Главные вкладки

    Мастер-класс обучение с развлечением для детей и родителей. Игра "Алфавит"
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Ковалёва Марина Алексеевна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obuchenie_s_razvlecheniem_dlya_detey_i_roditeley.doc322.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обучение с развлечением для детей и родителей.

    Игра «Алфавит»

    Учитель – логопед:

    Ковалева М. А.

    Цель:

    Расширять кругозор и эрудицию детей;

    Побуждать познавательный интерес, целеустремлённость;

    Развивать речевую коммуникацию, внимание, память, словесно – логическое мышление;

    Совершенствовать просодическую и лексико-грамматическую стороны речи;

    Закрепить правильное звукопроизношение;

    Обогащение словарного запаса определениями;

    Развитие общей и мелкой моторики;

    Формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

    Закрепить умение проводить звукобуквенный анализ и синтез слов;

    Развивать диалогическую речь;

    Научить выслушивать своих товарищей, не перебивать их речь;

    Формировать такие качества, как сочувствие, готовность прийти на помощь, умение прощать, чувство коллективизма.

    Оборудование:

     медальки, сектора с буквами, игры «Узнай по описанию», «Вывески», «Цепочка слов», «Составь предложение», «Собери цепочку», «Волшебный коврик», «Что из чего?», «Шифровщик», «Ребусы», «Что лишнее», «Подбери слово», «Слова перевёртыши», «Слоговое домино», «Что лишнее?», иллюстрации к сказкам, мяч,  предметные картинки, разноцветные цветы из картона, разноцветные геометрические фигуры, пустые коврики, веточка сирени.

    Ход занятия.

    Организационный момент.

    Логопед. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!  Ребята, вы любите играть?

    Дети. Да.

    Логопед. А вы, уважаемые взрослые?

    Родители. Да.

    Логопед. Тогда я приглашаю вас на игру «Алфавит».

    Посмотрите внимательно: игровое поле разделено на цветные сектора, каждый из которых определяет тип вопроса:

     

            - «Почемучка»

            - «Говорушки»

            - «Игралочка»

            - «АБВГДейка»

            - «В гостях у сказки».

           

           Есть ещё и другие сектора

            - «Семья»

                 

            - «Весёлые ребята»

    Данная информация зрительно представлена на планшете.

    Ребёнок называет букву, берёт её, передаёт мне, а затем выполняется задание. Правила игры всем понятны?

    Дети и родители. Да.

    Логопед. Тогда начинаем!

    Буква «А»

    Игра «Загадочное слово»  - с мячом

    Цель: Развитие скорости мышления, расширение словарного запаса.

    (Взрослый называет  только первый слог, а дети должны назвать слово. Например. се (но), за (ноза) и т.д.)

    Буква «Б»

    Игра «Узнай по описанию»

    Цель: Упражнять детей в образовании прилагательных при назывании частей тела знакомых животных; упражнять в анализе изображения животных

    (например, домашнее животное, ловкое, гибкое…и т.д.)

    Буква «В»

    Игра «Вывески»

    (Логопед сообщает игровую ситуацию: «Представьте, что мы идём по улице нашего города. В домах вдоль улицы располагаются магазины, а над ними вывески. Город зелёный, в нём много деревьев, которые прикрывают ветками вывески. догадайтесь, что на них написано». Варианты вывесок: «Цв…ты», «…вощи», «Рыб…»)

    Буква «Г»

    Игра «Угадай сказку»

    Цель: развить интерес и любовь к книге, умение отгадывать знакомые художественные произведения.

    У какого сказочного героя на спине был моторчик?

     У Карлсона.

    Как  называется эта книга?

    «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».

    У кого скорлупа грецкого ореха была колыбелькой, голубые фиалки – периной, а лепесток розы – одеялом?

    У Дюймовочки.

    Как  называется эта книга?

    Дюймовочка.

    Буква «Д»

    Как вы понимаете слова?

    Цель: развивать логическое мышление, познавательные способности детей, умение высказывать аргументированные суждения. Учить понимать и объяснять смысл фразеологических оборотов, употреблять их в речи. Расширять представления о взаимосвязи природы и человека.

    Водой не разольешь.

    Как воды в рот набрал.

    Тише воды, ниже травы.

    Буква «Е, Ё» 

    Повтори скороговорку.

    Цель: Развитие воображения ребёнка, умения понять забавную ситуацию, и передать её выразительно и чётко, развивать выразительные средства голоса: силу, повышение и понижение, смену интонаций, темпа, логического ударения.

    Жутко жуку жить на суку

    Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

    Буква «Ж»

    Игра: «Цепочка слов»

    Цель: упражнять детей в определении последнего звука в словах, и выкладывания цепочки слов по последнему звуку.

    (Собрать цепочку слов по последнему звуку в названии картинок).

    Буква «З»

    Игра: «Составь предложение»

    Цель: развитие воображения,  связной речи.

    Составить предложения по картинкам.

    Буква «И, Й»

    Речь с движением.

    Цель: вырабатывать правильный темп речи, ритм дыхания, развивать речевой слух, речевую память.

    Динь – дон, динь – дон –                (Наклоны из стороны в сторону, руки на поясе).

    Гномы строят новый дом.                (Кулак на кулак)

    Красят стены крышу, пол,        (Руками, словно кистями, «красим», сбоку,

    вверху, внизу).

    Прибирают всё кругом.                («Метём» метлой).

    Мы к ним в гости придем                (Шаги на месте).

    И подарки принесём.                (Вытянуть руки вперёд, ладонями вверх)

    На пол мягкую дорожку,                (Наклон вперёд, руками «стелем» дорожку)

    Расстелив её к порожку.                (Попятиться назад)

    Две подушки на диван,        (Руки сложить ладонями вместе – сначала под одну щёку, затем под другую).

    Мёду липового жбан.                (Руки округлить, вытянуть перед собой).

    Релаксация «Спящий котёнок»

    Цель: снять напряжение, возбуждение, учить детей перевоплощаться, входя в заданный образ.

    Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали, начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2-3 раза)

    Буква «К»

    Игра «Закончи предложение»

    Цель: активизация речевой деятельности, обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи.

    (По кругу передаётся веточка сирени, и, тот, у кого он в руках, должен закончить предложение логопеда. Например: «Я надела тёплую шубу, чтобы… Мы зажгли свет, чтобы… Мы полили цветы, чтобы…» и т.д.)

     

    Буква «Л»

    Цель: закреплять правильное звукопроизношение в чистоговорках.

    Вспомни и расскажи выразительно чистоговорку со звуком «Ш».

    Буква «М»

    Игра «Волшебный коврик»

    Цель: развивать фонематический слух, закреплять умение проводить звуковой анализ слов, расширять словарный запас детей.

    (Детям  раздаются  цветные фишки и пустые коврики. Логопед предлагает детям сделать коврики красивыми, разноцветными. для этого логопед называет словосочетание, а дети берут геометрическую фигуру  такого цвета, начальные буквы названия цвета и названия фигуры которой должны соответствовать начальным буквам слов в словосочетании. Коврик закрывают по горизонтали).

    Буква «Н»

    Игра «Угадай сказку»

    Цель: развить интерес и любовь к книге, умение отгадывать знакомые художественные произведения 

    Чашки три и три постели.

    Стульев тоже три, смотри,

    И жильцов здесь, в самом деле

    Проживает ровно три…                        («Три медведя»)

    Маша в коробе сидит,

    Далеко она глядит.

    Кто несёт её, ответь

    Быстрыми шагами?

    А несёт её медведь

    Вместе с пирогами.                                («Маша и медведь»)

    Буква «О»

    Цель: развивать логическое мышление, познавательные способности детей, умение высказывать аргументированные суждения. Учить понимать и объяснять смысл фразеологических оборотов, употреблять их в речи. Расширять представления о взаимосвязи природы и человека.

    Как вы понимаете слова?

    Много воды утекло.

    Как две капли.

    Буря в стакане воды.

    Буква «П».

    Цель: закреплять правильное звукопроизношение в чистоговорках.

    Вспомнить и рассказать выразительно чистоговорки со звуком «Л»

    Буква «Р»

    Игра «Что из чего».

     Цель: развивать память, внимание, воображение, речь, анализ, синтез и сравнение

    (На ковре в свободном порядке лежат картинки в виде цветов изображением вниз. Логопед предлагает детям собрать букет для мам. Дети берут цветок, переворачивают его изображением вверх и по очереди отвечают. Например, на картинке мороженое, оно сделано из молока)

    Буква «С»

    Игра «Шифровщик»

    НАПРИМЕР.

            


            

    Буква «Т»

    Игра «Собери ассоциативную цепочку»

    Цель: развивать память, внимание, воображение, речь, анализ, синтез и сравнение, мелкую моторику рук.

    (С помощью разрезных карточек (пазлов) собирается ассоциативная цепочка, например, корова-молоко сыр).

    Буква «У»

    Игра «Угадай сказку»

    Цель: развить интерес и любовь к книге, умение отгадывать знакомые художественные произведения 

    Из муки его слепили,

    После в печку посадили,

    На окошке он студился,

    По дорожке покатился.                  («Колобок»)

    Жили – были семь ребят

    Белых маленьких козлят.

    Мама очень их любила,

    Молочком детей поила.

    Тут, зубами щёлк да щёлк,

    Появился серый волк.  

    Шкуру белую надел,

    Нежным голосом запел.                («Волк и семеро козлят»)

    Буква «Ф»

    Цель: Совершенствование диалогической речи, грамматического строя речи, речевого слуха, развивать тактильные ощущения, глагольный словарь, словарь прилагательных.

    (Ребёнок  и мама обыгрывают диалог. С помощью кукол они составляют описательный рассказ про овощи. Например. Картошка и огурец).

    Буква «Х»

    Пальчиковый игротренинг.

    Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, увеличивать объем и точность движений пальцев.

    У кошки было пять котят,   (Показать 5 пальцев на правой руке, сделать из них         «кошку»)

    А у гусыни - пять гусят       (Показать 5 пальцев на левой руке, сделать из них «гуся»)

    Детишки резвые в саду        (Кистями рук «перепрыгивать» одна через другую несколько раз).

    Сыграть решили в чехарду.

    У гусят – то – крылышки        (Кисти рук скрестить, машем крыльями)

    У котяток – лапки.        (Показываем коготки)

    На крылышках – то – пёрышки, (Пошевелить пальцами обеих рук).

    На лапочках – царапки.        (Показываем коготки)

    Пёрышки – то – мягкие,        (Погладить каждый палец сначала на правой, потом на левой руке)

    Лёгкие пушинки.        

    Коготки – то острые        (Коготками поскрести по рукам)

    Больно ранят спинки.

    Буквы «Ц»

     Словесная игра «Подбери слово»

    Цель: развитие словесно – логического мышления.

     (Логопед называет детям определение, к которому надо подобрать слова таким образом, чтобы получилось правильное словосочетание. Например: Вкусный (пирог, компот, помидор)

    Солнечный (день, зайчик, луч) и т. д.

    Буква «Ч»

    Игра «Что лишнее»

    Цель: совершенствовать умение обобщать и исключать лишний предмет.

    (Детям раздаются карточки, на которых один из предметов лишний, дети должны назвать его и сказать, почему он лишний).

    Буква «Ш»

    Игра «Слова перевёртыши»

    Цель: закреплять умения проводить звукобуквенный анализ и синтез слов.

    (например, на – лу (луна), мы – ра (рамы) и т.д.)

    Буква «Щ»

    Словесная игра «Я тоже»

    Логопед: Я дрессирую животных.

    Ребёнок: Я тоже дрессировщик.

    Логопед: Я играю в футбол.

    Ребёнок: Я тоже футболист и т. д.

    Буква «Ъ, Ь»

    Цель: вырабатывать правильный темп речи, ритм дыхания, развивать речевой слух, речевую память.

    Релаксация «Холодно - жарко»

    Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились… Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2-3 раза)

    Буква «Ы»

    Цель: закреплять правильное звукопроизношение в чистоговорках.

    Вспомнить и выразительно рассказать чистоговорку со звуком «С».

    Буква «Э»

    Игра «Слоговое домино»

    Цель: упражнять детей в определении последнего слога в словах, и выкладывания цепочки слов по последнему слогу.

    (Собрать цепочку слов по последнему слогу).

    Буква «Ю»

    Словесная игра «Хитрые задачи»

    Цель: Развитие мышления, уверенности в себе.

    Мальчик говорит: «Меня зовут Толя. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?»

    Чего в лесу больше – деревьев или берёз?

    На Олином платьице были нарисованы три яблока и две вишенки.

    Одну вишню и два яблока съели. Сколько яблок и вишен на Олином платьице осталось?

    На столе лежат два яблока и одна груша. Сколько овощей лежит на столе?

    У собаки Микки родились котята: три беленьких и один чёрненький. Сколько всего котят родилось у Микки?

    Буква «Я»

    Игра: «Чем отличаются?»

    Цель: развивать словесно – логическое и наглядно – образное мышление, расширять возможности ассоциативной памяти, развитие связной речи.

    Взрослый: У каждого из вас по две картинки. Расскажите, чем эти два предмета на картинках отличаются.

    Пары картинок: Дверь – окно

    Грабли – расчёска

    Самолёт – птица

    Зонт – крыша

    Метла – букет

    Пирожок – подушка.

    3. Итог занятия.

    Логопед. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Вот и подошла к концу наша игра «Алфавит». Скажите, что больше всего понравилось вам?

    Ответы детей и родителей.

    Логопед. Спасибо за внимание!

    Сюрпризный момент.

     

    Ы

    С

    Н


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер – класс «Приемы обучения игре в футбол детей дошкольного возраста»

    Обучение элементам футбола можно начинать в старшей группе детского сада....

    Мастер – класс с использованием здоровьесберегающих технологий для детей и родителей средней группы

    Мастер – класс с  использованием здоровьесберегающих технологийдля детей и родителей средней группы  Тема: «Здравствуй, Зимушка - зима»...

    Мастер-класс гостинице «Охтинская». Выставка-праздник для детей и родителей «Тотоша. Здоровое питание». «Открытка на 23 февраля».

    Данный мастер-класс предназначен для детей младшего и среднего школьного возраста, педагогов дополнительного образования, родителей....

    Мастер-класс «В гости к пальчикам» (для детей и родителей второй младшей группы)

    Цель: познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелкой моторики.Задачи:Вызвать у детей и родителей желание заниматься с ребёнком по развитию мелк...

    Мастер-класс " Организация физкультурно-познавательного досуга для детей и родителей.

    В рамках Программы Педагогического марафона , по теме "Активные формы взаимодействия ДОУ с семьёй", представлен конспект интегрированного досуга специалистов ДОУ с семьёй....

    Мастер - класс «Формы и методы работы с детьми и родителями по обучению детей культуре безопасности»

    Приобщение к культуре безопасности как компоненту общей культуры является необходимой и важной составляющей социализации ребёнка как процесса индивидуального развития, основанного на усвоение социальн...

    Статья в газету "Волна" о проведении мастер класса по лепке из глины совместно дети с родителями

    Когда лепите из глины , улыбнитесь ей! Ведь глина живой материал. Слепили голову игрушки, нарисовали глаза. Смотрите, она глядит на вас.Поздоровайтесь с ней! И вы уже хорошие друзья, с этим мален...