Особенности арт-терапевтического сопровождения ребенка с детским церебральным параличем
статья по теме

Степаненко Наталья Олеговна

Арт-терапевтические занятия  являются важным звеном в психолого-педагогическом сопровождении детей, имеющих диагноз ДЦП. Безусловно, возможность проведения занятий будет зависит от формы и степени тяжести заболевания, но данная статья показывает, что участие  ребенка с особенностями развития в арт-терапевтическом процессе может стать хорошим способом улучшения его  качества жизни. Статья была опубликована  в сборнике матерниалов III Всероссийской научно-практической конференции "Арт-терапия и арт-педагогика:новые возможности для развития и социализации личности".-СПб. Г.Грязи (Липецкая обл.) Скифия-Принт,2018. ISBN 978-5-98620-310-2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-terapiya_s_rebenkom_s_dtsp.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА

С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧЕМ.

Детский церебральный паралич-это заболевание, характеризующееся нарушением моторного развития, обусловленное прежде всего аномальным распределением мышечного тонуса,  нарушением всех двигательных навыков (удержания головы, сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности), нарушением координации движений, вследствие поражения одного или нескольких участков мозга. Основной задачей терапии является коррекция нарушений двигательного аппарата, снижение спастичности, формирование правильного двигательного стереотипа. Прогноз заболевания зависит от степени поражения нервной системы.

Удовлетворение потребности ребенка в самовыражении в творческом пространстве может стать стимулом для начала становления компенсированной двигательной деятельности. Целями применения арт-терапии  ребенка с ДЦП являются стимулирование активности, самостоятельности, способствование сенсорному и двигательному развитию, положительное влияние на формирование эмоциональной сферы. Важно научить осознавать ощущения своего тела и свое эмоциональное состояние при манипулировании с различными художественными средствами. Кроме того, смена обстановки, расширение пространственного кругозора,изменение положения тела в пространстве в процессе творческой деятельности,  учитывание желаний ребенка в выборе материалов- все это положительным образом сказывались на  самооценке ребенка с ДЦП и в целом повышает качество его жизни в доме ребенка. Все это обеспечивает достижение развивающих эффектов, которые в дальнейшем будут основой для коррекции психических процессов и его социализации. Роль специалиста  на занятиях с ребенком с подобным диагнозом более активна, чем его роль на занятиях с детьми без особенностей в развитии. Кроме того, временные границы занятий увеличиваются из-за продолжительной подготовки арт-терапевтического пространства для комфортного расположения ребенка с ДЦП в процессе творческой деятельности.

Особенности занятий на примере: Мальчик 3,5 лет со спастическим тетрапарезом, сгибательными контрактурами, умственной отсталостью неуточненной ст., сходящимся косоглазием, гиперметропией. Задержкой развития ориентировочно-познавательных реакций.

Главной задачей в подготовке занятий было подобрать те виды арт-терапии, которые конкретный ребенок способен выполнять. Важно  было учитывать возраст ребенка и степень зрелости функциональных систем, индивидуальных предпочтений. В связи с  особенностями заболевания возникли трудности  с применением разнообразных арт-терапевтических техник, которые обычно использовались на занятиях с детьми без ДЦП. Каждое занятие начиналось с игр с теплой водой, манипулирование предметами в воде, что позволяло снизить мышечный тонус. Затем ребенок  рисовал на различных поверхностях.

Варианты деятельности:

  • Рисование  красками,жидкой глиной на листах бумаги, коробках, зеркале;
  • Рисование фломастерами, восковыми мелками на бумаге, прикрепленной к зеркалу;
  • Рисование красками на пенной воде перед зеркалом;
  • Работа с кинетическим песком.

Надо отметить, что зеркало (даже когда оно не являлось поверхностью для рисования) в каждом занятии было необходимым элементом, поскольку, смотря в него ребенок видел себя в процессе созидательной деятельности, что положительным образом сказывалось на его самоощущении, а когда ребенок находился на руках у специалиста, опираясь спиной для более удобного положения тела в пространстве в процессе рисования, арт-терапевт мог видеть изменение мимики мальчика в зеркале, считывая его сигналы и подстраиваясь под ребенка, меняя ход занятия.

Динамика арт-терапевтического процесса:

  1. Заинтересованность ребенка в занятиях.

Возросла потребность ребенка в занятиях. Мальчик ждал, когда за ним придут, а когда видел специалиста откликался взглядом, улыбкой, пытался здороваться, издавая звуки.

  1. Стремление к самостоятельности и признание своих желаний (предпочтений).

Первые встречи специалист давала в руки ребенка мелок или кисть и он послушно водил ими по поверхности. Спустя время  мальчик уже старался озвучить свои предпочтения в выборе цвета мелков, красок и игрушек, а попытки взрослого помогать ребенком отвергались (мальчик бросал поданный ему предмет и пытался брать его сам).

  1. Мотивация на самоценность.

Частая похвала мотивировала на самостоятельное раскрытие кулака (при спазмированности мышц), на отведение больших пальцев рук для удобного взятия предмета. Занятия дали возможность закрепить в ребенке чувство успешности, веру в то, что он может рисовать так как хочет и получать от этого радость.

В 1974 году психолог Джем Франк сформулировал пять основных эффектов успешной психотерании, которая предоставляет новые обучающие возможности (познавательные и практические); вселяет надежду на избавление от страданий; предоставляет опыт успешной деятельности; дает возможность преодолевать чувство отверженности; пробуждает яркие эмоции.      В случае арт-терапевтического сопровождения ребенка с ДЦП данное направление психотерапии выступило,  как непосредственная альтернатива вербальному общению, а  вовлеченность ребенка в творческую деятельность положительным образом сказывалась на эмоциональном фона в целом. Процесс  художественной деятельности способствовал выражению эмоций, оказывал развивающее воздействие на моторику рук (что является важным звеном в реабилитации детей с ДЦП), а  терапевтический эффект достигался за счет  взаимодействия со специалистом в стабильном безопасном пространстве и свободного манипулирования с художественными материалами (на сколько позволял диагноз). Поэтому можно сделать вывод, что арт-терапевтические занятия с детьми с ДЦП  является актуальным способом, позволяющим ребенку по-иному взглянуть на окружающую действительность и свои возможности в творческом пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа в системе ранней абилитации ребенка с детским церебральным параличом

Знание особенностей речевых нарушений у детей с ДЦП позволяет сформулировать основные принципы, определяющие последовательность и систему коррекционно-логопедической работы при ДЦП....

"Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом"

В данной статье раскрываются особенности развития личностно и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом. Подробно описываются причины возникновения у детей с ДЦП именно этих ос...

"Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом"

Развитие личности у детей с ДЦП в большинстве случаев проходит весьма своеобразно, хотя по тем же законам, что и развитие личности нормально развивающихся детей. Специфические особенности формирования...

Особенности развития коммуникации у детей с детским церебральным параличом старшего дошкольного возраста.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжёлое заболевание, ведущим нарушением является нарушение двигательных функций, кроме этого имеются нарушения речи, слуха, зрения, интеллекта.Для детей ...

Особенности арт-терапевтического сопровождения ребенка с детским церебральным параличом

В стендовом докладе отражены цели, задачи, виды деятельности в арт-терапевтическом пространстве, принципы организации работы и критерии результативности...

ОСОБЕННОСТИ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

В настоящее время особое внимание уделяется образованию и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, развитию и коррекции их психофизических особенностей.В последние годы растет число де...

Тьюторское сопровождение ребёнка с детским церебральным параличом в условиях общеобразовательного детского сада

Материалы Х Всероссийской научно- практической конференции "Адаптация детей и молодёжи к современным социально- экономическим условиям на основе здоровьесберегающих технологий". Абакан, 27 о...