Домашние животные. Пересказ с опорой на предметно-графическую схему
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Жураковская Янина Викторовна

Пересказ повествовательного рассказа  с использованием методики В.К. Воробьевой "Цепной рассказ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mila_i_kot.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Домашние животные. Пересказ рассказа с опорой на предметно-графическую схему

Цель: развитие связной повествовательной речи

Программное содержание

Задачи: 1) коррекционно-образовательные

1.1. закреплять и уточнять знания детей о домашних животных

1.2. учить детей адекватно использовать лексику, обозначающую поведение животных, их отличительные признаки, действия, выполняемые животными в различных ситуациях

1.3.тренировать детей в умении образовывать глаголы от звукоподражаний

  1.  формировать у детей практическое представление о связном сообщении-рассказе (событие, которое можно изобразить на картинке или представить себе мысленно)

  1. ввести  понятие «событие» (случай, который может произойти или произошел в жизни)

  1.  ознакомить детей с правилами смысловой связи предложений в рассказе

  1.  формировать навыки внутреннего программирования высказывания

  1. устранять аграмматичное использование слов в структуре простой фразы

2) коррекционно-развивающие

Развивать связную речь, языковую способность, зрительное и слуховое внимание, развивать объем линейной памяти, мышление, навыки языкового анализа, общую и мелкую моторику.

3) коррекционно-воспитательные

Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение выслушивать педагога и товарищей, продолжать воспитывать бережное отношение к животным.

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1.Орг.момент

У вас на картинках – домашние животные. Сядет тот, кто скажет, кого много у хозяина на ферме.

Каждый ребенок рассматривает свою картинку, называет словосочетание много + существительное в форме Р.п. мн.ч.

2.Повторение

изученного

Дидактическая игра «Кто как голос подает?»

    Кто?             Что делает?         Как?

Дети по цепочке выходят к доске и выполняют задание.

3. Введение в тему занятия

Сравнение рассказа и его деформиро-ванного вари-анта

Логопед представляет детям гостя – домовёнка Кузю.

- Кузя знает много сказок. И хорошо умеет придумывать рассказы. А вы – умеете?

Кузя: Не может быть! Разве вы знаете, что такое рассказ?

Педагог предлагает Кузе проверить знания детей и загадать им загадку.

1. У стола стоит детский стул. На стул запрыгнул черный кот Матвей. Кота увидела Мила. Мила захотела прогнать кота и толкнула стул. Стул закачался, кот вскочил и убежал от Милы. Мила потянулась за котом и упала вместе со стулом. Стул сломался, а Мила испугалась и заплакала.

2. Мила потянулась за котом и упала вместе со стулом. Кота увидела Мила. Стул сломался, а Мила испугалась и заплакала. На стульчик запрыгнул черный кот Матвей. Стул закачался, кот вскочил и убежал от Милы. У стола стоит детский стульчик. Мила захотела прогнать кота и толкнула стул.

Вопросы педагога: - Нам было понятно, о чем хотел рассказать Кузя? Почему в первый раз было понятно? (Предложения дружили). Когда получается рассказ?

Делается вывод: Рассказ получается, когда предложе-ния дружат.

- Кузя рассказывал нам о каком-то событии – случае, который произошел в жизни или может произойти. Эти события можно нарисовать в голове или на листе – и получится рассказ.

- Да!

- Знаем!

Детям предлагается пос-лушать два отрезка речи, выбрать их них рассказ и объяснить свой выбор.

4.Сенсорно-

словарная

работа

Педагог предлагает ещё раз послушать рассказ «Мила и кот» и запомнить, о каких предметах (о ком? или о чем?) в нём говорится

Ребята внимательно слушают.

5.Отбор опор-ных картинок для пересказа

Логопед предлагает детям выбрать из банка предметных картинок только те, которые нужны для рассказа

Ребята отбирают нуж-ные картинки и объяс-няют свой выбор, напр. «В рассказе не было дерева»

6.Знакомство детей с предметно-графическим планом

Логопед предлагает «записать» для Кузи рассказ, но записать не словами, а картинками. Детям демонстрируется предметно-графический план.

Объяснения: Первый квадрат – это первое слово. Стрелка - тоже слово. Второй квадрат – еще одно слово. Все вместе – это целое предложение.

Логопед предлагает детям подсчитать, сколько предложений в тексте и заполнить строчки картинками

Дети находят предметные картинки к предложениям и заполняют строчки.

7.Составление предложений с опорой на схемы

Логопед предлагает детям «прочитать» Кузе предложе-ния и ответить, получился ли рассказ.

Почему рассказ получился? Потому что предложения дружат между собой, и в голове – или на листе бумаги - можно нарисовать картинку.

«Чтение» предложений детьми

8.Динамичес-кая пауза

А теперь, ребята, встать,

руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

и беритесь вновь за дело.

Дети выполняют действия соответст-вующие тексту.

9.Знакомство с правилами смысловой связи предложений в рассказе

Весь текст, кроме двух первых предложений, закрывается экраном.

- Что интересного заметили? Картинки повторяются и предложения дружат.

- Ребята, соедините стрелками одинаковые картинки.

Помните, как вы с воспитателем делали новогоднюю гирлянду? Покажите, как вы соединяли отдельные колечки вместе. Так наши предложения соединяются друг с другом, и получается РАССКАЗ.

В предложениях говорится об одном и том же, потому что там две одинаковые картинки

10.Пересказ с опорой на предметно-графическую схему

Логопед предлагает детям самостоятельно пересказать рассказ с помощью предметно-графической схемы.

Дети парами выходят к доске и составляют рассказ: один начинает, второй заканчивает

11.Итог

Что нового узнали на занятии?

Что больше всего понравилось?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение пересказу с опорой на графические схемы.

Образовательная область «Речевое развитие» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная. Речь является основанием для развития всех остальных в...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРЕСКАЗУ С ОПОРОЙ НА ГРАФИЧЕСКИЕ СХЕМЫ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы....

Консультация на тему: «Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы».

Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. Связная речь представляет собой наи...

Семинар – практикум для воспитателей Тема: «Обучение детей пересказу с использованием предметно - графических схем на занятиях по развитию связной речи»

Тема нашей встречи – «Обучение детей пересказу с использование картинно- графических схем на занятиях по развитию речи». Начнём с определенияосновных понятий в данной теме.Связная ре...

«Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий»

Древние греки придумали техники, чтобы запоминать огромные объемы информации. А современные ученые доказали, что эти техники до сих пор эффективны.В  настоящее  время   проблема...