Главные вкладки

    Словоизменение существительных, глаголов, прилагательный. «Играем с Незнайкой»
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Словоизменение существительных

    «Играем с Незнайкой»

    Цели: Учить детей изменять слова.
    Формировать умения употреблять предложно – падежные конструкции единственного   числа.
    Развивать мелкую моторику рук, внимание, память.
    Оборудование: кукла или картинка Незнайки, предметные картинки, раздаточный материал (контурных изображений)

    Словоизменение глаголов

    «Птицы»

    Цель: Учить детей изменять слова — «действия».
    Развивать связную речь.
    Развивать мелкую моторику рук.
    Оборудование: фонограмма птичьих голосов, магнитофон, прищепки, картинки птиц, сюжетная картинка к рассказу «Скворец»

    Словоизменение прилагательных

    «Подводное царство»

    Цель: Учить детей изменять слова-прилагательные.
    Развивать мелкую моторику рук, ориентация в пространстве
    Оборудование: картинки рыб, морских животных, гранёные карандаши, картинки кораллов

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon slovoizmenenie.doc263.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Словоизменение существительных

    Играем с Незнайкой

    Цели: Учить детей изменять слова.
    Формировать умения употреблять предложно – падежные конструкции единственного   числа.
    Развивать мелкую моторику рук, внимание, память.
    Оборудование: кукла или картинка Незнайки, предметные картинки, раздаточный материал (контурных изображений)
    Ход занятия

    1.Организационный момент
    Развитие моторики. Штриховка  контурных изображений в разных направлениях. -Ребята к нам на занятие пришёл Незнайка. (демонстрация куклы)
    Он принёс для вас подарки,
    Кто захочет, тот возьмёт.
    Вот вам кукла с лентой яркой,
    Вот  волчок и самолёт.
    - Покажите Незнайке, как правильно выполнять штриховку.

    2. Сообщение темы
    Сегодня мы будем учиться изменять слова и  этому научим Незнайку

    3. Дифференциация существительных единственного и множественного числа
    - Незнайка  нарисовал много картинок с разными предметами
    У него нарисовано – яблоко, а у вас — яблоки.
    У  него вишня, а у вас  ……
    Груша…… Дыня……Дом……Цветок……Огурец…… Помидор……Стол… Ведро…… Рыба…. .Конь……..Мальчик….

    4. Словоизменение существительных
    Закрепление форм творительного падежа
    - Наш Незнайка  решил построить дом для своих друзей .
    Помогите ему узнать чем  он будет выполнять  работу. ( Демонстрация  предметных картинок)
    Пилить (пилой);
    Стучать…., строгать…., сверлить….., резать….., копать…., подметать….,
    - А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.
    - Дополните предложение и повторите его полностью.
    -Знайка рисует (что? чем?)
    - Пончик намазывает( что? чем?)
    - Винтик грозит (кому чем?)
    - Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем?)
    - Поэт Цветик пишет(кому? что? чем?)
    - Синеглазка стирает(кому? что? чем?)
    - Мы подбирали слова и дополняли ими предложения.
    - А сейчас отдохнём.

    5.Физминутка
    Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт:
    Правое крыло вперёд.
    Левое крыло вперёд

    1.2.3.4 -полетел наш самолёт!

    6. Словоизменение существительных
    Закрепление форм родительного падежа
    - Помогите Незнайке починить сломанные игрушки. назовите без чего не может быть предмет? Что починим?» ( картинки  предметов без одной части: без колеса, уха, лапки, крыла, седла)

    (демонстрация тех же картинок с дополненными частями)
    - А когда все игрушки были починены, Незнайка решил поиграть с ними в прятки


    Игра «Кто спрятался? Кого не стало?»
    Дети закрывают глаза,  в это время логопед  убирает одну картинку. Логопед спрашивает:
    -  Кто спрятался? Кого не стало?
    Открыв глаза, дети должны сказать какой  картинки не стало.
    Измените  слова, называя их ласково
    Машина – машинка, медведь-…, цыплёнок-…, самолёт-…, лошадь-…

    7. Словоизменение существительных
    Закрепление форм дательного  падежа
    - Незнайка приглашает нас на прогулку в зоопарк. Смотритель зоопарка разрешил нам покормить животных. Как вы думаете, кому какая еда нужна?
    (Демонстрация двух видов картинок:  1 ряд- животные, 2 ряд – еда для животных.
    Дети составляют фразы, подбирая подходящие картинки.

    Логопед обращает внимание детей на изменения в окончаниях слов)
    Зебре – траву.  Или: Трава- зебре. И т.д.

    Б) -В зоопарке  мы встретили иностранца, который захотел поговорить с Незнайкой, но Незнайка его не понимает. Ребята, помогите иностранцу правильно составить предложения, изменяя слова по смыслу.
    Дай ……(морковка, кролик)
    Отнеси …(трава, зебра)
    Принеси…(медведь, мёд)
    Сделай….(клетка, кролики)
    Отдай …. (собака, кость)
    Расскажи … (друг, история)
    Нарисуй …. (картинка, ребята)

    8. Итог
    - Ребята нам пора возвращаться  с прогулки. Наше занятие подошло к концу.
    - Чему учились на занятии?
    (Мы учились изменять слова, правильно употреблять их в речи.)

    Словоизменение глаголов

    «Птицы»

    Цель: Учить детей изменять слова — «действия».
    Развивать связную речь.
    Развивать мелкую моторику рук.
    Оборудование: фонограмма птичьих голосов, магнитофон, прищепки, картинки птиц, сюжетная картинка к рассказу «Скворец»


                                                                         Ход занятия

    1. Организационный момент
    (звучит фонограмма птичьих голосов)
    - Сегодня мы отправимся на прогулку в лес. Послушайте, как поют птицы, а вот слышен стук дятла.
    Развитие моторики рук .Игра с прищепками (прищипываем каждый палец на слово)
    Уложили дятла спать
    В деревянную кровать.
    Он в кровати всем назло
    Продолбил себе дупло.

    2.Сообщение темы
    Будем  учиться  изменять слова — «действия» и правильно  употреблять их в речи.

    3. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа 3-го лица
    А) - Целый день птицы проводят в хлопотах. Так чем же они заняты? (демонстрация картинок ласточки и скворцов)
    - Я буду говорить о ласточке, а вы, измените слово и скажете о скворцах.

                                           

    Б) - Давайте построим скворечник для скворцов . Какие инструменты нам понадобятся? (ответы детей, демонстрация картинок: линейка, пила, молоток, верёвка).
    - Что мы будем делать линейкой? (измерять)
    - Что делает мальчик (измеряет)
    - Что делают мальчики (измеряют)
    - Что мы будем делать пилой? (пилить)
    - Что делает мальчик (пилит)
    - Что делают мальчики (пилят) и т.д.

    4. Глаголы настоящего и прошедшего  времени + существительные
    Придумайте словосочетания, предложения о том, как дети заботятся о птицах зимой.
    Кормят; Строят; Вешают кормушки; Насыпают корм.
    Как дети заботились о птицах зимой?

    5. Физминутка
    Лебеди летели,
    На воду сели.
    Качают головой,
    Летят домой.
    (имитация движений)

    6. Дифференциация глаголов мужского, женского и среднего рода
    - На лесной полянке много разных птиц. Весь день они проводят в заботах.(демонстрация картинок: дятел, кукушка, стайка птиц)
    - Я назову слово- действие, а вы скажите кто из птиц дятел, кукушка, или птицы мог это сделать. Назовите словосочетания, придумайте предложения.

    7. Развитие связной речи.  Пересказ рассказа «Скворец»
    - Послушайте рассказ. Назовите последовательность происходящих в них действий. Перескажите рассказ, используя слова, данные на доске.


    Скворец
    В комнату вбежал кот. В зубах у кота был скворец. Скворец жалобно
    пищал и хотел вырваться из зубов кота. Коля отнял у него птичку,
    подлечил раненое крылышко. Потом мальчик выпустил скворца на волю.


    Слова-действия: вбежал, пищал, хотел вырваться, отнял, подлечил, выпусти

    8. Итог
    - Наше занятие подошло к концу.
    - Ребята, о ком мы говорили на занятии?
    - Чему учились на занятии?
    (Мы учились изменять слова-действия, правильно употреблять их в речи)

    Словоизменение прилагательных

    «Подводное царство»

    Цель: Учить детей изменять слова-прилагательные.
    Развивать мелкую моторику рук, ориентация в пространстве
    Оборудование: картинки рыб, морских животных, гранёные карандаши, картинки кораллов


                                                           Ход занятия

    1. Организационный момент
    -Покажите рыбок, плывущих налево, назовите  какого они цвета, сколько их  Покажите рыбок в аквариуме, плывущих  направо, назовите  какого они цвета, сколько их. (Картинка: плавающие рыбки в разном направлении )

    2. Моторика
    -У рыбок очень  подвижные плавники, а мы потренируем свои пальчики.


    Рыбке рак – ни друг  ни враг.         Сжимание и разжимание пальцев
    Рыбке вряд ли страшен рак.
    Рыбке страшен червячок,             Перекатывание карандаша в ладонях.
    Что насажен на крючок.

    3. Сообщение темы
    -Сегодня мы будем изменять слова – «признаки» и употреблять новые слова.
    -Узнаем о жизни морских обитателей .

    4. Словоизменение прилагательных
    А) -В подводном царстве жил царь Осьминог с царицей Каракатицей. Они  любили, когда  их  хвалили. Я буду говорить об осьминоге, а вы, измените слово и скажете о каракатице. Повторите  предложение, используя союз и.

    В) - На морском дне лежит  много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету;  по форме; по размеру. Ответьте на вопрос:
    – Какие предметы?  (демонстрация картинки)

    - Составьте словосочетания предмет + признак. Какие были сокровища?

    5. Физминутка
    - Морские рыбки очень любят играть и резвиться среди морских растений. Мы тоже поиграем и отдохнём. (имитация движений)
    Рыбки весело плескались.
    В чистой тёпленькой воде.
    То сожмутся, разожмутся,
    То зароются в песке.

    6. Подбор прилагательных в предложениях
    - Вдруг  акулы решили напасть на подводное царство. Спастись от зубастых хищниц можно,  спрятавшись за кораллами. Тот, кто подберёт слово – «признак» и правильно повторит предложение, тот сможет спрятаться за кораллами. (при ответе ребёнок получает картинку коралла)
    - Пилить (какой?) пилой – острой.
    - Умываться (какой?)водой
    - Вытирать (каким?) полотенцем
    -  Рисовать (какими?) красками
    -  Писать(какой?)  ручкой
    - Вытирать (какой?) тряпкой
    - Есть (какой?) ложкой
    - Копать  (какой?) лопатой
    - Рубить(каким?)  топором
    - Расчёсывать (какой?) расчёской
    - Упаковывать (какой?) бумагой
    - Играть (какими?) кубиками

    7. Составление предложений


    - Подводное царство спасено. Все его жители рады. Но вот  к морским обитателям подплыла морская черепаха. Она хочет рассказать какая жизнь на суше. Помогите ей правильно составить предложения, подобрав слова –« признаки.»
    -  Где что растёт? Какие? (На поле, на земле, в лесу, в болоте, на дереве)
    -  Где живут люди, животные? Какие? (В городе, в деревне, в горах, в  лесу, в поле, в болоте)
    - Что ГДЕ  покупают? Какое? (В магазине, в аптеке, в книжном   магазине, в мебельном магазине, на почте и т.д.)

    8. Итог
    - Сегодня мы учились  изменять слова – «признаки».
    - Какие задания вам понравились больше всего?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методика исследования состояния словоизменения существительных у дошкольников

    В настоящее время практические логопеды сталкиваются с отсутствием научно-обоснованных и легких для использования диагностических заданий для обследования такого сложного раздела речи, как словоизмене...

    Город.Транспорт. Словообразование и словоизменение существительных

    Вводное занятие по теме "Город.Транспорт" в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (первый год обучения). Цель занятия - формирование у детей лексико-грамматических категорий путем расшир...

    Консультация для воспитателей "Развитие словоизменения существительных"

    Дидактические игры и задания для старших дошкольников на развитие словоизменения существительных....

    Статья «Методика исследования словоизменения существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи»

    Эта методика позволяет более подробно изучить такой раздел грамматики, как словоизменение. Полученные результаты используются для построения плана работы по профилактике дисграфии в старшем дошкольном...

    ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

    Предлагаемые задания и игры, помогают детям с ОНР в закреплении навыка словоизменения....

    Особенности нарушения словоизменения существительных у детей с ОНР

        Наступает момент в жизни детей с недоразвитием речи, когда они начинают связывать уже приобретенные и вновь приобретаемые слова друг с другом. На этом этапе развития ребенок не сп...