МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА
материал по логопедии (подготовительная группа) по теме
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ
ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_provedeniya_obsledovaniya_leksicheskogo_zapasa.doc | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ
ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА
Методика № 1 «Обследование предметного словаря»
Цель: Обследование активного и пассивного словарного запаса с опopой на картинки.
Ребенку предъявляются предметные картинки: книга, тетрадь, ручка, линейка; огород, капуста, редис, кабачок, петрушка и д.р. овощи; посуда - тарелка, чашка, кофейник, половник. Кроме этого предъявляется редко употребляемая конкретная лексика: локоть, ресницы, колено, брови; окна, подоконник, рама, стекло.
Инструкция: «Назови, что это?»
Наряду с предметами предъявляются сюжетные картинки: «библиотеке», «На вокзале», «В аптеке» и др. позволяющие обследовать большой широкий круг лексических средств. Детям предлагаются вопросы типа: «Что это?», «Для чего это нужно?», «Кто нарисован на картинке?», «Кто еще там работает?», «Что там делают?» и т.д. (в зависимости от ситуации, изображенной на картинке и жизненного опыта ребенка).
Методика № 2 «Называние предмета по его описанию».
Цель: Обследование словарной семантики. Логопед описывает определенный предмет. Ребенок должен сказать, о каком предмете идет речь. Ребенку сложнее назвать предмет по его описанию, когда предмет отсутствует.
Инструкция: «Что это такое?»
• Пушистый с острыми коготками, мяукает, (кот)
• Покрыто перьями летает (птица)
• Мягкая мебель служащая для отдыха сидя (кресло)
• Здание где люди смотрят спектакли (театр)
Методика № 3 «Обобщающие понятия».
Цель: Сформированность обобщающих понятий.
Методика трехуровневая. Ребенку предлагается выполнить три задания:
Первое - назвать картинки и соотнести их с видовым понятием
а) ребенку предъявляются картинки: баклажан, лимон, огурец, яблоко, помидор, свекла, банан, смородина, вишня, груша.
Инструкция: «Назови овощи и фрукты»
б) Предъявляются картинки: олень, волк, верблюд, корова, овца, медведь, барсук.
Инструкция: «Назови домашних животных и диких животных». Второе — перечислить ряд названий предметов, относящихся к данному педагогом обобщающему понятию.
Инструкция: а) «Перечисли, какие предметы мебели ты знаешь?»
б) «Перечисли, какие предметы одежды ты знаешь?» третье - назвать обобщающее слово.
Инструкция: «Продолжи ряд предметов и назови их одним обобщающим словом: тарелка, чашка ...»
Методика № 4 «Что делают?»
Цель: Обследование глагольного словаря.
Ребенку предлагаются картинки с изображением людей различных профессий: строитель, врач, учитель, уборщица, продавец, парикмахер портниха, скрипач, балерина.
Инструкция: «Что делают люди изображенные на картинках?»
Методика № 5 «Подбор прилагательных к существительным».
Цель: Обследование словаря признаков.
Логопед показывает ребенку картинку и просит ответить на вопрос Список картинок: яблоко, лиса, шарик (Приложение 4). Ребенок должен как можно больше подобрать прилагательных к существительному. Инструкция: «Яблоко, какое? и т.д.»
Методика № 6 «Объяснение значения слов».
Ребенку предлагаются слова: самолет, молоток, книжка, плащ, друг бить, колючий.
Инструкция: «Что означает слово самолет?»
Методика № 7 «Название животных и их детенышей».
Цель: обследование навыков словообразования.
Логопед называет и раскладывает на фланелеграфе картинки с изображениями взрослых животных: кошка, заяц, свинья, волк. Картинки детенышей этих животных находятся на столе перед ребенком. Ребенок должен найти, назвать и соответственно разместить детенышей животных рядом с взрослыми животными на фланелеграфе.
Инструкция: «Вышли на полянку разные животные. Найдите детенышей, назовите их и поставьте каждого к своей маме».
Методика № 8 «Образование прилагательных oт существительных».
Цель: Обследование навыков словообразования.
Логопед произносит образец речи: «Стакан из стекла - oт стеклянный».
Инструкция: «Стул из дерева - он какой? Конфета из шоколада – она какая? Стол из дуба - он какой? Суп из молока - он какой?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения мониторинга
Рекомендации по проведению мониторинга в ГДОУ по ФГТ....
Методика проведения мониторинга
Рекомендации по проведению мониторинга в ГДОУ по ФГТ....
Методика проведения мониторинга
Рекомендации по проведению мониторинга в ГДОУ по ФГТ....
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и особенности методики проведения.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровь...
Современные здоровьесберегающие технологии. Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий .Время проведения в режиме дня. Особенности методики проведения.
Некоторые формы проведения физкультурных занятий. Активный отдых-что это?...
«Методика проведения познавательно-исследовательской деятельности. Проведение экспериментов в старшем дошкольном возрасте»
доклад на педсовет для воспитателей...
Общеразвивающие упражнения в разных возрастных группах (ОРУ и их роль в физическом развитии дошкольников, методика проведения + шпаргалочка по методике, видеоролик по дпнной теме)
Общеразвивающие упражнения - специально разработаные движения для разных частей тела. Они занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для...