Главные вкладки

    Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Купание медвежат».
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Зобнина Елена Викторовна

    Развитие связной речи - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь развивается постепенно вместе с развитием мышления, с усложнением детской деятельности и разными формами общения с окружающими людьми. Старшие дошкольники дают более развернытые описания игрушек, предметов и картин, учатся составлять рассказы как по картине, серии сюжетных картин, так и составлять рассказы из личного опыта. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Купание медвежат».

                                   Подготовила и провела воспитатель: Зобнина Е.В.

    Задачи: Образовательные: Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием. Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. Упражнять в подборе слов, близких по значению; в образовании окончаний прилагательных.

    Развивающие: Развивать связную устную речь, логическое мышление, память, внимание, воображение. Развивать потребность в нравственно эстетической отзывчивости на красоту окружающего мира.

    Воспитательные:  Воспитывать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей. Воспитывать у детей любовь к природе, видеть, слышать ее, ощущать, бережно к ней относиться.

    Словарная работа: Медведица, медвежата, шатун, ягоды, плоды, корешки, хищник, лето, река, Африка, письмо; большой, косолапый, неуклюжий,  подвижный, маневренный, грозный, толстые,  мощные, большая, небольшие, густая, недлинная, бурая ; добывает, спит, ревёт, лакомится, бродит, купает, убегает, догнала, нашлёпала, окунает и т.д.

     Методы и приемы:
    Художественное слово. Сюрпризный момент, игровая мотивация, образец, вопросы, поощрения.

    Предварительная работа:

    Рассматривание картинок, иллюстраций. Разучивание стихов.

    Чтение и слушание  сказок и рассказов  про животных, отгадывание загадок.

    Художественно- творческое развитие ( рисование, лепка, аппликация).

    Материалы и оборудование: картина  «Купание медвежат», мультемедия – изображение леса, картинки с изображением медведей, сказки, рассказы, письмо, глобус.

    Ход занятия:

             Воспитатель: Читаю стихотворение-загадку:

    С чёрной кнопкой на носу

    Этот зверь живёт в лесу,

    Весь лохматый, цветом бурый,

    На лицо немного хмурый.

    У него кривые лапы,

    Неуклюжий, косолапый,

    Любит кушать сладкий мёд,

    Этот мёд у пчёл крадёт.

    По деревьям лазит ловко,

    Есть хорошая сноровка,

    Может сильно он реветь,

    А зовут его … Медведь!

    (А.Чурилов)

    Воспитатель: Кто из вас не знает медведя? Опешите, какой медведь?               (Большой , неуклюжий, косолапый.  Но на самом деле медведь не такой. Он очень подвижный, маневренный. Медведь – грозный лесной житель, который никому не даст спуску, если не в настроении. Медведь – хищное животное. Он хорошо плавает и лазает по деревьям. Любит лакомиться растительным десертом: ягодами, плодами, зёрнами, травой, корешками растений. Ноги у медведя толстые, мощные, голова большая, с небольшими глазами и ушами, шерсть густая, не очень длинная, бурая и т.д.  ).

    Воспитатель:  Что делает медведь зимой? ( Медведь спит в берлоге. Иногда, когда медведь недостаточно откормился осенью, он просыпается и бродит в поиске пищи. Такого медведя называют шатуном. В конце зимы у медведицы появляются медвежата. Иногда один, два, а бывает и пять маленьких медвежат ).

    Воспитатель:  Назовите, какие вы знаете сказки и рассказы  , в которых встречаются медведи? (Дети перечисляют).

    Воспитатель: Какие вы молодцы! Как  много интересного вы знаете о медведях! Ребята, когда, я сегодня пришла в детский сад, то у двери увидела вот что ( показываю детям упакованную с красивой ленточкой картину). Смотрите здесь письмо! Написано детям 10 группы.  Хотите узнать, что там? (Да).

    Распечатываю посылку, читаю письмо: « Дорогие, ребята, я живу в далёкой Африке. Меня зовут Рудо. Я не разу не был в России, но много слышал о вашей стране. Вы, знаете, мне подарили вот эту картину на день рождения, т.к. мне очень нравятся медведи. К сожалению, у нас нет таких животных. Я слышал, что эти животные живут в России. Если не трудно, составьте и напишите мне рассказ о медведях. Заранее спасибо, жду ответа. Рудо».

    Воспитатель: Показываю детям на глобусе, где находится Африка. Ну, что ребята, поможем Рудо? (Да). Давайте, немного отдохнём, сил наберёмся и продолжим.

    Физминутка:    Дети выполняют движения под словесное сопровождение.

                                           Топай мишка, хлопай мишка,
                                          Приседай со мной братишка.
                                          Руки вверх , вперед и вниз.
                                          Улыбайся и садись.

    Воспитатель: Вот картина. Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (Лето).

    Воспитатель: Как вы догадались, что лето? (Потому что на деревьях зелёные листья).

    Воспитатель: Кто изображён на картине? ( Медведица и два медвежонка).

    Воспитатель: Что делает медведица? (Купает медвежонка).

    Воспитатель:  Значит какая она? (Заботливая, любящая, добрая, внимательная).

    Воспитатель: Что можно сказать о внешнем виде медведицы, опишите её. ( Большая, огромная, большущая).

    Воспитатель: А что можно сказать о медвежатах, какие они? (Медвежата маленькие, озорные, игривые и т.д.).

    Воспитатель:  Что делают медвежата? (Одного медвежонка медведица окунает в воду, а другой стоит на берегу).

    Воспитатель:  Как вы думаете, он хочет купаться? ( Нет, потому что он убегает).

    Воспитатель: Посмотрите на реку. Что можно сказать о реке, какая она? (Быстрая, бурлящая, стремительная, несущаяся, неспокойная).

    Воспитатель:  Как вы думаете, страшно маленьким медвежатам купаться в такой реке? ( Да).

    Воспитатель: Тогда, почему же мама всё - таки заставляет медвежат купаться? (Потому что на улице жарко, их нужно освежить, т.к. у них густая, тёплая шерсть и она загрязнилась) .

    Воспитатель: А теперь, давайте составим план, по которому будете составлять рассказ.

    1. Какое время года изобразил художник? Где происходят события?

    2. Что происходит на картине?

    3. Зачем медведица купает медвежат?

    4. Чем всё закончилось?

    Образец рассказа: Стоял жаркий летний день. Большая, лохматая медведица повела своих маленьких, озорных медвежат купаться на речку. Река была очень быстрой, а вода холодной. Когда они подошли к реке, медведица схватила зубами за шиворот первого медвежонка. Он барахтался, отталкивал мать, рычал, но медведица окунула медвежонка, потом ещё раз. А второй медвежонок испугался и побежал. Медведица отпустила, первого медвежонка на берег, догнала второго, нашлёпала его большой, тяжёлой лапой. А потом стала окунать его в воду. После чего всё медвежье семейство довольные, охлаждённые от жары отправились в лес.

    Предлагаю 2-3 детям составить рассказ. Если дети затрудняются, то тогда предлагаю составлять рассказ по цепочки. Слежу за тем, что бы дети использовали распространённые предложения.

    Воспитатель:

    Предлагаю детям поиграть в игру « Один – много».

    Бросаю мяч детям: один – медведь,  два – медведя, много – медведей;

                           одна -  медведица, две – медведицы, много – медведиц;

                        один – медвежонок, два – медвежонка, много – медвежат и т.д.

                                                                                                                            Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Чей рассказ вам понравился больше всего и почему? Все молодцы!!!

    Литература:

    1. А.В. Аджи «Открытые мероприятия для детей старшей группы детского сада. Образовательная область «Развитие речи»;Изд.»Метода»,2015г.
    2. А.М.Федотова «Познаём окружающий мир играя»; Изд. «ТЦ Сфера», 2014г.

    Источник:

    http://www.moi-detsad.ru/zanatia31.htm


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа»

    Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, развивать мелкую маторику. Совершенствовать навыки изменять имена существительные по числам и родам, по падежам. Умение составлять предложения по серии ...

    Конспект открытого урока по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ рассказа Е.И. Чарушина "Лисята"

    Конспект открытого урока по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ рассказа Е.И. Чарушина "Лисята"...

    Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Зайцы» из серии «Дикие животные»

    учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать...

    Занятие по развитию речи в старшей группе на тему «Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»».

    Занятие по развитию речи в старшей группе на тему «Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»». Программное содержание:Продолжать учить детей рассматривать сюж...

    Самоанализ занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Весна»

    Развитие связной речи детей через составление описательного рассказа о весне по опорным картинкам....