Презентация "Обучение дошкольников пересказу с опорой на графические схемы" (2022 уч. г.)
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Материал за 2022 уч. г.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Защитное слово!

(1 слайд) Тема: «Обучение дошкольников пересказу с опорой на графические схемы»

(2 слайд) 

           Содержание презентации вы можете видеть на слайде (пауза 15 сек.)

 (3 слайд) АКТУАЛЬНОСТЬ

В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст.

 (4 слайд)- Определение понятий: наглядное моделирование, мнемотехника, мнемотаблица.

         Для построения работы над художественно-речевым развитием применяют следующие методы обучения:

     Наглядное моделирование–

это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

    Мнемотехника–

это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

    Мнемотаблица (опорные схемы) –

это схема, в которую заложена определённая информация.

 (5 слайд)-Определения понятий графические схемы

 Графические схемы - это графическое или частично-графическое изображение  предмета, явлений природы, некоторых действий и др. Главное  -  нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

К задачам относят:

1 . Образовательная

  • Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем.

2.  Развивающие: 

  • Увеличить объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.
  • Развить  функции мышления, внимание, воображение.
  •  Совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.

3. Воспитательные: 

  • Учить детей сотрудничать друг с другом, слушать и слышать ответы товарищей, дополнять их, помогать в случае необходимости.

(6 слайд) – Преимущества графических схем

Графические схемы помогают развивать:

  • ассоциативное, образное мышление
  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • способность к визуализации
  • воображение

 (7 слайд) – Связь графических схем с другими  формами работы

Эту связь мы можете видеть на слайде (пауза 15-20 сек.)

 (8 слайд)- Простые графические схемы

Построение простых графических схем вы можете видеть на слайде (пауза 15-20 сек.)

 (9 слайд) –Усложненные графические схемы

Дети, опираясь на картинки плана, составляют предложения по цепочке по произведению «Как дрозд спас своих птенцов от кота».

 (10 слайд) –Описание приёмов работы  по методике Л.В. Лебедевой

На слайде вы можете видеть пример задания по методики Лебедевой (пауза 10 сек.)

 (11 слайд) – Описание приёмов работы  по методике Л.В. Лебедевой

Алгоритм структуры занятия по обучения детей пересказу текста художественной литературы с опорой на графические схемы вы можете видеть на слайде

 (12 слайд)- Описание приёмов работы  по методике Л.В. Лебедевой

Разработанная  система охватывает 27 специально подготовленных занятий по трем возрастным группам детей — средней, старшей и подготовительной. Девять занятий на каждую возрастную группу, по три занятия на каждый период обучения . В основу был положен единый алгоритм, структуры занятия по обучению детей пересказу с опорой на графические схемы. При этом используются эффективные методические приемы  по обучению детей пересказу. Моделирование является обязательной составной частью каждого занятия. Все конспекты оснащены оригинальными пособиями.

       Большое внимание уделено выбору произведений для пересказа. В своей работе мы опирались на произведения К. Ушинского, В. Бианки, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, Е. Чарушина, Л. Толстого, И. Соколова-Микитова, Ю. Коваля, Г. Снегирева и других авторов.

 (13 слайд) – Описание приёмов работы  по методике Л.В. Лебедевой

При подборе текстов учитываются следующие требования:

·        высокая художественная ценность произведения;

·        идейная направленность;

·        динамичность, образность изложения, четкость и последовательность развертывания действия;

·        объем пересказа (возрастная особенность детей);

·        словарно-грамматическая наполняемость текста.

 (14 слайд) – Описание приёмов работы  по методике Л.В. Лебедевой

Хочу представить вашему вниманию пересказ рассказа В. Бианки «Первая охота»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Пересказ рассказа  «Первая охота» ( по В. Бианки.)

ЦЕЛЬ: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой  в виде графических схем, отображающих  последовательность событий.

ЗАДАЧИ:

1. Формирование действий целенаправленного восприятия текста.

2.Развитие навыков планирования пересказа текста.

3.Формирование у детей активного зрительного и слухового контроль правильности составления пересказа, последовательности и полноты передачи содержания.

4. Активизация и обогащение словаря по теме «Насекомые».

5. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:  рассматривание иллюстрации; беседа; подбор графических схем ( моделирование); лексико – грамматические упражнения по тексту; чтение стихотворения; загадки; чтение рассказа; сюрпризный момент.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки с изображением насекомых. Графические схемы для пересказа, кроссворд, текст загадок, адаптированный текст, мольберт, магниты, организационный момент, сюрпризный момент (воздушный шарик, волшебная коробка). 

(15-17 слайды) – Пересказ рассказа «Первая охота» по В.Бианки  (фото детей)

 (18 слайд) – Пересказ рассказа  «Четыре художника. Зима»  по Г. Скребицкому

Хочу представить вашему вниманию пересказ рассказа «Четыре художника. Зима» по Г. Скребицкому

Цель:

Обучение связному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Основные задачи:

1.     Развитие навыков планирования пересказа.

2.     Формирование связной монологической речи.

3.     Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

Методические приемы:

Чтение; беседа; рассматривание иллюстраций, картинок, графических схем; составление графического плана рассказа; лексико- грамматические упражнения по тексту.

Оборудование:

Картина и иллюстрации к рассказу; предметные картинки: шубы, шапки, варежки, богатыри, покрывало, зимний пейзаж; графические схемы, мяч, фишки по количеству детей (пронумерованы от 1 до 6), магниты.

(19-20 слайды) Пересказ рассказа  «Четыре художника. Зима»  по Г. Скребицкому (фото детей)

(21 слайд) Результативность применения графических схем

В ходе применения графических схем происходит:

  • активизация мыслительной деятельности  детей;
  • формирование  навыков  восприятия информации, соотнесении её с ранее усвоенной;
  • повышение интереса воспитанников к изучаемому материалу;
  • развитие речи детей и их  творческого потенциала.

 (22 слайд) Видеопрезентация занятия

Представляю вашему вниманию видеопрезентацию занятия…

(23 слайд) Вывод

Работа по развитию фразовой речи на занятиях по пересказу предусматривает:

  • усвоение нормативных основ построения фраз различных синтаксических структур;
  • упражнения на правильное употребление фраз на языковом материале литературных произведений с последующим применение полученных навыков при самостоятельном составлении пересказа;
  • развитие внимания к синтаксису языка, умения замечать ошибки в построении фраз в рассказах других детей и ошибки в собственных высказываниях.

(24 слайд) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Спасибо, у меня все!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние животные. Пересказ с опорой на предметно-графическую схему

Пересказ повествовательного рассказа  с использованием методики В.К. Воробьевой "Цепной рассказ"....

образовательная область "Коммуникация" Тема. "Пересказ рассказа с опорой на графические схемы, И.Соколова-Микитова " В Берлоге"."

Непосредственно образовательная деятельность   предназначена  для  детей  старшей  группы .Пересказ рассказа с опорой  на графические схемы,  И.Соколова-Микитов...

Обучение пересказу с опорой на графические схемы.

Образовательная область «Речевое развитие» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная. Речь является основанием для развития всех остальных в...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРЕСКАЗУ С ОПОРОЙ НА ГРАФИЧЕСКИЕ СХЕМЫ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы....

Открытое занятие для педагогов к педсовету. Пересказ рассказа «Поющий букет» (по В.Бирюкову) с опорой на графические схемы.

Открытое занятие для педагогов к педсовету. Пересказ рассказа «Поющий букет»  (по В.Бирюкову) с опорой на графические схемы....

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа «Осень» по Соколову - Микитову с наглядной опорой на графические схемы»

Интеграция образовательных областей: - «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы);- «Речевое развитие» (развитие речи, приобщение к художественной литературе)...

Консультация на тему: «Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы».

Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. Связная речь представляет собой наи...