Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе: Рассматривание картины И.И. Левитана "Март"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Горелова Валентина Владимировна

Программное содержание: Продолжишь знакомство с творчеством И.И. Левитана. Формировать представление детей о пейзажной живописи. Учишь видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов, особенности композиции.

Подвести детей к пониманию, что через средства выразительности художник может выразить в картине определенное настроение. Вызвать эмоциональное отношение к картине, помочь увидеть красоту весенней природы. Ввести в активный словарь детей слова: пейзаж, пейзажист, ставни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

открытого занятия по развитию речи в старшей группе тема: «Рассматривание картины Иссака Ильича Левитана «Март»

Программное содержание: Продолжишь знакомство с творчеством И.И. Левитана. Формировать представление детей о пейзажной живописи. Учишь видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов, особенности композиции.

Подвести детей к пониманию, что через средства выразительности художник может выразить в картине определенное настроение. Вызвать эмоциональное отношение к картине, помочь увидеть красоту весенней природы. Ввести в активный словарь детей слова: пейзаж, пейзажист, ставни.

Материал к занятию: портрет И.И. Левитана, фото Третьяковской галереи, картины Левитана «Март» и «Золотая осень», набор открыток «И. Левитан» и подбор выставки картины пейзажной живописи о весне, диск с произведением К.И. Чайковского, стихотворение А. Плещеева «Весна» .


- Дети, сейчас вы закроете глаза и будете слушать и представлять то, о чем рассказывается в стихотворении (А. Плещеева «Весна» под музыку Чайковского «Времена года»).

«Весна»

Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало; Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.

А. Плещеев

  1. Откройте пожалуйста глаза и расскажите, что вы представили себе, слушая
    стихотворение?
  2. Как вы думаете, о каком времени года в нем говорится?
  3. Ребята, помните, мы с вами рассматривали картину Исаака Левитана? И
    как она называлась? («Золотая осень» -показ).
  4. Сегодня мы рассмотрим еще одну картину Левитана («Март» - выставить).
  5. Посмотрите на эту картину и скажите нравиться ли она вам?
  6. Как вы думаете, какое время года нарисовал художник?
  7. Ясный или пасмурный день на картине?

-        Почему вы так думаете?

-        Мотив   картины   начало   весны   в  деревне.   Смотришь   на   картину  и
чувствуешь дыхание весны. Хочется прямо сейчас сесть в сани и проехаться
в  них,  ощутить  свежесть  и  чистоту  воздуха.  Подставить  лицо  яркому
солнышку и насладиться его теплом.

В этом весеннем пейзаже солнце становиться главным. Вглядитесь, как ласково оно освещает всю местность. Греясь на солнышке, замерла от удовольствия лошадь. Стена дома золотиста. Яркий свет солнца ложится на чистый снег, на стволы и ветви деревьев.


  1. А каким мы видим на картине снег? (Снег на крыше крыльца подтаял; на
    дороге снег потемнел; стал рыхлым, осел; появились проталины).
  2. Взгляните на небо. Что вы можете сказать о нем? (Высокое голубое небо;
    чистое; ясное и безоблачное).
  3. А теперь, ребята, попробуйте описать деревья, изображенные на картине.
    (Стоят неподвижно, отбрасывая тени; стволы устремлены вверх; тоненькие
    веточки берез переливаются разными цветами; зеленые сосны).
  4. На картине нет человека, но мы чувствуем его присутствие. По чему мы
    можем догадаться что он рядом? (Распахнута дверь; снята- с окна ставня;
    лошадь ждет человека; на дереве - скворечник).
  5. Исаак Левитан на картине смог изобразить очень многое.

Физминутка

Я прошу поднять вас - это раз Повернулась голова - это два Руки вниз, вперед смотри - это три Руки в стороны развести - четыре С силой их к плечам прижать —это пять Всем ребятам тихо сесть - это шесть.

-        Каждый  художник,   прежде  чем  будет  рисовать  картину  масляными
красками   на   полотне,   должен   ясно   представить   себе,   как   она  будет
выглядеть, где что будет расположено, сколько места займут те или иные
предметы, то есть продумать композицию картины.

-        Сначала художники рисуют небольшие рисунки будущей картины, а затем
переносят на большое полотно. Левитан заранее продумал, какой величины
будут все предметы на картине.

-        Посмотрите, ближайшие деревья   художник нарисовал крупными,   а те,
которые находятся дальше маленькими.

  1. Одинаков ли цвет неба?
  2. А снега?

-        Чтобы добиться нужного цвета- оттенка, художники смешивают краски -
как вы это делаете на палитрах.

  1. Скажите, каких красок больше на картине - ярких, светлых или темных?
    (светлых и ярких).
  2. Как вы думаете, можно ли назвать эту картину радостной? Почему?
  3. А если бы художник нарисовал тоже   самое, но другими красками. Небо
    например в темно-серых тучах...? Назвали бы мы такую картину радостной?

-Почему нет?

  1. Значит, Левитан хотел, чтобы вы, зрители, испытывали радость. И поэтому
    художник специально подобрал для картины такие краски. Чтобы через цвет
    выразить свое весеннее настроение. Художников, которые пишут картины о
    природе, называют художниками - пейзажистами, а их картины - пейзажами.
  2. А сейчас Саша Одеркова прочтет стихотворение, что же такое пейзаж
    (Стихотворение А. Кушнера «Пейзаж»).

«Пейзаж»

Если видишь: на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и туман, Обязательно картина Называется пейзаж.

  1. Левитан обладал редким даром понимания природы. О других знаменитых,
    талантливых художниках вы еще узнаете.
  2. Ребята, в Москве есть необычное здание, где собрано много картин разных
    художников. Это здание называется Третьяковская галерея . Ее основал, то
    есть собрал эти (показ) картины Павел Михайлович Третьяков, поэтому она и
    называется Третьяковской. П.М. Третьяков очень любил живопись Левитана
    и   собрал в своей галереи много его картин. У нас в Дмитровском районе
    тоже есть талантливые художники.
    Я назову несколько.

Анатолий Семенович Гусев - живет в Рыбном, Константин Александрович Прохоров и Иван Сергеевич Нефедов - в Дмитрове, Федор Васильевич Шалаев - в Орудьеве, Владимир Сергеевич Купцов - в Яхроме. Есть и

4

другие художники. Их работы можно увидеть в Дмитрове. У нас в группе

тоже есть дети которые хорошо рисуют. Может со временим они тоже станут

талантливыми художниками.

- А сейчас скажите, с творчеством какого художника мы сегодня продолжили

знакомство?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Купание медвежат».

Развитие связной речи - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь развивается постепенно вместе с развитием мышления, с усложнением детской деятельности и разными формами обще...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе .Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...