комплексы постановочных упражнений
методическая разработка по логопедии по теме

комплексы постановочных упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postonovochnye_uprazhneniya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс № 2 (для постановки шипящих звуков).

I Упражнения для губ

«Окошечко»

Губы разомкнуты, округлены, слегка выдвинуты вперёд. Окологубные мышцы напряжены.

II Упражнения для языка

«Лопатка»

Губы в улыбке. Широкий кончик языка лежит на нижней губе. Боковые края касаются  углов рта. Передние резцы языка не касаются, верхней губой не закрываются. (Вспомогательное упражнение «Непослушный язычок». Широкий язык лежит между губами, произносим: пя-пя-пя.)

«Чашечка»

Язык широкий. Края языка подняты вверх. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Передний край языка поднимается ниже, чем боковые. Нижние и верхние передние зубы видны. (Вспомогательное упражнение «Вкусное варенье». Широкий язык ложится на верхнюю губу и облизывает её сверху вниз. Нижние зубы при этом видны. Нижняя челюсть неподвижна.)

III Упражнения для выработки воздушной струи

«Футбол»

Широкий язык лежится между губами. Боковые края касаются  углов рта. Дуем по средней линии языка. Можно от звука [п] или [ф].

«Фокус»

Язык в форме «Чашечки». Дуем по средней линии языка, по направления к кончику носа. Нижние зубы видны. Можно от звука [п] или [ф].

«Остуди чашечку»

Язык в форме «Чашечки». Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя направлена на внутреннюю поверхность верхних резцов. Верхние и нижние зубы видны.

Комплекс № 4 (для постановки звуков [р], [р`]).

I Выполнить все упражнения из комплекса № 2

II Упражнения для растягивания подъязычной связки

«Грибок»

Язык присасывается к твердому небу. Боковые края находятся у зубного ряда. Рот широко открыт, подъязычная связка растянута.(Вспомогательное упражнение «Лошадка»).

«Гармошка»

Выполнить упражнение «Грибок». Удерживать язык в таком положении при этом закрывать/ открывать рот.

III Упражнения для выработки подвижности переднего края языка

«Барабанщик»

Язык в форме «Чашечки». Боковые края  прижаты к верхним коренным зубам. Рот приоткрыт. Кончик языка стучит по внутренней стороне верхних резцов. Звуки похожи на: д-д-д.

«Болтушка»

Язык в форме «Чашечки». Выполнять  движения языком по верхним зубам. Облизывать зубы с внутренней и внешней стороны. Сначала медленно, потом быстрее; молча, потом с голосом. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

Комплекс № 1(для постановки свистящих звуков)

I Упражнения для губ

«Улыбка»

Губы разомкнуты и растянуты в улыбке. Разомкнутые губы позволяют увидеть щель между верхними и нижними резцами.

«Улыбка-Трубочка»

Переключение от губной позы к позе типичной для свистящих. Губы разомкнуты и при «Трубочке» и при «Улыбке».

II Упражнения для языка

«Лопатка»

Губы в улыбке. Широкий кончик языка лежит на нижней губе. Боковые края касаются  углов рта. Передние резцы языка не касаются, верхней губой не закрываются. (Вспомогательное упражнение «Непослушный язычок». Широкий язык лежит между губами, произносим: пя-пя-пя.).

«Горка»

Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. Боковые края языка касаются углов рта. Кончик языка упирается в основание нижних резцов. Передне-средняя часть спинки языка прогибается вверх. Верхние резцы не упираются в язык. (Вспомогательное упражнение «Чистим зубки»).

III Упражнения для выработки воздушной струи

«Футбол»

Широкий язык лежится между губами. Боковые края касаются  углов рта. Дуем по средней линии языка. Можно от звука [п] или [ф].

«Ветерок по горке»

По сути это открытая артикуляция звука [с].

Комплекс № 3 (для постановки звуков [л], [л`]).

I Упражнения для губ

«Улыбка»

Губы разомкнуты и растянуты в улыбке. Разомкнутые губы позволяют увидеть щель между верхними и нижними резцами.

«Улыбка-Трубочка»

Переключение от губной позы к позе типичной для свистящих. Губы разомкнуты и при «Трубочке» и при «Улыбке».

II Упражнения для языка

«Иголочка»

Зубы разомкнуты. . Верхние и нижние передние зубы видны («Улыбочка»). Язык узкий с выраженным кончиком.

«Качели»

Рот открыт. Верхние и нижние зубы видны. Ребенок выполняет плавные и ритмичные движения языком из нижнего положения вверх на альвеолы.

III Упражнения для выработки воздушной струи

«Пароход»

Кончик языка зажат зубами. На длительном выдохе ребенок произносит звук [ы].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы артикуляторных упражнений для постановки звуков

Комплексы артикуляторных упражнений для постановки звуков С, З, Ш, Ц, Р, Л...

Комплексы игровых упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает плоскостопие.

Плоская стопа встречается у 15-23% детей, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию  и принять профилактические меры....

Комплекс дыхательных упражнений.

Комплекс дыхательных упражнений....

комплекс игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений о величине у детей дошкольного возраста

Комплекс игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста...

комплекс профилактических упражнений для верхних дыхательных путей (все возрастные группы)

комплекс упражнений, направленный на профилактику заболевания дыхательных путей. Комплекс представлен в виде коротких стишков и черно-белых иллюстраций к ним. Материал может быть использован во всех в...

Занятие «Комплекс гимнастических упражнений в сочетании с дыхательными упражнениями»

Комплекс гимнастических упражнений в сочетании с дыхательными упражнениями....

КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому и...