МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА
материал по логопедии (подготовительная группа) по теме

Волошина Наталья Владимировна

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ

ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ

 ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА

Методика № 1 «Обследование предметного словаря»

Цель: Обследование активного и пассивного словарного запаса с опopой  на картинки.

Ребенку предъявляются предметные картинки: книга, тетрадь, ручка, линейка; огород, капуста, редис, кабачок, петрушка и д.р. овощи; посуда -  тарелка, чашка, кофейник, половник. Кроме этого предъявляется редко употребляемая конкретная лексика: локоть, ресницы, колено, брови; окна, подоконник, рама, стекло.

Инструкция: «Назови, что это?»

Наряду с предметами предъявляются сюжетные картинки:  «библиотеке», «На вокзале», «В аптеке» и др. позволяющие обследовать большой широкий круг лексических средств. Детям предлагаются вопросы типа: «Что  это?», «Для чего это нужно?», «Кто нарисован на картинке?», «Кто еще там работает?», «Что там делают?» и т.д. (в зависимости от ситуации, изображенной на картинке и жизненного опыта ребенка).

Методика № 2 «Называние предмета по его описанию».

Цель: Обследование словарной семантики. Логопед описывает определенный предмет. Ребенок должен сказать,  о каком предмете идет речь. Ребенку сложнее назвать предмет по его описанию,  когда предмет отсутствует.

Инструкция: «Что это такое?»

• Пушистый с острыми коготками, мяукает, (кот)

• Покрыто перьями летает (птица)

• Мягкая мебель служащая для отдыха сидя (кресло)

• Здание где люди смотрят спектакли (театр)

Методика № 3 «Обобщающие понятия».

Цель: Сформированность обобщающих понятий.

Методика трехуровневая. Ребенку предлагается выполнить три задания:

Первое - назвать картинки и соотнести их с видовым понятием

а) ребенку предъявляются картинки: баклажан, лимон, огурец, яблоко, помидор, свекла, банан, смородина, вишня, груша.

Инструкция: «Назови овощи и фрукты»

б) Предъявляются картинки: олень, волк, верблюд, корова, овца, медведь, барсук.

Инструкция: «Назови домашних животных и диких животных». Второе — перечислить ряд названий предметов, относящихся к данному педагогом обобщающему понятию.

Инструкция: а) «Перечисли, какие предметы мебели ты знаешь?»

б) «Перечисли, какие предметы одежды ты знаешь?» третье - назвать обобщающее слово.

Инструкция: «Продолжи ряд предметов и назови их одним обобщающим словом: тарелка, чашка ...»

Методика № 4 «Что делают?»

Цель: Обследование глагольного словаря.

Ребенку предлагаются картинки с изображением людей различных профессий: строитель, врач, учитель, уборщица, продавец, парикмахер портниха, скрипач, балерина.

Инструкция: «Что делают люди изображенные на картинках?»

Методика № 5 «Подбор прилагательных к существительным».

Цель: Обследование словаря признаков.

Логопед показывает ребенку картинку и просит ответить на вопрос Список картинок: яблоко, лиса, шарик (Приложение 4). Ребенок должен как можно больше подобрать прилагательных к существительному. Инструкция: «Яблоко, какое? и т.д.»

Методика № 6 «Объяснение значения слов».

Ребенку предлагаются слова: самолет, молоток, книжка, плащ, друг бить, колючий.

Инструкция: «Что означает слово самолет?»

Методика № 7 «Название животных и их детенышей».

Цель: обследование навыков словообразования.

Логопед называет и раскладывает на фланелеграфе картинки с изображениями взрослых животных: кошка, заяц, свинья, волк. Картинки детенышей этих животных находятся на столе перед ребенком. Ребенок  должен найти, назвать и соответственно разместить детенышей животных рядом с взрослыми животными на фланелеграфе.

Инструкция: «Вышли на полянку разные животные. Найдите детенышей, назовите их и поставьте каждого к своей маме».

Методика № 8 «Образование   прилагательных   oт существительных».

Цель: Обследование навыков словообразования.

Логопед произносит образец речи: «Стакан из стекла - oт стеклянный».

Инструкция: «Стул из дерева - он какой? Конфета из шоколада – она какая? Стол из дуба - он какой? Суп из молока - он какой?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения мониторинга

Рекомендации по проведению мониторинга в ГДОУ по ФГТ....

Методика проведения мониторинга

Рекомендации по проведению мониторинга в ГДОУ по ФГТ....

Методика проведения мониторинга

Рекомендации по проведению мониторинга в ГДОУ по ФГТ....

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и особенности методики проведения.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил  в настоящее время общее название «здоровь...

Общеразвивающие упражнения в разных возрастных группах (ОРУ и их роль в физическом развитии дошкольников, методика проведения + шпаргалочка по методике, видеоролик по дпнной теме)

Общеразвивающие упражнения - специально разработаные движения для разных частей тела. Они занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для...