Открытое занятие для педагогов к педсовету. Пересказ рассказа «Поющий букет» (по В.Бирюкову) с опорой на графические схемы.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Володькина Елена Александровна

Открытое занятие для педагогов к педсовету. Пересказ рассказа «Поющий букет»  (по В.Бирюкову) с опорой на графические схемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_graf_shemam.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пересказ рассказа «Поющий букет»

 (по В.Бирюкову) с опорой на графические схемы.

в старшей группе №1 дошкольного отделения 4 ГБОУ Школа №2000

Провела воспитатель 1 квалификационной категории Володькина Е.А.

 

Цель:

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий

Образовательные и развивающие задачи:

  1. Формирование  активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.
  2. Развитие навыков диалогической формы речи, умения передавать диалог действующих лиц.
  3. Активизация и обогащение словаря по темам «Насекомые», «Цветы»
  4. Формирование грамматических представлений и обобщений на основе работы с языковым материалом пересказываемого произведения.
  5. Уточнить естественнонаучные представления

Воспитательные задачи:

      1. Воспитывать чуткость и бережное отношение к природе

Методические приемы:

Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, графических схем; лексико-грамматические упражнения по тексту произведения; рассматривание графических схем.

Оборудование:

Графические схемы, картина, предметные картинки «Колокольчик» (6шт), магнитная  доска, магниты; предметные картинки с изображением цветов; сюжетная картина, текст, загадки, игрушки (жук, корова, лошадь), магнитофонная запись, мяч.

Предварительная работа:

  •  Чтение рассказа В.Бирюкова «Поющий букет».
  •  Изучение лексических тем «Насекомые», «Цветы».
  •   Посещение парка и леса и наблюдение за насекомыми, цветами.
  •  Закрепление умения составлять сложные распространенные предложения

Лексический материал:

Части речи

Слова, сложные по семантике

Слова, сложные по слоговой структуре

Существительные

Жужжание, жуть

Колокольчик, девочка, букет, жужжание

Глаголы

раздалось

Осмотрела, выпустила, заглянуть, раздалось, выпустить, поставить

Прилагательные

разный

Наречия

чудно

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Развитие слухового внимания, мышления.

Педагог читает детям загадку:

Черен, да не ворон.

Рогат, да не бык.

Шесть ног без копыт.  (ЖУК)

А отгадку вы найдете среди предметов, расположенных на доске: (корова, жук, лошадь).

Дети находят отгадку: (в загадке говорится о жуке).

2. Подготовка к восприятию текста.

Расширение и активизация словаря.

Педагог включает магнитофон, с записью жужжания жука и читает стихотворение:

Под листочком жук проснулся,

Потянулся и встряхнулся.

Брюшко, нос, глаза, усы

Вымыл капелькой росы.

Загудел и полетел,

У него немало дел.

3. Чтение адаптированного текста.

Развитие речевого слуха, внимания.

- Я прочитаю вам рассказ, который написал Василий Бирюков «Поющий букет».

     Шла по лугу девочка Наташа. Букет собирала. Увидела колокольчик, обрадовалась:

- Ой, какой хороший! Сорву его.

Набрала разных цветов и домой принесла. Поставила в банку с водой, смотрит и радуется.

И вдруг, услышала жужжание:

- Ж-жуть, ж-жуть. Куда я попал? Тут люди ж-живут.

- Букет жужжит и поет,- удивилась Наташа.

Осмотрела весь букет, ничего не нашла.

- Чудно. Никого нет, а поет.

Еще раз осмотрела. Заглянула в колокольчик, а там жучок сидит.

- Вот почему букет пел!

Взяла жучка и выпустила на волю.

4.Беседа по содержанию

Обучение ведению диалога по содержанию рассказа.

- Где шла Наташа? (Наташа шла по лугу)

- Что она собирала на лугу? (Она собирала на лугу букет)

- Какой цветок ей понравился? (Ей понравился колокольчик)

- Куда поставила Наташа букет? (Наташа поставила букет в банку с водой)

- Что удивило Наташу? (Наташу удивило жужжание)

- О чем жужжал букет? (Букет жужжал о том, что здесь люди живут)

- Почему букет пел? (потому что в колокольчике сидел и жужжал жук)

- Что девочка сделала с жучком? (девочка выпустила жучка на волю)

Педагог предлагает детям вспомнить упражнение про бабочку и пчелу

5. Подвижная игра «Пчела»

Координация речи с движением.

Прилетела к нам пчела (бегут по кругу на носочках и машут воображаемыми крылышками)

Полосатая пчела,

А за нею – шмель-шмелек (встают, загибают по одному пальчику на обеих руках на                                каждое название насекомых)

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза

Как фонарики глаза! (делают кружки из пальцев и подносят к глазам)

Пожжужали, полетали,  (вновь бегут по кругу)

От усталости упали.   (медленно, опускаются на ковер)

6.Лексико-грамматические упражнения

А) Упражнение с мячом  «Подбери признак». Расширение словаря признаков.

Жук (какой?) – большой. Рогатый, блестящий. Черный, жужжащий, быстрый, добрый, усатый.

Цветы (какие?) – яркие, пестрые, красивые, душистые,  высокие, низкие, садовые, полевые.

Б) Упражнение «Куда спрятались насекомые?». Употребление предлога «под»

Картинка, на которой изображена поляна.

- Ожидается сильный ливень, все насекомые спрятались, попробуйте отыскать их.

Дети по очереди подходят к картине, показывают указкой сюжет и составляют предложения:

- Гусеница ползет под сочным душистым яблоком.

- Яркая бабочка укрылась под крупной ромашкой.

- Зелёный кузнечик примостился под пушистой елкой.

- Усатый жук заполз под куст клубники и т.д.

В) Упражнение «Найди цветы». Образование относительных прилагательных.

- Найди цветы, растущие в поле, в лесу, на лугу, в комнате, в саду. Дети отбирают цветы, называют их и составляют предложения. Образец ответа: василек растет в поле – это полевой цветок.

7. Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание.  

Развитие слуховой памяти.

- Послушайте внимательно рассказ еще раз и постарайтесь его запомнить.

8. Составление графического плана рассказа.  Формирование логической целостности рассказа.

  На столе беспорядочно разложены графические схемы.

- Эти схемы помогут вам рассказать рассказ. С чего начинается рассказ?

  Совместно с детьми составить план рассказа с наглядной опорой.

9. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем.  Развитие связной речи.

  Дети берут предметные картинки, определяют очередность пересказа.

  Дети по цепочке, по одному фрагменту, пересказывают рассказ.

10. Итог. Оценка деятельности детей.

- Как назывался рассказ, который пересказывали?

- О ком говорилось в рассказе?

Закрепление изученного материала вне занятия.

  • Упражнять детей в выстраивание графического плана рассказа.
  • Повторить рассказ с опорой на графический план.
  • Повторить упражнение «Найди цветы».

ГБОУ Школа № 2000

Педагогический совет

Тема: «

Доклад на тему:

«Использование элементов мнемотехники на занятиях по развитию речи в старшей группе»

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории

 Володькина Елена Александровна

     Уважаемые коллеги! Разрешите представить вам опыт работы воспитателей старших групп по коммуникативно-речевому  развитию дошкольников. В своей работе мы ориентируемся на требования, предъявляемые ФГОСом, что предполагает воспитание деятельной, любознательной, коммуникативно-активной личности. Но всестороннее развитие личности невозможно без грамматически развитой речи. Поэтому перед нами стоит задача научить детей связно, последовательно грамматически правильно излагать свои мысли, и уметь связно воспроизводить прослушанный текст, т.е. пересказывать.

     К.Д.Ушинский  писал:

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучаться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету»

     При обучении детей пересказу мы обратили внимание на такую методику, как мнемотехника. Актуальность мнемотехники для дошкольников в том, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

     Мнемотехника в переводе с греческого – искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приемов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

     «Идея» мнемотехники проста: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любое предложение, пословицу, рассказ, стихотворение, сказку можно «записать», используя картинки или символические знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.

     При обучении детей составлению рассказов-описаний мы пользуемся схемами Т.А.Ткаченко, В.К Воробьевой, при обучении пересказу по схемам – опытом Л.В.Лебедевой, И.В.Козиной, Л.Н.Ефименковой и других, которые берем за основу, но изменяем и совершенствуем.

     Какие задачи можно решить, используя в своей работе мнемотехнику, либо ее элементы - вы можете увидеть на слайде. (слайд 1)

     Использовать эту методику можно уже в средней группе, только использовать при этом цветные мнемосхемы, т.к. у детей ещё формируются сенсорные эталоны: елочка-зелёная, ягодка-красная, лисичка-рыжая, зайка-серенький. Для детей старшего возраста делают схемы уже одного цвета. Данные схемы служат своеобразным планом и помогают детям выстраивать:

- строение рассказа

- последовательность рассказа

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

      И если на начальном этапе работы даем готовые схемы, то на следующем – дети воссоздают увиденные или создают, придумывают сами, либо совместно с педагогом, т.е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.

      При обучении детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий, был положен единый алгоритм структуры занятия (слайд 2). При этом используются эффективные методические приемы (слайд 3) по обучению детей пересказу. Моделирование (т.е. использование элементов мнемотехнике) является обязательной составной частью каждого занятия. Мы хотим представить опыт работы педагогов старших групп нашего дошкольного отделения, по обучению детей пересказу с опорой на графические схемы.

      На начальном этапе работы используются небольшие предложения, а в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей.

      Предложения должны иметь понятное и интересное содержание , знакомую лексику и простой синтаксис.

      Педагог читает текст четко, медленно и выразительно, чтобы обеспечить целостность восприятия и его максимальное эмоциональное воздействие.

      Далее дети пытаются смоделировать предложение с помощью графических символов и элементов, и пересказывают, опираясь на то, что они смогли нарисовать.

      Следующим этапом работы является обучение детей пересказу небольшого художественного текста. Тексты специально адаптируются для детей, при этом учитываются следующие требования:

- художественная ценность произведения

-  его динамичность, образность изложения, четкость и последовательность развертывания действия

- объем пересказа должен соответствовать возрастным особенностям детей

- должна присутствовать словарно- грамматическая наполняемость текста.

      С алгоритмом структуры занятия вы уже познакомились и хочется, уточнить, что при разборе текста, педагог должен продумать вопросы беседы заранее, что бы обеспечить понимание детьми идеи произведения, выделить основные моменты, охарактеризовать персонажей и их действия. Следует привлечь внимание детей к образности языка, использованию определений, сравнений, противопоставлений, отработать с ними произношение сложных в фонетическом отношении и по слоговой структуре слов.

      Далее идут лексико-грамматические упражнения, желательно в доступной для детей игровой форме, с использованием дидактических игр, игр малой подвижности.

       Затем педагог повторно читает рассказ и вместе с детьми отслеживает последовательность по заранее приготовленной модели к данному произведению. По мере накопления у детей опыта – дети сначала под руководством взрослого, а затем и сами учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которая необходима для пересказа литературного произведения. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка с взрослым. И детям предлагается самим смоделировать рассказ, то есть изобразить его графически. Что бы облегчить детям задачу, педагог может напоминать им план пересказа. Пересказ может быть осуществлен, как пересказ несколькими детьми, так и целиком одним ребенком. Обязательным этапом работы на таком занятии являются:

- оценка работы детей,

- краткий сравнительный анализ двух или более детских рассказов

- оценка образности и точности языка.

Это важный обучающий прием и им не следует пренебрегать, хотя опыт показывает, что этот последний этап занятия часто смазывается из-за нехватки времени.

      Надо отметить, что дошкольники испытывают ряд сложностей при освоении данной техники. Часто можно услышать вопросы детей: а как нарисовать это? а как нарисовать то? Это связано с тем, что детям в этом возрасте сложно работать самостоятельно, они привыкли работать по образцу или по показу, у многих слабо развита моторика рук. Поэтому первые рассказы получаются очень схематичными, примитивными.  Так же по началу детям сложно следовать предложенному плану модели из-за низкого уровня словарного запаса. Что бы этих сложностей было как можно меньше, воспитатель должен активно применять в своей работе речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научить классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятия, и навыки самопроверки.

       В детском саду для обучения детей пересказу широко используются сказки. Персонажи хорошо знакомы детям, черты их характеров ярко выражены. Язык сказок характеризуется доступным словарем, четкими фразами, наличием сравнений и т.д.

Сказки для пересказа должны быть подобраны в зависимости от уровня развития детей, состояния их внимания, памяти и речи.

Если ребенок не только слушает сказки, но и воспроизводит их в собственной речи, воздействие на его личность, на его речевое развитие многократно усиливается.

      На занятиях по пересказу сказок, воспитатель может использовать беседу, объяснение, инсценировку, демонстрацию наглядного материала. Выбор приемов обучения и методика их применения различны в зависимости от степени подготовленности детей, уровня их активности и самостоятельности.

      В данном случае мы представляем вам творческий подход к обучению детей пересказыванию сказки. Педагог предлагает детям придумать свое окончание сказки, составить модель своего варианта и рассказать его, опираясь на нарисованные им самим графические схемы.

Проанализировав опыт нашей работы с использованием элементов мнемотехники, мы сделали выводы, что:

- у детей расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать – ребенок понимает, что это совсем не трудно;

- пересказ, либо заучивание стихов, превращается в игру, которая очень нравится детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа «Осень» по Соколову - Микитову с наглядной опорой на графические схемы»

Интеграция образовательных областей: - «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы);- «Речевое развитие» (развитие речи, приобщение к художественной литературе)...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: "Пересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат" (с опорой на графические схемы)

Занятие направлено на решение задач по развитию связной речи с помощью приёмов наглядного моделирования....

Конспект открытого ООД по развитию речи (старшая группа) Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» (с опорой на графические схемы)

Конспект открытого ООД по развитию речи (старшая группа)Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»(с опорой на графические схемы)...

Конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» (с опорой на графические схемы)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №29 «У Лукоморья»         Конспект занятия по развитию речи(старшая гр...