Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе.Развитие связной речи. Тема: Составление рассказа о домашних животных с опорой на схему.
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Заботина Лилия Петровна

    Конспект непосредственной  образовательной деятельности

    в подготовительной логопедической группе.

                                                                                                                                                     

     Тема: Составление рассказа о домашних животных с опорой на схему.                                   

    Направление:                                                                                                                                                                

    - Познавательно – речевое развитие                                                                                                                       

      - Социально - личностное развитие                                                                                                                     

    Ведущая образовательная область:                                                                                                                                                             

     - Коммуникация                                                                                                                                                                                 

    Цель: Научить детей составлению связного рассказа о домашних животных с опорой на схему.

    Задачи:

    Коррекционно-образователъные:                                                                                                                                                

      - закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, жилище, питании;

    -       продолжение обучения связности, развернутости, непрерывности высказывания;

    -       расширение словаря по теме «Домашние животные»;

    -       совершенствование грамматического строя речи.

    Коррекционно-развивающие:                                                                                                                                                         

     - развитие связной речи и общих речевых навыков (четкости, интонационной выразительности);

    -       развитие внимания и мышления.

    Коррекционно-воспитателъные:                                                                                                                                                                  

    - формирование навыков сотрудничества,  доброжелательности, ответственности, инициативности;

    -       воспитание заботливого отношения к домашним животным.

    Оборудование: - предметные картинки с изображением животных и их жилища;

    -       план - схема рассказа о животных;

    -       изображение скотного двора;

    -       ПК оборудование с играми.

    Предварительная работа: Отработка лексической темы «Домашние животные» на индивидуальных занятиях.

    Ход занятия

    Организационный этап                                                                                                                                                         

    Краткая беседа о домашних животных

    Основной этап

    1.Загадки:                                                                                                                                                

    2. Сюрпризный момент - письмо с просьбой о помощи со скотного двора 

    3. Игра «Чей дом?»

    4. Физкультминутка

    5. Составление рассказа с опорой на схему

    Итог занятия:

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 5.docx24.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственной  образовательной деятельности

    в подготовительной логопедической группе.

                                                                                                                                                     

     Тема: Составление рассказа о домашних животных с опорой на схему.                                   Направление:                                                                                                                                                                - Познавательно – речевое развитие                                                                                                                         - Социально - личностное развитие                                                                                                                     Ведущая образовательная область:                                                                                                                                                              - Коммуникация                                                                                                                                                                                

    Цель: Научить детей составлению связного рассказа о домашних животных с опорой на схему.

    Задачи:

    Коррекционно-образователъные:                                                                                                                                                  - закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, жилище, питании;

    • продолжение обучения связности, развернутости, непрерывности высказывания;
    • расширение словаря по теме «Домашние животные»;
    • совершенствование грамматического строя речи.

    Коррекционно-развивающие:                                                                                                                                                          - развитие связной речи и общих речевых навыков (четкости, интонационной выразительности);

    • развитие внимания и мышления.

    Коррекционно-воспитателъные:                                                                                                                                                                  - формирование навыков сотрудничества,  доброжелательности, ответственности, инициативности;

    • воспитание заботливого отношения к домашним животным.

    Оборудование: - предметные картинки с изображением животных и их жилища;

    • план - схема рассказа о животных;
    • изображение скотного двора;
    • ПК оборудование с играми.

    Лексический материал:                                                                                                                                                                                               

    1. Название домашних животных:

    • Лошадь - конь - жеребенок;
    • Коза - козел - козленок;
    •  Корова - бык - теленок;
    • Собака - пес - щенок;
    • Кошка - кот - котенок;
    • Свинья - кабан - поросенок;
    • Овца - баран - ягненок;
    •  крольчиха - кролик - крольчонок.

    2. Жилища домашних животных:

    • конюшня;
    • коровник;
    • овчарня;
    • козлятник;
    • собачья будка;
    • свинарник;
    • клетка;
    • дом хозяина.

    3. Пища:

    • кость, мясо;
    • сено, трава;
    • молоко.

    4. Польза для людей:

    • охраняет дом;
    • перевозит груз;
    • дает молоко;
    • ловит мышей;
    • дает мясо;
    • дает шерсть и мех;
    • из пуха вяжут одежду.

    Словарная работа: Скотный двор, жилище:

    • конюшня;
    • овчарня;
    • свинарник;
    • коровник;
    • козлятник.

    Предварительная работа: Отработка лексической темы «Домашние животные» на индивидуальных занятиях.

    Ход занятия

    Организационный этап                                                                                                                                                         Логопед: Ребята, вы знаете кто такие домашние животные? Почему их так называют?

    Дети: Потому что они живут рядом с домом человека.                                                                              Логопед: Правильно. Это животные, которые живут рядом с человеком и приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает. Тот, кто правильно назовет домашнее животное, может пройти к столу.

    (Дети называют по одному животному, если они называют не всех - логопед прибегает к помощи остальных детей).

    Основной этап

    1 .        Логопед: Ребята, для вашей группы пришло 2 письма.

    Давайте прочитаем одно из них (открывает конверт).

    А это загадки о домашних животных. Давайте попробуем их отгадать. Сядьте ровно, удобно и внимательно слушайте:

    (чтение и отгадывание загадок) Если загадку отгадали правильно, на мониторе появляется отгадка.

    Загадки:                                                                                                                                                       

    Мягкие лапки, а в лапках - царапки.

    Глазище, усище, хвостище,                                                                                                                        

    Моется всех чище.(Кошка)

    Борода да рожки бегут по дорожке. (Козел)

    Длинное ухо, комочек пуха,                                                                                                                                          

    Прыгает ловко, любит морковку. (Кролик)

    Спереди - пятачок,                                                                                                                                            

    Сзади - крючок,                                                                                                                                    

    Посередине - спинка,                                                                                                                                              

    А на ней щетинка. (Свинья)

    Голодная - молчит, сытая - жует,                                                                                                                                          

    Всем детям молока дает. (Корова)

    Заворчал живой звонок ,                                                                                                                                      

    Лег у двери поперек.                                                                                                                                                

    Две медали на груди,                                                                                                                                        

    Лучше в дом не заходи. (Собака)

    Сер, да не волк,                                                                                                                                      

    Длинноух, да не заяц,                                                                                                                                            

    С копытами, да не лошадь. (Осел)

    Заплелись густые травы,                                                                                                                        

    Закудрявились луга.                                                                                                                                                

    Да и сам я весь кудрявый,                                                                                                                              

    Даже с завитком рога. (Баран)

    Не земледелец, не кузнец, не плотник,                                                                                                                          

    А первый на селе работник. (Лошадь)

    2. Логопед: Давайте посмотри, что в другом письме, (открывает письмо)

    А здесь просьба о помощи со скотного двора.

    Кто знает, что такое скотный двор?

    (Логопед выслушивает ответы детей и, если необходимо, обобщает).

    Скотный двор - это место, отведенное под жилища животных рядом с домом человека. (На экране появляется  изображение скотного двора). А знаете, почему он так называется? Что означает слово «скотный»?  (Выслушиваются ответы детей)

    Логопед: Домашних животных можно назвать иначе - скот. Поэтому и двор для животных называется «скотный». А теперь давайте прочитаем письмо: «У нас случилась беда! Злой волшебник заколдовал всех взрослых животных. Детки - малыши плачут без своих мам и пап. Чтобы их расколдовать, вы должны вспомнить, как зовут маму и папу каждого малыша».

    (На экране появляются изображения детенышей животных).

    Л.: Посмотрите, кто это?                                                                                                                                                    

    Д.: Котенок.

    Л.: А как зовут его маму?

    Д.: Кошка.                                                                                                                                                                                        

    Л.: А папу?

    Д.: Кот.

    (Логопед показывает изображение взрослых животных вместе с детенышами на скотном дворе, а семью кошки и собаки - возле дома человека.)

    Л.: Кошачью и собачью семью мы разместили возле дома человека. Почему?

    Д.: Кошка живет вместе с человеком в его доме, а собака либо в конуре, либо в доме. (Аналогично проводится работа со всеми названными животными)                                                                                                                                  

    Л.: Ребята, вы молодцы, помогли детенышам домашних животных расколдовать их родителей и всем семьям воссоединится.

    3. Игра «Чей дом?»

    Л.: Сегодня мы говорим о домашних животных. Все они живут рядом с человеком, но у каждого из них есть свое отдельное жилище.

    Я сейчас буду показывать вам слайд с изображением жилища животных, а вы попробуйте угадать, кто в нем живет и как этот домик называется.

    (Показывает домик) Как называется этот домик? Кто в нем живет?

    (Дети рассматривают и называют жилища всех домашних животных, на некоторых домиках есть подсказка - флажок с изображением животного, который живет в этом домике. Если дети затрудняются назвать хозяина домика, то логопед указывает на подсказку)

    Л.: Посмотрите, а здесь на домике есть флажок, кто на нем нарисован?

    Д.: Лошадь.

    Л.: Правильно. Этот дом называется конюшня (свинарник, козлятник, овчарня, собачья будка, коровник, крольчатник). Кто в нем живет?

    Д.: Лошади (овцы, свиньи, козы, собаки, коровы, кролики).

    4. Физкультминутка

    Л.: А сейчас мы с вами немного поиграем. Выходите ко мне и станьте в круг.

    Л.: Я буду называть животное и бросать мячик. Тот, кто его ловит, назовет, чем питается это животное.

    5. Составление рассказа с опорой на схему

    Л.: А теперь мы с вами попробуем составить рассказ о домашнем животном.

    (Логопед прикрепляет на доску план-схему рассказа)

    Л.: Посмотрите на доску. Вы видите схему, которая вам поможет составить интересный рассказ о животном.

    (Логопед объясняет детям, что означает каждый символ, и первый рассказ составляет совместно с детьми)

    • сначала надо назвать животное;
    • где живет;
    • чем питается;
    • как зовут детеныша;
    • какую пользу приносят.

    Л.: А теперь кто хочет рассказать нам о лошади? (Дети, используя схему, составляют свои рассказы.).

     (Логопед поощряет четкие, развернутые, последовательные рассказы)

    Итог занятия:

    Л.: Что нового вы узнали о домашних животных? (Выслушиваются ответы детей).

    Л.: Молодцы, вы сегодня хорошо работали на занятии, а главное: вы помогли маленьким животным в беде.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтального занятия по формированию связной речи Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему

    Конспект фронтального занятия по формированию связной речи Составление рассказа-описания о кошке с опорой на схему...

    Конспект образовательной деятельности по «Развитию связной речи» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Храбрая курица»

    Дошкольники учатся составлять рассказ по серии картинок, рассказывать связно, непрерывно, логично. У них активизируется словарь по теме «Домашние птицы»....

    Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: «Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием опорных схем».

    Цель: совершенствование умений детей последовательно составлять описательные рассказы о домашних животных, используя опорные схемы-модели;Задачи:-развивать основы системного мышления;-актуализация сло...

    Конспект по непосредственно- образовательной деятельности. « Речевое развитие» на тему: «Составление рассказа о домашних животных по мнемотаблице.» в подготовительной к школе группе

    Конспект по О.О. « Речевому развитию» на тему: «Составление рассказа о домашних животных по мнемотаблице.».Образовательная деятельность: « Познавательное развитие»,...

    Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи Тема: Составление рассказа – описания

    Цель: Способствовать формированию связной речи детей. Задачи: 1. Учить детей составлять описательный рассказ животного, включать в него наиболее точные слова для обозначения признака, цвета, величи...