Речевые тренажеры для формирования системы словоизменения существительных (беспредложные конструкции единственного числа) у старших дошкольников
методическая разработка по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Речевые тренажеры
для формирования системы словоизменения существительных
(беспредложные конструкции единственного числа)
у старших дошкольников.
Буйвалова Н.Н. – учитель-логопед
Умение говорить – это не только правильное и четкое произношение звуков родного языка и отдельных слов, но и умение согласовывать слова по родам, падежам и числам, грамотно составлять словосочетания, предложения. Всему этому в занимательной игровой форме учит развивающий «Речевой тренажер».
Речевой тренажер – это дидактическое пособие, которое поможет ребенку овладеть грамматикой русского языка. Выполняя интересные и увлекательные задания-упражнения, ребенок в игровой форме сможет научиться правильно употреблять существительные в винительном, родительном, дательном и творительном падежах, обогатит свой словарный запас.
Грамматический тренажер можно использовать как наглядное пособие при фронтальной работе с детьми, так и при индивидуальной работе, когда игровое упражнение приобретает интерактивную форму: ребенок не просто слушает и повторяет грамматическую конструкцию, пассивно рассматривая картинки, но и активно работает с ними (обводит, раскрашивает, дорисовывает, выбирает). Это способствует более эффективному усвоению материала и позволяет избежать утомления.
Практическая направленность упражнений поможет активизировать и расширить словарь ребенка, развить зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, память и логическое мышление. Раскрашивание картинок поможет развить у детей графические навыки, мелкую моторику и координацию движений руки.
Речевые тренажеры по грамматике помогут сформировать грамматический строй речи у ребенка, приобрести четкие грамматические представления, разовьют языковую интуицию, что поможет ему в будущем избежать трудностей при обучении письму и чтению. Ребенок научится составлять предложения, расширит словарный запас, научится правильно употреблять существительные единственного числа в различных падежах (без предлога).
Речевые тренажеры могут быть использованы для занятий как с детьми, имеющими речевую патологию (дошкольники и младшие школьники), так и нормальное речевое развитие.
Данный дидактический материал адресован логопедам, воспитателя групп компенсирующей направленности, учителям начальной школы, родителям.
Методические указания при работе с речевыми тренажерами.
- Формирование системы словоизменения существительных определяется последовательностью появления форм словоизменения в онтогенезе и проводится в следующей последовательности: 1) винительный падеж, 2) родительный падеж, 3) дательный падеж, 4) творительный падеж (со значением орудийности).
- При изучении данной грамматической категории взрослый должен четко проговаривать падежное окончание существительного, фиксируя внимание ребенка на звуковом оформлении окончания (прием произносительного акцента).
- Упражнения можно использовать при проведении групповых, индивидуальных и домашних заданий.
- Занятия должны проходить при хорошем эмоциональном настрое ребенка, что сделает восприятие материала более эффективным.
- Не допускайте переутомления малыша! Занимайтесь не более 20 минут.
- Хвалите малыша за старание!
Цели грамматических упражнений, представленных на речевом тренажере:
- сформировать и закрепить в речи правильное употребление нарицательных имен существительных в единственном числе, винительном (родительном, дательном, творительном) падеже;
- активизировать словарь;
- развить зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, логическое мышление;
- развить графические навыки, мелкую моторику и координацию движений руки.
Описание вариантов дидактического пособия «Речевой тренажер».
1. Упражнение «Маленький художник» (винительный падеж).
Описание тренажера: на листе бумаги, в центре, черно-белое изображение мальчика-художника и портреты диких животных (домашних животных, домашних птиц и т.д.). От изображения мальчик к каждому портрету проведена стрелка-символ, которая обозначает слово-действие – «рисует».
Задания.
- Покажи и назови, кто нарисован на картинах (называние существительных единственного числа в именительном падеже).
- Назови, кого нарисовал маленький художник. Образец ответа: «Маленький художник нарисовал котенка». (Ребенок произносит предложение, голосом выделяя окончание существительного в винительном падеже – «котенкА» - прием произносительного акцента).
- Раскрась картинки.
2. Упражнение «Корзинка» (родительный падеж).
Описание тренажера: на листе бумаги, в центре, черно-белое изображение корзинки и предметные картинки с изображением различных предметов, от которых можно отделить часть-кусок (пирог, батон, яблоко и т.д.). От изображения корзинки к каждому предмету проведена стрелка-символ, которая обозначает слово-действие – «лежит».
Задания:
- Покажи и назови, что нарисовано на картинке (называние существительных единственного числа в именительном падеже).
- Назови, что лежит в корзинке (кусок чего лежит в корзинке). Образец ответа: «В корзинке лежит кусок пирога». (Ребенок произносит предложение, голосом выделяя окончание существительного в родительном падеже – «кусок пирогА» - прием произносительного акцента).
- Раскрась картинки.
3. Упражнение «Повар-кот» (дательный падеж).
Описание тренажера: на листе бумаги, в центре, черно-белое изображение кота-повара с кастрюлей и предметные картинки с изображение домашних птиц (домашних животных, диких животных и т.д.). От изображения кота-повара к каждой домашней птице проведена стрелка-символ, которая обозначает слово-действие – «варит».
Задания.
- Покажи и назови, кто нарисован на картинке (называние существительных единственного числа в именительном падеже).
- Назови, кому повар-кот варит кашу. Образец ответа: «Повар-кот варит кашу петуху». (Ребенок произносит предложение, голосом выделяя окончание существительного в дательном падеже – «петухУ» - прием произносительного акцента).
- Раскрась картинки.
4. Упражнение «Новогодняя елка» (творительный падеж).
Описание тренажера: на листе бумаги, в центре, черно-белое изображение девочки, елки и предметные картинки с изображением различных елочных игрушек. От изображения девочки и елки к каждой елочной игрушке проведена стрелка-символ, которая обозначает слово-действие – «украсит».
Задания.
- Покажи и назови, кто (что) нарисовано на картинке (называние существительных единственного числа в именительном падеже).
- Назови, чем Таня украсит елочку. Образец ответа: «Таня украсит елочку звездой». (Ребенок произносит предложение, голосом выделяя окончание существительного в творительном падеже – «звездОЙ» - прием произносительного акцента).
- Раскрась картинки.
Грамматика русского языка очень сложна. Даже в ходе нормального речевого развития ребенок не сразу усваивает грамматическую систему родного языка. В реализации целенаправленной и систематической работы по формированию грамматического строя языка большую помощь окажут «Речевые тренажеры».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию детского изобразительного творчества у старших дошкольников
Мое самообразование...

Система обучения правилам безопасного поведения на дорогах для старших дошкольников
Данная система разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города Смоленска....
Конспект разноуровневого занятия учителя-логопеда с подгруппой детей по формированию грамматических категорий. Тема: «Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогами У , С, ОТ, БЕЗ, ИЗ».
Конспект НОД по коррекции недостатков речевого развития в старшей группе для детей с ОНР....

Система работы по ознакомлению с цветными числами в старшей группе детского сада.
Система работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста логико-математических представлений и умений, основанных на использовании игр и упражнений с палочками Кюизенера....

Консультация для родителей «Игры с цифрами и числами для старших дошкольников»
Игра-ведущая деятельность у дошкольника. С помощью игры ребёнок изучает новые знания и закрепляет их. Математические игры познакомят ребят с цифрами, числами, основами счёта, с арифметическими де...
Формирование системы словоизменения у детей с общим недоразвитием речи
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) испытывают трудности во многих аспектах обучения и развития. Одной из важнейших задач для таких детей является формирование системы словоизменения. Сл...

Дидактическое пособие по ФЭМП Тренажёр «Божья коровка. Состав числа" для старших дошкольников
Тренажёр «Божья коровка. Состав числа"предназначен для подготовки к вычислительной деятельности, что необходимо для успешного обучения в школе, для детей 6-7 лет.Игра выполнена на листах А4...
