Речевые тренажеры для формирования системы словоизменения существительных (беспредложные конструкции единственного числа) у старших дошкольников
методическая разработка по логопедии на тему

Буйвалова Наталья Николаевна

Речевые тренажеры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_trenazhery.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые тренажеры

для формирования системы словоизменения существительных

(беспредложные конструкции единственного числа)

у старших дошкольников.

Буйвалова Н.Н. – учитель-логопед

Умение говорить – это не только правильное и четкое произношение звуков родного языка и отдельных слов, но и умение согласовывать слова по родам, падежам и числам, грамотно составлять словосочетания, предложения. Всему этому в занимательной игровой форме учит развивающий «Речевой тренажер».

Речевой тренажер – это дидактическое пособие, которое поможет ребенку овладеть грамматикой русского языка. Выполняя интересные и увлекательные задания-упражнения, ребенок в игровой форме сможет научиться правильно употреблять существительные в винительном, родительном, дательном и творительном падежах, обогатит свой словарный запас.

Грамматический тренажер можно использовать как наглядное пособие при фронтальной работе с детьми, так и при индивидуальной работе, когда игровое упражнение приобретает интерактивную форму: ребенок не просто слушает и повторяет грамматическую конструкцию, пассивно рассматривая картинки, но и активно работает с ними (обводит, раскрашивает, дорисовывает, выбирает). Это способствует более эффективному усвоению материала и позволяет избежать утомления.

 Практическая направленность упражнений поможет активизировать и расширить словарь ребенка, развить зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, память и логическое мышление. Раскрашивание картинок поможет развить у детей графические навыки, мелкую моторику и координацию движений руки.

Речевые тренажеры по грамматике помогут сформировать грамматический строй речи у ребенка, приобрести четкие грамматические представления, разовьют языковую интуицию, что поможет ему в будущем избежать трудностей при обучении письму и чтению. Ребенок научится составлять предложения, расширит словарный запас, научится правильно употреблять существительные единственного числа в различных падежах (без предлога).

Речевые тренажеры могут быть использованы для занятий как с детьми, имеющими речевую патологию (дошкольники и младшие школьники), так и нормальное речевое развитие.

Данный дидактический материал адресован логопедам, воспитателя групп компенсирующей направленности, учителям начальной школы, родителям.

Методические указания при работе с речевыми тренажерами.

  • Формирование системы словоизменения существительных определяется последовательностью появления форм словоизменения в онтогенезе и проводится в следующей последовательности: 1) винительный падеж, 2) родительный падеж, 3) дательный падеж, 4) творительный падеж (со значением орудийности).
  • При изучении данной грамматической категории взрослый должен четко проговаривать падежное окончание существительного, фиксируя внимание ребенка на звуковом оформлении окончания (прием произносительного акцента).
  • Упражнения можно использовать при проведении групповых, индивидуальных и домашних заданий.
  • Занятия должны проходить при хорошем эмоциональном настрое ребенка, что сделает восприятие материала более эффективным.
  • Не допускайте переутомления малыша! Занимайтесь не более 20 минут.
  • Хвалите малыша за старание!

Цели  грамматических  упражнений, представленных на речевом тренажере:

  • сформировать и закрепить в речи правильное употребление нарицательных имен существительных в единственном числе, винительном (родительном, дательном, творительном) падеже;
  • активизировать словарь;
  • развить зрительное и  слуховое восприятие, произвольное внимание, логическое мышление;
  • развить графические навыки, мелкую моторику  и координацию движений руки.

Описание вариантов дидактического пособия «Речевой тренажер».

1. Упражнение «Маленький художник» (винительный падеж).

Описание тренажера: на листе бумаги, в центре, черно-белое изображение мальчика-художника и портреты диких животных (домашних животных, домашних птиц и т.д.). От изображения мальчик к каждому портрету проведена стрелка-символ, которая обозначает слово-действие – «рисует».

Задания.

- Покажи и назови, кто нарисован на картинах (называние существительных единственного числа в именительном падеже).

- Назови, кого нарисовал маленький художник. Образец ответа: «Маленький художник нарисовал котенка». (Ребенок произносит предложение, голосом выделяя окончание существительного в винительном падеже – «котенкА» - прием произносительного акцента).

- Раскрась картинки.

2. Упражнение «Корзинка» (родительный падеж).

Описание тренажера: на листе бумаги, в центре, черно-белое изображение корзинки и предметные картинки с изображением различных предметов, от которых можно отделить часть-кусок (пирог, батон, яблоко и т.д.). От изображения корзинки  к каждому предмету проведена стрелка-символ, которая обозначает слово-действие – «лежит».

Задания:

- Покажи и назови, что нарисовано на картинке (называние существительных единственного числа в именительном падеже).

- Назови, что лежит в корзинке (кусок чего лежит в корзинке). Образец ответа: «В корзинке лежит кусок пирога». (Ребенок произносит предложение, голосом выделяя окончание существительного в родительном падеже – «кусок пирогА» - прием произносительного акцента).

- Раскрась картинки.

3. Упражнение «Повар-кот» (дательный падеж).

Описание тренажера: на листе бумаги, в центре, черно-белое изображение кота-повара с кастрюлей и предметные картинки с изображение домашних птиц (домашних животных, диких животных и т.д.). От изображения кота-повара  к каждой домашней птице проведена стрелка-символ, которая обозначает слово-действие – «варит».

Задания.

- Покажи и назови, кто нарисован на картинке (называние существительных единственного числа в именительном падеже).

- Назови, кому повар-кот варит кашу. Образец ответа: «Повар-кот варит кашу петуху». (Ребенок произносит предложение, голосом выделяя окончание существительного в дательном падеже – «петухУ» - прием произносительного акцента).

- Раскрась картинки.

4. Упражнение «Новогодняя елка» (творительный падеж).

Описание тренажера: на листе бумаги, в центре, черно-белое изображение девочки, елки и предметные картинки с изображением различных елочных игрушек. От изображения девочки и елки  к каждой елочной игрушке проведена стрелка-символ, которая обозначает слово-действие – «украсит».

Задания.

- Покажи и назови, кто (что) нарисовано на картинке (называние существительных единственного числа в именительном падеже).

- Назови, чем Таня украсит елочку. Образец ответа: «Таня украсит елочку звездой». (Ребенок произносит предложение, голосом выделяя окончание существительного в творительном падеже – «звездОЙ» - прием произносительного акцента).

- Раскрась картинки.

Грамматика русского языка очень сложна. Даже в ходе нормального речевого развития ребенок не сразу усваивает грамматическую систему родного языка. В реализации целенаправленной и систематической работы по формированию грамматического строя языка большую помощь окажут «Речевые тренажеры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система обучения правилам безопасного поведения на дорогах для старших дошкольников

Данная система разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города Смоленска....

Система работы по ознакомлению с цветными числами в старшей группе детского сада.

Система работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста логико-математических представлений и умений, основанных на использовании игр и упражнений с палочками Кюизенера....

Проект "Система работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"

Проект ориентирован на духовно-нравственное и патриотическое воспитание учстников образовательного процесса через взаимодействие детского сада и семьи...

Консультация для родителей «Игры с цифрами и числами для старших дошкольников»

Игра-ведущая деятельность у дошкольника. С помощью игры ребёнок изучает новые знания и закрепляет их. Математические игры познакомят ребят с цифрами, числами, основами счёта, с арифметическими де...

Формирование системы словоизменения у детей с общим недоразвитием речи

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) испытывают трудности во многих аспектах обучения и развития. Одной из важнейших задач для таких детей является формирование системы словоизменения. Сл...