Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами» Учебно методический материал
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Наталья Геннадьевна Платонова

Цель: развитие умения составлять описательный рассказ по картине «Кошка с котятами».

Задачи:

-учить составлять описательный рассказ по картинке вместе с воспитателем и самостоятельно: рассказывать о событиях изображенных на картине.

- развивать умение детей отмечать и называть различия и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий; самостоятельно образовывать клички животных;

-  формировать умение подбирать слова, близкие по значению; упражнять в подборе слов со сходным значением;

- обогащение словаря по теме, активизировать словарь прилагательных

- совершенствовать умение согласовывать существительные с числительным;

- развивать речь как средство общения

- воспитывать любовь и доброжелательное отношение к животным.

Материал: картина «Кошка с котятами», ватман, маркер черный и красный.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_razvitie_rechi.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами»

Цель: развитие умения составлять описательный рассказ по картине «Кошка с котятами».

Задачи:

-учить составлять описательный рассказ по картинке вместе с воспитателем и самостоятельно: рассказывать о событиях изображенных на картине.

- развивать умение детей отмечать и называть различия и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий; самостоятельно образовывать клички животных;

-  формировать умение подбирать слова, близкие по значению; упражнять в подборе слов со сходным значением;

- обогащение словаря по теме….активизировать словарь прилагательных

- совершенствовать умение согласовывать существительные с числительным;

- развивать речь как средство общения

- воспитывать любовь и доброжелательное отношение к животным.

Материал: картина «Кошка с котятами», ватман, маркер черный и красный.

Ход занятия

В. Ребята давайте поздороваемся. (Встают полукругом и рассматривают картину).

Посмотрите, у меня есть картина. Как вы думаете, она называется? (ответы детей) , а автор назвал картину «Кошка с котятами».

И сегодня мы с вами будем составлять описательный рассказ по нашей картине.

Описательный рассказ – это текст, в котором мы называем предметы, затем рассказываем о них какие они и что делают. А в конце высказываем свое отношение: нравится или не нравится.

1.Ребята посмотрите внимательно на картину и подумайте, сейчас мы с вами по очереди будем называть по одному предмету изображенному на картине. Отвечать одним словом, стараемся не повторяться. Не выкрикиваем во время ответа.

(Садимся на стульчики).

2. Ребята перед вами семья кошка с котятами. Котята очень разные. Давайте дадим такие клички котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой это котенок и чем он занимается.

Серого котенка назовём «Дымок», потому что у него серая шерстка. «Дымок» наблюдает за котятами. Он маленький, ласковый, забавный, наблюдательный.

Котёнок который играет с клубком «Шустрик», «Весельчак», потому что он играет, прыгает и не сидит на месте. Он игривый, веселый и непоседливый.

Котенок который спит «Малыш», «Соня» потому что он еще совсем маленький и постоянно хочет спать. Малыш спокойный, тихий.

Котенок который сидит около блюдца с молоком «Обжерка», потому что он самый большой из котят и все время хочет есть. Он прожорливый, сильный, ненасытный.

Рыжего котёнка назовем «Рыжик», потому что шерстка у него рыжего цвета. Рыжик сидит и смотрит на клубок. Он любопытный, непоседливый.

(Что делает? Какой по характеру?)

Ребята вы молодцы, очень внимательные.

3. Пока мы с вами играли пришел волшебник «Объединяй» и объединил два объекта. Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. (ватман)

Блюдце и молоко;

Блюдце с молоком и коврик;

Кошка и котята;

Котята; молоко и котята;

Коврик и пол;

Корзина и клубки;

Клубки и котята;…

Ребята, а может кто-то сам объединил какие-то предметы.

Молодцы ребята.

4.Ребята мы с вами много интересного увидели на картине. Давайте посмотрим на нашу картину с помощью других органов чувств. С помощью каких органов чувств можно почувствовать нашу картину.

Уши – услышать, нос – понюхать, рот – попробовать на вкус, руки – потрогать на ощупь.

Правильно.

Попробовать на вкус мы ничего на картине не можем. Молоко налито не в стакан, поэтому мы его не будем пробовать.

Давайте закроем глаза и прислушаемся повнимательнее, вдохнем запахи, притронемся рукой. Почувствуем нашу картину и расскажем о наших ощущениях.

Я слышу, как спокойно мурлычет кошка.

Я слышу, как грызет пол мышка делая себе норку.

Я слышу, как упал и катится клубок с нитками.

Я потрогал котенка. Он маленький, теплый, мягкий.

Я потрогал молоко. Оно мокрое, холодное, жирное.

Я потрогал коврик. Он теплый, мягкий, шерстиной.

Я потрогал клубок. Он круглый, шершавый.

Я чувствую, как пахнет молоко. Оно пахнет травой.

Я чувствую…

Ребята вы наверное устали, давайте разомнемся. Вставайте и повторяйте за мной.

Физминутка:

Кошка

Вы со мной знакомы близко.        Дети шагают на носочках, крадучись,            

Я приветливая киска.            Держа согнутые руки перед грудью.

Кверху - кисточки на ушках,        Делают «ушки» из ладошек,

Когти спрятана в подушках.          а когти из пальчиков.

В темноте я зорко вижу,                Идут крадучись.

Понапрасну не обижу.

Но дразнить меня опасно –           Останавливаются, встают и показывают

Я царапаюсь ужасно.                        «когти».

5. Садитесь ребята, вы такие молодцы. А давайте поиграем в игру «Скажи сколько?»

- Сколько кошек? Одна кошка; две кошки.

- Сколько котят? Один котенок. Два котёнка. Пять котят.

- Сколько ушей? Два уха. Четыре уха.

- Сколько хвостов? Один хвост. Два хвоста. Пять хвостов.

- Сколько лап? Две лапы. Три лапы. Шесть лап.

- Сколько глаз? Два глаза.

- Сколько голов? Одна голова. Две головы. Пять голов.

- Сколько блюдец с молоком? Одно блюдце с молоком.

- Сколько ковриков на полу? Один коврик на полу.

Молодцы ребята хорошо считаете.

6. Сейчас вы расскажите мне свои описательные рассказы. Давайте вспомним что же такое описательный рассказ?

Описательный рассказ – это текст, в котором мы называем предметы, затем рассказываем о них какие они и что делают. А в конце высказываем свое отношение: нравится или не нравится.

Хорошо молодцы, правильно. Рассказ мы будем начинать с предложения: На картине изображено; Я вижу на картине; Художник изобразил на картине…

Мой рассказ:

На картине изображена кошачья семья. В комнате на полу лежит кошка, а вокруг неё пять котят. Кошка большая, спокойная, серьезная. Шерстка у неё пестрая, грудка и передние лапки белые. Ушки острые, глазки зеленые и длинные усы. У кошки четыре лапки, а на лапках коготки. Дымок залез на маму и наблюдает за тем, как играют котята. Малыш лежит на коврике и спит. Обжерка выпил молоко и сидит довольный. Весельчак играет с клубком. А Рыжик заинтересованно смотрит. Мне понравилась картина, потому что на ней изображена счастливая кошачья семья.

7. Ребята вам понравились рассказы?

Чем понравился рассказ 1-й?

Чем понравился рассказ 2-й?

Что понравилось в 3-ем рассказе?

Все сегодня молодцы. Рассказали замечательные рассказы. Остальные могут рассказать свои рассказы друг другу, родителям или Елене Юрьевне вечером. Давайте попрощаемся, До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Составление описательных рассказов об игрушках»

Программные задачи: Учить детей описывать предмет (игрушку), целенаправленно выделять внешние отличительные признаки предмета (материал, цвет, форма), а затем его назначение и практические действия с ...

Открытое занятие для педагогов по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа по картине "Куры".

Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа по картине"Куры"....

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: Составление описательного рассказа по картине И. Левитана « Золотая осень».

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: Составление описательного рассказа по картине И. Левитана « Золотая осень». Задачи: Учить детей составлять описательный рассказ по пейза...

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.

Разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.Задачи:- закреплят...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление описательного рассказа о предметах посуды"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление описательного рассказа о предметах посуды"...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: "Составление описательного рассказа с помощью пиктограммы «Зимующие птицы»"

Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зимние забавы-составление описательного рассказа"

Прием использования мнемотаблиц /мнемосхем помогает детям логически мыслить (анализировать и систематизировать), логически строить свои высказывания,  развивает умение образно и выразительно пере...