Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление рассказа по картине «Зайцы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Дисенбаева Анара Хусаеновна

О.С.Ушакова 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по развитию речи в старшей группе по теме

 «Составление рассказа по картине «Зайцы»

Доминирующая ОО: речевое развитие

Интеграция ОО: познавательная, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие

Вид деятельности детей: игровая, речевая, двигательная, восприятие худ.литературы.

Программное содержание:

Задачи:

Связная речь: учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику.

Словарь и грамматика:  учить образовывать существительные от глаголов (продавать-продавец) и прилагательных (весёлый - весельчак)

Звуковая культура речи: учить определять ударение в двухсложном слове.

Материал и оборудование: картины «Зайцы», «На рыбалке»

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун», Мамин-Сибиряк, «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; рисование, лепка на тему «Заяц»; рассматривание иллюстраций из серии «Дикие животные»; подвижная игра «Бездомный заяц». Просмотр видеофильма «Зайцы»

Предполагаемый результат: умеют составлять рассказ по картине по предложенному плану, включают в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику; образовывают существительные от глаголов  и прилагательных; определяют ударение в двухсложном слове.

Структура занятия

1.Вводная часть

Беседа по картине «Зайцы»

3 мин

2.Основная часть

Составление рассказа по картине

Физкультминутка

Беседа по картине «На рыбалке»

20 мин

3.Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Рефлексия

2 мин

Длительность занятия 25 мин

Ход занятия

1.Вводная часть

Воспитатель помещает на мольберт или доску картину «Зайцы». Дети рассматривают картину, затем отвечают на вопросы.

1.Кто нарисован на картине?

2.Какое время года изображено? Почему вы так думаете?

3.Чем занимаются зайцы?

4.Что вы можете сказать о зайце, какой он?

2.Основная часть

Воспитатель (даёт задание составить рассказ по картине).

Расскажите когда и зачем зайцы вышли на полянку? Какие они, что они делали? Рассказывая не забывайте те слова о зайцах, которые вы подобрали: пушистый, пугливый, быстрый и др.

После двух рассказов проводится оценка. Далее заслушиваются еще два рассказа и оцениваются.

-Вы очень хорошо рассказали о зайцах. А какое название можно придумать к картине о зайцах?  Я бы назвала эту картину «Ушастые трусишки», а как бы вы назвали? (дети отвечают)

- Очень интересные названия вы придумали к картине. Молодцы. Очень мне понравилось название… (называет один из ответов детей) Вспомните, а как называют зайцев в сказках?

Дети: Побегайчик, трусишка.

Воспитатель: Почему их так называют?

Дети: Зайцы очень быстро бегают.

Воспитатель: А кто ещё может быстро бегать?

Дети:Лошади, собаки, волки, люди.

Воспитатель: Как называют спортсменов, которые быстро бегают, занимаются бегом?

Дети: Бегуны.

Воспитатель: Как называют спортсменов, которые быстро бегают на коньках? 

Дети:Конькобежцы.

Если дети затрудняются ответ им подсказывает воспитатель.. Следует поощрять словотворчество: «Хорошее слово придумал Митя, а есть другое слово- бегун.»

Воспитатель: Люди разных профессий умеют делать разные дела. Сейчас я загадаю вам загадки о людях разных профессий, а вы узнайте, кого я изобразила, кто это?

 Воспитатель делает вид, что опускает в почтовые ящики письма и газеты. Если дети не догадываются, подсказывает отгадку строчками из стихотворения С. Маршака:

Почта

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой пять на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он, это он,

Ленинградский …        (почтальон)

Дети отгадывают.

-Правильно отгадали, эта загадка о почтальоне. Почтальон ходит по домам и приносит людям письма, газеты, журналы.

-А сейчас о ком загадка? Кто он? (изображает игру на фортепьяно)

Если дети не могут отгадать, подсказывает начало слова: «Это пиа…»

-А теперь придумайте сами такие же загадки, какие загадывала я. Вспомните, что люди умеют делать, какими инструментами они пользуются во время работы, на каких музыкальных инструментах играют? Изобразите их, а я буду отгадывать.

После 2-3 детских загадок вводится правило: загадывать будет тот, кто правильно отгадает загадку товарища.

Далее воспитатель предлагает детям поиграть на прогулке и придумать к следующему занятию загадки о профессиях своих родителей (можно придумывать вместе с родителями).

Физкультминутка по желанию детей

 Воспитатель помещает на стенд картину «На рыбалке».

-Вслушайтесь в звучание слогов рыба, рыбак. Произнесите эти слова медленно (Дети выполняют).

-Одинаково ли звучат слоги? Где слышится ударение в слове «рыба» (дети отвечают).

-А в слове «Рыбак»? (дети отвечают)

-Ещё раз вслушаемся в звучание слогов в словах рыба и рыбак и определим, где в этих словах находится ударение (дети выполняют).

-Подберите слова, сходные по звучанию. Я начну первую строчку, а вы продолжайте:

 Воспитатель: Котик-котик где ты был?

Дети: рыбку вкусную ловил.

Воспитатель: Рыбка-рыбка где гуляла?

Дети: Я с ребятами ныряла.

3.Заключительная часть.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня занимались?

Как называются картины, которые мы рассматривали?

Что именно вам понравилось?

 Спасибо большое, дорогие ребята! Вы сегодня большие молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие для педагогов по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа по картине "Куры".

Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа по картине"Куры"....

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: Составление описательного рассказа по картине И. Левитана « Золотая осень».

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: Составление описательного рассказа по картине И. Левитана « Золотая осень». Задачи: Учить детей составлять описательный рассказ по пейза...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...

Конспект НОД по речевому развитию (развитие речи) в старшей группе на тему: "Составление коллективного рассказа по картине «Зимние забавы»".

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему: "Составление коллективного рассказа по картине "Зимние забавы""....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами» Учебно методический материал

Цель: развитие умения составлять описательный рассказ по картине «Кошка с котятами».Задачи:-учить составлять описательный рассказ по картинке вместе с воспитателем и самостоятельно: расска...

План-конспект ООД по развитию речи детей старшей группы на тему: «Составление описательного рассказа по картине «Ежи»

Цель: Учить детей составлять рассказ по картине, с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения; четко проговаривать слова.Формировать умение связно, последовательн...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление описательного рассказа на тему «Зима».

Доминирующая ОО: речевое развитие.Интеграция ОО:  познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЗадачи:-Связная речь: учи...