Город.Транспорт. Словообразование и словоизменение существительных
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) на тему

Жураковская Янина Викторовна

Вводное занятие по теме "Город.Транспорт" в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (первый год обучения). Цель занятия - формирование у детей лексико-грамматических категорий путем расширения и уточнения словаря, отработки навыков словообразования и словоизменения существительных, словообразования прилагательных. Закрепляются навыки составления предложений по образцу, предложенному педагогом, и составления схемы простого распространенного предложения. Продолжаем формировать умение отвечать на вопрос развернутым предложением, используя в ответе лексику вопроса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Город. Транспорт. Словообразование и словоизменение существительных

Цель: формирование лексико-грамматических категорий на материале лексической темы

Программное содержание

Задачи: 1) коррекционно-образовательные 

1.1. активизировать, обогащать словарь детей по лексической теме «Городской транспорт»;

1.2. формировать навык образования форм существительных Р.п. мн. ч.

1.3. формировать навык образования относительных прилагательных

1.4. совершенствовать навык суффиксального словообразования существительных (уменьшительно-ласкательные суффиксы)

1.5. формировать навык использования предложений с косвенным дополнением, выраженным существительным в Т.п. без предлога

1.6. тренировать детей в умении группировать предметы по общему признаку (как транспорт передвигается)

1.7. продолжать учить детей составлять схему простого распространенного предложения с предлогом

2) коррекционно-развивающие:

развивать языковую способность, зрительный гнозис, слуховое внимание, мелкую и общую моторику, воображение, мышление.

3)  коррекционно-воспитательные:

воспитывать у детей навыки сотрудничества, контроль над собственной речью

Оборудование: набор карточек «Транспорт», «Специальные машины», пособие Васильевой, Мирясовой «Тематический словарь в картинках. Транспорт», кукла (картинка) Незнайка, гном, сборник загадок.

Ход занятия:

1. Орг.момент. Назови, на каком этаже ты живешь.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед, демонстрируя детям Незнайку, рассказывает, что Незнайка живет в волшебной стране, где совсем нет машин. Он впервые оказался в большом городе. Он долго гулял по городу пешком и устал. Как Незнайке вернуться домой (в гостиницу)? (ответы детей)

Логопед предлагает детям ответить, как можно быстро передвигаться по городу – что для этого нужно. Дети называют различные виды транспорта, логопед, выставляя на доску картинки, подводит их к обобщающему понятию – транспорт.

3. Беседа о транспорте.

Логопед: Что такое транспорт? (средства передвижения, разные машины, которые помогают человеку) Для чего нам нужен транспорт?  (Ответы детей).

- Транспорт – это средства передвижения. Он нужен, чтобы быстро добираться до нужного места. Он помогает нам ездить из одного города в другой, по городу, за город. (дети с помощью логопеда называют слова «городской», «пригородный», «междугородний)

Он перевозит людей и разные грузы. Транспорт, который перевозит грузы – называется грузовой. Который перевозит людей, пассажиров – легковой (пассажирский). Есть еще специальный транспорт, который не возит людей и грузы, а выполняет разные работы в городе. Какой?.. 

Дети отвечают, логопед называет малоизвестные виды специального и пассажирского транспорта.

4. Игра «Что как передвигается?»

Логопед: Ребята, транспорт бывает разный. Он и летает по воздуху, ездит по земле, плавает по воде, ездит под землей. Какой же он бывает? Тот, что летает по воздуху - … воздушный. Какой воздушный транспорт вы знаете?

Речевой материал: воздушный – самолет, вертолет, дельтаплан, дирижабль, воздушный шар; наземный – поезд, паровоз, электричка, машина, грузовик, трамвай, троллейбус, автобус, велосипед, мотоцикл; водный – лодка, корабль, катер, пароход, плот; подземный – метро; подводный – подводная лодка.

5. Динамическая пауза.

5.1. Игра с мячом «У гномика».

Логопед демонстрирует изображение гнома и объясняет, что у Незнайки есть друг гном – большой шутник. Взмахнул он палочкой и заколдовал весь транспорт: из большого тот стал маленьким. Чтобы транспорт расколдовать, его надо ласково назвать.

Предварительно логопед напоминает детям, что не весь транспорт можно назвать ласково.

Речевой материал: самолет – самолетик, лодка – лодочка, паровоз – паровозик, грузовик – грузовичок и т.д.

5.2. Упражнение «Я иду, и ты идешь»

Я иду, и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Я пою, и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)

Мы идем, и мы поем - раз, два, три. (Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем - раз, два, три. (Шагаем на месте.)

6. Игра «Кто чем управляет?».

а) Логопед сообщает ребятам, что Незнайка достал блокнот и начал записывать, какой транспорт он видел, и на чем ездил, чтобы рассказать друзьям, Винтику и Шпунтику. Но так спешил, что все перепутал. Послушайте его рассказы и исправьте ошибки.

Летчик управляет автобусом.

Вагоновожатый управляет мотоциклом.

Водитель управляет велосипедом и т.д.

7. Игра «Помоги Незнайке добраться домой»

Логопед демонстрирует детям карту города и предлагает детям помочь Незнайке добраться до гостиницы на разных видах транспорта.

Образец ответа: Незнайка поедет на автобусе.

На доске один ребенок выкладывает схему своего предложения, остальные дети работают с индивидуальными наборами «Схема предложения»

Пример схемы:

                        Незнайка            поедет           на       автобусе

На каком транспорте быстрее всего можно добраться до места назначения?

Логопед: На каком транспорте нельзя передвигаться по городу? (ответы детей, дети убирают лишние картинки).

8. Загадывание литературных загадок о транспорте.

9. Итог занятия.

О чем мы сегодня говорили? Какой бывает транспорт?  

Дополнительная работа: Игра «Что для чего нужно?»

В игре дети «знакомят» Незнайку с назначением современного городского транспорта.

Например: Это машина «скорая помощь». Она нужна, чтобы перевозить больных. Это поезд метро. Он нужен, чтобы  быстро добираться из одного конца города в другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика исследования состояния словоизменения существительных у дошкольников

В настоящее время практические логопеды сталкиваются с отсутствием научно-обоснованных и легких для использования диагностических заданий для обследования такого сложного раздела речи, как словоизмене...

Консультация для воспитателей "Развитие словоизменения существительных"

Дидактические игры и задания для старших дошкольников на развитие словоизменения существительных....

Статья «Методика исследования словоизменения существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Эта методика позволяет более подробно изучить такой раздел грамматики, как словоизменение. Полученные результаты используются для построения плана работы по профилактике дисграфии в старшем дошкольном...

ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Предлагаемые задания и игры, помогают детям с ОНР в закреплении навыка словоизменения....

Словоизменение существительных, глаголов, прилагательный. «Играем с Незнайкой»

Словоизменение существительных«Играем с Незнайкой»Цели: Учить детей изменять слова.Формировать умения употреблять предложно – падежные конструкции единственного   числа.Развивать мелкую мото...

Особенности нарушения словоизменения существительных у детей с ОНР

    Наступает момент в жизни детей с недоразвитием речи, когда они начинают связывать уже приобретенные и вновь приобретаемые слова друг с другом. На этом этапе развития ребенок не сп...