Обобщение педагогического опыта работы по теме "Развитие мелкой моторики рук".
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Лисовенко Евгения Владимировна

 

“Истоки способностей и дарований

 детей – на кончиках пальцев”.

В.А.Сухомлинский.

 

      Я работаю воспитателем логопедической группы. В логопедическую группу поступают дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Зачастую речевой дефект является весьма стойким, сочетаясь с различными нарушениями психической деятельности. Нетрудно представить таких детей в школе.

       Одной из основных задач логопедических групп детей с ОНР (общее недоразвитие речи) является воспитание у ребенка четкой, внятной и выразительной речи. А конечной целью коррекционной работы является устранение полное или частичное ОНР и готовность ребенка к успешному обучению в массовой общеобразовательной школе.

       На всех этапах жизни ребенка движение рук играют важную роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована, именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

      Все ученые, изучавшие психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

       Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранение психического и физического развития ребенка.

      Целью работы стало: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

      В группе была создана предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики. Я старалась создать среду, окружающую детей таким образом, чтобы она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу на развитие мелкой моторики.

      Так как свою актуальность и стремление к самостоятельности дети успешно реализовали в игре, то в первую очередь были созданы все условия для развития игровой деятельности.

      Для мальчиков организовала сюжетно-ролевые игры, которые решают не только познавательные задачи, но и развивают ручную умелость.

  • “Плотницкая мастерская” - мальчики работают инструментами: пилят, строгают, забивают гвозди и т.д.
  • “Автосервиз” – собирают и разбирают детали  от машин и т.д.

      Также были созданы сюжетно-ролевые игры для девочек, которые в значительной степени развивают мелкую моторику.

  • “Ателье мод” - выбирают нужный материал, примеряют на кукол-манекенов и т.д.
  • “Поликлиника” – в этой игре я оформила несколько узких специалистов (хирург, лор, окулист, педиатр).
  • “Салон красоты и здоровья” – девочки делают массаж куклам, прически, маникюр и т.д.

      В группе, для наиболее эффективного развития мелкой моторики, оборудованы специальные полочки, на которых имеется необходимый материал для развития этой задачи (игры дидактические, “Шнуровки”, “Выложи узор” (из камешков), “Собери бусы”, “Волшебные пуговицы” и многое другое). С каждым годом содержание этой полочки меняется, цели и задачи игр усложняются.

      Развивающую среду нашей группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей “Театр пальчиков”,  “Театр рукавичек”, здесь требуются умелые руки и произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы двигаются в такт музыки, поворачивая голову, кланяются, выразительно действуют “руками” – детскими пальцами.

       Нравятся детям пальчиковые игры. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки.

       Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением.

       При выполнении каждого упражнения стараюсь вовлекать все пальчики, выполнять их как левой, так и правой рукой и обеими вместе. Скороговорки всегда можно "переложить на пальцы", т.е. придумать поначалу не сложные движения для пальчиков, затем эти движения усложнять.

       Вначале произношу скороговорку четко, не торопясь, затем с одновременным движением рук, а потом проделываю вместе с детьми. У кого из детей не получается, беру его руки в свои и вместе выполняем движения от начала до конца, В процессе работы над скороговоркой меняю темп, интонацию, громкость. Это помогает развитию речи ребенка, его координации, помогает почувствовать ритм, и подготовить руку к письму.

         Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной, активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением.

         Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением  обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

        Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме, позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки, на занятиях, а так же 2 - 3 мин. в утреннюю гимнастику, играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. Это позволяет:

  • Регулярно опосредовано стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
  • Совершенствовать внимание и память - психические процессы тесно связанные с речью.
  • Облегчить будущим школьникам усвоения навыков письма 

           Использование трафаретов решает еще ряд задач. Это развитие мелкой моторики, автоматизация поставленных звуков и закрепление изучаемых звуков. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д.  Работа с трафаретами увлекает детей, доставляет им удовольствие, они не чувствуют утомляемости. Трафареты использую для штриховки и для закрашивания цветными карандашами. При выполнении штриховки ставлю следующие задачи:

  • подготовка руки к письму (развитие мелких мышц пальцев и кисти руки);
  • развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями).

       Кроме всего перечисленного, использую различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного, слухового внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.  Все работы проводятся в игровой форме, поэтому вызывают у детей интерес и не приводит к переутомлению. На каждого ребенка приобретаем прописи для дошкольников. Для старших и подготовительных групп "Готовим руку к школе" (Топоркова И.Г. Щербинина С. В., 1996.) Цель работы с пособиями:

  • научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма,
  • научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх,
  • проводить линии в различных направлениях,
  • проводить изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии, воспитать умение сосредотачиваться.

       Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных приемов и методов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе я использую накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируется в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

      Считаю, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. И поэтому я использую следующие приемы:

  • систематичность проведения игр и упражнений;
  • последовательность (от простого к сложному);
  • все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне;
  • если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания.

       Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.д.) В моей группе все эти виды деятельности нашли широкое применение.

       Рисование играет особую роль. По рисункам можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе.

       Часто я привлекала родителей к этому виду деятельности: “Работы выходного дня”, конкурсы рисунков, выставки семейных работ и т.д.

       Постаралась “привить” детям любовь к природным материалам, пластилину. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук.

       Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук были занятия с использованием бумаги. Дети ее мяли, рвали, разглаживали, резали - эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.

       Применение крупе (гороху, рису, фасоли, гречке и т.д.) я нашла не только в мозаике, но и в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра “Золушка” (дети перебирают смешанную крупу).

       Конечно, овладевая лепкой, рисованием, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку ребенка умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивает зрительный контроль за движением руки. Помогает образованию связи рука-глаз. Все это будет ему помощником в школе.

      Итак, начиная работу с детьми и ставя перед собою цель, я уверенно и целенаправленно иду вперед к ее достижению.

       Разработав для этого свои методы и приемы и, используя их в работе с детьми, я заметила положительную динамику. Кисть руки детей приобрела гибкость, уменьшилась скованность движений, появилась согласованность действий обеих рук, движения стали координированными.

      Все игры, упражнения и занятия, эффективно развивали мелкую моторику, дети быстро научились пользоваться ножницами, кисточкой, карандашом.

      При совершенствовании у детей ручной умелости, развивался интеллект, формировались психические процессы, развивались коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствовала формированию всех этих качеств, но и постепенно готовилась к успешному школьному обучению (к письму).

      Только кропотливая работа, терпеливое отношение, одобрение при неудачах, поощрение за малейший успех, неназойливая помощь помогли мне добиться хороших результатов. Эти результаты дали положительную динамику, привели в гармоничное отношение тело и разум.

      Конечно же, сам процесс подготовки к письму требует от ребенка, физических, моральных, эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки, связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и боле того, на развитии детского организма. Что бы избежать негативных последствий, использую самые разнообразные виды работ с учетом постепенного повышения сложности, что позволяет ребенку без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности.

      Разные виды деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности. Хочется сказать еще о том, что забота о здоровье ребенка, как воспитателем, так и родителями имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений рук.

      Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещения, где ребенок проводит большую часть своего времени, соблюдение режима сна, бодрствования, занятия на прогулке способствует укреплению здоровья ребенка, является действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогает прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.

     Сознавая, что проблемы развития речи и мелкой моторики невозможно решить без единства с семьей, уделяю особое внимание работе с родителями. Составила перспективный план, куда включила как коллективные формы работы (родительские собрания, вечера вопросов и ответов, выставки совместных работ родителей и детей), так и индивидуальные (беседы и консультации), а также наглядно - информационные формы работы (выставки детских работ, реклама книг, статей из журналов, выставки игр, информация о жизни детей в группе). Изготовила папки - передвижки по проблеме развития речи детей, подготовила ряд консультаций.
     Полезны для родителей и Дни открытых дверей с просмотром занятий и режимных моментов. Подсказываю, как и чем можно заниматься с ребенком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы ребенок не только получил знания, выработал определенные и умения, но и испытал интерес к занятиям.
       В помощь родителям в формировании речи ребенка в семье рекомендовала некоторый практический материал - массаж ладоней и пальчиков рук, пальчиковые игры, загадки, пословицы, считалки, стихи. Советовала, какие книги следует читать детям. К беседам организовывала выставки книг, игр, статей из журналов.

      Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического развития ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.