательным в роде, числе (рыхлый снег).

2.Согласование существительного с числительным (2 сне-говика,3,4,5.., варежка, сугроб, пальто…).

С усложнением:    Одна зимняя ночь, две зимние ночи... пять зимних ночей.

3.Употребление предложных конструкций  . 

«Где это бывает ?» Усвоение категории предложного падежа с предлогом на. Где лежит снежинка? Где висит сосулька? Где замерз лед? Где катаются дети? Где слепили снеговика? Где стоят санки?

Примерный словарь.

Предметный словарь. Зима, снег, снежинка, лед, мороз, ветер, холод, сосулька, солнце, небо, снеговик, снежная баба, снежки, горка, каток, санки, лыжи, зимние забавы.

Глагольный словарь. Падать, дуть, кружится, летать, блестеть, скрипеть, таить, мерзнуть, греться, бегать, кататься, съезжать, падать, подниматься, лепить, играть, съезжать.

Качественный словарь. Белый, холодный, пушистый, твердый, мягкий, большой, маленький, глубокий, липкий, теплый, зимний, красивый, веселый, добрый,  легкий, хрупкий.

Словарь наречий. Холодно, тепло, нарядно, весело, дружно, быстро, медленно, красиво, осторожно. 

Связная речь.

Составление предложений.

1. Распространение предложения обстоятельством места (Снег лежит на земле, на крыше, на дереве).

2. Составление сложноподчиненного предложения с союзом «потому что» (На стекле узоры, потому что на улице мороз).

Пересказ.

Распространение предложений в рассказе определениями.

1.Однажды зимой (умная девочка) Маша пошла в (продуктовый )магазин.

2.В (продуктовом) магазине она купила (подсолнечные) семечки.

3. (Подсолнечные) семечки Маша насыпала в (деревянную) кормушку.

4.Вскоре на (деревянную)  кормушку сел  (шустрый) воробей.

5. (Шустрый) воробей склевал все (подсолнечные) семечки.

6. (Подсолнечные) семечки очень понравились (маленькому) воробью.

7. (Маленький) воробей от радости запел  (чудесную) песню.

Составление описательного рассказа о зиме по схеме.

                                         Лексическая тема: Зимующие птицы  

                                   Задания

1. Мелкая моторика.

Пальчиковая гимнастика (ежедневно).

                                                        «КОРМУШКА»

Сколько птиц к кормушке нашей                 (Ритмично сжимают и  

                                                                        разжимают кулачки).

Прилетело? Мы расскажем.                 (На каждое название птицы  

Две синицы, воробей                           загибают по одному пальчику).

Шесть голодных  голубей,                         

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек!        (Опять сжимают и разжимают кулачки.)

«Кто это?» — обводка трафарета птицы, штриховка в разных направлениях (по показу).

«Мама кормит птенчика» — перекладывание зерен риса, семечек подсолнуха с одного подноса на другой.

2. Общая моторика.

Ворона 

На фонарь ворона села,

Посидела, посмотрела.

«Как! – она сказала громко. –

Не капризничает Ромка?»

Присели

Повороты головы влево-вправо

Нахмуривают брови, грозят указательным пальчиком правой руки

Грозят указательным пальчиком левой руки

Воробьишка 

Шустро скачет воробьишка,

Птичка – серая малышка.

По двору шныряет,

Крошки собирает.

Прыгают по кругу, руки прижаты к бокам, как крылышки

По два поворота головы влево-вправо на каждую строчку

3. Развитие мышления, памяти, внимания.

(отгадывание загадок)

Странный доктор есть на свете ,

Он деревья лечит, дети.

-Где болит? Тук- тук!

А, нашёл. Тут, тут!

Дятел

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдёт приют:

Он боится не простуды,

С первым снегом

Тут как тут!

Снегирь

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, по лесу резвится.

Не орёл – а всё же птица!

Воробей

Черный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост, как упор

Дятел

4.УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ.

                             «КРЫЛЬЯ»

Крылья вместо рук у нас и летим мы - высший класс.

И.п. - ноги слегка расставлены, руки опущены.

1 - руки   через   стороны   поднять   вверх (вдох);

2 - опустить руки вниз со словом «вниз» (выдох)

(повторить шесть раз).

5. Лексико-грамматический строй речи и связная речь.

Словообразование:

1. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных с помощью суффиксов -ышк- (перышко, гнездышко), -к- (синичка), -ок-(голубок).

2.  Префиксальное образование (Прилетела, подлетела, улетела, перелетела), образование глагола от звукопод-ражания (кар - каркать).

3. Образование притяжательных прилагательных (Воронья стая).

Подбор признака к предмету.

Ворона ( какая?)- …

Образование   множественного  числа  сущ..

Голубь – голуби…

Согласование    числительных   и  наречий  с сущ..

Одна ворона, много  …

Предложно-   падежное управление.

Предлоги: с, на, над, к, от, под

Предметный словарь. Птицы, воробей, голубь, ворона, синица, сорока, снегирь, голод, холод, корм, кормушка, забота, помощь, жилище людей, туловище, голова, крылья, хвост, ноги, перья.

Глагольный словарь. Прыгать, лететь, махать крыльями, сидеть, клевать, насыпать, воровать, чирикать, ворковать, каркать, трещать, утащить.

Качественный словарь. Маленький, большой, голодный, холодный, черный, серый, веселый, быстрый.

Словарь наречий. Голодно, холодно, жалко, много, мало, высоко, низко, далеко, близко.

Связная речь.

1. Распространение предложения определениями (Красивая маленькая синичка прилетела на кормушку)

Дата

                                   Задания

1. Мелкая моторика.

Пальчиковая гимнастика (ежедневно).

 «НА ЕЛКЕ»

Мы на елке веселились,           (Ритмичные хлопки в ладоши.)

И  плясали, и резвились.              (Ритмичные удары кулачками.)

После добрый Дед Мороз        (Дети «шагают» средним и    

                                                        указательным   пальцами

Нам подарки преподнес.                        обеих рук по столу.)

Дал большущие пакеты,        («Рисуют» руками большой круг.)

В них же — вкусные предметы:  (Делают ритмичные  

                                                                                        хлопки.)

Конфеты в бумажках синих,         (Загибают  на  обеих  руках  

                                                    пальчики, начиная  с боль-

Орешки рядом с ними,                              шого.)
Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

                                                     

Ёлочка 

Наша елочка-краса

Поднялась под небеса.

Стройная красавица

Всем ребятам нравится.

Идут по кругу, взявшись за руки

Останавливаются, тянут руки вверх

Иду по кругу, взявшись за руки

Синий шар 

Синий шар купили Лолке.

Ах, какой красивый!

Он теперь висит на елке

И похож на сливу.

«Рисуют» руками круг

Качают головами, изображают восторг

Запрокидывают голову, смотрят вверх

Приседают

2. Развитие мышления, памяти, внимания.

Отгадывание загадок по теме.

3. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ.

Игрушки: «БАРАБАНЩИК»

Мы слегка побарабаним и сильнее сразу станем.

И. п.  - ноги на ширине ступни, руки на поясе.

1 - присесть, похлопать по коленям (выдох);

2 — и.п. со звуком «бам-бам-бам» (вдох) (шесть раз).

4. Лексико-грамматический строй речи и связная речь.

Словоизменение, словообразование:

1.образование уменьшительно-ласкательной формы существительного (снег – снежок).

2.Изменение глаголов по числам, лицам (падает – падают).

3.Образование существительных множественного числа в И. и  Р.п. (елка- елки- елок).

5.Образование прилагательных от существительных (зима – зимний, лед – ледяной), от наречий (холодно – холодный).

6.Образование приставочных глаголов ( идет- зайдет-прийдет).

7.Согласование существительного с числительным «Кто пришел на елку?»   ( показать картинку и цифру (от 2 до 5)  : К нам пришли на праздник 2... (медведя, снегурочки).

 К нам пришли на праздник 3... (клоуна, белки). К нам пришли на праздник 4... (куклы, матрешки). К нам пришли на праздник 5... (собачек, клоунов, кукол, матрешек, медведей, снегурочек, зайчиков, белочек, лисичек, роботов и т. п.).

Связная речь:

1.Распостранение предложения  однородными членами ( На елке висят шары, гирлянды, сосульки и бусы).

2.Распостранение предложения  однородными членами

 (Красивый маленький синий колокольчик мы повесили на ёлку)

3.Составление  описательного рассказа ёлочной игрушки.

Примерный словарь:

Предметный: Новый год, елка, верхушка, шишка, гирлянда, бусы, хлопушка, мишура, фонарики, маска, дед Мороз, Снегурочка, хоровод, подарки, пора года, новогодний праздник, маскарад, пурга, пляски, зима, снег, снежинка, снегопад, лед, мороз, ветер, метель, холод. Иней, сугробы, сосульки, солнце, снеговик, снежная баба, снежки,  зимние забавы.  

Глагольный: выпадать, дуть, мести, падать, кружиться, летать, блестеть, сверкать, скрипеть, трещать, таить, скользить, посыпать (песком дорожки), ударить (мороз), мерзнуть, греться, кататься, лепить, съезжать, дуть.

Качественный: пушистый, ледяной, белый, холодный, искристый, рассыпчатый, сверкающий, блестящий (снег), твердый, мягкий, прозрачный (лед), глубокий,   морозный, крепкий, сильный, ветреный, пасмурный, зимний, ясный, добрый, новогодний, веселый, еловый, елочный, легкий, хрупкий, скользкий, гладкий, суровая, вьюжная, серебристый, серое (небо), колючий (ветер).

Словарь наречий: холодно, тепло, морозно, нарядно, весело, дружно, красиво, сказочно, осторожно, тихо, быстро.

            Защитники отечества.

Дата

                                   Задания

1. Мелкая моторика.

1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы»

Пальцы эти — все бойцы,        Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами.
Удалые молодцы.        Сжимают   и разжимают   пальцы обеих рук.
Два — больших и крепких малых   Пальцы сжаты в кулак,  подняты только большие.
И солдат в боях бывалых.         

Два — гвардейца-храбреца,        Показывают указательные пальцы

Два — сметливых молодца.        Показывают средние пальцы.

Два — героя безымянных,        Показывают безымянные пальцы

Но в работе очень рьяных.

Два мизинца — коротышки —          Показывают мизинцы.

Очень славные мальчишки!

Один, два, три, четыре, пять.        Поочередно считают пальцы  на левой руке

Один, два, три, четыре, пять -          начиная с мизинца, .затем на правой руке.
Будем молодцев считать.                    Сжимают   и  разжимают   пальцы

                                                           обеих рук.

Пальцы встали дружно в ряд —      Показывают   ладони,   разводят стороны

 пальцы и сводят их.
Десять крепеньких солдат.        Показывают   ладони  с прямыми пальцами, хлопают в ладоши.

 «Открытка» - изготовление праздничной открытки к празднику пап.

2. Развитие мышления, памяти, внимания.

Отгадывание загадок по теме.

Не трактор, а с гусеницами,

Не крепость, а с башней,

 Не ружье, а с дулом. (Танк)

Он знаком ребятам всем,

И с орлом он носит шлем,

За спиной его винтовка,

 Марширует очень ловко. (Солдат, военный, воин)

 

Ползет черепаха — 

Стальная рубаха,

Враг в овраг,

Черепаха— куда враг. (Танк.)

3. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ.

«ТРУБАЧ»

За собой трубач зовет, он здоровье нам дает.

И. п.    - ноги вместе, руки перед грудью, кулаки сжаты «трубочкой».

1 — вдох;

2 — медленный выдох с громким произнесением звука «пф» (четыре раза).

4. Лексико-грамматический строй речи и связная речь.

Словоизменение, словообразование:

1.Образование существительных единственного и  мн. числа в Им. и Р.п. ( солдат- солдаты- много солдат ).

2.Образование притяжательных местоимений  и согласо-вание их с существительными (офицерская форма ).

3.Образование прилагательных от существительных (сила – сильный).

4. Формирование навыка словообразования .Как называется человек, который.. летает на вертолете — вертолетчик; ездит на танке — ... служит в пехоте — ... прыгает с парашютом — ... служит на подводной лодке — ..

Формирование грамматических форм:

1.Согласование существительных с прилагательным в роде, числе (отважный солдат).

2.Согласование существительного с числительным «Сосчитай до пяти» : (два танкиста… каска, раненый).

3.Падежные конструкции: образование формы Р. Д. ТВ. Пр.п. (на, в, с,. у). (Дидактическая игра «Составь предложение»    Выставить пары картинок.     Дети составляют предложения с предлогами.

Моряк — корабль. (Моряк служит на корабле.) Пограничник — собака. Артиллерист — пушка.

Ракета — небо. Танкист — танк. Десантник — парашют. Пехотинцы — поле. ).

4. Подбор глаголов к существительным: . Что делают:

летчик — ..., вертолетчик — ..., танкист — ..., парашютист — ..., подводник — ..., снайпер  ..., сапер — ..., пограничник — ...

Связная речь:

1. Распространение предложения определениями (Я буду смелым, сильным, умным лётчиком).

2.Составление сложносочиненного предложения с союзом «А»  ( солдат служит на земле, а моряк на море  ).

3. Учить добавлению в повествовательный рассказ определений.

Примерный словарь:

Существительные:

 Солдат, родина, снайпер, офицер, ракетчик, танкист, десантник, полководец, ракета, танк, летчик, пограничник, бомба, отвага, противник ,подводник, зенитчик, пехотинец, доброволец, предатель пехота,  артиллерист  моряк.

Глаголы:

Воевать, защищать, драться, ранить, перевязать, вылечить, победить, сражаться, восстанавливать, сопротивляться.

Прилагательные:

Храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, трусливый, доблестный, военный.

Словарь наречий: дружно осторожно, тихо, быстро трудно, легко, холодно, страшно, впереди, позади, медленно,    далеко, близко, низко, высоко, вверх, вниз, жарко.

            Лексическая тема: Семья. Человек.

Дата

                                   Задания

1. Мелкая моторика.

Пальчиковая гимнастика (ежедневно).

 «КАК У НАС СЕМЬЯ БОЛЬШАЯ»

Как у нас семья большая                  (Ритмичные хлопки в ладоши и удары

Да веселая.                                 кулачками попеременно.)

Два у лавки стоят,                         (Загнуть большие  пальцы  на обеих руках.)

Два учиться хотят,                         (Загнуть указательные пальцы на обеих руках.)

Два Степана у сметаны                 (Загнуть средние пальцы.)

объедаются.

Две Дашки у кашки                         (Загнуть безымянные пальцы.)

питаются.

Две Ульки в люльке                         (Загнуть мизинцы.)

качаются.

2.  Общая моторика.

Девочки и мальчики

                   (руки на пояс)

Прыгают как мячики.

                   (ритмические прыжки)

Ножками топают,

                   (топание ногами)

Ручками хлопают,

                   (хлопки в ладоши)

Глазками моргают.

                   (руки на пояс и ритмичное зажмуривание глаз)

После отдыхают.

                   (руки вниз)

Две руки хлопают,

                   (хлопки в ладоши)

Две ноги топают,

                   (ритмичное топание ногами)

Два локотка вращаются,

                   (руки к плечам, вращательные движения локтями)

Два глаза закрываются.

                   (руки вниз, глаза закрыть)

3. Развитие мышления, памяти, внимания.

Отгадывание загадок по теме.

4.УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ.

1.«УШКИ»

Ушки слышать все хотят про зверят и про ребят.

1 - наклон головы вправо — сильный вдох;

2 - наклон головы влево - произвольный выдох. Плечи остаются неподвижными, при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось (четыре-шесть раз).

5. Лексико-грамматический строй речи и связная речь.

Словоизменение, словообразование:

1.Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Слово-образование с изменением звуковой структуры корня слова (Рука -рученька, нога — ноженька).

2. Образование сравнительной степени прилагательных (Грязный – грязнее, старше, младше).

3. Образование глаголов с разными приставками (Умылась, помылась).

4. Образование прилагательных от существительных (Мыло - мыльный, нос-носовой).

5. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (Мама мамочка).

6. Образование притяжательных прилагательных (Мамин, папин).

Грамматические категории:

1.Употребление существительных в единственном и множественном числе (Брат — братья — много братьев).

2.Подбор и согласование прилагательных с существительными

(младшая сестра).

3. Употребление существительных в форме творительного падежа (Иду с мамой), родительного падежа (Папы нет).

Связная речь:

1. Распространение предложения определениями (У меня быстры, длинные, сильные ноги).

2. Составление сложносочиненного предложения с союзом «и» (Я вымыл руки и почистил зубы).

Примерный словарь:

Предметный словарь. Семья, мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок, девочка, мальчик, сын, дочь, брат, сестра, фамилия, имя, возраст, соска, погремушка, спицы, кастрюля.

Глагольный словарь. Здороваться, прощаться, благодарить, просить прощения, любить, заботится, ухаживать, готовить, убирать, помогать, работать, играть, учиться.

Качественный словарь. Старый, молодой, маленький, большой, старший, младший, взрослый, высокий, низкий, добрый, сильный, дружный, вежливый, послушный, кра-сивый.

6. Просодика.

1.По карточке воспроизвести  серии акцентированных  уда-ров.  

2. Учить усилению голоса с увеличением длительности

звучания.

Дата

                                   Тема: посуда. Задания.

1. Мелкая моторика.

«ПОМОЩНИКИ»

Раз, два, три, четыре,         (Удар кулачками друг о друга,

                                                   хлопок в ладоши; повторить.)

Мы посуду перемыли:         (Одна ладонь скользит по другой  по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку   (Загибают пальчики по  одному, начиная с большого.)

            И большую поварешку.                         

            Мы посуду перемыли,            (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,             (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

            Ковшик тоже развалился,                         

            Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.            (Удар кулачками друг о друга,

                                                    хлопок в ладоши; повторить.)

«Посуда для Кати» - обводка трафаретов с последующим вырезанием и раскрашивание их цветными точками.

2. Общая моторика.

Тарелка 

Вот тарелка для Валерки –

Желтые колечки.

Для котлеты, для пюре,

Для блинов и гречки.

 

«Рисуют» руками большой круг

«Рисуют» указательными пальцами колечки

Загибают на левой руке пальчики правой руки, начиная с большого пальца

Чашка 

Чашка синяя для Мити,

Чтобы чаю мог попить он,

Соку, сливок, лимонаду.

Нам украсить чашку надо.

Присели, правая рука на поясе, как ручка чашки

Встали, на каждое название загибают пальчики правой рукой на левой руке

Показывают, как украшают чашку точками

Развитие мышления, памяти, внимания.

4- ый лишний

«Что лишнее и почему?»

Тарелка, ложка, стол, нож.

Плита, холодильник, кастрюля, духовка.

Сковорода, кастрюля, чашка, казан

Чашка, стакан, рюмка, вилка. И т.д.

4.УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ.

  Игра: «дуем на тарелочки»

Детям предлагаются «тарелочки» из картона, на которых лежат комочки ваты. Им предлагается сделать вдох носом и сдуть ватку, выдыхая через рот.

5. Лексико-грамматический строй речи и связная речь.

Словообразование:

«Назови ласково»

Образование относительных прилагательных.

Стакан из стекла – стеклянный,

Ложка из дерева – деревянная,

Тарелка из фарфора – фарфоровая

Сковорода из тефлона – тефлоновая

Нож из металла - металлический

Закрепление категории Родительного падежа.

«Чего не бывает?»

Не бывает чайника без …(носика).

Не бывает терки без …(дырочек)

Не бывает кастрюли без …(крышки)

Не бывает сковородки без …(дна)

Не бывает ножа без …(лезвия)

Не бывает вилки без …(зубчиков)

Не бывает кофейника без …(ручки). И т.д.

Предметный словарь.

Посуда, чашка, стакан, тарелка, блюдце, кастрюля, сковорода, чайник, нож, ложка, вилка, черпак, хлебница, поднос; части посуды - носик, ручка, крышка, донышко; стекло, железо, дерево.

Глагольный словарь.

Варить, жарить, накрывать, ставить, кушать, пить, наливать, насыпать, накладывать, резать, убирать, мыть, разбить, дежурить, покупать, продавать.

Качественный словарь.

 Большой, маленький, чайный, столовый, круглый, глубокий, мелкий, чистый, грязный, острый, тупой, длинный, короткий, стеклянный, железный, деревянный, гладкий, холодный, горячий.

Словарь наречий.

 Осторожно, чисто, грязно, аккуратно, горячо, тяжело, легко.

Связная речь.

1. Распространение предложения определениями (Красивая маленькая чашка  стоит  на столе)

                 Лексическая тема: «Мебель»

Дата

                                   Задания

1. Мелкая моторика.

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре    (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Много мебели в квартире.        (Сжимают и разжимают кулачки.)

В шкаф повесим мы рубашку,  (Загибают пальчики)                                                                                      

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили. (Попеременно хлопают в ладоши,

Много мебели в квартире.                         стучат кулачками)

«Мебель для детской» — собирание деревянного конструктора.

2. Общая моторика.

Раз, два, три, четыре, пять,             ( топают ногами)

Будем мебель мы считать:              ( кружаться)         

Кресло, стул, диван, кушетка,        (руки на голову, на плечи,

                                                            на талию, на колени)

Полка, шкаф и табуретка.               ( наклоны головы в

                                                            стороны)

 

3. Развитие мышления, памяти, внимания.

4- ый лишний

«Что лишнее и почему?»

Стул, стол, потолок, кровать.

Шкаф, кастрюля, табурет, полка.

Сковорода, кастрюля, чашка, кровать. И т.д.

4.УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ.

  «ЗАДУВАНИЕ СВЕЧИ»

(энергетизированное дыхание).

Нужно глубоко вздохнуть, чтобы свечку нам задуть.

И.п.   - встать прямо, ноги на ширине плеч.

1 - сделать свободный вдох и задерживать дыхание, пока это приятно;

2 — сложить губы «трубочкой», сделать три коротких резких выдоха, словно стараясь задуть горящую свечу («фу-фу-фу»). Во время упражнения корпус держать прямо (четыре-шесть раз).

5. Лексико-грамматический строй речи и связная речь.

Словообразование:

1. «Назови ласково»

2. Образование относительных прилагательных.

Шкаф  из дерева – деревянный,

Полка из пластмассы- пластмассовая,

Стул из  металла- металлический.

«Что для чего нужно?»

   Крышка нужна для …(стола). Спинка нужна для … Ножки нужны для …Дверца нужна для …Ящики нужны для … Матрац нужен  для …

Закрепление категории Родительного падежа.

«Чего не бывает?»

Не бывает кровати без …

Не бывает стула  без …

Не бывает шкафа без…

Не бывает табурета без…И т.д.

«Что куда я уберу»  Предлоги: с, на, над, к, от, под, в (используя игру «Убери на место»)

Согласование    числительных   и  наречий  с сущ..

Одна кровать, много  …

Сосчитай до 5.

Предметный словарь. Мебель, стол, стул, кресло, диван, кровать, шкаф, полка, ножки, сиденье, спинка, крышка, кухня, спальня, зал, группа.

Глагольный словарь. Сидеть, спать, лежать, кушать, писать, рисовать, вешать, ставить, делать, чинить, передвинуть, закрывать, открывать, вытирать, продавать, покупать.

Качественный словарь. Большой, маленький, высокий, низкий, книжный, мебельный, круглый, квадратный, красивый, гладкий, мягкий, твердый, удобный, деревянный.

Словарь наречий. Мягко, твердо, высоко, низко, вверху, внизу.

Связная речь.

1. Распространение предложения определениями (Мы купили деревянную, удобную, светлую полку).

2. Составление сложноподчиненного предложения с союзом «потому что» (Я нарисовал ножку, потому что у стола не было ножки).

                 Лексическая тема: Профессии и инструменты

Дата

                                   Задания

1. Мелкая моторика.

Пальчиковая гимнастика (ежедневно).

 Пальчиковая гимнастика (ежедневно).

«Что принес нам почтальон»

Что принес нам почтальон?                 (Сжимают и разжимают кулачки.)

С толстой сумкой ходит он.                 («Шагают» пальчиками по столу.)

Перевод, журнал, газету,                 (На каждое наименование загибают по одному

В бандероли — две кассеты                 пальчику, начиная с большого.)

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

«Строители» — выкладывание домика из цветной мозаики и цветных палочек.

        3. Пальчиковая гимнастика (ежедневно).

Красят домик маляры                         (Кулаки опущены вниз. )

Для любимой детворы.                 (Одновременно поднять вверх кисти рук,

раздвигая в стороны пальцы.)

Если только я смогу,

То им тоже помогу.

2. Развитие мышления, памяти, внимания.

Отгадывание загадок по теме.

3. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ.

«Горячо».

Детям предлагаются чашки из картона (к верхней части приклеена плотная пленка) Далее их просят подуть на горячие чашки (вдох носом, выдох через рот)

4. Лексико-грамматический строй речи и связная речь.

Словоизменение, словообразование:

1.«Кто что делает?» Образование существительных от глаголов.

Учит — учитель, строит — строитель, воспитывает — воспитатель, водит — водитель…

2. Образование глаголов от существительных (учитель - учит).

3. Образование существительных с помощью суффикса «ищ» (топор – топорище).

4.  «Из чего — какой?» .Образование  относительных прилагательных: Из чугуна — чугунный;

из металла — ...из бумаги — ...из стали — ..из резины — ...из камня — ...из серебра — ...из пластика — ...из золота — ...из дуба — ...из синтетики — ...из глины — ...из полиэтилена — ... Из дерева — ..., из железа — ..., из стекла — .,., из пластмассы — ,.., из кожи — ..., из меха — ..., из шерсти — ...

1.Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один — много»

Молоток- молотки- много молотков…

2. Согласование сущ. и числительного ( 1- 5).

3.   Чем мы: рубим дрова — топором; пилим дрова — ...

4. «Подбери слово». Подбор подходящих по смыслу определений.

Летчик какой? — Храбрый, смелый.

Связная речь:

1. Распространение предложения определениями (Я буду смелым, сильным, умным лётчиком)

Примерный словарь:

Предметный: шофер, учитель, врач, повар, летчик, художник, летчик, строитель, грузчик, воспитатель, уборщица, дворник, продавец, швея, певица, фермер, тракторист. Молоток, топор, пила, дрель, болт, гайка, шуруп, отвертка, плоскогубцы, ключ, гвоздь, клещи, иголка, ножницы, нож, сверло, дерево,  стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень, тиски, рубанок, лопата, грабли, наперсток, гвоздь.

Глагольный: учить, воспитывать, продавать, рисовать, лечить, шить, грузить, варить, летать, водить, строить, убирать, петь, пахать, сеять. Прибить, забить, оторвать, распилить, отпилить, открутить, просверлить. Забивать, рубить, пилить, откручивать, закручивать, шить, резать, копать, зажимать.

Качественный: умный, храбрый, добрый, сильный, умелый, внимательный, осторожный, старательный, умелый, ловкий, талантливый, способный.

Словарь наречий: быстро, легко, красиво, высоко, далеко, близко, вкусно, сильно, крепко, прочно, аккуратно, ровно, прямо, высоко, быстро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Еженедельные задания логопеда воспитателям

В логопедической группе особенно важно насколько тесно сотрудничают логопед и воспитатели. В предлагаемом материале содержатся игры и упражнения , рекомендуемые логопедом для воспитателей, которые мог...

ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯМ

Задания логопеда воспитателям распределены по лексическим темам, включают в себя логопедические артикуляционные упражнения, словесные игры,пальчиковые, игры с мячом, подобран материал для чт...

ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯМ

Задания логопеда воспитателям распределены по лексическим темам, включают в себя логопедические артикуляционные упражнения, словесные игры,пальчиковые, игры с мячом, подобран материал для чт...

Картотека еженедельных рекомендаций для родителей дошкольников с ЗПР (с 6 до 7 лет)

Цель  заданий:Развиваем  мышление, память, внимание. Формируем грамматический строй речи.Расширяем,  уточняем  словарный  запас  ребёнкаЛИТЕРАТУРА:Н.В.Нищева "Картот...

Взаимодействие логопеда и воспитателя по программе Н.В.Нищевой. Еженедельные задания логопеда воспитателям 1 квартал.

Еженедельные задания логопеда воспитателям старшей логопедической группы по программе Н.В. Нищева 1 квартал....

Еженедельные рекомендации воспитателям по лексическим темам

Данная разработка рекомендована для работы с детьми с нормой и нарушениями речи....

Еженедельные рекомендации воспитателям по лексическим темам

Лексическая тема «Здравствуй, Детский сад!» Инструкция воспитателяВыполнение действийРазвитие общей моторики«Мячик»Раз, два, прыгай мячик.Раз, два и мы поскачем.Девочки и ...