Система работы по ознакомлению с цветными числами в старшей группе детского сада.
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

Жук Алла Ивановна

Система работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста логико-математических представлений и умений, основанных на использовании игр и упражнений с палочками Кюизенера.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТНЫМИ ЧИСЛАМИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Сентябрь (5-6 лет)

Развитие количественных представлений

Название

Цель

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

И/у «Размести пассажиров»

Упражнять детей в установлении отношений эквивалентности: цвет – это число. Развивать у детей умение сравнивать предметы по ширине, подбирать палочки по размеру; подвести детей к выводу, что у палочки (полоски) каждого цвета есть свое число.

Наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), мелкие игрушки или предметные картинки с изображением животных, человечков; силуэты паровозиков на каждого ребенка.

Вариант I – «Цвет – это число». Дети строят необычный поезд из цветных палочек. Например, из розовой, голубой, красной, желтой и т.д. В вагончиках поедут любимые персонажи детей.

- Сколько мест в каждом вагончике?

- Как это узнать?

Дети берут белые палочки и накладывают на вагончики разного цвета. Белая палочка – это одно место. Выбранная мера позволяет ответить на вопросы: «Сколько мест в каждом вагончике?». «Сколько билетов продано в вагон того или иного цвета?». «Сколько пассажиров поедет в каждом вагоне? Почему?». Дети замечают, что в розовых вагонах всегда только два места, в голубых – три и т.д. Вывод: у каждого цвета есть свое число.  

И/у «Цвет и число» (значение чисел и их цветовых обозначений). Дети строят разноцветные вагончики. Играют в парах. Один из них меняет палочки, другой называет соответствующие им числа, затем один называет число, а другой – цвет палочки и показывает ее.

И/у «Путешествие на поезде» - умение подбирать палочки по размеру (от самой короткой до самой длинной).

Предложить родителям подобрать картинки с цифрами  для раскрашивания, закрепляя тем самым значение чисел и их цветовые обозначения.

Октябрь (5 – 6 лет)

Название

Цель

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

И/у «Подбери цвет»

Упражнять детей в установлении соответствия: число – цвет. Упражнять в соотношении количества и счета.

Наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), раздаточный материал – мелкие игрушки.

Вариант II «Число – это цвет». Воспитатель строит вагончик из четырех белых полосок.

- Полоской какого цвета можно заменить этот вагончик? (красной). (При необходимости можно использовать и практический прием приложения: приложить к четырем белым полоскам полоску красного цвета).

Вывод: число четыре обозначается красной полоской, т.к. она такая же по длине, как четыре белых.

1

1

1

1

4

Вариант II. Усложнение.

Дети строят вагончики одноместный, двухместный, трехместный, четырехместный и т.д. из белых палочек.

- В каком поезде поедет больше пассажиров? Как узнать?

Дети путем приложения, наложения цветных вагонов к белым убеждаются в равенстве количества мест в  двух разных поездах. Розовая палочка оказывается равной по длине двум белым, голубая – трем белым, красная – четырем белым.

Игра/упражнение: «Назови число – найди палочку», «Подбери пару».

Предложить детям картинки клоуна с цифрами для раскрашивания, закрепляя тем самым значение чисел и их цветовые обозначения.

Предложить родителям сделать плоскостной вариант силуэта паровозика из плотного картона на каждого ребенка.

Ноябрь (5 – 6 лет)

Название

Цель

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

И/у «Подбери цифру»

Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цифра – цвет. Упражнять в соотношении цифры и числовой палочки. Развивать внимание, логическое мышление.

Наборы палочек Кюизенера (объемный вариант), карточки с цифрами, пять обручей.

Вариант III «Цифра – это цвет».

Воспитатель раскладывает на полу пять обручей. В каждом располагает карточки с цифрами от 1 до 5. Дети из наборов палочек выбирают по одной палочке и раскладывают их по обручам соответственно цифре. Обращается внимание детей на то, что в отдельном обруче подбираются палочки одного цвета (в обруче с цифрой 1 – палочки белого цвета, с цифрой 3 – только голубые и т.д.).

Вывод: палочки одного цвета обозначают одно и то же число.

Игра – соревнование «Кто быстрее соберет палочки». Каждая подгруппа имеет свой  обруч.

И/у «Где чей домик?» - упражнять в соотношении цифры и числовой палочки. Дети пристраивают цифровые карточки к соответствующим цветным крышам.

Предложить родителям сделать макеты домиков с цветными крышами (по образцу) на каждого ребенка.

Декабрь (5 – 6 лет)

Действие сложения

Название

Цель

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

И/у «Палочки можно складывать»

Учить детей находить палочки по сумме равные двум данным; развивать количественные представления детей.

Набор палочек (полосок) Кюизенера, набор карточек с цифрами и знаками «+», силуэты паровозиков.

Дети строят одинаковые поезда. Для этого воспитатель предлагает взять черный вагон (палочку), присоединить к нему красный вагон (палочку), затем желтый (ую). Позже слово «присоединить» заменяется словом «прибавить», «сложить». Последовательное расположение палочек и есть в данном случае сложение.

- Найдите фиолетовую полоску, прибавьте к ней розовую. Найдите палочку равную сумме фиолетовой и розовой.

- Запишите свое действие с помощью цифр и знаков: 6+2=8

Вывод: числа, которые мы складываем, называются слагаемыми, а результат сложения – суммой.

 И/у «Нахождение вагона, равного по сумме двух данных».

Предложить родителям совместно с детьми сделать зарисовки своих вариантов сложения цветных палочек . Палочки раскрасить соответственно числовому значению.

Январь (5-6 лет)

Действие вычитания

Название

Цель

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

И/у «Палочки можно вычитать»

Цель:

-развивать количественные представления детей, находить разность чисел;

- учить ориентироваться в пространстве (вверху, внизу) право, лево

Набор палочек (полосок) Кюизенера, набор карточек с цифрами и знаками.

Воспитатель предлагает ребятам взять в правуюруку фиолетовую палочку, а в левую – вишневую.

- Какие числа взяли? (6 и 8).

- Какое число больше (меньше)? (8>6, 6<8)

- Положите большее число (вишневую палочку) вверху, а под ней (внизу) фиолетовую палочку.

8

6

?

- Что получится, если из большего числа вычесть меньшее?

- Подберите третью палочку так, чтобы две нижние палочки были равны верхней по длине.

8

6

2

Запись в числах:

8-6=2

Вывод: Если из большего числа вычитают, то получается меньшее число.

 И/у «Замени двумя новыми, сохранив длину заменяемого вагона» - нахождение суммы длин двух новых вагонов по длине старого вагона (детали конструктора).

Порекомендовать родителям и/у «Вагон сломался». Ломаный вагон нужно заменить двумя другими, сохранив длину заменяемого вагона. Сделать зарисовки, при этом раскрасив в соответствии с числовым значением палочки.

Февраль (5-6 лет)

Название

Цель

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

И/у «Назови число – найди палочку»

1.Продолжить знакомство с «цветными цифрами».

2. Учить различать, устанавливать и называть соответствие между числом и цифрой как его символом.

3.Закрепить понятие «столько же».

4.Развивать внимание, сосредоточенность, связную речь.

Набор палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), раздаточный материал на каждого ребенка,  например, игрушки.  

- Положите перед собой одну игрушку, а над ней самую короткую палочку.

- Сколько игрушек?

-Сколько палочек? Какого цвета?

Белая палочка – это единица, число «один».

- Положите две игрушки, а под ними столько белых палочек, сколько игрушек. Придвиньте белые палочки настолько близко друг к другу, чтобы казалось, что это одна белая палочка. Поищите палочку, которая была бы точно такой длины, какую имеют две белые палочки, сложенные вместе. Дети оценивают на глаз или путем приложения, какая палочка имеет длину двух белых палочек и выбирают розовую. Каждый их играющих кладет розовую под двумя белыми.

- Розовую палочку назовем «два», т.к. она имеет ту же длину, что и две белые.

Аналогично дети знакомятся с числом «3», «4», «5».

- Итак вы начали знакомиться с «цветными цифрами», с которыми можно играть в разные игры.

 И/у «Назови число – найди палочку».

Предложить родителям сделать плоскостной вариант палочек, состоящий из цветных полосок плотной бумаги или картона. Консультация по развивающим играм – палочки Кюизенера.  

Март (5-6 лет)

Состав числа из единиц.

Название

Цель

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

И/у «Как растут дома из чисел»

- Учить детей составлять число из единиц;

- развивать у детей зрительный глазомер

Набор из 20 белых палочек (полосок) и наборы домиков (по количеству детей).  

В городе чисел есть дома с 2,3,4,5 этажами. Жильцами этих домов были единицы. На каждом этаже по единице.

- Сколько единиц в каждом доме?

Ответы детей.

1.Какое число на крыше дома, сколько в нем единиц.

2.Сколько в доме живет единиц, такой у него номер. В доме 2 – две единицы, в доме 3 – 3 единицы, потому что 2 – это 1 и 1, а три 1, 1 и 1.

Далее дети расселяют единицы в домики и выстраивают из домиков улицу.

Рассуждения детей:

Какое число написано на доме, столько в нем этажей. Сколько этажей, столько жильцов единиц. Значит, число единиц соответствует номеру дома. Количество единиц в каждом доме различно: какое число, столько и единиц. Вывод: Число «n» состоит из «n» единиц.

 Самостоятельные игры детей в дома с числами. Ребята располагают числовые домики в возрастающем порядке (2,3,4,5), при этом замечают, что домики-числа вырастают каждый раз на этаж (единицу): чем больше число, тем больше единиц, тем выше дом из чисел.

Предложить родителям сделать наборы домиков (по образцу) из плотного картона.  

Февраль (5-6 лет)

Правила чередования (элементы комбинаторики)

Название

Цель

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

И/у «Веселый поезд»

Развивать логическое мышление, внимание. Развивать чувство ритма.

Палочки Кюизенера двух цветов (синего и красного), силуэты паровозиков.

Вариант 1 . Правила чередования. Воспитатель совместно с детьми отправляет паровозик в путь. Ритмично чередуется синий и красный цвет. Дети замечают, что поезд красивый.

- Почему?

Потому что цвета чередуются: синий-красный, синий-красный.

- А какие еще можно чередовать?

Красный – синий, красный – синий.

Вывод: из двух чередующихся цветов можно сделать два разных поезда.

Поезда описываются в числах:

Красный – синий (4,9); Синий – красный (9,4).

 

 Дети самостоятельно строят поезда из выбранных ими (2-ух) чередующихся цветов, деталей конструктора.

И/у Найди закономерность и раскрась бусы».

Предложить дома нарисовать веселый поезд из вагончиков только двух цветов.    Сколько поездов получится? Принесите зарисовки.

Май (5-6 лет)

Знаки «<», «>».

Название

Цель

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

И/у «Как разговаривают числа».

Учить детей оперировать числовыми значениями цветных палочек (полосок); познакомить детей с понятиями «больше», «меньше»; познакомить детей  со знаками «<», «>».Учить записывать и читать записи. Например «3<4», «4>3».

Палочки (полоски) Кюизенера красная и голубая, набор карточек с цифрами и знаками.  

Числа умеют разговаривать, но разговаривают не словами, а знаками.

- Возьмите в правую руку палочку (полоску) голубого цвета, а в левую красного.

- Какие числа у вас в руках?

- Что нужно сделать, чтобы сравнить эти числа?

Нужно приложить палочки (полоски) друг к другу или наложить их друг на друга.

Воспитатель озвучивает разговоры чисел: «Я больше тебя» - говорит число 4 числу 3.

«Я меньше тебя» - говорит число 3 числу 4.

- На сколько 4 больше 3?

- На сколько 3 меньше 4?

Воспитатель знакомит детей со знаками «<», «>». Показывает, как правильно выполняется запись: «3<4», «4>3».

Самостоятельное определение числовых значений цветных палочек (полосок) путем приложения палочек (полосок) друг к другу; или наложение их друг на друга. И/у «О чем говорят числа»; И/у «Больше – меньше».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема: «Опасные предметы»

Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме, помочь детям самим сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.Рассказать д...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада.

Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме и научить детей правилам поведения при возникновении опасной ситуации....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»

Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада на тему: "Кто работает в детском саду"

Цель: расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда. Выявить комфортность ребенка в детском саду. Развивать логическое мыш...

Конспект занятия по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе детского сада на тему: "Волшебники детского сада"

Цель:- расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда.- развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада на тему: "Кто работает в детском саду"

Цель: расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда. Выявить комфортность ребенка в детском саду. Развивать логическое мыш...