образовательная область "Коммуникация" Тема. "Пересказ рассказа с опорой на графические схемы, И.Соколова-Микитова " В Берлоге"."
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Ткаченко Елена Моисеевна

Непосредственно образовательная деятельность   предназначена  для  детей  старшей  группы .

Пересказ рассказа с опорой  на графические схемы, 

И.Соколова-Микитова "  В Берлоге". 

Целью является  Обучение   детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой на графические схемы, отражающих последовательность событий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЕЛГОРОДСКАЯ    ОБЛАСТЬ

АДМИНИСТРАЦИЯ    ГОРОДА     БЕЛГОРОДА             УПРАВЛЕНИЕ   ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ      ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №28

___

непосредственно образовательная деятельность

образовательная область  «Коммуникация»

Пересказ рассказа с опорой  на графические схемы,  

И.Соколова-Микитова "  В Берлоге".

        

подготовила

воспитатель I категории

Ткаченко Елена Моисеевна

Белгород, 2014 г

Цель: Обучать  детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой на графические схемы, отражающих последовательность событий.

Задачи:

Образовательные задачи:    

- Учить  детей  последовательно и логично пересказывать литературный  текст, по  составленному плану стараясь правильно строить предложения.

- Формировать  зрительный  и слуховой  контроль над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.

-Обогащать лексику признаками-прилагательными, родственными словами, синонимами.

-Закреплять умение образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье, -ьи от слова медведь.

-Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Развивающие задачи:

- Развивать навыки планирования пересказа с опорой на наглядность.

  Развивать фонематическое восприятие детей, логическое мышление, внимание.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к животным, прививать интерес к сменам времени года.

Индивидуальная работа  активизировать малоактивных детей: Владислава Л. Илью Н, Алину К.

Словарная работа. Лексический материал:

Части речи

Слова, сложные по семантике

Слова, сложные по слоговой структуре

существительные

Жир,  , ель, корни,

Медведь, жильё

прилагательные

лесной глуши, мягкой душистой хвоей, сухим мохом, сильнее , медвежий сон, сладкие корни, ранней зимой

медвежье

глаголы

Бродил, нагуливал, вырыл,  выстелил, натаскал залегает, ударит,   уснёт

 

наречие

Уютно, крепче

Предварительная работа: чтение литературы о диких животных,  загадывание загадок, беседа.

Методы:

  • словесный,
  • наглядный,
  • практический

Приемы:

  1. Загадка
  2.  составление рассказа

3. Д/игра «Назови ласково»,  «Подбери родственные слова»

       4. Физкультминутка "Медвежата в чаще жили".

Формы работы:

групповая и индивидуальная

Оборудование : Графические схемы; картинка с изображением животных, наложенные друг на друга; мультимедийный  проектор, сюжетная картина "Медведица с медвежатами в берлоге"

I. Оргмомент.   Отгадайте загадку

Он коричневый, лохматый.

   Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,

Спит всю зиму в доме том?  /Медведь/

А отгадку вы найдете на картинке.

На картинке изображения животных, наложенные друг на друга. Дети называют животного и цвет животного.

Дети Это медведь. (Показ   Слайд № 1) 
В.Почему его так назвали?   

Дети   Потому что " мед ведает " ( т.е знает где мёд )
 В.Медведь, какой?  (коричневый, лохматый, сильный, огромный, большой, крупный,  здоровенный, гигантский).

Чем питается? (медведь всеяден : ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав); насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, сурки, суслики, бурундуки). Летом насекомые и их личинки. Крупные самцы нападают на молодых копытных — косуль, ланей, оленей (карибу, благородный олень, пампасовый олень), козерогов, кабанов и лосей.

В. Живёт ли он в нашем крае?    

Дети (Бурый медведь на территории России часто встречается в лесах Сибири и Дальнего Востока, на Камчатке).
В. В каких сказках встречается это животное?

Дети. "Три медведя",  «Маша и медведь», «Мужик и медведь», «Медведь – липовая нога»), «Колобок», «Теремок», «Зимовье зверей»

В. Как народ называет медведя?

Дети. в сказках  называют - Топтыгин,  Михайло Потапыч, и Миша, Михайло Иваныч.
В.  В берлоге  много кого? (Медведей)

(Дети составляют рассказ об этом животном.) А помогут  в этом схемы.

Внешний вид и части  тела?

Место,  где живёт?        

Любимое лакомство?

Как зовут детёнышей?

Как голос подаёт?

В каких сказках или мультфильмах встречается это животное?

А каких животных вы  ещё знаете? (дети  называют)

II. Д/игра "Назови ласково"

Д: Заяц-зайчонок, зайчата, белка-бельчонок, бельчата, волк-волчонок, волчата,

лиса-лисенок, лисята, медведь-медвежонок, медвежата.

В: А кого из животных здесь нет?

Д: Ежа, лося, оленя.

В: Назовите их ласково.

Д: Еж-ежонок, ежата, лось-лосенок, лосята.

В: Ребята, давайте поиграем.

Д/игра "Подбери родственные слова" к слову медведь.

Д: Медвежонок, медвежата, медведица, медвежий, медведушка, медведище, мёд, медвежатник, медведка, медаль.

В: А как называется жилище медведя?

Д: Жилище медведя называется берлога. В этой берлоге к зиме приготовилась медведица с медвежатами.

В: Ребята, проходите на свои места  послушайте рассказ Соколова-Микитова

"В берлоге".

          III.        Чтение рассказа И. Соколова-Микитова "В берлоге".

Всю осень бродил медведь по лесу. Он ел сладкие корни растений и ягоды. Жир нагуливал.

Стало холоднее. В лесной глуши медведь нашёл большую ель и вырыл яму. Зверь выстелил её мягкой душистой хвоей, сухим мохом. Потом натаскал веток и закрыл вход. Получилась берлога - медвежье жильё.
Залегает медведь в берлоге ранней зимой. Тепло и уютно там. Ударит мороз - уснёт медведь. Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон.
IV.        Беседа по содержанию рассказа.

В. “О ком этот рассказ?”

Дети. О подготовке  медведя  к зимней спячке.  

В.  “Чем занимался  медведь осенью?”

Дети. Всю осень бродил медведь по лесу. Он ел сладкие корни растений и ягоды. Жир нагуливал.

В. “Где медведи устраивают берлогу?”

Дети. В лесной глуши медведь нашёл большую ель и вырыл яму. Зверь выстелил её мягкой душистой хвоей, сухим мохом. Потом натаскал веток и закрыл вход. Получилась берлога - медвежье жильё.
В. “Когда  медведи  залегают в берлогу и засыпают?”

Дети. Залегает медведь в берлоге ранней зимой. Тепло и уютно там. Ударит мороз - уснёт медведь. Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон.
V.        Лексико-грамматические упражнения на материале текста рассказа с опорой на сюжетную картину.

а)        Подбор признаков.

В: Ребята, посмотрите на картину, и скажите, какие были медвежата?

Д: Медвежата - крошечные, маленькие, мелкие, крохотные, малюсенькие.

В: А какая была медведица?

Д: Медведица - сильная, могучая, мощная, огромная, большая, крупная,

громадная, большущая, здоровенная, гигантская.

б)        Подбор действий.

В: Ребята, давайте подберем действия, что делают медвежата?

Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так,

головой своей крутили      

        круговые движения головой 

Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так

дружно дерево качали  

 Поднять руки  вверх  и делать  наклоны туловищем вправо и влево

Медвежата воду пили,

Друг за дружкою ходили,

Вот так, вот так друг

Друг за дружкою ходили.

Наклоны туловища  вперёд

ходьба по-медвежьи

Медвежата танцевали,

Кверху лапы поднимали,

Вот так, вот так

кверху лапы поднимали.

 пружинка с поворотом туловища влево и вправо

прыжки, хлопая руками вверху 

Д: Медвежата сосут молоко, чмокают, карабкаются на спину матери.

В: А что делает медведь (во время оттепели)?

Д: Медведь высунется из берлоги, поглядит на зимний лес и опять заснет в

берлоге до весны.

В: Ребята, запомните эти слова и используйте их в своем рассказе.

  1. Физкультминутка "Медвежата в чаще жили".

В: Ребята, а  сейчас мы  будем медвежатами                    

VII.        Повторное чтение с установкой на запоминание с  последующим пересказом.

В. Послушайте еще раз рассказ и постарайтесь его запомнить. (Чтение рассказа Воспитателем)

Составление план рассказа.

Сначала расскажите о том, чем занимался   медведь осенью?

В середине рассказа,  расскажите, о  медведе.

Как медведь  устраивает  берлогу к зимовке?”  

В конце своего рассказа,  когда  медведи  залегают в берлогу и засыпают?”

В. Как долго спит медведь?

Когда  родятся медвежата?

  1. Пересказ рассказа.
  2. Игра "Эхо" (с шариком).

В: Игра "Эхо".

В: У медведя хвост - медвежий, лапа - ...., ухо - ..., нос - ..., берлога - ..., сон -

..., шуба -..., рев -..., шерсть

X.        Итог.

В: Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами. Мне было приятно работать с вами. И, жаль, что занятие так быстро закончилось. С каким рассказом мы сегодня познакомились?

Кто написал этот рассказ?

Что нового вы узнали о медведях?

Сюрпризный момент. Медведи любят мед, а вы любите сладости? А вот для вас угощение.

Литература:

О.С.Ушакова  «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития»  - Москва. Педагогический университет «Первое сентября» - 2011г

  Комплексные  занятия   по  программе   «От рождения  до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,  Т.С Комарова, М.А.  Васильева.

Издательство:  Учитель  Серия: ФГТ в ДОУ: от теории к практике

Ткаченко Т.А.  «Формирование и развитие связной речи». Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Издательство: Гном, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество И. Соколова-Микитова. Рассказы о животных.

В материал включены рассказы о животных наших лесов известного писателя Соколова-Микитова...

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа «Осень» по Соколову - Микитову с наглядной опорой на графические схемы»

Интеграция образовательных областей: - «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы);- «Речевое развитие» (развитие речи, приобщение к художественной литературе)...

КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА И.СОКОЛОВА-МИКИТОВА «В БЕРЛОГЕ»»

Рассматривание предметных картин с лесными животными и припоминание их названий. Чтение рассказа "В берлоге". Краткий диалог детей по содержанию рассказа. Лексико-грамматические упражнения н...

Пересказ рассказа И.Соколова - Микитова " В берлоге".

Материал занятия рассчитан на детей старшей группы с ОНР....

Конспект ОД по пересказу. Пересказ рассказа «Приготовились к зиме» по И. Соколову – Микитову

Пересказ рассказа «Приготовились к зиме» по И. Соколову – Микитову...