Здоровьесберегающие технологии"Речь, ум и здоровье в наших руках!"
занимательные факты

Маковеева Галина Николаевна

Вступление к книге "Речь, ум и здоровье в наших руках!" Маковеевой Г.Н.  по игровому массажу и самомаассажу. Серия "Помоги себе сам!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими   нарушения речи и задержку психического развития»


Маковеева Галина Николаевна




учитель-логопед высшей квалификационной категории



ГБОУ детского сада комбинированноговида №2559



Восточного округа г.Москвы



Почётный работник Общего образования



Российской Федерации



Ветеран труда







Большой практический опыт учителя русского языка и литературы, воспитателя, логопеда, дефектолога, постоянный творческий поиск новых методов коррекционной работы с  детьми с тяжёлыми речевыми нарушениями позволил создать инновационную систему занятий по игровому массажу с целью активизации речи, познавательной деятельности, мелкой моторики и оздоровления детей с тяжелыми речевыми патологиями. Массаж, применяемый, как индивидуально, так и с группой детей в сочетании с авторскими простыми для запоминания стихами, игровыми, сюрпризными моментами и  релаксационными паузами помогает превратить занятия в игру, но при этом помогает решать и коррекционные задачи: развивать речь, мышление, внимание, память, мелкую моторику, а самое главное - оздоровить детей. Дети с удовольствием бегут на занятия, получают эмоциональную подзарядку. Эти занятия можно проводить родителям дома, педагогам в детском саду и начальной школе, используя их в качестве физкультминуток и релаксационных пауз.










«Рука – это инструмент всех инструментов»

Аристотель.

 «Рука – это своего рода внешний мозг»

Кант.

    «Ум ребенка находится на кончиках  его пальцев»

В.А. Сухомлинский.

     Состояние здоровья детей на современном этапе вызывает обоснованную тревогу.

     Актуальность этих вопросов закреплена сегодня на законодательном уровне. В Типовом положении о ДОУ принятом 12.09.2008года Правительством РФ одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является:

 -  охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей и осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.

    Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

    Все мамы и папы, бабушки и дедушки мечтают видеть своих детей здоровыми, умными, весёлыми и общительными. Но в жизни порой бывает иначе! Плохая экология, стрессы, вредные привычки родителей, патологии беременности, родовые травмы, отсутствие двигательной активности пагубно сказываются на здоровье, речевом и познавательном развитии детей. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте и развитии, неуспеваемости, плохого настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье,

    Многие родители не занимаются с детьми (по причине своей загруженности или непонимания?!) и слишком долго пребывают в счастливом неведении: "Заговорит - ещё маленький!", "Вырастет - поумнеет!". Прозрение и паника начинаются перед поступлением в школу: "Вырос, а говорит плохо и отстаёт в развитии от сверстников. Нужно в школу, а в какую?" А логопеды, дефектологи, психологи, педагоги отмечают печальную тенденцию: с каждым годом увеличивается число детей  с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического и познавательного развития, с нарушениями общей и мелкой моторики. Часть таких детей  слишком поздно попадает в логопедические группы и специализированные детские сады и полностью скорректировать их до школы не удаётся, а многие и вовсе остаются без помощи специалистов. К сожалению, время бывает упущено, а это влечёт за собой непоправимые проблемы в дальнейшей жизни детей.

  Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Забота о здоровье детей - приоритетное направление работы нашего детского сада.

 Приходя в детский сад, большинство детей уже имеют целый букет заболеваний, поэтому в нашей группе для детей с ЗПР особое внимание  уделяется проведению мероприятий способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости детей.

закаливание;

психогимнастика;

подвижные игры;

коррекционная ритмика;

пальчиковые гимнастики;

артикуляционные упражнения ;

дыхательные упражнения.

режим двигательной активности и  

сочетание речевых игр с движением

фонетические упражнения

Но наряду с традиционными формами обучения детей, мы широко используем нетрадиционные здоровьесберегающие технологии:

логопедический массаж

самомассаж  лица, ног и кистей рук

зрительную гимнастику

элементы точечного массажа

релаксационные паузы

дыхательную и звуковую гимнастику

хождение по «дорожкам здоровья»

использование различных массажёров

     Дорогие родители, бабушки, дедушки, педагоги! Вы можете существенно помочь  своим детям в их оздоровлении, речевом и познавательном развитии!  Для этого нужно понять ряд простых истин.

      Учёные доказали, что развитие мелкой моторики  напрямую связано с развитием речи, внимания, памяти, способствует интеллектуальному развитию детей. Все дело в головном мозге человека, а точнее в центрах, отвечающих за движения пальцев рук и речь. Данные центры расположены очень близко друг к другу. Таким образом, массируя пальцы и развивая мелкую моторику, мы  стимулируем, активизируем соответствующие отделы мозга, отвечающие за речь и мышление. В правом полушарии у нас возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение. Чем теснее взаимосвязь мыслительных и речевых процессов, тем  лучше, речь, мышление, внимание, выше способности ребёнка. Массаж стимулирует взаимосвязь между полушариями головного мозга - чувства и образы запускают речевые процессы. Благодаря  массажным и двигательным  упражнениям для пальцев происходит компенсация левого полушария и активизация межполушарного взаимодействия, гармонизация  работы головного мозга в целом.

М.М. Кольцова, доктор медицинских наук, профессор – физиолог, считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Согласно наблюдениям Кольцовой, дети, совершающие многочисленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

     Развитие мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений  пальцев рук, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, выполнять множество бытовых и учебных действий.  Родителям и педагогам важно понимать значение массажа и игр на развитие мелкой моторики рук.

      Наши мудрые предки  не зря  с грудного возраста играли с детьми в «Ладушки», «Сороку-белобоку», а затем  обучали прясть, ткать, вязать, перебирать крупу и зерно, мастерить, заставляли бегать босиком  по  улице и скошенной траве. Это неизменно служило запуском механизмов развития речи, мелкой моторики и оздоровления организма.

     Наши городские «компьютерные дети» страдают от благ цивилизации и гиподинамии. Родители меньше общаются с детьми. Дети мало говорят и читают, потому что больше смотрят и слушают теле-аудио-видеопрограммы. Они всё реже делают что-то своими руками, так как современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не способствуют развитию моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д)  Естественная потребность в активных движениях, свойственная детям дошкольного и младшего школьного возраста, подавляется взрослыми (Не бегай, не шуми, не мешай!), что самым отрицательным образом сказывается на речи, общем самочувствии и здоровье детей.

        Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, а затем и клавиатурой компьютера, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие для овладения  речью и мышлением ребёнка.

   Су-Джок акупунктура – последнее достижение Восточной медицины. Первой ступенью Су-Джок терапии может легко овладеть каждый человек

и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким.

Су- это кисть, Джок- стопа. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах – это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определённые точки. Су-Джок терапию можно отнести к наилучшим методам самопомощи, существующим в наше время.

  Поистине удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок,  плодов каштанов, грецкого ореха, шестигранного карандаша и других подручных предметов. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм,  но также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг,  развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного  мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей в школе.

     Недостаток двигательной активности помогут восполнить специальные занятия. Игровой массаж в сочетании с пальчиковой гимнастикой  и легко запоминающимися стихами прекрасно развивает все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм,

вызывает благоприятные изменения в мышечной и нервной системах.

    Мой многолетний педагогический опыт учителя русского языка и литературы, воспитателя логопедических групп, логопеда и дефектолога позволяет  с уверенностью утверждать, что массаж пальцев рук и даже стоп благотворно влияет на развитие речи, мышления и повышение иммунитета детей. А повысить эффективность такой работы позволяет игра и координация речи с движением. Поэтому для развития мелкой моторики детей на своих занятиях с детьми я активно использую игровой массаж.

Использование игрового самомассажа с помощью шарика Су-Джок и подручных средств в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами  позволяют организовать занятия, как весёлые эмоциональные непринуждённые минутки отдыха, релаксационные паузы, и, в то же время, повысить эффективность коррекционной работы на занятиях, на которые дети бегут с огромным желанием. Дети (без лишних усилий педагогов и родителей) делают себе массаж, развивают речь, мышление, мелкую и общую моторику и при этом способствуют укреплению своего здоровья.

Методические рекомендации педагогам и родителям

     Ученые установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и  развитие  речи и мышления находится в пределах нормы, так как формирование головного мозга совершается под влиянием  импульсов от пальцев рук.

     Массаж и самомассаж - один из наиболее редко применяемых на практике видов деятельности, так как не является обязательным в программе дошкольного образования. В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению самомассажа с детьми.

     Изучив множество научной, медицинской, коррекционной литературы, соединив массаж с игровой деятельностью и сопровождением стихами, удалось адаптировать его к условиям детского сада и использовать, как на фронтальных занятиях, так и  в индивидуальной работе с детьми.

Цели и задачи игрового массажа:

Сохранение и укрепление психического и физического здоровья, снятие излишнего физического  напряжения, нормализация эмоционального состояния детей.

Приобщение дошкольников и их родителей к навыкам оздоровления.

Нормализация мышечного тонуса общей и мелкой моторики.

Развитие речи детей: активного словаря, формирование слухового восприятия, слоговой структуры, грамматического строя, коммуникативной сферы, связной речи, её интонационной, темпо-ритмической и эмоциональной выразительности.

Формирование работоспособности, усидчивости и высших психических функций: мышления, воображения; внимания, памяти, оптико-пространственного восприятия.

Стимуляция кинестетических движений (ощущений) и развитие пальцевого осязания, выработка зрительных дифференцированных движений, развитие движений руками с различными предметами.

Закрепление цвета, счёта, понятий «правая-левая рука» и  названий пальцев.

Формирование положительных эмоций и  взаимоотношений между детьми (дружелюбие, взаимопомощь), воспитание  организованности, настойчивости, выдержки, умений выполнять правила игры.

Этапы  выполнения игрового массажа:

Взрослый показывает массаж детям.

Дети выполняют игровой массаж вместе со взрослым.

Дети выполняют игровой массаж самостоятельно, взрослый поправляет, если это необходимо.

Дети выполняют игровой массаж самостоятельно по памяти.

Рекомендации для  повышения результативности коррекционно-развивающей работы:

Занятия проводить ежедневно без пропусков.

Упражнения проводить сидя за столом или стоя.

Упражнения выполнять сначала двумя руками, затем поочерёдно правой и  левой рукой.

Для начала желательно брать часть или половину одного занятия,

а после усвоения проводить занятие полностью.

Не перегружать детей, не выполнять подряд более 3 занятий.

Продолжительность занятий  в зависимости от возраста может составлять от 5 до 30 минут в день.

От занятия к занятию увеличивать время и сложность.

Использовать выразительную мимику, темп, ритм, интонацию.

Создавать доброжелательную обстановку, «не замечать», если дети на первых порах делают что-то неправильно, поощрять за успехи.

Материалы, применяемые в работе:

Шарики Су-Джок, пружинки, бельевые прищепки, каштаны, грецкие и лесные орехи, горох, фасоль, рис, гречка, веточки новогодних ёлок, сосновые, еловые, кедровые шишки, мелкие предметы, различные массажёры, эспандеры, щётки, мочалки, перчатки, скрепки, мячи разных размеров, шестигранные карандаши, бумага, коврики "Травка"…

Прогнозируемые результаты занятий на момент выхода в школу:

Развитая речь и познавательная деятельность детей.

Сформированные внимание, мышление, память, восприятие.

Развитая общая и мелкая моторика, укрепление мышечного тонуса кистей рук, профилактика плоскостопия.

Снижение утомляемости, повышение работоспособности, психологическая готовность к занятиям в школе.

Избежание проблем с почерком, навыками письма и рисования.

Выводы:

1.Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому массаж должен занять прочное место в  занятиях с детьми.

2.Игровой самомассаж - это  нетрадиционный, высокоэффективный, доступный и безопасный метод оздоровления, развития речи, познавательной деятельности, общей и мелкой моторики детей.

3.Самомассаж можно успешно проводить индивидуально и с группой детей одновременно в детских садах, в начальной школе и в условиях семьи.

     Предлагаемые мной упражнения способствуют пробуждению интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию темпо-ритмической, интонационной и слоговой  структуры речи, внимания, памяти, усидчивости, обогащению активного словарного запаса, формированию связной речи, помогают  сделать речь яркой и эмоциональной, закрепить счёт, понятия «правая-левая рука»,  названия пальцев, содержат элементы пальчиковой гимнастики, релаксации и эмоциональной разрядки, повышают настроение детей. Многократное повторение станет особенно радостным и интересным, когда с  малышом занимаются самые главные люди в его жизни – мама и папа.

Хочу представить вашему вниманию лишь малую часть моего опыта работы по игровому массажу, рекомендованного заботливым родителям, воспитателям, логопедам, дефектологам, психологам, гувернёрам, учителям начальной школы.  

    Успехов Вам и взаимопонимания!

С уважением, Галина Николаевна Маковеева

Игровой самомассаж горохом для активизации речи и мышления, развития мелкой моторики пальцев рук и повышения иммунитета детей.

1, 2, 3, 4, 5!  -   (загибаем пальчики на обеих руках одновременно)

С горошком будем мы играть!- (сгибем-разгибаем пальчики на руках)

С горошком будем мы играть!- (кулачки-ладошки ударяем

Своим ручкам помогать.             друг о друга поочерёдно)

(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке

В ручку правую возьму,

Крепко пальцами сожму

Между пальцами катаю

Всё сильнее нажимаю.                                

Указательный, большой,

Поиграйте вы со мной! 

Средний пальчик и большой,

Поиграйте вы со мной!

Безымянный пальчик и большой,

Поиграйте вы со мной!

И мизинец, и большой,

Поиграйте вы со мной!

В серединке на ладошке

Покатаю я немножко.

Как колобок горох катаю

Всё сильнее нажимаю.

(Аналогично выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

В ручку левую возьму,

Крепко пальцами сожму

Между пальцами катаю

Всё сильнее нажимаю.

Указательный, большой,                                  

Поиграйте вы со мной! итд.

Мы горошинки возьмём,

На край стола их уберём!

Ах! Ах! Ох! Ох!                -(выражаем свои эмоции)

Был массаж у нас неплох!-(любуемся на ладошки)

Пальчики свои встряхнём, -( интенсивно трясём ладошки)

И немного отдохнём! -(ложимся на ладошки, закрываем глаза, отдыхаем)

Игровой самомассаж рук для активизации речи и мышления,  развития мелкой моторики и повышения иммунитета с использованием коврика "Травка".

1, 2, 3, 4, 5!                     - (загибаем пальчики на обеих руках одновременно)

По травке будем мы шагать! -(шагают все пальчики обеих рук )

По травке будем мы шагать! -(шагают все пальчики обеих рук)

Свои ручки развивать!           -(удары кулачками и ладошками попеременно)

Пальчики потопали            -(все пальчики обеих рук "топают" на месте

Потопали, потопали              как будто играют на пианино)

Ладошками похлопали,      -(обе ладошки хлопают по коврику, 

Похлопали, похлопали!        не отрывая запястья от стола)

А большой он умный самый  -(танцует большой палец)

Потанцуй-ка вместе с нами!

Указательный танцуй                -(танцует  указательный палец)

И старайся не балуй!

Средний пальчик попляши         -(танцует средний палец)

Постарайся от души! 

Безымянный дорогой

Потанцуй и ты со мной.              -(танцует безымянный палец)

И мизинец маленький                    -(танцует  мизинец палец)

Самый он удаленький!

1, 2, 3, 4, 5!                      - (загибаем пальчики на обеих руках одновременно)

Мы закончили играть!   - (удары кулачками и ладошками попеременно)

Пальчики свои встряхни -( расслабив и опустив руки, трясём кистями )

И немного отдохни! (Дети закрывают глаза и отдыхают, положив голову на ладони). После релаксации можно сказать:"Раз, два, три! Глазками смотри!" и продолжить занятие.

Игровой самомассаж ног для профилактики плоскостопия, улучшения кровообращения, повышения иммунитета, активизации речи, мышления,  развития общей моторики

с использованием массажного коврика и коврика "Травка".

(Все движения выполняются в соответствии с текстом)

 1, 2, 3, 4, 5!

По травке будем мы шагать!

По травке будем мы шагать!

Своим ножкам помогать.

1, 2, 3, 4, 5!

На травке будем танцевать!

Мы попрыгаем немножко,

И погреем свои ножки.

Мы на правой ножке скачем,

Ножку колет, мы не плачем!

Мы на левой ножке скачем,

Ножку колет, мы не плачем!

По травке быстро мы шагаем,

Свои ножки вытираем!

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили шагать!

Мы закончили шагать,

Ножки будут отдыхать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Речь, ум и здоровье в наших руках!" Рекомендации родителям и педагогам.

Буклет раскрывает смысл и назначение работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с  детьми. Подготовлены краткие рекомендации родителям и педагогам....

Реализация здоровьесберегающей технологии "Здоровье в наших руках" в первой младшей группе.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №12 г. Красноармейска Саратовской области»     Здоровьесберегающая технология. «Здоровье в наших...

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе «Здоровье – наше богатство».

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе «Здоровье – наше богатство»....

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе «Здоровье – наше богатство».

Задачи: формирование здорового образа жизни: закрепить навыки личной гигиены, знания детей о пользе воды; внедрение здоровьесберегающих технологий: пальчиковая гимнастика, технология «Су-джок&ra...

Здоровьесберегающая технология «Здоровье в наших руках»

Здоровьесберегающие технологии – это технологии, которые при реализации используемой педагогической системы решают задачи сохранения здоровья детей и педагогов;это совокупность направлений деяте...

Здоровьсберегающая технология "Здоровье в наших руках"

Здоровьесберегающие технологии – это технологии, которые при реализации используемой педагогической системы решают задачи сохранения здоровья детей и педагогов; это совокупность направлений деят...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Наше здоровье в наших руках"

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Наше здоровье в наших руках"...