Мастер-класс «В гости к пальчикам» (для детей и родителей второй младшей группы)
консультация по теме

Аскиркина Юлия Васильевна

Цель: познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелкой моторики.

Задачи:

Вызвать у детей и родителей желание заниматься с ребёнком по развитию мелкой моторики;

Построить эмоционально – доверительные взаимоотношения, способствующие полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

Повысить  компетентность родителей в вопросах развития мелкой моторики  в домашних условиях.

Раскрыть актуальность пальчиковых игр.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «В гости к пальчикам»

(для детей и родителей второй младшей группы)

Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы

«В гости к пальчикам»

Цель: познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелкой моторики.

Задачи:

Вызвать у детей и родителей желание заниматься с ребёнком по развитию мелкой моторики;

Построить эмоционально – доверительные взаимоотношения, способствующие полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

Повысить  компетентность родителей в вопросах развития мелкой моторики  в домашних условиях.

Раскрыть актуальность пальчиковых игр.

 Оборудование: Шнуры различных текстур, нитки, карандашипалочки, мелкие игрушки и грецкие орехи, резиновые игрушки с шипами, пальчиковый театр, крышки от бутылок, шнурки, нитки, бусины, пуговицы, мозаика, пирамидки, матрешки,  различные пособия по мелкой моторике и развитию речи.

Участники: родители и дети.

Форма проведения: мастер-класс.

Ход мероприятия.

 Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня, я предлагаю вам отправиться  «В гости к пальчику большому».

В своей работе я большое  внимание  уделяю развитию мелкой моторики, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую – от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

Ученые пришли к заключению, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.  

Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал:

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». 

Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. У нас на ладони находится множество биологически активных точек.

Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов.

(Мизинец- сердце, безымянный палец- печень(почки), средний- кишечник, указательный- желудок, большой – голова). 

Известно что, в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

 Существует несколько разновидностей упражнений для развития мелкой моторики:      

 Пальчиковые игры с предметами: массажными мячами, карандашами, прищепками  развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.

  Игры с палочками (спичками, веточками) где детям предлагается выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания: 
• выполнить узор после выкладывания его взрослым; 
• по конечному результату (образцу); 
• по уменьшенной схеме; 
• по словесной инструкции; 
• выкладывание цифр из веточек.  

Игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, где можно использовать такие варианты заданий: 
• нанизывание на шнурок необходимое количество бусин, шариков, пуговиц по демонстрации действия, по образцу, по рисунку узора, по словесной инструкции; составление бус (нанизывание бусин разных цветов в определённой последовательности); 

• сортировка мелких предметов (бусин, пуговиц, монет, горошин, зёрен и т.д.);

ребёнку необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцев по столу или осуществляя захват предметов двумя пальцами правой (или левой) руки поочерёдно (большим и указательным, большим и средним и т.д.); 
• сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей-ежей, цилиндров с разнообразными шипами) одной рукой, пальцами одной руки; двумя руками одновременно или поочерёдно; 

• растирание ладоней грецкими орехами (массаж ладоней, включая тыльную сторону); 

• перекатывание грецких орехов по столу одной рукой (двумя руками); 

• перекладывание мелких предметов (бобов, гороха, пуговиц, бусин, мозаики) из одной ёмкости в другую; захват предмета осуществляется попеременно двумя пальцами; усложнение – захват двух-трёх предметов одновременно; 

• складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; вкладывание формочек одна в другую; подбирание крышек к разнообразным ёмкостям; 

• нанизывание колец на тесьму, стержень; 

• пальчиковый театр или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик, теневой театр.

бумажные колпачки и крышки от бутылок.(можно стучать тихо-громко, шуршать, катать, скрипеть)

• выкладывание из круп, пуговиц, бусинок букв, цифр, разнообразных рисунков; 

• «рисование» картин крупой, бусинами, семенами, листьями деревьев. 

  • перемотка ниток;
  • завязывание и развязывание узелков;
  • чистка металла;
  • собирание разрезных картинок;

      Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа.

В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру.

Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть деревянные грибочки, массажные мячи, карандаши и т.д.

     Я подготовила игры с пальчиками и упражнения, которым  хочу вас научить.

Итак, мы все вместе отправляемся «В гости к пальчику большому»

Воспитатель проговаривает слова с показом движений пальцев рук, а родители повторяют упражнения:        

В гости к пальчику большому”

В гости к пальчику большому

 Приходили прямо к дому

 Указательный и средний,

 Безымянный и последний

 Сам мизинчик-малышок

 Постучался об порог.

 Вместе пальчики-друзья,

 Друг без друга им нельзя.

На первую строчку - выставляем вверх большие пальцы, на вторую - соединяем под углом кончики обеих рук, на третью - поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно. Затем вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак. На шестую - кулачки стучат друг о дружку. На последние строчки - ритмично сжимаем и разжимаем пальцы на обеих руках.

СЕМЬЯ 
Этот пальчик — дедушка, 
Этот пальчик — бабушка, 
Этот пальчик — папочка, 
Этот пальчик — мамочка, 
Этот пальчик — я. 
Вот и вся моя семья! 
Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.

Дорожки на ладошке

На каждой ладошке

Есть три дорожки.

Все дорожки мы найдём,

Пальчиком по ним пройдём:

Раз дорожка, два и три-

Пальцем каждую потри!

(указательным пальцем одной руки растирать ладонь другой вдоль линий.)

ПРЯТКИ 
В прятки пальчики играли 
И головки убирали. 
Вот так, вот так, 
И головки убирали. 

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочерёдное сгибание каждого пальчика на обеих руках.

ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ 
Раз, два, три, четыре, пять 
Вышли пальчики гулять. 
Раз, два, три, четыре, пять 
В домик спрятались опять. 

На первые строчки поочерёдное разгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца. На следующие строчки - поочерёдное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца.

Выполнять движения согласно тексту стихотворения

ЗАМОК 
На дверях висит замок. 
Кто открыть его не смог? 
Мы замочком постучали, 
Мы замочек повертели, 
Мы замочек покрутили 
И открыли! 

На первую строчку - пальцы в «замочек». Затем стучать о стол «замочком». Затем - круговые движения «замочком». На слова последней строчки - показать ладошки.

КАПУСТКА 
Мы капустку рубим-рубим, 
Мы капустку солим-солим, 
Мы капустку трём-трём, 
Мы капустку жмём-жмём. 
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдно поглаживать пальцы, потирать кулачок о кулачок, сжимать и разжимать кулачки..                                                                                                

Я предлагаю вам проиграть в игру с предметами, пусть это будет карандаш.

Карандаш в руках держу

Поиграть я с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли

И немного пошуршали

Карандашик я возьму

Непременно каждый пальчик

быть послушным научу.

Пальчики

Этот пальчик хочет спать,

(выполнять круговые движения на подушечке пальца с последующим загибанием)

Этот пальчик лёг в кровать.

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Тише пальчик не шуми,

(погрозить пальцем)

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

(показать ладошки с растопыренными пальчиками.)

В детский сад идти пора.

(хлопать в ладоши.)

Детям еще можно предложить следующие задания (выполнение заданий с педагогом и родителями) 

  • Плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами левой и правой руки.
  • Перебор карандаша всеми пальцами левой и правой руки.
  • Вращение карандаша ладонями обеих рук.
  • Зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и средним, средним и безымянным).
  • Поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу;

Игры с прищепками

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

 

Дорогие родители! Большое спасибо, что вы приняли  активное участие в нашем мероприятии. Надеюсь, что вы узнали много нового, интересного и обязательно примените  полученные знания в семье.


     

 

Следующая >



Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр для детей  3-4 лет

Я – зеленая капуста,

(Руки перед собой образуют круг)

Без меня в кастрюле пусто.

(Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю»)

Листья снимите с меня,

(Разводим руки в стороны)

И останусь только я!

Овощи (капуста)

Грибы

Красный – красный мухомор

(Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпку гриба)

Белых крапинок узор.

(Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки»)

Ты красивый, но не рвем!

(Погрозили пальчиком)

И в корзинку не берем!

(Прямая ладонь то себя – отодвигающий жест)

Осень

Вышла осень погулять,

(«Идем» указательным и средним пальцами одной руки)

Стала листья собирать.

(Одной рукой «подбираем» листья и «кладем» в другую)

Фрукты

Желтый – желтый наш лимон,

(Одноименные пальцы соединяются подушечками – показываем лимон)

Кислым соком брызжет он.

(Пальцы резко разводим в стороны)

В чай его положим

(Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай»)

Вместе с желтой кожей.

(Пальцы в том же положении, движения – «помешиваем чай»)

Одежда

Я надену сапоги, курточку и шапку.

(Показываем на ноги, туловище, шапку)

И на руку каждую

(Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток)

Натяну перчатку.

(Смена рук)

Зимующие птицы (дятел)

Дятел в дерево стучит:

Тук – тук – тук.

(Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучит в нее.)

Целый день в лесу стоит

Стук – стук – стук.

(Смена рук)

Домашние животные (кошка)

Вот, убрав царапки,

Кошка моет лапки.

(«Моем руки»)

Мордочку и ушки

(Круговые движения ладонью по лицу)

На своей макушке.

(Чуть согнутые ладошки движутся за ушками – показываем, как кошка моет ушки)

Дикие животные (заяц)

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

(Указательным и средним пальцем шевелим вперед и назад по очереди, остальные пальцы сжаты в кулачок)

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

(вертим кулачком с «ушками» вправо-влево, «подпрыгивая»)

Домашние птицы (курица и цыплята)

Зерна курочка клюет,

(Оде ладошки вместе отклоняем от себя)

И цыплятки тут как тут.

(Щепотки «клюют» по очереди)

В воду уточка нырнет,

(Ладошки вместе «ныряют» вперед)

А цыплятки не нырнут.

(Погрозили пальчиком)

Зима

Снег ложиться на дома,

(Руки разводим в стороны, ладонями вниз)

Улицы и крыши.

(Руки «домиком»)

Тихо к нам идет зима,

(«Идем» указательным и средними пальцами одной руки)

Мы ее не слышим…

(Рука за ухом)

Новый год

- Здравствуй, Дедушка Мороз!

(Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза)

Что в подарок нам принес?

(Руки вперед ладонями вверх)

- Громкие хлопушки,

(Хлопнуть в ладоши)

Сладости, игрушки.

(Вертим кистями)

Транспорт

По шоссе идут машины,

(Крутим воображаемый руль)

По асфальту едут шины.

(Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу)

По дороге не беги,

(Погрозили пальцем)

Я скажу тебе: «Би-би».

(Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим»)

Мебель

На кроватке мы поспали,

(Руки под щеку)

Вещи в шкаф уже убрали.

(Свободно двигаем руками – «убираем вещи»)

Мы на стуле посидели

(Ладонью одной руки накрываем кулак другой)

И за столиком поели.

(Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой)

Посуда

Из тарелок, как один,

(Ладони вместе перед собой – «тарелка»)

Суп мы ложками едим.

(Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой)

Вилкой кушаем котлеты,

(Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку»)

Ножик режет нам омлеты.

(«Режем» прямой ладонью взад-вперед)

Детский сад

Воспитатель помогает

(Показываем указательными пальцами обеих рук лист бумаги)

Нам картинки рисовать,

(Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки – держим « «кисточку» и делаем произвольные движения – «рисуем»)

С нами в игры он играет

(Руки перед собой, вращаем кистями)

И укладывает спать.

(Руки под щеку)

Семья

Мама, папа, брат и я -

(По очереди загибаем пальчики, начиная с мизинца до указательного)

Вот и вся моя семья!

(Загибаем большой палец и крутим кулачек)

Весна

Вот уж две недели

Капают капели.

(Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе)

Снег на солнце тает

(Руки ладонями вниз разведены в стороны)

И ручьем стекает.

(Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону)

Подснежники

Солнышко пригрело,

(Растираем ладони друг об друга)

И набухли почки.

(Ладони соединяем вместе только кончиками пальцев и запястьями)

Лезут то и дело

Первые цветочки.

(Запястья вместе, пальцы развести «цветком», пошевелить пальцами)

Животные жарких стран

Хобот носит только он -

(Рукой плавно двигаем перед собой – изображаем хобот)

Лопоухий серый слон

(Приставляем кисти рук к ушам и машем)

Насекомые

Мы пошли гулять на луг,

(«Идем» указательными и средними пальцами обеих рук)

А по лугу ползал жук!

(Одна рука ползет по руке или по столу)

Цветы

Ромашки белые цветки –

Как пальцы маленькой руки.

(Ладонь вперед, пальцы раздвинуть – это «ромашка»)

И вот слетаются жуки

Считать ромашки лепестки.

(Перебираем пальцы по одному, массируя)

Деревья

У дерева ствол, на стволе много веток,

(Прижать кисти рук тыльной стороной друг к другу, пальцы растопырены и подняты вверх)

А листья на ветках зеленого цвета.

(Шевелить кистями и пальцами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы «В гости к пальчику большому»

Ученые пришли к заключению, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальце...

Мастер-класс по пальчиковой гимнастике для детей и родителей второй младшей группы "Семья".

Данное мероприятие  направлено  на реализацию системы занятий по развитию речи с использованием разнообразных форм пальчиковых игр.Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра...

Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы "В гости к пальчику большому"

Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы «В гости к пальчику большомуЦель: познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелко...

Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы «В гости к пальчику большому»

Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы «В гости к пальчику большому»...

Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы «В гости к пальчику большому».

Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы«В гости к пальчикам»Цель: познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелкой мотори...

Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы «В гости к пальчику большому»

Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить....

Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы «В гости к пальчику большому»

     Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы...