Логопедическая работа в системе ранней абилитации ребенка с детским церебральным параличом
методическая разработка по логопедии по теме

плеханова валентина сергеевна.

 

Знание особенностей речевых нарушений у детей с ДЦП позволяет сформулировать основные принципы, определяющие последовательность и систему коррекционно-логопедической работы при ДЦП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskaya_abilitaciya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая работа в системе ранней абилитации

ребенка с детским церебральным параличом

ДЦП (детский церебральный паралич) – это тяжелое заболевание нервной системы, которое не редко приводит к инвалидности. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают ДЦП.

Анализ нарушений, наблюдаемых у детей, страдающих данным заболеванием, показывает, что лечение без системного коррекционного психолого-педагогического и социального воздействия недостаточно эффективно.

Дети с ДЦП – это инвалиды с детства, поэтому говорить о восстановлении утраченных функций (реабилитация) нет оснований. Речь может идти только об обучении, о приспособлении ребенка нормальной жизни, т.е. абилитации. Хотя этот термин пока не прижился в русском языке, но именно он наиболее полно характеризует процесс обучения и воспитании детей с ДЦП.

Только методика коррекционально педагогического воздействия в комплексе с медикаментозным лечением, массажем, лечебной физкультурой, физиотерапевтическими процедурами при условии систематичности должна скоррегировать отклонения в речевом, двигательном и интеллектуальном развитии ребенка с ДЦП.[1]

В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значительное место занимают расстройства речи, частота которых составляет 70-80%.[2]

В развитии речи имеет большое значение доречевой, или подготовительный период, который при нормальном развитии длится от рождения до конца первого года жизни. В этот период начинает развиваться слуховое и зрительное восприятие, формируется начальная, предметная и игровая деятельность, появляется лепет и гуление, возможность подражать звукам речи, т. е. появляются необходимые предпосылки для общения ребенка с окружающими его людьми. Мозг развивается наиболее интенсивно на первом году жизни, что определяет наиболее быстрый темп психомоторного развития ребенка на этом этапе.

Проанализировав особенности развития детей с церебральным параличом, можно сделать вывод, что у них не только замедляется, но и патологически искажается процесс формирования речи. Более позднее становление речевой функции обусловлено задержкой развития мозга: «молодые» участки коры у детей с церебральным параличом завершают свое формирование в более поздние сроки. Таким образом, доречевой период ребенка с церебральным параличом может затянуться на 2-3 года, что значительно отстает от нормы.[3]

Знание особенностей речевых нарушений у детей с ДЦП позволяет сформулировать основные принципы, определяющие последовательность и систему коррекционно-логопедической работы при ДЦП.

Первый важный принцип речевой терапии – подавления патологической рефлекторной активности, как в речевой, так и в скелетной мускулатуре.

Вторым принципом является онтогенетически последовательное поэтапное формирование доречевой и речевой активности, которая строится на сохранных функциях.

Третий принцип речевой терапии – стимуляция речевого развития на базе сенсорного воспитания, моторного развития, медикаментозной и физиотерапии, ЛФК, массажа и др.

Их сочетание является важным условием комплексного воздействия специалистов медико-педагогического блока.

Четвертый принцип – использование кинестетической стимуляции в развитии моторики артикуляционного аппарата, сенсорных и речевых функций.

И, наконец, важнейшим принципом речевой терапии является ее раннее начало и интенсивное проведение в первые годы жизни. Это, с одной стороны, будет способствовать созреванию корковых речевых зон, а с другой стороны – способствовать анатомическому развитию органов артикуляции.[4] 

Эти принципы речевой терапии на основе знаний механизмов речевых и двигательных нарушений у детей с церебральным параличом должны учитываться при работе со всеми детьми, страдающими ДЦП.

Обследование ребенка с ДЦП в форме правостороннего гемипареза в возрасте 6 месяцев показало, что сенсорное, двигательное развитие, голосовая активность ребенка отстает от нормы. Это выражается:

1.Голосовая активность и функции общения.

 тихий, слабый, истощающийся, глуховатый. Крик монотонный, невыразительный. В ответ на эмоциональное обращение взрослого, появляется мимолетная улыбка. Эмоциональный фон во время бодрствования низкий. Голосовая активность только в виде крика.

2.Сенсорное развитие и познавательная деятельность.

Активное бодрствование ограничено. Часто и беспричинно кричит. Сон прерывистый, при засыпании сосет палец. У ребенка с трудом можно вызвать зрительное сосредоточение на лице взрослого и игрушке. В основном в зеркальном положении на руках у взрослого. Зрительные дифференцировки отсутствуют. Мальчик прислушивается к голосу взрослого, к звуку погремушки, появляются очень вялые повороты головы при длительном звуке. Звуковых дифференцировок тоже нет.

2.Двигательное развитие.

Положение тела ребенка вынужденное. Резко повышен общий двигательный тонус. Пальчики на правой руке сжаты в кулачок, плохо раскрываются, ограничено поднимание руки к верху. Низко висящие игрушки пытается захватить левой рукой. Лежа на животе пытается опереться на предплечья, высоко подняв голову, но заваливается на левый бок. Удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого. Опорная реакция ног отсутствует. Не переворачивается.

3.Артикуляционный аппарат.

Лицо маскообразное. В мимических и жевательных мышцах тонус повышен. Язык напряженный, отодвинут назад. Движение им во время сосания ограничены. Мышцы губ напряжены, не смыкаются, рот всегда полуоткрыт.

4.Дыхание.

Аритмичное. Дискоординация дыхательных и сосательных движений.

5.Кормление.

Кормление замедленное. Соску захватывает неплотно, пища подтекает из углов рта, быстро устает.

Согласно этим данным ребенок находится на первом уровне доречевого развития.

Для наиболее оптимального воздействия на все психические функции и моторику этого ребенка стали следующие направления коррекционно-педагогической работы:

-Стимуляция эмоционального общения.

-Нормализация процесса состояния.

-Нормализация дыхания.

-Работа над голосом.

-Развитие подготовительных этапов активной речи.

-Развитие зрительных ориентировочных реакций.

-Развитие слуховых ориентировочных реакций.

-Нормализация тонуса правой руки, физиологического положения пальцев руки.

-Развитие движений руки и зрительно-моторной координации.

-Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции.

-Развитие общих движений.

Согласованная работа логопеда, невропатолога, массажиста, физиоте6рапевта, инструктора ЛФУ в течении 5 месяцев дала следующие результаты:

  1. Заметно снизился тонус мышц речевого аппарата, что создало основу для новых возможностей в формировании нужных движений губ, языка, мягкого неба, в оформлении голосовой активности.
  2. Снижение тонуса мышц речевого аппарата способствовало выработке улыбки.
  3. Тонически напряженный ранее язык приобрел уплощенную форму, благодаря чему увеличился объем, активных его движений как внутри, так и в полости рта.
  4. Увеличились амплитуда и объем активных движений при раскрывании и смыкании губ.
  5. В связи с тем, что наметилась дифференциация в спонтанном включении в произносительную активность мышц языка и губ, то следующие звуки: а, о, и, э, а также слоги: ка, га, да, та. Таким образом было достигнуто активное гуление.
  6. Появилась позитивная динамика и в произносительной стороне речи: возросла сила голоса, продолжительность непрерывного произношения, появились элементы интонационной модулированности.
  7. Значительно уменьшилась саливация.
  8. На занятиях с ребенком наблюдался положительный коммуникативный фон. Активизировался «Комплекс оживления». Значительно увеличилось стремление ребенка к общению. Появилась адекватная реакция на одобрение.
  9. В процессе занятий стало возможным удерживать слуховое и зрительное внимание ребенка. Он стал прислушиваться к голосу, адекватно реагировать на интонацию, узнавать знакомые голоса.
  10.  Ребенок стал проявлять стойкий, избирательный интерес к игрушкам. С помощью эмоций он дает понять взрослым, какая игрушка ему нравится.
  11.  В связи с тем, что у ребенка правосторонний гемипарез и ведущей рукой является левая, то у него под контролем зрения хорошо сформировалось умение захватывать, удерживать игрушки из разных направлений и манипулировать с ними левой рукой. Правой же рукой, он научился только захватывать предмет, но удерживать его длительно пока не может.
  12.  Благодаря расслабляющему массажу удается частично нормализовать тонус правой руки, что способствует раскрытию ладошки и дает возможность осуществлять захват правой рукой. С трудом удается вывести большой палец из кулачка наружу. К сожалению, не удалось добиться согласованности действий рук. Для формирования этих навыков необходимы длительные тренировки.
  13.  Нормализовать положение губ, языка и нижней челюсти в момент кормления удается только с помощью расслабляющего точечного массажа и пассивной артикуляционной гимнастики для губ и языка. Для нормализации процессов кормления необходима длительная, непрерывная работа.
  14.  Процесс дыхания значительно улучшился, но достичь полной нормализации пока не удалось.
  15.  К сожалению, сформировать хорошую опорную реакцию ног и рук у ребенка из-за сложности дефекта не удалось, но позитивные сдвиги есть: ребенок, лежа на животе, не заваливается на бок, как это было ранее. Подползание к интересующему объекту возможно только с помощью ладони взрослого, от которой можно оттолкнуться и двигаться вперед.

Проведенная коррекционная работа показала, что выбранный комплексный подход к абилитации ребенка с ДЦП, дал возможность довольно успешно корригировать отставание не только в речевом развитии ребенка, но и многие вторичные нарушения. Только комплексный характер коррекционной работы с ребенком с церебральным параличом предусматривает постоянный учет взаимовлечения двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающего развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, что возможно лишь при сочетании педагогического и медицинского воздействия.

Результаты логопедической работы были весьма успешными только благодаря тому, что в коррекционном процессе принимали активное участие невропатолог, врач ЛФК, массажист, физиотерапевт. Но так дети с ДЦП представляют сложную группу аномальных детей, то коррекционная работа с данным ребенком, должна продолжаться длительно с целью постоянного воздействия на процессы формирования и развития речи, психических и познавательных процессов, обеспечение максимально полной социальной адаптации ребенка.

Работу следует продолжать с учетом сензитивных периодов развития ребенка и его темповой характеристики с учетом дефекта, адаптивных резервов в возможности компенсировать несформированность определенных предпосылок деятельности к его возрасту и «зоны ближайшего развития».[5] 

Процесс ранней абилитации ребенка с ДЦП труден и многогранен. Но осуществлять его необходимо, т. к. на развитие и нормальную жизнедеятельность имеют право как здоровые дети, так и дети-инвалиды.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности арт-терапевтического сопровождения ребенка с детским церебральным параличем

Арт-терапевтические занятия  являются важным звеном в психолого-педагогическом сопровождении детей, имеющих диагноз ДЦП. Безусловно, возможность проведения занятий будет зависит от формы и степен...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ С ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

У детей  с церебральным параличом наиболее частыми формами речевых нарушений являются различные формы дизартрии. Ребенок слабо ощущает как положение своих конечностей,  так и органов артикул...

Особенности арт-терапевтического сопровождения ребенка с детским церебральным параличом

В стендовом докладе отражены цели, задачи, виды деятельности в арт-терапевтическом пространстве, принципы организации работы и критерии результативности...

Доклад и презентация для учителей-логопедов "Логопедическая диагностика детей с детским церебральным параличом".

В данной презентации описаны основные направления логопедического обследования детей с ДЦП....